Комментарии
- 4 окт 2024 19:50Ахмат Алиевне зря вы представили это сходство , Пушкин стал жертвой того самого света, орудием которого был потомок Юсупова,изначала это общество не простило мужику близость к царю а потом и сам царь стал мешать , и совместная , эсеры , рев. члены армии , пленили его на станции Дно Псковской области , вот и соотвествия....
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
ЛИТЕРАТУРА. XXI век. МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА.
:Тамара Шикова (Коротеева)
«Князья Юсуповы и А.
С. Пушкин»
Открылась выставка «Князья Юсуповы и А.С. Пушкин» в Государственном музее Пушкина на Пречистенке | портрет А.С. Пушкина. Художник О. А. Кипренский, 1827 год, и портрет Н.Б. Юсупова И. Б. Лампи / godliteratury.ru
В Государственном музее А.С. Пушкина открылась выставка, знакомящая с историей отношений княжеского рода Юсуповых и величайшего поэта России. Музей Пушкина и Музей-усадьба «Архангельское», взяв в партнеры РГАЛИ, ГИМ, Государственный архив древних актов и другие музеи, проследили в совместной экспозиции историю поэтического произведения, связавшего два века, историю с литературой.
... Пушкин мог столкнуться с князем Николаем Юсуповым уже в 2 года. В музее на Пречистенке есть ведомость: отец поэта в 1801 году внеся 500 рублей, снял для своей семьи комнаты в «среднем желтом доме», части московского дворца Юсуповых в Большом Харитоньевском. Рядом с копией контракта о найме дома — впервые выставляющийся чертеж 1799 года юсуповского дворца: красным помечены дворовые постройки, а зеленым — сад, где с няней гулял едва начавший ходить трехлетний Саша.
...В 27 лет он прискакал к Юсупову в Архангельское верхом. Вернувшийся из ссылки поэт ехал к престарелому князю, объездившему всю Европу от Португалии до Голландии, учившемуся в европейских университетах, общавшегося с Бомарше и Вольтером, как к свидетелю века Екатерины, о котором Пушкин готовился писать. Юсупов же пригласил к себе поэта уже понятного ему масштаба. В библиотеке в 16 тысяч томов, по которой князь водил гостя, книг последнего было больше чем любого другого русского поэта — и часть их представлена на выставке папками 1826 года с описями библиотеки.
Вряд ли отношения Пушкина и Юсупова привлекли бы к себе столько внимания, если б не знаменитое «Послание к вельможе»: один из важнейших людей эпохи, жизнь которого клонилась к закату, захотел получить от Пушкина стихи в свою честь. И часть выставки словно комментирует стихотворение — эту, как писал Белинский, «дивными красками написанную картину XVIII века», которую Юсупов наблюдал своими глазами — тут виды Венеции работы европейских мастеров из музея-усадьбы «Архангельское», офорты с со сценами европейских революций, парадный портрет Людовика XVI, аудиенции, которыми удостаивался князь Юсупов, путевые листы, подтверждающие путешествие князя...
Выставка воспринимается, как мастерская, в которой есть все до винтика для того, чтобы выстроить тему и завести в нее зрителя. Планы московского дворца Юсуповых, «комментируются» изразцами 18 века от его печей. Духом усадьбы Архангельское веет не только от подсвечников-жирандолей из юсуповского дворца — вот, например, оттуда же, авторское повторение знаменитой скульптурной группы «Амур и Психея» Антонио Кановы и его письмо Юсупову — доехала ли скульптура до князя-заказчика. Юсупов в «К вельможе» назван потомком Аристиппа, и кураторы не забыли выложить сборник биографий греческих философов, включающего упомянутого поэтом.
А вот и черновик самого послания: тут нет «живого места», почти каждая строка перечеркнута-переправлена. И копия белового автографа с фигурой согбенной старика-князя на первом листе.
Со стороны этот рисунок выглядит как усмешка — но в княжеской семье так, видимо, не считали и оригинал рукописи с рисунком хранили. Хранили и дружбу с Пушкиным и после смерти старого князя. У портрета Зинаиды Ивановны Юсуповой, супруги сына князя, Николая, лежит журнал 1836 года со списком гостей, приглашенных на бал к Юсуповым — среди них камер-юнкер Пушкин с женой Натальей Николаевной...
Выставка «Князья Юсуповы и Пушкин» – о том, как человеческое общение входит в семейную память, как это переходит из поколения в поколение и подхватывается музейщиками и учеными.
Княгиня Зинаида Юсупова и ее муж Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон продолжили традицию: в Архангельском, в память о визитах Пушкина в усадьбу, была создана Пушкинская аллея, в которой галерея античных богов и героев завершается бюстом поэта — первым в России усадебным памятником Пушкину и одним из образов Архангельского сегодня. А вот под стеклом типографские клише с первыми строками пушкинского панегирика: в 1907 году Зинаида и Феликс Юсуповы опубликовали факсимиле хранившегося в семье пушкинского автографа послания «К вельможе», положив начало научному изучению стихотворения.
Александр Пушкин. «К вельможе», 1830 год, (Москва)
От северных оков освобождая мир,
Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались.
Ты понял жизни цель: счастливый человек,
Для жизни ты живешь. Свой долгий ясный век
Еще ты смолоду умно разнообразил,
Искал возможного, умеренно проказил;
Чредою шли к тебе забавы и чины.
Посланник молодой увенчанной жены,
Явился ты в Ферней - и циник поседелый,
Умов и моды вождь пронырливый и смелый,
Свое владычество на Севере любя,
Могильным голосом приветствовал тебя.
С тобой веселости он расточал избыток,
Ты лесть его вкусил, земных богов напиток.
С Фернеем распростясь, увидел ты Версаль.
Пророческих очей не простирая вдаль,
Там ликовало всё. Армида молодая,
К веселью, роскоши знак первый подавая,
Не ведая, чему судьбой обречена,
Резвилась, ветреным двором окружена.
Ты помнишь Трианон и шумные забавы?
Но ты не изнемог от сладкой их отравы;
Ученье делалось на время твой кумир:
Уединялся ты. За твой суровый пир
То чтитель промысла, то скептик, то безбожник,
Садился Дидерот на шаткий свой треножник,
Бросал парик, глаза в восторге закрывал
И проповедывал. И скромно ты внимал
За чашей медленной афею иль деисту,
Как любопытный скиф афинскому софисту.
Но Лондон звал твое внимание. Твой взор
Прилежно разобрал сей двойственный собор:
Здесь натиск пламенный, а там отпор суровый,
Пружины смелые гражданственности новой.
Скучая, может быть, над Темзою скупой,
Ты думал дале плыть. Услужливый, живой,
Подобный своему чудесному герою,
Веселый Бомарше блеснул перед тобою.
Он угадал тебя: в пленительных словах
Он стал рассказывать о ножках, о глазах,
О неге той страны, где небо вечно ясно,
Где жизнь ленивая проходит сладострастно,
Как пылкой отрока восторгов полный сои,
Где жены вечером выходят на балкон,
Глядят и, не страшась ревнивого испанца,
С улыбкой слушают и манят иностранца.
И ты, встревоженный, в Севиллу полетел.
Благословенный край, пленительный предел!
Там лавры зыблются, там апельсины зреют...
О, расскажи ж ты мне, как жены там умеют
С любовью набожность умильно сочетать,
Из-под мантильи знак условный подавать;
Скажи, как падает письмо из-за решетки,
Как златом усыплен надзор угрюмой тетки;
Скажи, как в двадцать лет любовник под окном
Трепещет и кипит, окутанный плащом.
Всё изменилося. Ты видел вихорь бури,
Падение всего, союз ума и фурий,
Свободой грозною воздвигнутый закон,
Под гильотиною Версаль и Трианон
И мрачным ужасом смененные забавы.
Преобразился мир при громах новой славы.
Давно Ферней умолк. Приятель твой Вольтер,
Превратности судеб разительный пример,
Не успокоившись и в гробовом жилище,
Доныне странствует с кладбища на кладбище.
Барон д'Ольбах, Морле, Гальяни, Дидерот,
Энциклопедии скептической причет,
И колкой Бомарше, и твой безносый Касти,
Все, все уже прошли. Их мненья, толки, страсти
Забыты для других. Смотри: вокруг тебя
Всё новое кипит, былое истребя.
Свидетелями быв вчерашнего паденья,
Едва опомнились младые поколенья.
Жестоких опытов сбирая поздний плод,
Они торопятся с расходом свесть приход.
Им некогда шутить, обедать у Темиры,
Иль спорить о стихах. Звук новой, чудной лиры,
Звук лиры Байрона развлечь едва их мог.
Один всё тот же ты. Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры, и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной.
Я слушаю тебя: твой разговор свободный
Исполнен юности. Влиянье красоты
Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты
И блеск Алябьевой и прелесть Гончаровой.
Беспечно окружась Корреджием, Кановой,
Ты, не участвуя в волнениях мирских,
Порой насмешливо в окно глядишь на них
И видишь оборот во всем кругообразный.
Так, вихорь дел забыв для муз и неги праздной,
В тени порфирных бань и мраморных палат,
Вельможи римские встречали свой закат.
И к ним издалека то воин, то оратор,
То консул молодой, то сумрачный диктатор
Являлись день-другой роскошно отдохнуть,
Вздохнуть о пристани и вновь пуститься в путь.
Выставка проходит в Выставочных залах «Мезонин» Государственного музея А.С. Пушкина
по адресу ул. Пречистенка, 12/2
с 26 сентября 2024 года по 12 января 2025 года
Андрей Васянин