Дидактическое пособие для старших дошкольников своими руками
Дидактическое пособие на развитие фонетико-фонематических представлений «Домик для звуков»
Описание: Пособие на развитие фонетико-фонематических представлений предназначено для занятий с детьми 5-7 лет. Игра может использоваться как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях. Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. Схема характеристики звука помогает детям усвоить термин «звук». В ходе занятий дети научатся давать характеристику любому звуку. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином. Цель: Развитие умения составлять характеристику звука с опорой на схему. Материал: 1. Набор специальных символов для обозначения гласных и согласных звуков (пособие Т.А. Ткаченко)
2. Набор картинок с символами звуков речи (пособие З.Е. Агранович)
Звуковой домик. Способ изготовления. На листе формата А4 рисуем справа дом, слева 5 кругов и ламинируем прозрачной самоклейкой.
Картинки-схемы для характеристики звуков.
Красный круг (гласные звуки). - Синий круг с колокольчиком (согласные звонкие твёрдые звуки). - Синий круг с зачёркнутым колокольчиком (согласные глухие твёрдые звуки). - Зелёный круг с колокольчиком (согласные звонкие мягкие звуки). - Зелёный круг с зачёркнутым колокольчиком (согласные глухие мягкие звуки). 5. Предметные картинки на закрепляемые звуки. Игра «Расскажи о звуке» Задачи: Учить детей давать развёрнутую характеристику звукам речи. Учить детей дифференцировать звуки, в зависимости от их характеристик. Варианты заданий: 1 задание Взрослый вставляет символ звука [Ж] (пособие З.Е. Агранович) в окно домика и сообщает: Сегодня к нам в гости летит весёлый жук и поёт песенку: «Ж-ж-ж». Повторите этот звук. Сегодня он поселится в нашем домике.
Когда мы произносим звук [Ж]: - губы вытянуты бубликом, рупором, - кончик языка поднят за верхние зубы, - боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, - посередине языка идёт сильная плавная воздушная струя. А теперь положите руку на горлышко, и произнесите звук [Ж]. Горлышко «дрожит», вибрирует: Если горлышко дрожит, Значит звонкий звук бежит. - Звук [Ж] – согласный, всегда твёрдый, звонкий. Обозначать звук [Ж] будем фишкой синего цвета с колокольчиком.
Взрослый предлагает детям повторить характеристику звука, найти нужную фишку и поместить в кармашек над картинкой. Таким образом, можно характеризовать любой звук по мере изучения. 2 задание Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по глухости – звонкости, вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать картинку-символ звука, соответствующую схеме.
Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку.
3 задание Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по мягкости – твёрдости, вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать картинку-символ звука, соответствующую схеме
Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку
4 задание Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по мягкости – твёрдости, глухости – звонкости, вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать звук, соответствующий схеме
5 задание Взрослый раскладывает на столе символы звуков (пособие Т.А. Ткаченко). Вставляет в окно на крыше фишку-схему звука и предлагает ребёнку назвать несколько звуков, подходящих к данной схеме.
Дети дают развёрнутую характеристику и выбирают нужные звуки.
6 задание Взрослый раскладывает на столе предметные картинки сказочных героев. Предлагает назвать героя, выделить первый звук в слове, дать развёрнутую характеристику этого звука и обозначить его соответствующей фишкой.
Логопед в Заводоуковске.
Дидактическое пособие для старших дошкольников своими руками
Дидактическое пособие на развитие фонетико-фонематических представлений «Домик для звуков»
Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. Схема характеристики звука помогает детям усвоить термин «звук». В ходе занятий дети научатся давать характеристику любому звуку. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.
Цель: Развитие умения составлять характеристику звука с опорой на схему.
Материал:
1. Набор специальных символов для обозначения гласных и согласных звуков (пособие Т.А. Ткаченко)
Способ изготовления.
На листе формата А4 рисуем справа дом, слева 5 кругов и ламинируем прозрачной самоклейкой.
- Синий круг с колокольчиком (согласные звонкие твёрдые звуки).
- Синий круг с зачёркнутым колокольчиком (согласные глухие твёрдые звуки).
- Зелёный круг с колокольчиком (согласные звонкие мягкие звуки).
- Зелёный круг с зачёркнутым колокольчиком (согласные глухие мягкие звуки).
5. Предметные картинки на закрепляемые звуки.
Игра «Расскажи о звуке»
Задачи:
Учить детей давать развёрнутую характеристику звукам речи.
Учить детей дифференцировать звуки, в зависимости от их характеристик.
Варианты заданий:
1 задание
Взрослый вставляет символ звука [Ж] (пособие З.Е. Агранович)
в окно домика и сообщает:
Сегодня к нам в гости летит весёлый жук и поёт песенку: «Ж-ж-ж». Повторите этот звук. Сегодня он поселится в нашем домике.
- губы вытянуты бубликом, рупором,
- кончик языка поднят за верхние зубы,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- посередине языка идёт сильная плавная воздушная струя.
А теперь положите руку на горлышко, и произнесите звук [Ж]. Горлышко «дрожит», вибрирует:
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
- Звук [Ж] – согласный, всегда твёрдый, звонкий. Обозначать звук [Ж] будем фишкой синего цвета с колокольчиком.
Таким образом, можно характеризовать любой звук по мере изучения.
2 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по глухости – звонкости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать картинку-символ звука, соответствующую схеме.
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по мягкости – твёрдости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать
картинку-символ звука, соответствующую схеме
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по мягкости – твёрдости, глухости – звонкости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать звук, соответствующий схеме
Взрослый раскладывает на столе символы звуков (пособие Т.А. Ткаченко).
Вставляет в окно на крыше фишку-схему звука и предлагает ребёнку назвать несколько звуков, подходящих к данной схеме.
Взрослый раскладывает на столе предметные картинки сказочных героев.
Предлагает назвать героя, выделить первый звук в слове, дать развёрнутую характеристику этого звука и обозначить его соответствующей фишкой.
#ДидактическоеПособие #ДомикДляЗвсуков #ХарактеристикаЗвука #ОпораНаСхему