------------------------------------------------------------------------- Несмотря на то, что Казимир Малевич создал затем красный и белый квадраты, черный квадрат – первый и наиболее популярный среди произведений художника. Именно он – вызывает наибольшее количество споров и предположений искусствоведов. Сам Малевич считал черный квадрат символом экономии. Однако у любого графического творения есть и подспудные психологические смыслы, о которых может поведать графология – наука, занимающаяся анализом графических проявлений личности в письме и рисунке. Что же обнаруживает тот самый Черный Квадрат с точки зрения психологической интерпретации? В психологии рисунка, в графологических тестах, например, тесте Вартегга, черный квадрат имеет свое определенное значение. Прежде всего, это основательная и тяжелая фигура, тяжелая - поскольку квадрат закрашен, он не "пустой". Он также имеет четыре правильных угла в 90 градусов. Кроме того, квадрат - "мужской" символ. В графологии и графических тестах квадрат, имеющий прямые линии, четкость, а не округлость или гибкость, кроме того - символ рациональности и технического направления, поскольку правильный квадрат - только дело рук человека, в природе такой фигуры не существует. Кстати говоря, сам Малевич интуитивно представлял свой черный квадрат как победу цивилизованного человека над природой. И, наконец, в тех же графических тестах подвешенный черный квадрат трактуется графологами и психологами как тревога, страхи, угрозы, тяготящие мысли, смерть, проблемы. Это происходит потому, что висящий черный квадрат вызывает ассоциации груза, тяжести, непроницаемости, нависшим и грозящим упасть сверху твердым предметом. В графическом тесте человеку предлагается "дорисовать" картинку с черным квадратом, находящимся в правом верхнем углу поля, что подсознательно ассоциируется с будущим. Затем смотрят, какое графическое решение выбрал человек. Например, изобразив многоэтажку, он размножил квадраты и зачернил их (зачернение всегда тревожность), или нарисовал подъемный кран, удерживающий черный квадрат и он больше не "висит в воздухе". По ассоциациям и ощущениям, вызываемым у анализируемых черным квадратом, можно судить о том, как именно человек справляется с тревогой, страхом или неприятностями. Вот несколько примеров (см.картинки под статьей) Именно такими бессознательными смыслами пронизан и Черный квадрат Малевича. Утверждать это можно, проанализировав почерк художника (см. картинки под статьей) Прямой наклон, малый размер почерка, идеально ровные строки, поля и интервалы, вкупе с размеренной скоростью и ритмичностью свидетельствуют о мужском начале, техничной рациональности и структурности мышления, об интеллектуальном складе и власти сознательного, аналитического подхода к окружающей реальности в жизни и в творчестве. Опосредованность же движений, внезапные остановки и неустойчивая раздельность, компенсаторные механизмы, проявляющиеся во вторжении средней зоны в верхнюю, вкупе с усложнениями, лишними аркадами и монотонностью свидетельствуют о действии защитных психологических механизмов, напряженности, тревожности, закрытости и обсессивных тенденциях. Черный Квадрат несет в себе несколько смыслов: это творение, содержащее в себе сознательное изобретение собственной концепции, с одной стороны, торжество рационального разума и цивилизации с другой, и с третьей, «теневой» стороны – воплощение тяжелого гнетущего психологического груза, страха непроницаемого для художника мира иррациональности, угрозы, таящейся в непосредственности природы и одержимое противостояние ей. Как видно, еще одна сторона черного квадрата Малевича приоткрылась, дав богатую пищу для размышлений психологам и искусствоведам. Инесса Гольдберг, Руководитель Института Графоанализа ист. - http://www.inessa-goldberg.ru/index.php/Portal-Other/kvadrat-malevicha-v-prizme-grafologii.html
"СОВРЕМЕННАЯ ГРАФОЛОГИЯ"
ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ МАЛЕВИЧА В ПРИЗМЕ ГРАФОЛОГИИ
-------------------------------------------------------------------------
Несмотря на то, что Казимир Малевич создал затем красный и белый квадраты, черный квадрат – первый и наиболее популярный среди произведений художника. Именно он – вызывает наибольшее количество споров и предположений искусствоведов.
Сам Малевич считал черный квадрат символом экономии. Однако у любого графического творения есть и подспудные психологические смыслы, о которых может поведать графология – наука, занимающаяся анализом графических проявлений личности в письме и рисунке. Что же обнаруживает тот самый Черный Квадрат с точки зрения психологической интерпретации?
В психологии рисунка, в графологических тестах, например, тесте Вартегга, черный квадрат имеет свое определенное значение.
Прежде всего, это основательная и тяжелая фигура, тяжелая - поскольку квадрат закрашен, он не "пустой". Он также имеет четыре правильных угла в 90 градусов.
Кроме того, квадрат - "мужской" символ. В графологии и графических тестах квадрат, имеющий прямые линии, четкость, а не округлость или гибкость, кроме того - символ рациональности и технического направления, поскольку правильный квадрат - только дело рук человека, в природе такой фигуры не существует. Кстати говоря, сам Малевич интуитивно представлял свой черный квадрат как победу цивилизованного человека над природой.
И, наконец, в тех же графических тестах подвешенный черный квадрат трактуется графологами и психологами как тревога, страхи, угрозы, тяготящие мысли, смерть, проблемы. Это происходит потому, что висящий черный квадрат вызывает ассоциации груза, тяжести, непроницаемости, нависшим и грозящим упасть сверху твердым предметом.
В графическом тесте человеку предлагается "дорисовать" картинку с черным квадратом, находящимся в правом верхнем углу поля, что подсознательно ассоциируется с будущим. Затем смотрят, какое графическое решение выбрал человек. Например, изобразив многоэтажку, он размножил квадраты и зачернил их (зачернение всегда тревожность), или нарисовал подъемный кран, удерживающий черный квадрат и он больше не "висит в воздухе".
По ассоциациям и ощущениям, вызываемым у анализируемых черным квадратом, можно судить о том, как именно человек справляется с тревогой, страхом или неприятностями.
Вот несколько примеров (см.картинки под статьей)
Именно такими бессознательными смыслами пронизан и Черный квадрат Малевича. Утверждать это можно, проанализировав почерк художника (см. картинки под статьей)
Прямой наклон, малый размер почерка, идеально ровные строки, поля и интервалы, вкупе с размеренной скоростью и ритмичностью свидетельствуют о мужском начале, техничной рациональности и структурности мышления, об интеллектуальном складе и власти сознательного, аналитического подхода к окружающей реальности в жизни и в творчестве.
Опосредованность же движений, внезапные остановки и неустойчивая раздельность, компенсаторные механизмы, проявляющиеся во вторжении средней зоны в верхнюю, вкупе с усложнениями, лишними аркадами и монотонностью свидетельствуют о действии защитных психологических механизмов, напряженности, тревожности, закрытости и обсессивных тенденциях.
Черный Квадрат несет в себе несколько смыслов: это творение, содержащее в себе сознательное изобретение собственной концепции, с одной стороны, торжество рационального разума и цивилизации с другой, и с третьей, «теневой» стороны – воплощение тяжелого гнетущего психологического груза, страха непроницаемого для художника мира иррациональности, угрозы, таящейся в непосредственности природы и одержимое противостояние ей.
Как видно, еще одна сторона черного квадрата Малевича приоткрылась, дав богатую пищу для размышлений психологам и искусствоведам.
Инесса Гольдберг, Руководитель Института Графоанализа
ист. - http://www.inessa-goldberg.ru/index.php/Portal-Other/kvadrat-malevicha-v-prizme-grafologii.html