— известный русский поэт, писатель-концептуалист, переводчик, актер, драматург и режиссёр родился 11 июня 1941 в Новосибирске
Закончил ВГИК, актёрское отделение. Недолгое время работал актёром, затем поступил в аспирантуру киноведческого отделения. Защитил кандидатскую диссертацию по пантомиме. Поставил в Московском театре мимики и жеста свою пьесу «Очарованный остров». Руководил студией пантомимы в доме культуры «Москворечье». Режиссёр-постановщик выступлений группы «Последний шанс». Умер от инфаркта на Пушкинской (ныне Большая Дмитровка) улице, на следующий день после завершения своего последнего произведения — пьесы «Дзынь» (опубликована в 1988). Похоронен в Новосибирске. Лауреат диссидентской литературной Премии Андрея Белого (1981, посмертно). Прижизненные литературные публикации Харитонова минимальны (несколько переводов из современной немецкой поэзии, в т.ч. Ингеборг Бахман). Часть текстов распространялась в самиздате, в т.ч. прижизненные и посмертные публикации в самиздатских журналах «Часы», «Обводный канал», «37», «Митин журнал». В новейшее время дважды опубликовано собрание сочинений Харитонова, основанное на составленном им самим незадолго до смерти корпусе текстов. Творчество Харитонова находится на пересечении нескольких значительных линий в русской прозе XX века. Определенная криптографичность письма, зашифровывание эмоционального и событийного ряда своего рода метками чувства и события сближает прозу Харитонова с прозой Павла Улитина (и далее — с прустовской и джойсовской традициями в мировой литературе); с Улитиным Харитонова роднит также интерес к выразительным свойствам специфически машинописной графики текста (особенно в произведении «Роман»). Тематизирование дистанции между автором и лирическим субъектом, важное в некоторых текстах Харитонова, во многом предвосхитило дальнейшую работу писателей-концептуалистов (Виктора Ерофеева, Владимира Сорокина).
В СССР печатался лишь в "Самиздате", первые публикации состоялись во Франции благодаря В. Аксенову. Рассказы Евгения Харитонова были опубликованы в альманахе "Каталог" (изд-во "Ардис"; США, 1982), затем в журналах "Стрелец", "А-Я". С 1988 года (пьеса "Дзинь", журнал "Искусство кино") произведения Харитонова широко печатаются в российской прессе ("Русский курьер", "Митин журнал", "Столица", "Урал"), сборниках, выходит двухтомное собрание его сочинений (Москва: "Глагол", 1993).
ЛИТЕРАТУРА. XXI век. МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА.
:Тамара Шикова (Коротеева)
ХАРИТОНОВ ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
— известный русский поэт, писатель-концептуалист, переводчик, актер, драматург и режиссёр родился 11 июня 1941 в Новосибирске
Закончил ВГИК, актёрское отделение. Недолгое время работал актёром, затем поступил в аспирантуру киноведческого отделения. Защитил кандидатскую диссертацию по пантомиме. Поставил в Московском театре мимики и жеста свою пьесу «Очарованный остров». Руководил студией пантомимы в доме культуры «Москворечье». Режиссёр-постановщик выступлений группы «Последний шанс». Умер от инфаркта на Пушкинской (ныне Большая Дмитровка) улице, на следующий день после завершения своего последнего произведения — пьесы «Дзынь» (опубликована в 1988). Похоронен в Новосибирске. Лауреат диссидентской литературной Премии Андрея Белого (1981, посмертно).
Прижизненные литературные публикации Харитонова минимальны (несколько переводов из современной немецкой поэзии, в т.ч. Ингеборг Бахман). Часть текстов распространялась в самиздате, в т.ч. прижизненные и посмертные публикации в самиздатских журналах «Часы», «Обводный канал», «37», «Митин журнал». В новейшее время дважды опубликовано собрание сочинений Харитонова, основанное на составленном им самим незадолго до смерти корпусе текстов.
Творчество Харитонова находится на пересечении нескольких значительных линий в русской прозе XX века. Определенная криптографичность письма, зашифровывание эмоционального и событийного ряда своего рода метками чувства и события сближает прозу Харитонова с прозой Павла Улитина (и далее — с прустовской и джойсовской традициями в мировой литературе); с Улитиным Харитонова роднит также интерес к выразительным свойствам специфически машинописной графики текста (особенно в произведении «Роман»). Тематизирование дистанции между автором и лирическим субъектом, важное в некоторых текстах Харитонова, во многом предвосхитило дальнейшую работу писателей-концептуалистов (Виктора Ерофеева, Владимира Сорокина).
В СССР печатался лишь в "Самиздате", первые публикации состоялись во Франции благодаря В. Аксенову. Рассказы Евгения Харитонова были опубликованы в альманахе "Каталог" (изд-во "Ардис"; США, 1982), затем в журналах "Стрелец", "А-Я". С 1988 года (пьеса "Дзинь", журнал "Искусство кино") произведения Харитонова широко печатаются в российской прессе ("Русский курьер", "Митин журнал", "Столица", "Урал"), сборниках, выходит двухтомное собрание его сочинений (Москва: "Глагол", 1993).