Николай Асеев родился 10 июля 1889 года в городе Льгове. Он рос в семье страхового агента Николая Николаевича и его жены Елены Николаевны. Дом стоял у города на въезде, окнами в метелицу и тьму; близостью созвездий думалось и бредилось ему. Било в стекла заревое пламя, плыл рекой туман; дом дышал густыми коноплями, свежестью, сводящею с ума. Он хотел крыльцом скрипучим дергать, хлопать ставней, крышей грохотать; дом хотел шататься от восторга, что вокруг такая благодать; что его, до стрех обстав, подсолнух рыжей рожей застил от других, точно плыл он на прохладных волнах калачей и лопухов тугих. Что с того, что был он деревянным, что, приштопан к камню, в землю врос, от него тянулись караваны свежих рощ и вороненых гроз. Он кружился с ними, плыл и таял и живущим помыслы кружил; до него от самого Китая долетали синие стрижи. Он кружился и гримасы корчил, млел огнями, тьмою лиловел, и его ветров весенних кормчий вел других ковчегов в голове. А когда рябила осень лужи и брало метелицей кусты, дому становилось хуже: он стоял примолкшим и пустым. Только это ― с улицы казалось, а внутри он полон был и жив; даже если вызывал он жалость, сам себя, смеясь, ловил на лжи, так как ― зорь зарозовевший иней, стекол заалмаженный узор вспыхивал и цвел, как хвост павлиний, синей и зеленой бирюзой. И, дымясь под первою порошей, коренастый, тихий, небольшой, он вставал опять такой хороший, со своею дымчатой душой. И, тепло запечное не тратя и забив оконные пазы, по косым линованным тетрадям он твердил столетние азы. И, такой же тишью невредимы, заморозком взятые в тиски, по соседству подымались дымы ― буден безголосые свистки. В доме ― плыли тени кошки, кружки, фикуса, луны, детских откровений и смятений, тишины и старины. Сквозь пазы растрескавшихся кафель плыл жарок и затоплял края, где басовый стариковский кашель гул вливал в рассохшийся рояль. В доме пели птицы ― сойки, коноплянки и клесты. И теперь еще мне щебет снится, зори, росы, травы и кусты. И теперь… глаза бы не глядели, уши бы не слушали иной, кроме той передрассветной трели, что будила детство за стеной. И когда, тавровое мещанство, я теперь смотрю тебе в глаза, я не знаю, где я умещался, кто мне это в уши насказал. Может, в клетке, может, из-за прутьев, горькой болью полный позарез, в сны мои протискивался грудью свежезаневоленный скворец?!
Первая трагедия в биографии будущего поэта произошла в 8-летнем возрасте – скончалась его мать. В результате, отец повторно вступил в брак. Детские годы Асеева прошли в доме его деда по материнской линии, Николая Павловича.
Дедушка поэта был страстным рыбаком и охотником, любил фольклор, а также имел репутацию прекрасного рассказчика. Его супруга, Варвара Степановна, – бабушка Асеева, знала множество подробностей из старого деревенского быта.
По словам Николая, дедушка и бабушка оказали на него огромное влияние. Позднее Асеев поступил в Курское реальное училище, которое успешно окончил в 1909 г. Затем он продолжил получать образование на экономическом факультете Московского коммерческого института и на историко-филологических отделениях Московского и Харьковского университетов.
В разгар Первой мировой войны (1914-1918) Николая Асеева призвали на службу, однако по причине туберкулеза он был от нее освобожден. В 1917 г. его снова призвали в армию, вследствие чего он начал нести службу в запасном полку.
Позднее Асеева избрали в полковой Совет солдатских депутатов, после чего его вместе с ранеными солдатами направили в Иркутск. В ходе Гражданской войны Николай оказался на Дальнем Востоке. В это время биографии он возглавлял биржу труда, а потом работал в местной газете.
Николай Асеев начал печататься в 20-летнем возрасте. В период 1914-1915 гг. он издавался в детском журнале «Проталинка». К тому времени он уже познакомился с разными современными поэтами, включая Маяковского и Пастернака, в связи с чем был частым гостем различных творческих вечеров.
С 1914 г. Николай Николаевич совместно с Бобровым и Пастернаком был одним из лидеров кружка «Лирика», а затем и литературной группы «Центрифуга», которая развивалась в духе футуризма. Тогда же он стал автором своего первого поэтического сборника «Ночная флейта».
В данной книге, стихотворениям Асеева были присущи символистские мотивы. В эти годы биографии на него сильно повлияло творчество Хлебникова, наряду с древнеславянским фольклором. Это привело к тому, что он издал очередные сборники – «Зор» и Леторей».
Вместе с тем, Николай восхищался не только поэзий Маяковского, но и его личностью. В результате, в его творчестве стали преобладать революционные настроения. Еще до начала Октябрьской революции он пророчил скорое торжество нового порядка.
По этой причине, государственный переворот Асеев принял с большим энтузиазмом, как и многие другие поэты. О старой культуре он отзывался, как об «ушедшей туче», которая наконец-то «отгремела». Парень воспринимал революцию как стихийную силу, уничтожившую мещанский уклад и давшую возможность для развития.
В последующие годы биографии Николай Асеев начинает часто прославлять советскую Россию. В начале 1920-х годов он стал автором поэм «Буденный» и «Сентиментальное путешествие знаменитого кота Буберы», а также сборника «Бомба».
В 1922 г. Асееву пришло приглашение от Луначарского о переезде в Москву. В следующем году его приняли в творческое объединение «ЛЕФ», в котором он занимал одну из ведущих ролей. Через пару лет он опубликовал поэму «Лирическое отступление», в которой критиковал современников в том, что те не стремились к отходу от мещанства, а, наоборот, тянулись к бытовому благополучию, не думая о всеобщем благе.
В 20-е годы Николай Николаевич издал ряд произведений, которым была присуща тема революции: поэмы «Семен Проскаков», «Свердловская буря» и «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах», а также стихотворения «Синие гусары» и «Чернышевский».
Тогда же Асеев отправился в путешествие на Запад, вернувшись домой в 1928 г. После этого из-под его пера вышли несколько стихотворений, среди которых «Рим», «Дорога» и «Форум-Капитолий». Позднее он представил книгу «Дневник поэта».
В 30-е годы поэт продолжает писать стихи, а также публикует фельетоны на политические темы – «Надежда человечества» и «Берлинский май». Одновременно с этим он занимается переводами. Особенное место в биографии Асеева занимает поэма «Маяковский начинается»
За это произведение Николай удостоился Сталинской премии 1-й степени. В разгар Великой Отечественной войны (1941-1945) его стихи активно издавались в газетах. В них он заверял соотечественников в неминуемой победе над фашизмом и прославлял Родину.
После войны Асеев продолжил писать стихи и публиковать книги. Незадолго до смерти он представил труд «Зачем и кому нужна поэзия» (1961), на страницах которого размышлял о прожитой жизни.
Важно отметить, что Николай Асеев часто оказывал поддержку начинающим поэтам в эпоху хрущевской «оттепели». За годы творческой биографии он издал порядка 80 поэтических сборников, а также занимался переводами стихотворений Мао Цзэдуна.
Женой Николая была Ксения Синякова – одна из 5 сестер Синяковых, считавшихся «музами русского футуризма». В честь жены им был написан стих «За косы ее золотые, за плечи ее молодые». Интересен факт, что за сестрами пытались ухаживать Маяковский, Пастернак и Хлебников.
В последние годы биографии у поэта обострился туберкулез, который дал осложнение и привел к воспалению легких. Николай Асеев умер 16 июля 1963 года в возрасте 74 лет.
ЛИТЕРАТУРА. XXI век. МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА.
:Тамара Шикова (Коротеева)
10 июля - день рождения Николая Асеева.
Николай Асеев родился 10 июля 1889 года в городе Льгове. Он рос в семье страхового агента Николая Николаевича и его жены Елены Николаевны.
Дом стоял у города на въезде,
окнами в метелицу и тьму;
близостью созвездий
думалось и бредилось ему.
Било в стекла заревое пламя,
плыл рекой туман;
дом дышал густыми коноплями,
свежестью, сводящею с ума.
Он хотел крыльцом скрипучим дергать,
хлопать ставней, крышей грохотать;
дом хотел шататься от восторга,
что вокруг такая благодать;
что его, до стрех обстав, подсолнух
рыжей рожей застил от других,
точно плыл он на прохладных волнах
калачей и лопухов тугих.
Что с того, что был он деревянным,
что, приштопан к камню, в землю врос,
от него тянулись караваны
свежих рощ и вороненых гроз.
Он кружился с ними, плыл и таял
и живущим помыслы кружил;
до него от самого Китая
долетали синие стрижи.
Он кружился и гримасы корчил,
млел огнями, тьмою лиловел,
и его ветров весенних кормчий
вел других ковчегов в голове.
А когда рябила осень лужи
и брало метелицей кусты,
дому становилось хуже:
он стоял примолкшим и пустым.
Только это ― с улицы казалось,
а внутри он полон был и жив;
даже если вызывал он жалость,
сам себя, смеясь, ловил на лжи,
так как ― зорь зарозовевший иней,
стекол заалмаженный узор
вспыхивал и цвел, как хвост павлиний,
синей и зеленой бирюзой.
И, дымясь под первою порошей,
коренастый, тихий, небольшой,
он вставал опять такой хороший,
со своею дымчатой душой.
И, тепло запечное не тратя
и забив оконные пазы,
по косым линованным тетрадям
он твердил столетние азы.
И, такой же тишью невредимы,
заморозком взятые в тиски,
по соседству подымались дымы ―
буден безголосые свистки.
В доме ― плыли тени
кошки, кружки, фикуса, луны,
детских откровений и смятений,
тишины и старины.
Сквозь пазы растрескавшихся кафель
плыл жарок и затоплял края,
где басовый стариковский кашель
гул вливал в рассохшийся рояль.
В доме пели птицы ―
сойки, коноплянки и клесты.
И теперь еще мне щебет снится,
зори, росы, травы и кусты.
И теперь… глаза бы не глядели,
уши бы не слушали иной,
кроме той передрассветной трели,
что будила детство за стеной.
И когда, тавровое мещанство,
я теперь смотрю тебе в глаза,
я не знаю, где я умещался,
кто мне это в уши насказал.
Может, в клетке, может, из-за прутьев,
горькой болью полный позарез,
в сны мои протискивался грудью
свежезаневоленный скворец?!
Первая трагедия в биографии будущего поэта произошла в 8-летнем возрасте – скончалась его мать. В результате, отец повторно вступил в брак. Детские годы Асеева прошли в доме его деда по материнской линии, Николая Павловича.
Дедушка поэта был страстным рыбаком и охотником, любил фольклор, а также имел репутацию прекрасного рассказчика. Его супруга, Варвара Степановна, – бабушка Асеева, знала множество подробностей из старого деревенского быта.
По словам Николая, дедушка и бабушка оказали на него огромное влияние. Позднее Асеев поступил в Курское реальное училище, которое успешно окончил в 1909 г. Затем он продолжил получать образование на экономическом факультете Московского коммерческого института и на историко-филологических отделениях Московского и Харьковского университетов.
В разгар Первой мировой войны (1914-1918) Николая Асеева призвали на службу, однако по причине туберкулеза он был от нее освобожден. В 1917 г. его снова призвали в армию, вследствие чего он начал нести службу в запасном полку.
Позднее Асеева избрали в полковой Совет солдатских депутатов, после чего его вместе с ранеными солдатами направили в Иркутск. В ходе Гражданской войны Николай оказался на Дальнем Востоке. В это время биографии он возглавлял биржу труда, а потом работал в местной газете.
Николай Асеев начал печататься в 20-летнем возрасте. В период 1914-1915 гг. он издавался в детском журнале «Проталинка». К тому времени он уже познакомился с разными современными поэтами, включая Маяковского и Пастернака, в связи с чем был частым гостем различных творческих вечеров.
С 1914 г. Николай Николаевич совместно с Бобровым и Пастернаком был одним из лидеров кружка «Лирика», а затем и литературной группы «Центрифуга», которая развивалась в духе футуризма. Тогда же он стал автором своего первого поэтического сборника «Ночная флейта».
В данной книге, стихотворениям Асеева были присущи символистские мотивы. В эти годы биографии на него сильно повлияло творчество Хлебникова, наряду с древнеславянским фольклором. Это привело к тому, что он издал очередные сборники – «Зор» и Леторей».
Вместе с тем, Николай восхищался не только поэзий Маяковского, но и его личностью. В результате, в его творчестве стали преобладать революционные настроения. Еще до начала Октябрьской революции он пророчил скорое торжество нового порядка.
По этой причине, государственный переворот Асеев принял с большим энтузиазмом, как и многие другие поэты. О старой культуре он отзывался, как об «ушедшей туче», которая наконец-то «отгремела». Парень воспринимал революцию как стихийную силу, уничтожившую мещанский уклад и давшую возможность для развития.
В последующие годы биографии Николай Асеев начинает часто прославлять советскую Россию. В начале 1920-х годов он стал автором поэм «Буденный» и «Сентиментальное путешествие знаменитого кота Буберы», а также сборника «Бомба».
В 1922 г. Асееву пришло приглашение от Луначарского о переезде в Москву. В следующем году его приняли в творческое объединение «ЛЕФ», в котором он занимал одну из ведущих ролей. Через пару лет он опубликовал поэму «Лирическое отступление», в которой критиковал современников в том, что те не стремились к отходу от мещанства, а, наоборот, тянулись к бытовому благополучию, не думая о всеобщем благе.
В 20-е годы Николай Николаевич издал ряд произведений, которым была присуща тема революции: поэмы «Семен Проскаков», «Свердловская буря» и «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах», а также стихотворения «Синие гусары» и «Чернышевский».
Тогда же Асеев отправился в путешествие на Запад, вернувшись домой в 1928 г. После этого из-под его пера вышли несколько стихотворений, среди которых «Рим», «Дорога» и «Форум-Капитолий». Позднее он представил книгу «Дневник поэта».
В 30-е годы поэт продолжает писать стихи, а также публикует фельетоны на политические темы – «Надежда человечества» и «Берлинский май». Одновременно с этим он занимается переводами. Особенное место в биографии Асеева занимает поэма «Маяковский начинается»
За это произведение Николай удостоился Сталинской премии 1-й степени. В разгар Великой Отечественной войны (1941-1945) его стихи активно издавались в газетах. В них он заверял соотечественников в неминуемой победе над фашизмом и прославлял Родину.
После войны Асеев продолжил писать стихи и публиковать книги. Незадолго до смерти он представил труд «Зачем и кому нужна поэзия» (1961), на страницах которого размышлял о прожитой жизни.
Важно отметить, что Николай Асеев часто оказывал поддержку начинающим поэтам в эпоху хрущевской «оттепели». За годы творческой биографии он издал порядка 80 поэтических сборников, а также занимался переводами стихотворений Мао Цзэдуна.
Женой Николая была Ксения Синякова – одна из 5 сестер Синяковых, считавшихся «музами русского футуризма». В честь жены им был написан стих «За косы ее золотые, за плечи ее молодые». Интересен факт, что за сестрами пытались ухаживать Маяковский, Пастернак и Хлебников.
В последние годы биографии у поэта обострился туберкулез, который дал осложнение и привел к воспалению легких. Николай Асеев умер 16 июля 1963 года в возрасте 74 лет.