Сегодня - Международный день музыки! 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 ОСЕННИЙ ПЛЕЙЛИСТ 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 * Петр Чайковский. «Времена года. Осень» Знаменитый русский композитор «до страсти любил» осень. В одном из своих писем меценату Надежде фон Мекк он писал: «Любите ли Вы такие серенькие деньки, как сегодня? Я их люблю ужасно. Да и вообще начало осени по прелести можно сравнить только с весной. Мне кажется, что сентябрь с его нежно-меланхолической окраской природы имеет преимущественное свойство наполнять мою душу тихими и радостными ощущениями». Свой фортепианный цикл Чайковский начал писать на заказ в 1875 году, а его заказчик Николай Бернард издавал пьесы в своем журнале «Нувеллист». Композитор представил музыкально не только каждое время года, но и поделил его на месяцы, а к каждой из 12 пьес добавил эпиграф. Часть «Сентябрь. Охота» сопровождалась строками Александра Пушкина «Пора, пора! Рога трубят…»; «Октябрь. Осенняя песня» — Алексея Толстого «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»; «Ноябрь. На тройке» — Николая Некрасова «Не гляди же с тоской на дорогу…». 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 * Георгий Свиридов. «Весна и осень» Композиция «Весна и осень» — часть «Музыкальных иллюстраций к повести Александра Пушкина «Метель» Георгия Свиридова. Литературный первоисточник и сам относится к осени — Болдинской, золотой поре творчества русского поэта. Композитор приступил к написанию музыкальных картин в 1964 году по просьбе кинорежиссера и актера Владимира Басова. Он снимал кинофильм «Метель» с Олегом Видовым и Валентиной Титовой в главных ролях. В 1973 году Свиридов на основе этих картин написал сюиту из девяти номеров, которая стала самостоятельным произведением. «Весна и осень» — третий номер сюиты, построенный на контрасте: лиричная влюбленность Марьи Гавриловны сменяется сожалением о былых чувствах и печалью. 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 * Сергей Прокофьев. «Вариация Феи осени» Осенняя вариация — отрывок из балета «Золушка» Сергея Прокофьева по мотивам известной сказки Шарля Перро. Композитор хотел написать балет специально для Галины Улановой: балерина впечатлила его своей ролью в «Ромео и Джульетте». Писал музыку композитор в военные годы, с 1940-го по 1944-й. Звуки осени раскрываются в первом акте балета, когда феи времен года приходят на помощь Фее-бабушке и собирают Золушку на праздничный бал. Известный музыковед и исследователь творчества Прокофьева Израиль Нестьев писал о вариациях фей: «С юношеской непосредственностью зарисовал Прокофьев картины природы в танцах четырех фей: музыка напоминает то о звонком гомоне весны, то о знойной неге лета, то о серенькой осени, то о ласковой русской зиме с мягким снежком». Позднее музыку к балету композитор переложил на симфонический лад, и появились отдельные произведения для оркестра. 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 * Николай Римский-Корсаков. «Осенняя сказочка» Под таким названием скрывается одноактная опера «Кащей Бессмертный». Николай Римский-Корсаков дал ей такой заголовок, так как хотел провести аналогию с «весенней сказкой» — оперой «Снегурочка. Свое «осеннее» произведение композитор создавал в 1901–1902 годах, либретто к нему помогала писать дочь Римского-Корсакова Соня. Если премьера оперы в Москве прошла успешно и спокойно, то в Петербурге она совпала с революционными событиями. Ученики консерватории, в которой работал композитор, приняли участие в волнениях 9 января 1905 года, а когда Римский-Корсаков поддержал студентов, его уволили. Саму постановку, проходившую в Театре Веры Комиссаржевской 27 марта, прервали, когда в зале послышались лозунги «Долой самодержавие!». Премьера превратилась в политическую демонстрацию. Современники увидели в образе «Кащеева царства» и самом Кащее Российскую империю и самодержавие, а позднюю глухую осень, наполненную унылостью и мраком, проассоциировали с царством зла, которое свергает Иван-Королевич победой над Кащеем. 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 * Александр Глазунов. «Времена года: Осень» В балете отразил природный годовой цикл Александр Глазунов. Представитель «новой русской школы» начала ХХ века, продолжавшей музыкальные традиции «Могучей кучки», написал свое произведение в 1900 году. Над аллегорическим балетом, напоминавшим представления при дворе европейских правителей XVII–XVIII веков, он работал совместно с балетмейстером Мариусом Петипа. Осень в исполнении композитора получилась оптимистически лиричной: среди виноградников разворачивался танец вакханок, сатиров и фавнов. Известный музыковед Борис Астафьев писал об «Осени» Глазунова: «Это пир осеннего довольства — праздник жатвы и созревания, сытости и спелости. В музыке как бы совместились и южная солнечная искренность, и пенистость виноградного сока, и восточно-русская залихватская гульба». 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 * Дмитрий Шостакович. «Октябрь» В советскую эпоху осень ассоциировалась с одним из главных исторических событий — «Великим Октябрем 1917 года». Впервые за осенне-революционную тематику Дмитрий Шостакович взялся в 1927 году. Тогда он получил заказ к первому крупному юбилею от Государственного издательства и написал Октябрьскую сонату. Затем появилась симфония «Посвящению Октябрю», и к 50-летию революции — симфоническая поэма «Октябрь», в которой тревога, ожидание перемен и, наконец, триумф были связаны с осенью. 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 * Осенние мотивы Григория Пономаренко («Осень в окошко стучится». Музыка Григория Пономаренко, слова Виктора Дюнина. Исполняет Александра Стрельченко, 1972 год) Осени посвящали не только симфонические произведения, но и песни. Композитор Григорий Пономаренко написал музыку к композициям «Осень в окошко стучится» на слова Виктора Дюнина и «Отговорила роща золотая» на стихи Сергея Есенина. Обе песни вошли в народный репертуар и до сих пор любимы слушателями. 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 * Исаак Шварц. «Дождик осенний» Романс автора музыки ко множеству фильмов Исаака Шварца появился в 1984 году. Композитор написал его для кинофильма Владимира Савельева «Капитан Фракасс» по одноименному роману французского писателя Теофиля Готье. Песню «Дождик осенний» на слова Булата Окуджавы исполнила советская певица Елена Камбурова. 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 * Сергей Курёхин. «Воробьиная оратория. Осень» Необычным образом показал смену времен года советский музыкант-авангардист Сергей Курёхин. Он решил создать цикл, подобный произведениям Вивальди и Чайковского. Подтолкнуло Курёхина к работе с такой темой обращение норвежской фирмы, которая была обеспокоена экологическими проблемами в своей стране, в частности вымиранием воробьев. Автор придумал специальный «воробьиный» язык, а саму музыку написал всего за одну ночь. Так в 1993 году появилась «Воробьиная оратория», представленная в четырех сезонных вариациях. Премьера симфонической оратории прошла в Осло и в Санкт-Петербурге. Источник: https://www.culture.ru/materials/2237 .....
Библиотечная планета
🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂
Сегодня - Международный день музыки!
🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂
ОСЕННИЙ ПЛЕЙЛИСТ 🍁 🎻 🍂
🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂
* Петр Чайковский. «Времена года. Осень»
Знаменитый русский композитор «до страсти любил» осень. В одном из своих писем меценату Надежде фон Мекк он писал: «Любите ли Вы такие серенькие деньки, как сегодня? Я их люблю ужасно. Да и вообще начало осени по прелести можно сравнить только с весной. Мне кажется, что сентябрь с его нежно-меланхолической окраской природы имеет преимущественное свойство наполнять мою душу тихими и радостными ощущениями». Свой фортепианный цикл Чайковский начал писать на заказ в 1875 году, а его заказчик Николай Бернард издавал пьесы в своем журнале «Нувеллист». Композитор представил музыкально не только каждое время года, но и поделил его на месяцы, а к каждой из 12 пьес добавил эпиграф. Часть «Сентябрь. Охота» сопровождалась строками Александра Пушкина «Пора, пора! Рога трубят…»; «Октябрь. Осенняя песня» — Алексея Толстого «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»; «Ноябрь. На тройке» — Николая Некрасова «Не гляди же с тоской на дорогу…».
🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂
* Георгий Свиридов. «Весна и осень»
Композиция «Весна и осень» — часть «Музыкальных иллюстраций к повести Александра Пушкина «Метель» Георгия Свиридова. Литературный первоисточник и сам относится к осени — Болдинской, золотой поре творчества русского поэта. Композитор приступил к написанию музыкальных картин в 1964 году по просьбе кинорежиссера и актера Владимира Басова. Он снимал кинофильм «Метель» с Олегом Видовым и Валентиной Титовой в главных ролях. В 1973 году Свиридов на основе этих картин написал сюиту из девяти номеров, которая стала самостоятельным произведением. «Весна и осень» — третий номер сюиты, построенный на контрасте: лиричная влюбленность Марьи Гавриловны сменяется сожалением о былых чувствах и печалью.
🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂
* Сергей Прокофьев. «Вариация Феи осени»
Осенняя вариация — отрывок из балета «Золушка» Сергея Прокофьева по мотивам известной сказки Шарля Перро. Композитор хотел написать балет специально для Галины Улановой: балерина впечатлила его своей ролью в «Ромео и Джульетте». Писал музыку композитор в военные годы, с 1940-го по 1944-й. Звуки осени раскрываются в первом акте балета, когда феи времен года приходят на помощь Фее-бабушке и собирают Золушку на праздничный бал. Известный музыковед и исследователь творчества Прокофьева Израиль Нестьев писал о вариациях фей: «С юношеской непосредственностью зарисовал Прокофьев картины природы в танцах четырех фей: музыка напоминает то о звонком гомоне весны, то о знойной неге лета, то о серенькой осени, то о ласковой русской зиме с мягким снежком». Позднее музыку к балету композитор переложил на симфонический лад, и появились отдельные произведения для оркестра.
🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂
* Николай Римский-Корсаков. «Осенняя сказочка»
Под таким названием скрывается одноактная опера «Кащей Бессмертный». Николай Римский-Корсаков дал ей такой заголовок, так как хотел провести аналогию с «весенней сказкой» — оперой «Снегурочка. Свое «осеннее» произведение композитор создавал в 1901–1902 годах, либретто к нему помогала писать дочь Римского-Корсакова Соня. Если премьера оперы в Москве прошла успешно и спокойно, то в Петербурге она совпала с революционными событиями. Ученики консерватории, в которой работал композитор, приняли участие в волнениях 9 января 1905 года, а когда Римский-Корсаков поддержал студентов, его уволили. Саму постановку, проходившую в Театре Веры Комиссаржевской 27 марта, прервали, когда в зале послышались лозунги «Долой самодержавие!». Премьера превратилась в политическую демонстрацию. Современники увидели в образе «Кащеева царства» и самом Кащее Российскую империю и самодержавие, а позднюю глухую осень, наполненную унылостью и мраком, проассоциировали с царством зла, которое свергает Иван-Королевич победой над Кащеем.
🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂
* Александр Глазунов. «Времена года: Осень»
В балете отразил природный годовой цикл Александр Глазунов. Представитель «новой русской школы» начала ХХ века, продолжавшей музыкальные традиции «Могучей кучки», написал свое произведение в 1900 году. Над аллегорическим балетом, напоминавшим представления при дворе европейских правителей XVII–XVIII веков, он работал совместно с балетмейстером Мариусом Петипа. Осень в исполнении композитора получилась оптимистически лиричной: среди виноградников разворачивался танец вакханок, сатиров и фавнов. Известный музыковед Борис Астафьев писал об «Осени» Глазунова: «Это пир осеннего довольства — праздник жатвы и созревания, сытости и спелости. В музыке как бы совместились и южная солнечная искренность, и пенистость виноградного сока, и восточно-русская залихватская гульба».
🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂
* Дмитрий Шостакович. «Октябрь»
В советскую эпоху осень ассоциировалась с одним из главных исторических событий — «Великим Октябрем 1917 года». Впервые за осенне-революционную тематику Дмитрий Шостакович взялся в 1927 году. Тогда он получил заказ к первому крупному юбилею от Государственного издательства и написал Октябрьскую сонату. Затем появилась симфония «Посвящению Октябрю», и к 50-летию революции — симфоническая поэма «Октябрь», в которой тревога, ожидание перемен и, наконец, триумф были связаны с осенью.
🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂
* Осенние мотивы Григория Пономаренко
(«Осень в окошко стучится». Музыка Григория Пономаренко, слова Виктора Дюнина. Исполняет Александра Стрельченко, 1972 год)
Осени посвящали не только симфонические произведения, но и песни. Композитор Григорий Пономаренко написал музыку к композициям «Осень в окошко стучится» на слова Виктора Дюнина и «Отговорила роща золотая» на стихи Сергея Есенина. Обе песни вошли в народный репертуар и до сих пор любимы слушателями.
🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂
* Исаак Шварц. «Дождик осенний»
Романс автора музыки ко множеству фильмов Исаака Шварца появился в 1984 году. Композитор написал его для кинофильма Владимира Савельева «Капитан Фракасс» по одноименному роману французского писателя Теофиля Готье. Песню «Дождик осенний» на слова Булата Окуджавы исполнила советская певица Елена Камбурова.
🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂 🍁 🎻 🍂
* Сергей Курёхин. «Воробьиная оратория. Осень»
Необычным образом показал смену времен года советский музыкант-авангардист Сергей Курёхин. Он решил создать цикл, подобный произведениям Вивальди и Чайковского. Подтолкнуло Курёхина к работе с такой темой обращение норвежской фирмы, которая была обеспокоена экологическими проблемами в своей стране, в частности вымиранием воробьев. Автор придумал специальный «воробьиный» язык, а саму музыку написал всего за одну ночь. Так в 1993 году появилась «Воробьиная оратория», представленная в четырех сезонных вариациях. Премьера симфонической оратории прошла в Осло и в Санкт-Петербурге.
Источник: https://www.culture.ru/materials/2237 .....