Балалайка – русский народный щипковый струнный инструмент.
Балалайки бывают различной длины: самая маленькая 600 миллиметров, самая длинная – 1,7 метров. Корпус инструмента склеен из нескольких отдельных сегментов, в основном их 6-7. На грифе нынешней балалайки имеется 16-31 лада из белого металла. До конца XIX века их было максимум 7. При правильном, академическом настрое балалайки, две ее струны (вторая и третья) должны звучать в унисон – нота МИ, одна немного выше – нота ЛЯ. В народном строе все три струны звучат по-разному. Такой строй позволяет проще воспроизводить трезвучия, но при этом усложняется игра по открытым струнам. Звук балалайки мягкий, но звонкий. Для извлечения звука чаще всего используют следующие приемы: пиццикато, вибрато, бряцание, тремоло, дроби, одинарное пиццикато, а также приемы игры на гитаре. Балалайка используется как ансамблевый, оркестровый или сольный концертный инструмент. Балалайка, так же как и гармонь, считается символом русской культуры и русского народа. Балалайка была забыта, но только лишь на время. Некоторые крестьяне все также продолжали играть на трехструнном инструменте. Однажды, игру на балалайке услышал молодой дворянин Василий Андреев. Ранее он считал себя знатоком народных инструментов Руси, но при этом ничего не знал о балалайке. Его поразило качество звучания этого инструмента, и он решил сделать балалайку снова популярной. В первую очередь, он понемногу сам освоил этот инструмент. Потом он обратил внимание, что балалайка способна на гораздо большее, если ее немного усовершенствовать. Андреев поехал в Петербург к скрипичных дел мастеру Иванову и попросил помочь ему улучшить звучание инструмента. Иванов категорически отказался заниматься усовершенствованием балалайки. Тогда Андреев достал старую балалайку и исполнил на ней одну из народных русских песен, после чего Иванов оценил его игру и согласился помочь. Процесс улучшения был длительный и сложный, но, все-таки, через определенное время новая балалайка была готова. Однако, планы Андреева были гораздо шире, нежели просто усовершенствовать инструмент, - он хотел распространить ее среди народа. С того времени было введено новое правило: всем приходящим на службу солдатам выдавали балалайку, которую они забирали с собой после службы. Таким вот образом, балалайка снова распространилась по всей России, и стала одним из самых известных инструментов. Кроме того, Андреев решил создать несколько разновидностей балалаек разных размеров, по аналогу струнного квартета. Вместе с мастерами Налимовым и Пасербским он изготовил целое семейство различных балалаек: дискант, секунда, прима, пикколо, бас, альт и контрабас. Все эти инструменты объединили в Великорусский оркестр, который выступал во многих странах мира, прославляя русскую культуру и саму балалайку. Изначально, Андреев сам играл в оркестре, после он уже дирижировал им. К тому же, он выступал сольно, устраивая “Вечера Балалайки”. Благодаря его стараниям, балалайка стала необычайно популярна не только в России, но и за ее пределами. Более того, Василий Андреев обучил множество учеников, которые также стремились поддерживать популярность инструмента. В это время, обратили внимание на балалайку и композиторы, она впервые заиграла с оркестром. У балалайки должно быть три струны и, так называемый, строй балалайки. Первая струна балалайки настраивается так, чтобы она издавала звук первой октавы ЛЯ. Остальные две струны должны звучать как МИ первой октавы. Следовательно, две струны из трех (вторая и третья) должны настраиваться полностью одинаково, а тонкая первая струна должна издавать звук, который получается, если вторую и третью струну прижать к пятому ладу. То есть, у правильно настроенной балалайки вторая и третья струна прижатые к пятому ладу и первая открытая струна при щипке или ударе должны воспроизводить одинаковый звук – первая октава ЛЯ. #саундслайф #soundslife
SL COMPANY: фестивали, конкурсы, мастер-классы
Балалайка – русский народный щипковый струнный инструмент.
Балалайки бывают различной длины: самая маленькая 600 миллиметров, самая длинная – 1,7 метров. Корпус инструмента склеен из нескольких отдельных сегментов, в основном их 6-7. На грифе нынешней балалайки имеется 16-31 лада из белого металла. До конца XIX века их было максимум 7.
При правильном, академическом настрое балалайки, две ее струны (вторая и третья) должны звучать в унисон – нота МИ, одна немного выше – нота ЛЯ. В народном строе все три струны звучат по-разному. Такой строй позволяет проще воспроизводить трезвучия, но при этом усложняется игра по открытым струнам.
Звук балалайки мягкий, но звонкий. Для извлечения звука чаще всего используют следующие приемы: пиццикато, вибрато, бряцание, тремоло, дроби, одинарное пиццикато, а также приемы игры на гитаре. Балалайка используется как ансамблевый, оркестровый или сольный концертный инструмент.
Балалайка, так же как и гармонь, считается символом русской культуры и русского народа.
Балалайка была забыта, но только лишь на время. Некоторые крестьяне все также продолжали играть на трехструнном инструменте. Однажды, игру на балалайке услышал молодой дворянин Василий Андреев. Ранее он считал себя знатоком народных инструментов Руси, но при этом ничего не знал о балалайке. Его поразило качество звучания этого инструмента, и он решил сделать балалайку снова популярной.
В первую очередь, он понемногу сам освоил этот инструмент. Потом он обратил внимание, что балалайка способна на гораздо большее, если ее немного усовершенствовать. Андреев поехал в Петербург к скрипичных дел мастеру Иванову и попросил помочь ему улучшить звучание инструмента. Иванов категорически отказался заниматься усовершенствованием балалайки. Тогда Андреев достал старую балалайку и исполнил на ней одну из народных русских песен, после чего Иванов оценил его игру и согласился помочь.
Процесс улучшения был длительный и сложный, но, все-таки, через определенное время новая балалайка была готова. Однако, планы Андреева были гораздо шире, нежели просто усовершенствовать инструмент, - он хотел распространить ее среди народа. С того времени было введено новое правило: всем приходящим на службу солдатам выдавали балалайку, которую они забирали с собой после службы.
Таким вот образом, балалайка снова распространилась по всей России, и стала одним из самых известных инструментов. Кроме того, Андреев решил создать несколько разновидностей балалаек разных размеров, по аналогу струнного квартета. Вместе с мастерами Налимовым и Пасербским он изготовил целое семейство различных балалаек: дискант, секунда, прима, пикколо, бас, альт и контрабас. Все эти инструменты объединили в Великорусский оркестр, который выступал во многих странах мира, прославляя русскую культуру и саму балалайку.
Изначально, Андреев сам играл в оркестре, после он уже дирижировал им. К тому же, он выступал сольно, устраивая “Вечера Балалайки”. Благодаря его стараниям, балалайка стала необычайно популярна не только в России, но и за ее пределами. Более того, Василий Андреев обучил множество учеников, которые также стремились поддерживать популярность инструмента. В это время, обратили внимание на балалайку и композиторы, она впервые заиграла с оркестром.
У балалайки должно быть три струны и, так называемый, строй балалайки. Первая струна балалайки настраивается так, чтобы она издавала звук первой октавы ЛЯ. Остальные две струны должны звучать как МИ первой октавы. Следовательно, две струны из трех (вторая и третья) должны настраиваться полностью одинаково, а тонкая первая струна должна издавать звук, который получается, если вторую и третью струну прижать к пятому ладу. То есть, у правильно настроенной балалайки вторая и третья струна прижатые к пятому ладу и первая открытая струна при щипке или ударе должны воспроизводить одинаковый звук – первая октава ЛЯ.
#саундслайф #soundslife