Комментарии
- 13 дек 2016 09:18۩۞۩ Kamо Petrosyan ۩۞۩
Фото недоступно - 13 дек 2016 11:48Испир Испирян
АРМЕНИЯ - 13 дек 2016 12:06Gevorg Barsegyan-Muradyan
- 13 дек 2016 12:09Надежда АпресянХорошея картина ! Надо художников попросить что бы нарисовали анологичную картину, но что бы люди с Ноя шли в обратное направление в Ноев ковчег и написать " Времена правление Сержа"
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
APRICOT
Арарат глазами художников
10 живописных и графических работ неармянских художников, на которых запечатлен Арарат.
В самом начале XVIII века по Армении проезжал французский ученый-ботаник и исследователь Востока Жозеф Питтон де Турнефор. В 1717 году в Париже была напечатана его книга «Путешествие в Левант», в которую вошла иллюстрация под названием «Вид на Арарат от трех церквей».
Немецкий естествоиспытатель, физик и медик Иоганн Фридрих Паррот, вместе с будущими великим писателем и просветителем, а в то время — переводчиком Хачатуром Абовяном и российским астрономом Василием Федоровым, в рамках научной экспедиции совершил знаменитое восхождение и 27 сентября 1829 года первым в истории покорил вершину Масиса. Вскоре по итогам экспедиции он написал книгу «Путешествие на Арарат» и проиллюстрировал ее. Один из рисунков — «Вид на Арарат и Эчмиадзинский монастырь» из английского издания 1847 года.
Русский князь Григорий Григорьевич Гагарин, художник-любитель, ставший, тем не менее, вице-президентом Императорской академии художеств, в 1840-х годах участвовал в Кавказских походах русской армии не только как военный, но и с целью «в ученом и художественном назначении быть употребленным».
Он сделал серию рисунков, среди которых «Курды и персы атакуют Вагаршапат» и «Курды переходят реку Аракс» (1847 г.).
Виконт Джеймс Брайс, британский историк, правовед и государственный деятель, в 1876 году тоже покорил Масис — причем это было первое одиночное восхождение. Кстати, он утверждал, что обнаружил остатки Ноева ковчега: «Среди глыб лавы — выструганный кусок дерева длиной 1 м 20 см и шириной 12,5 см». Примечательно, что на рисунке «Большой и Малый Арарат с северо-востока» (1877 г.) он изобразил гору с небольшим третьим пиком, расположенным впереди, между Сисом и Масисом. Надо сказать, что Брайс был истинным другом армянского народа, основателем и главой Англо-армянского общества. В 1916 году он издал сборник документов «Положение армян в Османской империи в 1915–1916 гг.», изобличающих шовинистическую политику младотурок, часто выступал, осуждая кемалистов за гонения на армян.
Среди русских художников Арарат не раз писал Илья Николаевич Занковский (1832–1919 гг.) — живописец и график, мастер горного пейзажа. После обучения в Петербургской академии художеств он приехал в Тифлис и стал служить в отделе топографии военного округа. Объездив весь Кавказ, он создал множество картин гор — Эльбрус, Казбег, Ушба и, конечно же, наш Арарат. Наиболее известна работа «В горах. Вид на Арарат» (1897 г., находится в частной коллекции).
В картине «Арарат. На Кавказе» (1897 г., Приморская государственная картинная галерея) Занковский лиричен, его излюбленное время — закат, когда вершины гор окрашены лучами заходящего солнца.
Произведения Ильи Занковского находятся во многих музеях России, в том числе в петербургском Государственном Русском музее.
Проявлял интерес к Арарату и Рихард Карлович Зоммер (1866–1939 гг.) — русский художник-ориенталист; один из основателей Тифлисского общества изящных искусств, с 1912 по 1917 год работавший в Закавказье. Полотно «Кочевники» он написал в 1916 году. Его картины находятся в коллекциях Государственного Русского музея, Омского, Тульского областных художественных музеев, государственных музеях искусств Азербайджана, Узбекистана и многих других.
Кисти замечательного русского и советского художника, основавшего в 1911 году вместе с Петром Кончаловским знаменитое художественное объединение «Бубновый валет», Ильи Ивановича Машкова (1881–1944 гг.) — ученика Валентина Серова, Константина Коровина, Аполлинария Васнецова — принадлежит картина «Вид на долину Арарат».
Из «Араратов» второй половины XX века интересно отметить работу «Красный Арарат» (1957 г.) Юрия Дёмина — биохимика по специальности, своей манерой аналитического экспрессионизма заинтересовавшего такого мэтра, как Ерванд Кочар, и искусствоведа Генриха Игитяна.
Однажды в мастерскую к Юрию зашел Минас Аветисян и, увидев эту картину, взволнованно произнес: «Я всю жизнь мечтал нарисовать его красным…»