родилась Наталья Петровна Кончаловская — советская детская писательница, поэтесса и переводчица. Наталья Петровна родилась в 1903 году (6 (19) января 1903, Санкт-Петербург — 12 октября 1988, Москва) в семье Петра Кончаловского и Ольги Суриковой. Ее мать, Ольга Васильевна, была старшей дочерью классика русской живописи Василия Сурикова. Большим художником был и ее брат Михаил. А муж Сергей Михалков — они поженились в 1936-м — выдающимся детским поэтом. Некогда он посвятил ей шутливые строки: Черная, как галка, Тощая, как палка, Мне тебя жалко, Девка-Наталка. В детстве, до революции, с родителями много путешествовала по Европе, что дало ей возможность воочию познакомиться с великими произведениями искусства, помогло выучить иностранные языки. Она прекрасно владела французским, английским, испанским, итальянским. Всю жизнь ее окружали совершенно особенные люди. Судьба с раннего детства, словно бы в награду, дарила ей встречи, знакомства, дружбу с художниками, писателями, музыкантами. Наталья Петровна Кончаловская осталась в истории национальной культуры в первую очередь как популярная детская писательница. Ее книги, переиздающиеся до сих пор, по-прежнему увлеченно читают все новые поколения маленьких грамотеев. Ее крестным был скульптор Сергей Конёнков, в чью мастерскую она заходила как к себе домой. Там ей довелось слушать Сергея Есенина, видеть, как танцует Айседора Дункан. Из воспоминаний Натальи Петровны о своей юности обычно цитируются следующие слова: «В отличие от сверстниц я не готовилась ни к какой специальности и не подавала никаких надежд, хотя с младенчества обладала отличным слухом, с большой легкостью плела стихи... В домашнем хозяйстве я была расторопна: шить, кроить, вязать, стирать, стряпать я была приучена матерью с детства, и воспитанная с детства в строгой дисциплине, я глубоко вросла в жизнь семьи, для которой духовная культура, искусство, постоянный труд были основой существования». В революционные годы семья Кончаловских поселилась в мастерской Петра Петровича возле Триумфальной площади, а их соседом по подъезду был Михаил Булгаков. Жизнь у всех была трудной и полуголодной, подолгу обходились без отопления и электричества. Но в то же время зазывали любителей прекрасного художественные выставки, концертные представления, в театрах были аншлаги. В доме Кончаловских частыми гостями оказывались Сергей Прокофьев, Алексей Толстой, Илья Эренбург, Сергей Эйзенштейн. Особая атмосфера, которую Наталья Кончаловская впитала с рождения, способствовала раннему проявлению ее творческих задатков. Все это в дальнейшем позволило раскрыться ярким, заложенным природой и развитым необыкновенным трудолюбием талантам. Зачастую те проявлялись в сферах «близкородственных», смежных, но по большому счету одно всегда дополняло другое, а это другое — третье, четвертое и далее по списку. Знание иностранных языков и рано проявившийся писательский дар положили начало многолетней переводческой деятельности, начавшейся с трудов над произведениями Перси Шелли, Роберта Браунинга, Уильяма Вордсворта. Переводила не только зарубежных классиков, но и кабардинских, балкарских, украинских, еврейских поэтов. Самой крупной и значительной стала ее «русификация» поэмы «Мирей» провансальского поэта XIX века Фредерика Мистраля. С даром переводчика удачно сочеталось давнее увлечение музыкой — она даже мечтала в свое время поступить в консерваторию. Наталья Петровна перевела сотни оперных либретто, «научив» петь по-русски героев опер Моцарта, Массне, Обера, Верди, Дебюсси. Это особое искусство, требующее не только поэтического мастерства, но и глубокого понимания музыки, тонкого слуха, чувства ритма, знания законов, по которым строится театральное действо. Кончаловская и сама виртуозно играла на пианино, что помогло ей создать «Нотную азбуку» — по ней многие дети осваивали азы фортепианного исполнительства. Книгу «Песня, собранная в кулак» Наталья Петровна написала о великой певице Эдит Пиаф . Семья Михалковых-КончаловскихВпечатления от путешествий по планете легли в основу поэтических циклов, посвященных Армении, Лондону, искусству Италии. Любимая внучка Василия Сурикова, она стала самым чутким и самым авторитетным его биографом, посвятила много времени и сил пропаганде творческого наследия деда. Наиболее известным ее произведением о живописце стала романтическая быль «Дар бесценный». Писала и о других художниках, делала это доходчиво и необычно. Например, в рассказе «Нерукотворное» из книги «Волшебство и трудолюбие»: «Комья серого снега, подброшенного лопатой, легли плоскостями, случайно сложившими большую мужскую голову, поразительно схожую с врубелевским Демоном... Она была с глубокими глазными впадинами и могучим подбородком. Сильный лоб выдавался вперед. Она была вдохновенной и выразительной». Побывав на трагически известном мемориале в многострадальной Белоруссии, Наталья Кончаловская за несколько дней сочинила поэму «Хатынская поляна», которая затем была положена на музыку Эмиля Олаха. Вышла пластинка с записью в исполнении автора. Наталья Петровна часто ездила по стране с литературно-музыкальными концертами-импровизациями. Особенно же ярко проявился ее дар в стихах для детей, собранных в книжках «Огород наоборот», «Близнецы», «Что случилось?», «Сосчитай-ка!». Выходили и необычные книжки-игрушки, книжки-ширмы, в том числе книга-путешествие по Китаю «Чжунго, Нинь Хао!», изданная совместно с Юлианом Семеновым. К слову, создатель популярнейшей литературы о русских-советских разведчиках и сыщиках был женат на Екатерине Михалковой-Кончаловской, дочери Натальи Петровны от первого брака. Но Наталья Петровна писала не только для детей. Причем главной темой ее творчества стали люди, чья жизнь неотделима от национальной истории и культуры. Отдавая дань родным и близким, сделавшим ее детство и юность столь счастливыми, она написала романтическую быль "Дар бесценный" (1964 г.) - историю семей Суриковых - Кончаловских, "Сын земли Сибирской" (1960 г.) - о Сурикове. В книге "Дар бесценный" писательница ярко, образно, с целым рядом бытовых и исторических подробностей рассказывает о творческом пути одного из великих русских живописцев. Книга основана на дневниковых записях отца и матери Натальи Петровны, высказываниях известных людей о художнике. Немалую часть книги составляют воспоминания самой Кончаловской о своем деде. Одно из них - рассказ о работе В. И. Сурикова над этюдом "Царевна" для картины "Посещение царевной женского монастыря". Наташа позировала для этого этюда в 9-летнем возрасте, она надевала на себя наряд, взятый в костюмерной Большого театра, бармы, оплечье и кокошник. Было тяжело стоять, но дедушка говорил: "Ничего, ничего, бомбочка, постой! Вон царевны всю жизнь такую тяжесть носили, а ты не можешь десять минут постоять..." Так шла работа над портретом. Теперь этот портрет, подаренный внучкой художника, украшает коллекцию музея-усадьбы В.И. Сурикова. Наталья Петровна, наверное, лучший биограф Василия Ивановича. Главная особенность и уникальность ее работ состоит в том, что она была человеком, знавшим Василия Ивановича в бытовой, семейной обстановке. Наташа была любимой внучкой деда. Вместе со своими родителями она еще в детстве ездила на родину Василия Ивановича в Сибирь и навсегда полюбила эти места. Поэтому не случайно, что в создании музея-усадьбы В. И. Сурикова Наталья Петровна принимала самое активное участие. После дочерей Сурикова она вместе с братом взяла ответственность за сохранение родового гнезда деда на себя. И где бы ни находилась, всегда проявляла самое заинтересованное участие в судьбе дома и его коллекции. Благодаря ей и брату, Михаилу Петровичу , усадьба приняла тот вид, который был при деде. За бережное хранение сотрудниками музея родовой усадьбы художника дети и внуки Сурикова передали в дар музею богатый экспозиционный материал - личные вещи художника, его палитру, краски, трость, шляпу и, конечно, картины. Большая часть фондов музея - произведений художника, его вещей, фотографий, документов получена от семьи Кончаловских. Однако Наталья Петровна не ограничивается описанием жизни тех, кто был связан с ней родственными узами. В галерее созданных ею литературных портретов образы самых разных людей: здесь, кроме художников Кончаловских, хирурги С.С.Юдин и А.А.Вишневский, скульпторы С.Т.Коненков и Майоль, а также М. Горький, М.И.Цветаева, Эжени Коттон - видная деятельница Международной демократической ассоциации женщин и движения Сопротивления, певцы Жюльетта Греко, Брасене, Эдит Пиаф и другие. Восхищаясь их талантом, Наталья Петровна с неменьшим чувством рассказывала о творческой душе народа - будь то русские, итальянцы, французы или цыгане... С детства любившая музыку и когда-то мечтавшая поступить в консерваторию, Кончаловская написала русские тексты к операм Моцарта, Массне, Обера, Верди, Дебюсси, а увлечение французской эстрадой привело к появлению двух пластинок "Поет Эдит Пиаф. Рассказывает Наталья Кончаловская". Писала Наталья Петровна и песни для мультфильмов. Н. П. Кончаловская много ездила по стране с музыкально-литературными концертами-импровизациями, сборы от которых шли в Фонд мира. Библиография произведений Кончаловской, даже не самая подробная, займет несколько страниц. Но особой, можно сказать, золотой строкой в ней выделяется поэма «Наша древняя столица». Написана поэма с глубоким знанием истории и искренней любовью к великому городу. Наталья Кончаловская оставила потомкам множество книг и стихов, на которых воспитывалось не одно поколение соотечественников. Наталья Кончаловская вырастила дочь Екатерину от первого брака с Алексеем Богдановым и двоих сыновей – Андрона и Никиту от второго брака с Сергеем Михалковым. Называла детей своими лучшими произведениями. Ее старший сын Андрей Кончаловский в предисловии к книге матери замечает, что ее произведения — «свидетельство ее огромной культуры, огромного таланта, огромного терпения. Я очень рад, что есть возможность прочесть их и разделить с моей мамой ее чувства, мысли, жизнь ее души, которую она вкладывала во все, что писала». А младший — Никита Михалков — однажды лаконично заметил: «Она прожила счастливую, страстную, наполненную жизнь». #Библиотечнаяпланета #писателиипоэты #русскиеписатели #НатальяКончаловская http://portal-kultura.ru/svoy/articles/rodnoe-slovo/1 .. https://vk.com/svet_v_okne_biblioteki
Библиотечная планета
19 января 1903 г.
родилась Наталья Петровна Кончаловская — советская детская писательница, поэтесса и переводчица.
Наталья Петровна родилась в 1903 году (6 (19) января 1903, Санкт-Петербург — 12 октября 1988, Москва) в семье Петра Кончаловского и Ольги Суриковой. Ее мать, Ольга Васильевна, была старшей дочерью классика русской живописи Василия Сурикова. Большим художником был и ее брат Михаил. А муж Сергей Михалков — они поженились в 1936-м — выдающимся детским поэтом. Некогда он посвятил ей шутливые строки:
Черная, как галка,
Тощая, как палка,
Мне тебя жалко,
Девка-Наталка.
В детстве, до революции, с родителями много путешествовала по Европе, что дало ей возможность воочию познакомиться с великими произведениями искусства, помогло выучить иностранные языки. Она прекрасно владела французским, английским, испанским, итальянским.
Всю жизнь ее окружали совершенно особенные люди. Судьба с раннего детства, словно бы в награду, дарила ей встречи, знакомства, дружбу с художниками, писателями, музыкантами.
Наталья Петровна Кончаловская осталась в истории национальной культуры в первую очередь как популярная детская писательница. Ее книги, переиздающиеся до сих пор, по-прежнему увлеченно читают все новые поколения маленьких грамотеев.
Ее крестным был скульптор Сергей Конёнков, в чью мастерскую она заходила как к себе домой. Там ей довелось слушать Сергея Есенина, видеть, как танцует Айседора Дункан.
Из воспоминаний Натальи Петровны о своей юности обычно цитируются следующие слова: «В отличие от сверстниц я не готовилась ни к какой специальности и не подавала никаких надежд, хотя с младенчества обладала отличным слухом, с большой легкостью плела стихи... В домашнем хозяйстве я была расторопна: шить, кроить, вязать, стирать, стряпать я была приучена матерью с детства, и воспитанная с детства в строгой дисциплине, я глубоко вросла в жизнь семьи, для которой духовная культура, искусство, постоянный труд были основой существования».
В революционные годы семья Кончаловских поселилась в мастерской Петра Петровича возле Триумфальной площади, а их соседом по подъезду был Михаил Булгаков.
Жизнь у всех была трудной и полуголодной, подолгу обходились без отопления и электричества. Но в то же время зазывали любителей прекрасного художественные выставки, концертные представления, в театрах были аншлаги. В доме Кончаловских частыми гостями оказывались Сергей Прокофьев, Алексей Толстой, Илья Эренбург, Сергей Эйзенштейн.
Особая атмосфера, которую Наталья Кончаловская впитала с рождения, способствовала раннему проявлению ее творческих задатков. Все это в дальнейшем позволило раскрыться ярким, заложенным природой и развитым необыкновенным трудолюбием талантам.
Зачастую те проявлялись в сферах «близкородственных», смежных, но по большому счету одно всегда дополняло другое, а это другое — третье, четвертое и далее по списку.
Знание иностранных языков и рано проявившийся писательский дар положили начало многолетней переводческой деятельности, начавшейся с трудов над произведениями Перси Шелли, Роберта Браунинга, Уильяма Вордсворта.
Переводила не только зарубежных классиков, но и кабардинских, балкарских, украинских, еврейских поэтов. Самой крупной и значительной стала ее «русификация» поэмы «Мирей» провансальского поэта XIX века Фредерика Мистраля.
С даром переводчика удачно сочеталось давнее увлечение музыкой — она даже мечтала в свое время поступить в консерваторию. Наталья Петровна перевела сотни оперных либретто, «научив» петь по-русски героев опер Моцарта, Массне, Обера, Верди, Дебюсси.
Это особое искусство, требующее не только поэтического мастерства, но и глубокого понимания музыки, тонкого слуха, чувства ритма, знания законов, по которым строится театральное действо. Кончаловская и сама виртуозно играла на пианино, что помогло ей создать «Нотную азбуку» — по ней многие дети осваивали азы фортепианного исполнительства. Книгу «Песня, собранная в кулак» Наталья Петровна написала о великой певице Эдит Пиаф .
Семья Михалковых-КончаловскихВпечатления от путешествий по планете легли в основу поэтических циклов, посвященных Армении, Лондону, искусству Италии. Любимая внучка Василия Сурикова, она стала самым чутким и самым авторитетным его биографом, посвятила много времени и сил пропаганде творческого наследия деда. Наиболее известным ее произведением о живописце стала романтическая быль «Дар бесценный».
Писала и о других художниках, делала это доходчиво и необычно. Например, в рассказе «Нерукотворное» из книги «Волшебство и трудолюбие»: «Комья серого снега, подброшенного лопатой, легли плоскостями, случайно сложившими большую мужскую голову, поразительно схожую с врубелевским Демоном... Она была с глубокими глазными впадинами и могучим подбородком. Сильный лоб выдавался вперед. Она была вдохновенной и выразительной».
Побывав на трагически известном мемориале в многострадальной Белоруссии, Наталья Кончаловская за несколько дней сочинила поэму «Хатынская поляна», которая затем была положена на музыку Эмиля Олаха. Вышла пластинка с записью в исполнении автора. Наталья Петровна часто ездила по стране с литературно-музыкальными концертами-импровизациями.
Особенно же ярко проявился ее дар в стихах для детей, собранных в книжках «Огород наоборот», «Близнецы», «Что случилось?», «Сосчитай-ка!». Выходили и необычные книжки-игрушки, книжки-ширмы, в том числе книга-путешествие по Китаю «Чжунго, Нинь Хао!», изданная совместно с Юлианом Семеновым. К слову, создатель популярнейшей литературы о русских-советских разведчиках и сыщиках был женат на Екатерине Михалковой-Кончаловской, дочери Натальи Петровны от первого брака.
Но Наталья Петровна писала не только для детей. Причем главной темой ее творчества стали люди, чья жизнь неотделима от национальной истории и культуры. Отдавая дань родным и близким, сделавшим ее детство и юность столь счастливыми, она написала романтическую быль "Дар бесценный" (1964 г.) - историю семей Суриковых - Кончаловских, "Сын земли Сибирской" (1960 г.) - о Сурикове.
В книге "Дар бесценный" писательница ярко, образно, с целым рядом бытовых и исторических подробностей рассказывает о творческом пути одного из великих русских живописцев.
Книга основана на дневниковых записях отца и матери Натальи Петровны, высказываниях известных людей о художнике. Немалую часть книги составляют воспоминания самой Кончаловской о своем деде.
Одно из них - рассказ о работе В. И. Сурикова над этюдом "Царевна" для картины "Посещение царевной женского монастыря". Наташа позировала для этого этюда в 9-летнем возрасте, она надевала на себя наряд, взятый в костюмерной Большого театра, бармы, оплечье и кокошник. Было тяжело стоять, но дедушка говорил: "Ничего, ничего, бомбочка, постой! Вон царевны всю жизнь такую тяжесть носили, а ты не можешь десять минут постоять..."
Так шла работа над портретом. Теперь этот портрет, подаренный внучкой художника, украшает коллекцию музея-усадьбы В.И. Сурикова.
Наталья Петровна, наверное, лучший биограф Василия Ивановича. Главная особенность и уникальность ее работ состоит в том, что она была человеком, знавшим Василия Ивановича в бытовой, семейной обстановке. Наташа была любимой внучкой деда. Вместе со своими родителями она еще в детстве ездила на родину Василия Ивановича в Сибирь и навсегда полюбила эти места.
Поэтому не случайно, что в создании музея-усадьбы В. И. Сурикова Наталья Петровна принимала самое активное участие. После дочерей Сурикова она вместе с братом взяла ответственность за сохранение родового гнезда деда на себя. И где бы ни находилась, всегда проявляла самое заинтересованное участие в судьбе дома и его коллекции.
Благодаря ей и брату, Михаилу Петровичу , усадьба приняла тот вид, который был при деде. За бережное хранение сотрудниками музея родовой усадьбы художника дети и внуки Сурикова передали в дар музею богатый экспозиционный материал - личные вещи художника, его палитру, краски, трость, шляпу и, конечно, картины. Большая часть фондов музея - произведений художника, его вещей, фотографий, документов получена от семьи Кончаловских.
Однако Наталья Петровна не ограничивается описанием жизни тех, кто был связан с ней родственными узами. В галерее созданных ею литературных портретов образы самых разных людей: здесь, кроме художников Кончаловских, хирурги С.С.Юдин и А.А.Вишневский, скульпторы С.Т.Коненков и Майоль, а также М. Горький, М.И.Цветаева, Эжени Коттон - видная деятельница Международной демократической ассоциации женщин и движения Сопротивления, певцы Жюльетта Греко, Брасене, Эдит Пиаф и другие.
Восхищаясь их талантом, Наталья Петровна с неменьшим чувством рассказывала о творческой душе народа - будь то русские, итальянцы, французы или цыгане...
С детства любившая музыку и когда-то мечтавшая поступить в консерваторию, Кончаловская написала русские тексты к операм Моцарта, Массне, Обера, Верди, Дебюсси, а увлечение французской эстрадой привело к появлению двух пластинок "Поет Эдит Пиаф. Рассказывает Наталья Кончаловская". Писала Наталья Петровна и песни для мультфильмов. Н. П. Кончаловская много ездила по стране с музыкально-литературными концертами-импровизациями, сборы от которых шли в Фонд мира.
Библиография произведений Кончаловской, даже не самая подробная, займет несколько страниц. Но особой, можно сказать, золотой строкой в ней выделяется поэма «Наша древняя столица».
Написана поэма с глубоким знанием истории и искренней любовью к великому городу.
Наталья Кончаловская оставила потомкам множество книг и стихов, на которых воспитывалось не одно поколение соотечественников.
Наталья Кончаловская вырастила дочь Екатерину от первого брака с Алексеем Богдановым и двоих сыновей – Андрона и Никиту от второго брака с Сергеем Михалковым. Называла детей своими лучшими произведениями.
Ее старший сын Андрей Кончаловский в предисловии к книге матери замечает, что ее произведения — «свидетельство ее огромной культуры, огромного таланта, огромного терпения. Я очень рад, что есть возможность прочесть их и разделить с моей мамой ее чувства, мысли, жизнь ее души, которую она вкладывала во все, что писала».
А младший — Никита Михалков — однажды лаконично заметил: «Она прожила счастливую, страстную, наполненную жизнь».
#Библиотечнаяпланета #писателиипоэты #русскиеписатели #НатальяКончаловская
http://portal-kultura.ru/svoy/articles/rodnoe-slovo/1 .. https://vk.com/svet_v_okne_biblioteki