Mazda RX-7 | первый и единственный раллийный автомобиль группы B c роторно-поршневым двигателем.
Мощность: 300 л.с. при 8500 об/мин Крутящий момент: 270 при 7500 об/мин Масса: 960 кг
Роторный тупик: как Mazda построила автомобиль группы B и почему из этого ничего не вышло
Каждый раз когда речь заходит о раллийных монстрах группы B, правивших бал в чемпионате мира в упоительно сладкие, но столь короткие сезоны 1983-1986 годов, в голове сами собой появляются голограммы стремительных Audi Quattro S1, Peugeot 205 Turbo 16 или Lancia Delta S4. Логично — история любит и помнит победителей, гораздо меньше внимания уделяя середнякам той славной эпохи (MG Metro 6R4, Ford RS200, Porsche 959) и практически полностью игнорируя неудачников, к числу которых относятся Citroen BX 4TC, Nissan 240 RS и, конечно же, Mazda RX-7 — между прочим, первый и единственный раллийный автомобиль группы B c роторно-поршневым двигателем.
История фирмы из Хиросимы, название которой сами японцы произносят не как привычное русскому слуху “Мазда”, а скорее как нечто напоминающее “Мацда” или даже “Мацуда”, последние полвека неразрывно связана с двигателями Ванкеля. Надо сказать, в роторно-поршневую тему японцы в общей сложности зарыли такие деньжищи, которых хватило бы человечеству на колонизацию не только Луны, но и Марса. Однако, несмотря на все усилия и на все траты почти всегда что-то шло не так. С раллийной программой “Мацуды” приключилась примерно такая же петрушка.
До поры Mazda так вообще игнорила ралли. Долгое время собственные спортивные амбиции фирма из Хиросимы удовлетворяла кольцевыми гонками. Собственно и сам интерес к классическому ралли в Стране Восходящего солнца начал активно расти во второй половине 70-х. Тогда-то Mazda и пошла по уже проторенной другими японскими брендами дорожке — заручилась технической поддержкой и опытом европейских раллийных гуру. В случае, скажем, с Toyota таким стал швед Уве Андерссон, ну а первые шаги Mazda в ралли высокого уровня связаны с именем немца Ахима Вармбольда.
Двукратный чемпион Германии и неоднократный победитель этапов мирового и европейского чемпионата начал на широкую ногу. В 1983 году в окрестностях Брюсселя была организованы штаб-квартира и мастерские команды Mazda Rallye Team Europe (MRTE). И работа над созданием нового автомобиля закипела безотлагательно. Причем, автомобиля не абы какого, а сразу топовой на тот момент группы B! Прототипом для "бешки" стала, пожалуй, самая яркая на тот момент модель производственной программы Mazda — элегантное, быстрое и недешевое купе RX-7 c роторно-поршневым двигателем.
> Поскольку у Mazda RX-7 уже была действующая омологация по группам 1, 2 и 4, то согласно регламенту группы B японцам было необходимо выпустить лишь 20 так называемых 'эволюционных' экземпляров модели для получения разрешения выходить на старт. Причем в техническом плане ''эволюция' могла весьма значительно отличаться от изначальной версии
Решение, которое сегодня можно смело назвать спорным, тогда наоборот представлялось весьма дальновидным, как с маркетинговой точки зрения — красивая машина на трассах чемпионата мира по определению нравится зрителям, так и с технической тоже. Ведь мощностной потенциал роторного мотора значительно превосходит безнаддувные бензиновые моторы, работающие по циклу Отто, и вполне сравним с показателями капризных особенно в ту пору турбодвигателей.
Первый вариант Mazda RX-7 группы B получил омологационные документы 1 февраля 1984 года, а еще через три месяца команда Ахима Вармбольда представила и эволюционную версию, которой, собственно говоря, и предстояло стартовать в чемпионате мира. Конструкция получалась быть может не самой революционной, но все же довольно интересной. Во-первых, знаменитый роторно-поршневой двигатель серии 13B, выдававший в стоке 135 л.с. здесь разогнали аж до 300 “лошадей”! Это был не просто самый мощный атмосферный мотор в группе B, но и результат не уступавший некоторым турбомоторам конкурентов — например, Lancia 037 Rally E1. Другим плюсом раллийной RX-7 стала крайне невысокая масса и компактные размеры силового агрегата — двухкамерный “Ванкель” под капотом элегантного купе с первого взгляда вообще можно было не заметить. Для лучшей развесовки двигатель еще сместили на 10 см назад, а применение стеклопластиковых (широкое) и композитных материалов (не столь широкое) для кузовных элементов позволило снизить снаряженную массу до 960 кг. Добавляем модернизированную заднюю подвеску с усиленными параллельными рычагами, систему смазки с сухим картером всегда актуальную для гоночной машины и получаем готовый портрет первого и единственного автомобиля группы B с двигателем Ванкеля.
Вот только в этом ладной картинке явно чего-то не хватает, не так ли? И не просто чего-то, а возможно самого главного — полного привода. В то время как Audi уже выигрывала этапы чемпионата мира на Quattro, а Peugeot и Lancia уже включились в гонку полноприводных вооружений, Ахим Вармбольд и Mazda решили сделать ставку на старый добрый классический привод. Получилось предсказуемо никак…
На дебютном “Акрополисе-84” Mazda RX-7 опытного Ингвара Карлссона сошла из-за проблем с дифференциалом, в то время как второй экипаж, места пилота в котором занял сам босс Mazda Rallye Team Europe, финишировал 9-м в абсолюте. Для первой гонки вроде как и не плохо, вот только победителю Стигу Бломквисту на Audi Quattro Ахим Вармбольд проиграл почти полтора часа! Не слишком впечатляющий темп, чего уж там… Да и с надежностью все было не тип-топ — на RAC-ралли проблемы с дифференциалом вновь попортили пилотам Mazda много крови.
Сезон 1985 года с точки зрения спортивных результатов начался для MRTE более удачно: Карлссон финишировал восьмым в “Швеции” и даже умудрился запрыгнуть на пьедестал в “Акрополисе”. Однако, 48 минут проигрыша Тимо Салонену и его Peugeot 205 Turbo 16 безапелляционно свидетельствовали — ни о какой реальной конкурентоспособности речи нет. О чем вообще говорить если великолепная француженка легче, мощнее, эффективней с точки зрения развесовки, а главное могла похвастать полным приводом?
К тому времени и в Мazda Rallye Team Europe уже поняли — без 4х4 в чемпионате мира ловить нечего. Более того, экспериментальный полноприводный вариант RX-7 появился на свет и даже успел принять старт в американском ралли “Олимпус”, но было уже поздно. Дни самой группы B стремительно клонились к закату, да и в Хиросиме решили, что в коммерческих интересах ставку нужно делать на недорогую массовую модель. В дальнейшем свои усилия MRTE сконцентрирует на разработке раллийной версии хэтчбека 323 с трансмиссией 4WD и турбомотором. Это будет уже другая многообещающая история… так и не сбывшихся надежд.
Но и поныне болельщики со стажем с ностальгией вспоминают характерный голос роторно-поршневых “семерок”, отчаянно метущих хвостом в затяжных виражах “Швеции” или продирающихся сквозь непробиваемую стену пыли на “Акрополисе”. Пусть победы так и не пришли, но круто было все равно!
Mazda Rx7_ ДИНАМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РОТОРА В ДЕЙСТВИИ
АВТОМАНИЯ
Mazda RX-7 | первый и единственный раллийный автомобиль группы B c роторно-поршневым двигателем.
Мощность: 300 л.с. при 8500 об/мин
Крутящий момент: 270 при 7500 об/мин
Масса: 960 кг
Роторный тупик: как Mazda построила автомобиль группы B и почему из этого ничего не вышло
Каждый раз когда речь заходит о раллийных монстрах группы B, правивших бал в чемпионате мира в упоительно сладкие, но столь короткие сезоны 1983-1986 годов, в голове сами собой появляются голограммы стремительных Audi Quattro S1, Peugeot 205 Turbo 16 или Lancia Delta S4. Логично — история любит и помнит победителей, гораздо меньше внимания уделяя середнякам той славной эпохи (MG Metro 6R4, Ford RS200, Porsche 959) и практически полностью игнорируя неудачников, к числу которых относятся Citroen BX 4TC, Nissan 240 RS и, конечно же, Mazda RX-7 — между прочим, первый и единственный раллийный автомобиль группы B c роторно-поршневым двигателем.
История фирмы из Хиросимы, название которой сами японцы произносят не как привычное русскому слуху “Мазда”, а скорее как нечто напоминающее “Мацда” или даже “Мацуда”, последние полвека неразрывно связана с двигателями Ванкеля. Надо сказать, в роторно-поршневую тему японцы в общей сложности зарыли такие деньжищи, которых хватило бы человечеству на колонизацию не только Луны, но и Марса. Однако, несмотря на все усилия и на все траты почти всегда что-то шло не так. С раллийной программой “Мацуды” приключилась примерно такая же петрушка.
До поры Mazda так вообще игнорила ралли. Долгое время собственные спортивные амбиции фирма из Хиросимы удовлетворяла кольцевыми гонками. Собственно и сам интерес к классическому ралли в Стране Восходящего солнца начал активно расти во второй половине 70-х. Тогда-то Mazda и пошла по уже проторенной другими японскими брендами дорожке — заручилась технической поддержкой и опытом европейских раллийных гуру. В случае, скажем, с Toyota таким стал швед Уве Андерссон, ну а первые шаги Mazda в ралли высокого уровня связаны с именем немца Ахима Вармбольда.
Двукратный чемпион Германии и неоднократный победитель этапов мирового и европейского чемпионата начал на широкую ногу. В 1983 году в окрестностях Брюсселя была организованы штаб-квартира и мастерские команды Mazda Rallye Team Europe (MRTE). И работа над созданием нового автомобиля закипела безотлагательно. Причем, автомобиля не абы какого, а сразу топовой на тот момент группы B! Прототипом для "бешки" стала, пожалуй, самая яркая на тот момент модель производственной программы Mazda — элегантное, быстрое и недешевое купе RX-7 c роторно-поршневым двигателем.
> Поскольку у Mazda RX-7 уже была действующая омологация по группам 1, 2 и 4, то согласно регламенту группы B японцам было необходимо выпустить лишь 20 так называемых 'эволюционных' экземпляров модели для получения разрешения выходить на старт. Причем в техническом плане ''эволюция' могла весьма значительно отличаться от изначальной версии
Решение, которое сегодня можно смело назвать спорным, тогда наоборот представлялось весьма дальновидным, как с маркетинговой точки зрения — красивая машина на трассах чемпионата мира по определению нравится зрителям, так и с технической тоже. Ведь мощностной потенциал роторного мотора значительно превосходит безнаддувные бензиновые моторы, работающие по циклу Отто, и вполне сравним с показателями капризных особенно в ту пору турбодвигателей.
Первый вариант Mazda RX-7 группы B получил омологационные документы 1 февраля 1984 года, а еще через три месяца команда Ахима Вармбольда представила и эволюционную версию, которой, собственно говоря, и предстояло стартовать в чемпионате мира. Конструкция получалась быть может не самой революционной, но все же довольно интересной. Во-первых, знаменитый роторно-поршневой двигатель серии 13B, выдававший в стоке 135 л.с. здесь разогнали аж до 300 “лошадей”! Это был не просто самый мощный атмосферный мотор в группе B, но и результат не уступавший некоторым турбомоторам конкурентов — например, Lancia 037 Rally E1. Другим плюсом раллийной RX-7 стала крайне невысокая масса и компактные размеры силового агрегата — двухкамерный “Ванкель” под капотом элегантного купе с первого взгляда вообще можно было не заметить. Для лучшей развесовки двигатель еще сместили на 10 см назад, а применение стеклопластиковых (широкое) и композитных материалов (не столь широкое) для кузовных элементов позволило снизить снаряженную массу до 960 кг. Добавляем модернизированную заднюю подвеску с усиленными параллельными рычагами, систему смазки с сухим картером всегда актуальную для гоночной машины и получаем готовый портрет первого и единственного автомобиля группы B с двигателем Ванкеля.
Вот только в этом ладной картинке явно чего-то не хватает, не так ли? И не просто чего-то, а возможно самого главного — полного привода. В то время как Audi уже выигрывала этапы чемпионата мира на Quattro, а Peugeot и Lancia уже включились в гонку полноприводных вооружений, Ахим Вармбольд и Mazda решили сделать ставку на старый добрый классический привод. Получилось предсказуемо никак…
На дебютном “Акрополисе-84” Mazda RX-7 опытного Ингвара Карлссона сошла из-за проблем с дифференциалом, в то время как второй экипаж, места пилота в котором занял сам босс Mazda Rallye Team Europe, финишировал 9-м в абсолюте. Для первой гонки вроде как и не плохо, вот только победителю Стигу Бломквисту на Audi Quattro Ахим Вармбольд проиграл почти полтора часа! Не слишком впечатляющий темп, чего уж там… Да и с надежностью все было не тип-топ — на RAC-ралли проблемы с дифференциалом вновь попортили пилотам Mazda много крови.
Сезон 1985 года с точки зрения спортивных результатов начался для MRTE более удачно: Карлссон финишировал восьмым в “Швеции” и даже умудрился запрыгнуть на пьедестал в “Акрополисе”. Однако, 48 минут проигрыша Тимо Салонену и его Peugeot 205 Turbo 16 безапелляционно свидетельствовали — ни о какой реальной конкурентоспособности речи нет. О чем вообще говорить если великолепная француженка легче, мощнее, эффективней с точки зрения развесовки, а главное могла похвастать полным приводом?
К тому времени и в Мazda Rallye Team Europe уже поняли — без 4х4 в чемпионате мира ловить нечего. Более того, экспериментальный полноприводный вариант RX-7 появился на свет и даже успел принять старт в американском ралли “Олимпус”, но было уже поздно. Дни самой группы B стремительно клонились к закату, да и в Хиросиме решили, что в коммерческих интересах ставку нужно делать на недорогую массовую модель. В дальнейшем свои усилия MRTE сконцентрирует на разработке раллийной версии хэтчбека 323 с трансмиссией 4WD и турбомотором. Это будет уже другая многообещающая история… так и не сбывшихся надежд.
Но и поныне болельщики со стажем с ностальгией вспоминают характерный голос роторно-поршневых “семерок”, отчаянно метущих хвостом в затяжных виражах “Швеции” или продирающихся сквозь непробиваемую стену пыли на “Акрополисе”. Пусть победы так и не пришли, но круто было все равно!