— Уроки сделал? — Да. — Дай посмотреть. — Нет! — Ну пожалуйста, я просто проверю, если что — помогу. Берусь за тетрадь… Вижу, что работы — непочатый край, а время уже позднее. Ложиться бы спать, а он даже не думает садиться за учебу. — Стас, опять в телефоне? Почему тебе ничего не интересно? — Мам, я не в телефоне. Я учусь рисовать крылья летучей мыши. Очень хочу! Но тело пока не выходит. Поможешь? Смотрю на листочки, которые он прикрывает руками. Везде наброски, эскизы… — Ты с ума сошел? Уже ночь, а уроки не сделаны! Какие еще крылья? Немедленно за тетрадь! — Но, мама, мне правда нужно! Я хочу! Выбегаю из комнаты, опускаюсь на диван. Грызу ногти. В голове проносятся воспоминания… Стас — еще ребенок. Добрый, отзывчивый, открытый. Никогда не скандалит, не спорит. У него столько интересов, он всем увлекается. А я? Я же всегда считала себя хорошей мамой. У меня психологическое образование, я вкладывала в сына душу. Мы много играли, рисовали, лепили, собирали пазлы, изучали цифры, буквы, цвета, животных. Я не заставляла его чем-то заниматься, а вовлекала: — Давай нарисуем что-нибудь? Или почитаем? — Посмотри, какая башня! Построим такую же? — Хочешь на батуты? Может, попробуешь фигурное катание? Стас с радостью соглашался. До пяти лет я направляла его выбор, вдохновляла… А потом просто стала спрашивать: — Чего ты хочешь? И вдруг я поняла, что он ничего не хочет… Эта мысль не давала мне покоя. Как так? Почему? Мне потребовалось много времени, чтобы осознать: если ребенок не проявляет интереса к чему-то — это не значит, что ему ничего не нужно. Это значит, что его желания идут изнутри, а не навязаны мной. Рисование никогда не было его страстью. Помню, как говорила об этом педагогу: — Он ходит на живопись, но прогресса нет. Я не мечтаю, что он станет художником, но хоть какие-то базовые навыки должны быть… — Наташа, он не хочет. Я могу заставить, но какой смысл? Пусть рисует, как хочет. Прошло время. Совершенно случайно он нашел "своего" преподавателя. И вдруг увлекся. Сам. И вот сейчас я снова слышу в голове этот вопрос: — Почему тебе ничего не надо? А ответ оказывается простым: — Мам, мне надо! Я хочу… Крылья. Значит, пусть будут крылья. — Стас, занят? Я придумала, как нарисовать тело летучей мыши. Показать? Крылья — это здорово. В жизни пригодятся. Наталия Баринова
Благостное материнство
Захожу в комнату сына.
— Уроки сделал?
— Да.
— Дай посмотреть.
— Нет!
— Ну пожалуйста, я просто проверю, если что — помогу.
Берусь за тетрадь… Вижу, что работы — непочатый край, а время уже позднее. Ложиться бы спать, а он даже не думает садиться за учебу.
— Стас, опять в телефоне? Почему тебе ничего не интересно?
— Мам, я не в телефоне. Я учусь рисовать крылья летучей мыши. Очень хочу! Но тело пока не выходит. Поможешь?
Смотрю на листочки, которые он прикрывает руками. Везде наброски, эскизы…
— Ты с ума сошел? Уже ночь, а уроки не сделаны! Какие еще крылья? Немедленно за тетрадь!
— Но, мама, мне правда нужно! Я хочу!
Выбегаю из комнаты, опускаюсь на диван. Грызу ногти. В голове проносятся воспоминания…
Стас — еще ребенок. Добрый, отзывчивый, открытый. Никогда не скандалит, не спорит. У него столько интересов, он всем увлекается.
А я? Я же всегда считала себя хорошей мамой. У меня психологическое образование, я вкладывала в сына душу. Мы много играли, рисовали, лепили, собирали пазлы, изучали цифры, буквы, цвета, животных.
Я не заставляла его чем-то заниматься, а вовлекала:
— Давай нарисуем что-нибудь? Или почитаем?
— Посмотри, какая башня! Построим такую же?
— Хочешь на батуты? Может, попробуешь фигурное катание?
Стас с радостью соглашался. До пяти лет я направляла его выбор, вдохновляла… А потом просто стала спрашивать:
— Чего ты хочешь?
И вдруг я поняла, что он ничего не хочет…
Эта мысль не давала мне покоя. Как так? Почему?
Мне потребовалось много времени, чтобы осознать: если ребенок не проявляет интереса к чему-то — это не значит, что ему ничего не нужно. Это значит, что его желания идут изнутри, а не навязаны мной.
Рисование никогда не было его страстью. Помню, как говорила об этом педагогу:
— Он ходит на живопись, но прогресса нет. Я не мечтаю, что он станет художником, но хоть какие-то базовые навыки должны быть…
— Наташа, он не хочет. Я могу заставить, но какой смысл? Пусть рисует, как хочет.
Прошло время. Совершенно случайно он нашел "своего" преподавателя. И вдруг увлекся. Сам.
И вот сейчас я снова слышу в голове этот вопрос:
— Почему тебе ничего не надо?
А ответ оказывается простым:
— Мам, мне надо! Я хочу…
Крылья. Значит, пусть будут крылья.
— Стас, занят? Я придумала, как нарисовать тело летучей мыши. Показать?
Крылья — это здорово. В жизни пригодятся.
Наталия Баринова