Арамильская суконная фабрика: первые шаги

Мы продолжаем серию очерков, подготовленных для «Арамильского курьера» Маргаритой Константиновной Ураловой. В этот раз поговорим о старейшем предприятии Арамили, история которого за долгие годы неразрывно переплелась с жизнью нашего города.
От автора: «В этом повествовании мне бы хотелось показать историю развития Арамили и людей, творивших ее. В нем нет никакого вымысла: герои были и есть сейчас. Пишу о людях, которые внесли свой вклад в процветание нашего города, о тех, кто оставил здесь часть своего сердца. О истории Арамили много написано нашими краеведами, попробую и я впервые взяться за этот тяжелейший труд».
В годы предшествовавшие основанию Арамильской суконной фабрики государственная гужевая повинность еще действовала, но помимо нее можно было заработать перевозкой муки с мельниц и доставкой на мельницы зерна. Лошадей в Арамили всегда хватало. А мельницы были в основном мелкие, их уже давно нет. Но были две большие мельницы: в Большом Истоке у купца Степанова, ныне мельзавод №З, и мельница №4 купца Беленькова. На мельнице Степанова крупчатником более 20 лет работал мой дед Савва Егорович Логинов.
Иван Иванович Беленьков был очень известной личностью того времени - купец первой гильдии, а таких во всем Екатеринбурге не набиралось и двух десятков. Почетный гражданин Екатеринбурга, каких было и того меньше. И его мельница во второй половине XIX века являлась одним из крупнейших промышленных предприятий Екатеринбурга и его окрестностей.
В Арамили была маленькая мельница Блиновых, и с нее фактически началась история Арамильской суконной фабрики. Екатеринбургский купец Михаил Клементьевич Ушаков купил у Блиновых их невзрачную мельницу, сломал ее и поставил на этом месте кузницу из камня-плитняка. Возвел на островке, образованном двумя рукавами Исети, двухэтажный каменный корпус, в котором оборудовал два цеха: столярный и литейный. И начал производить ходовой товар: мелкие, но очень нужные в крестьянском хозяйстве иглы для шитья и вязания. Затем предприятие перешло на выпуск ситцевых платков из покупных ниток, а потом и выбойных тканей. Их после «выбойки» красили в красный цвет, по красному наносили валиком черный рисунок, и женщинам очень нравились также платки.
В 1857 году в том же корпусе начали ткать сукно. Для расширения фабрики промышленник купил еще одну мельницу у коренного арамильца Пинигина. Построил новую плотину, вода, падавшая с нее, вращала огромное колесо, а уж от него с помощью бесчисленных приводных ремней крутились все фабричные механизмы - до того времени все станки были ручные.
После Ушаков построил новое здание: верх деревянный, низ - каменный. Оба строения соединили деревянным переходом, и фабрика стала вырабатывать очень качественное чистошерстяное сукно.
После смерти Михаила Клементьевича достойного преемника не осталось, хотя сыновей у него было пятеро. В 1870 году фабрика попала в коллективную собственность. Один брат уехал в Москву к тестю, и больше о нем не было ни слуху, ни духу - даже имя его неизвестно. Другой отправился в Тавду единолично владеть небольшой фабрикой. Его звали Вениамином. А Лев, Дмитрий и Евтихий Михайловичи остались в Арамили. У Вениамина дело не пошло, да еще и наводнение смыло плотину, затопив фабрику. И вскоре он вернулся к братьям.
Однажды они послали Дмитрия в Ирбит на ярмарку, где арамильское сукно пользовалось большим спросом у купцов-оптовиков. Тот удачно продал весь товар, выручив около сорока тысяч рублей. По тем временам это были огромные деньги - целое состояние. Дмитрий был молод, азартен и проиграл в карты все состояние «до нитки».
Отцовское дело покатилось под откос. Спасаясь от нищеты, братья решили сдать фабрику в аренду на один год Дрозжилову, Казанцеву и Бабикову, но это их не спасло. Тогда они взяли ссуду под небольшие проценты у купца Рожнева, но вовремя рассчитаться не смогли. Фабрика перешла во владение к Рожневу по решению суда. Став хозяином производства, тот закрыл его на целых пять лет, с 1890 года по 1895 год. Пока не купили фабрику братья Злоказовы -именно тогда Арамильскую фабрику стали называть Злоказовской. На этот раз она попала в хорошие руки.
Немного о Злоказовых. Братья Злоказовы, бывшие рабочие Каслинского завода, наживали капитал по копеечке. Успеха они добились благодаря уму и воле старшего брата Петра Алексеевича. А разбогатели после разрешения торговать вином представителям непривилегированного класса.
В очерке В. Мититюка (журнал «Урал» №9 за 1993 год) подробно рассказывается, как наживались Злоказовы, уничтожая конкурентов и спаивая народ плохой водкой. Кабаки открывались чуть ли не в каждом населенном пункте. На производстве водки Злоказовы заработали огромное состояние, которое выражалось цифрой с шестью нулями. А потом стали вкладывать капитал в другие отрасли производства. Например, занимались переработкой торфа на Патрушевском болоте, затем на Сулимовском. Вкладывались в химическую, металлургическую промышленность, приобрели несколько суконных фабрик, в том числе и в Арамили.
В отличие от винокуренных, где поначалу за качеством водки не особенно следили, суконное производство отличалось хорошей организацией дела. И не случайно: к руководству фирмой вскоре пришло младшее поколение Злоказовых, люди образованные и культурные. Суконная фабрика в Арамили имела общежитие для рабочих, фельдшерский пункт с десятью койками. Более того - при ней действовали земская библиотека и даже театр.
Подготовила М.К. Уралова, фотографии предоставлены краеведческим музеем г.Арамиль

Арамильская суконная фабрика: первые шаги - 574866836561

Комментарии

Комментариев нет.