В Туле давно мечтали поставить памятник Левше. И однажды объявили конкурс на создание монумента легендарному умельцу. Вскоре со всех концов России посыпалось столько проектов, что у наших ценителей кругом пошла голова. Один памятник был величественнее другого, и не знали, на котором остановиться.
А на оружейном заводе был паренек, способный и грамотный малый. Он добился того, что мог на торце спички укладывать сто подков и свободно расписываться на кончике иглы. И когда он свои работы показывал другим, ему говорили:
— Хорошо, но у Левши чуточку лучше выходило.
Однажды разозлился малый и сказал:
— Тогда покажите работы Левши; если они действительно достойны легенд, я берусь своими руками ему сделать памятник.
Молодые мастера засмеялись, а у стариков заскребло в душе. Слишком его слова показались им дерзкими.
А в Туле от работ Левши остался только один гвоздик, которым он прибивал подковы блохе, да и тот держали под семью замками.
Тогда старики вытащили этот гвоздик и сказали:
— На! Хоть месяц смотри, если сумеешь сделать что-нибудь подобное.
Малый взял у них сгоряча этот гвоздик и пошел домой.
Проходит месяц, он все не несет гвоздя.
— Ты не потерял? — спрашивают его. — Нет, — отвечает он.
Еще прошел месяц. Парень даже не заикается о гвозде.
— Ох, покорежил, наверно! — теперь уже с беспокойством заговорили старики. — Да нет, — опять отвечает малый. — А почему не несешь?
Схватили его тогда за шиворот и потащили домой. Приходят, взглянули на гвоздик — он действительно покорежен. Что делать? Положили под увеличительное стекло, чтобы посмотреть, нельзя ли его снова выправить.
Первый мастер только прильнул к стеклу и ахнул.
Оказывается, парень из этого гвоздя выковал самого Левшу.
И его работу признали самым лучшим памятником Левше.
Иван Панькин
P.S. Иван Панькин (1921 – 1998) – известный тульский писатель, создатель жанра тульских сказаний. Данный рассказ входит в цикл «Легенды о мастере Тычке» (он же «Тайны старого колчана»). Цикл постоянно дополнялся новыми историями, и жизнь главного героя растянулась от эпохи Петра Великого, основателя Тульского оружейного завода, до времен Великой Отечественной войны, а сам образ впитал в себя черты как реальных лиц (например, Никиты Демидова), так и героев книг и легенд. К сожалению, главное произведение Панькина – автобиографический роман, над которым он работал всю жизнь, о беспризорном детстве, мечте о море, - ныне можно считать утраченным: рукопись (а это несколько чемоданов) пропала из квартиры его сына Владимира (я немного знаком с ним - изредка встречаемся в книжной лавке при галерее «Ясная Поляна») в то время, как он работал по контракту в Чехии. Но мы надеемся, что однажды она отыщется…
P.P.S. Памятник Левше в Туле есть. Установлен он перед Тульским Машиностроительным заводом в 2009 году; до этого находился на территории самого завода. Его автор непрофессиональный скульптор Бронислав Кривохин работал тогда начальником отдела связи; именно его работа победила на конкурсе проектов памятника Левше. Памятник, может быть, не совсем удачен, но тем не менее… Возможно, лучшим памятником тульскому мастеру-оружейнику Левше, придуманному Лесковым, является труд и разработки наших конструкторов, инженеров и рабочих.
ЛИТЕРАТУРА. XXI век. МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА.
:ВАДИМ ФАДЕЕВ
ПАМЯТНИК ЛЕВШЕ
В Туле давно мечтали поставить памятник Левше. И однажды объявили конкурс на создание монумента легендарному умельцу. Вскоре со всех концов России посыпалось столько проектов, что у наших ценителей кругом пошла голова. Один памятник был величественнее другого, и не знали, на котором остановиться.
А на оружейном заводе был паренек, способный и грамотный малый. Он добился того, что мог на торце спички укладывать сто подков и свободно расписываться на кончике иглы. И когда он свои работы показывал другим, ему говорили:
— Хорошо, но у Левши чуточку лучше выходило.
Однажды разозлился малый и сказал:
— Тогда покажите работы Левши; если они действительно достойны легенд, я берусь своими руками ему сделать памятник.
Молодые мастера засмеялись, а у стариков заскребло в душе. Слишком его слова показались им дерзкими.
А в Туле от работ Левши остался только один гвоздик, которым он прибивал подковы блохе, да и тот держали под семью замками.
Тогда старики вытащили этот гвоздик и сказали:
— На! Хоть месяц смотри, если сумеешь сделать что-нибудь подобное.
Малый взял у них сгоряча этот гвоздик и пошел домой.
Проходит месяц, он все не несет гвоздя.
— Ты не потерял? — спрашивают его.
— Нет, — отвечает он.
Еще прошел месяц. Парень даже не заикается о гвозде.
— Ох, покорежил, наверно! — теперь уже с беспокойством заговорили старики.
— Да нет, — опять отвечает малый.
— А почему не несешь?
Схватили его тогда за шиворот и потащили домой. Приходят, взглянули на гвоздик — он действительно покорежен. Что делать? Положили под увеличительное стекло, чтобы посмотреть, нельзя ли его снова выправить.
Первый мастер только прильнул к стеклу и ахнул.
Оказывается, парень из этого гвоздя выковал самого Левшу.
И его работу признали самым лучшим памятником Левше.
Иван Панькин
P.S. Иван Панькин (1921 – 1998) – известный тульский писатель, создатель жанра тульских сказаний. Данный рассказ входит в цикл «Легенды о мастере Тычке» (он же «Тайны старого колчана»). Цикл постоянно дополнялся новыми историями, и жизнь главного героя растянулась от эпохи Петра Великого, основателя Тульского оружейного завода, до времен Великой Отечественной войны, а сам образ впитал в себя черты как реальных лиц (например, Никиты Демидова), так и героев книг и легенд. К сожалению, главное произведение Панькина – автобиографический роман, над которым он работал всю жизнь, о беспризорном детстве, мечте о море, - ныне можно считать утраченным: рукопись (а это несколько чемоданов) пропала из квартиры его сына Владимира (я немного знаком с ним - изредка встречаемся в книжной лавке при галерее «Ясная Поляна») в то время, как он работал по контракту в Чехии. Но мы надеемся, что однажды она отыщется…