Фараончик - фантастическое существо с человеческой головой, туловищем и рыбьим хвостом; русалка. «А мужики видели, как из реки выходила женщина. Она первый раз вышла и говорит: „Фараон, фараон", — и ушла в воду» (Волог.). Фараоны, мифические полулюди-полурыбы (и женского и мужского пола -произошли от потонувшего в Чермном море (в Красном море) «войска фараонова» (при преследовании евреев, выводимых Моисеем из Египта). В основе таких представлений лежат апокрифические легенды, возникшие в результате народной переработки библейского сюжета о переходе Мот через Красное море, когда вода расступилась, пропустила Моисея и ведом им народ, но сомкнулась над головами преследователей; «люди фараона обратишася рыбами», «у тех рыб главы человеческие, а ту лова нет, токмо ед глава, а зубы и нос человечи; а где уши, тут перья, а где потылица, тут же и не яст их никтоже». Обратились рыбами и оружие, кони воинов: «...а на конских рыбах шер конская, а кожа на них толста на перст, ловят их и кожи в них снимают тело мечут, а в кожах перед ы и подошвы шьют; а воды те кожи не терпят,,») в сухоноско, на год станут» [Сказание о переходе Чермного моря по списку 1602 г.] <Черепанова, 1983>. автор энциклопеди Александрова Анастасия Образ «фараона лютого», по-видимому поразивший народное воображение нередко появляется в старинной русской литературе, в сказаниях, легендах «Переход библейско- книжного образа в сферу народных мифологических представлений осуществлялся несколькими путями: через официальную книжное" через литургику, через апокрифическую литературу, народную трансформацию духовной литературы, в частности, духовные стихи. В канонической церковной и светской книжности и сам библейский сюжет, и образ фараона, преследовавшего. В народных верованиях образы фараонов и фараонок сливаются с образами сеяных и русалок, однако из-за «книжного» происхождения представлений о ("войске фараоновом» полулюди- полурыбы часто воображаются обитающими далеко, в морях; например, фараончики — «чудные белотелые девы с русыми кудрями, которые плавают в море. У них рыбьи хвосты» (Сарат.). В Новгородской губернии считали, что у фараонов только «голова человеческая», а остальное у них рыбье. Случается, что в ясную погоду они выскакивают из воды и кричат: «Царь Фараон в воде потонул». а "В ину пору корабль плывет, хоша по обнаковенной воде, но зато по сторонам-то его бесперечь выныривают чудовища: от головы до пояса человек, от пояса до ног — соминый плеск. Вынырнет это чудовище, встряхнет длинными волосами, индо брызги на версту летят, да закричит глухим хриплым голосом: „Фараон!" Это фараоновы воины, что за Мысеим гнались, да потонули. В ину пору эти самые чудовища, их тоже зовут фараонами, ухватятся за корабль ручищами, словно граблями, да спрашивают: Когда Осподь с судом сойдет?" — „Завтра" иль- бо „Послезавтра"', - скажут с корабля, чтоб только отвязаться. Ну, и отстанут, а без того ни за что отстанут, такие привязчивые, право. Им, вишь, узаконено жить в море до преставленья света. Тогда, вишь, их рассудят с царем фараоном: из-за него погибли и сделались получеловеками. Это море так и прозывается: фараонское море» <Железнов, 1910>. По рассказам жителей Смоленщины, фараоны -- «египетские цыгане», по мановению жезла Моисея. Они похожи на людей, но покрыты рыбьей чешуей, одноглазы, могут обитать лишь в воде. Фараоны любят ненастье а в хорошую погоду интересуются «у своего фараона» ~ когда переменчивая погода. Его же они вопрошают и о конце света, ибо обречены существовать полурыбьем- получеловеческом обличье вплоть до Светопреставления. Фараонки опасны — они людоеды. Иногда их ловят и «показывают», содержа в чанах с водой < Добровольский, 1891>. Таким образом, в народных повествованиях о фараонах и фараонках, наряду с «библейским происхождением», подчеркивается их принадлежность к безвременно погибшим, заклятым, проклятым людям, а так же особый, «глухой и хриплый», но влияющий на людские судьбы голос и дар пророчества, предвиденья.
Энциклопедия СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО(бестиарий)
Фараонка, Фараон,
Фараончик -
фантастическое существо с
человеческой головой,
туловищем и рыбьим
хвостом; русалка.
«А мужики видели, как из
реки выходила женщина.
Она первый раз вышла и
говорит: „Фараон,
фараон", — и ушла в
воду» (Волог.).
Фараоны, мифические
полулюди-полурыбы (и
женского и мужского пола
-произошли от
потонувшего в Чермном
море (в Красном море)
«войска фараонова» (при
преследовании евреев,
выводимых Моисеем из
Египта).
В основе таких
представлений лежат
апокрифические легенды,
возникшие в результате
народной переработки
библейского сюжета о
переходе Мот через
Красное море, когда вода
расступилась, пропустила
Моисея и ведом им народ,
но сомкнулась над
головами
преследователей; «люди
фараона обратишася
рыбами», «у тех рыб главы
человеческие, а ту лова
нет, токмо ед глава, а зубы
и нос человечи; а где уши,
тут перья, а где потылица,
тут же и не яст их
никтоже».
Обратились рыбами и
оружие, кони воинов: «...а
на конских рыбах шер
конская, а кожа на них
толста на перст, ловят их и
кожи в них снимают тело
мечут, а в кожах перед ы и
подошвы шьют; а воды те
кожи не терпят,,») в
сухоноско, на год
станут» [Сказание о
переходе Чермного моря
по списку 1602 г.]
<Черепанова, 1983>. автор
энциклопеди Александрова
Анастасия
Образ «фараона
лютого», по-видимому
поразивший народное
воображение нередко
появляется в старинной
русской литературе, в
сказаниях, легендах
«Переход библейско-
книжного образа в сферу
народных мифологических
представлений
осуществлялся
несколькими путями:
через официальную
книжное" через литургику,
через апокрифическую
литературу, народную
трансформацию духовной
литературы, в частности,
духовные стихи. В
канонической церковной и
светской книжности и сам
библейский сюжет, и
образ фараона,
преследовавшего. В
народных верованиях
образы фараонов и
фараонок сливаются с
образами сеяных и
русалок, однако из-за
«книжного»
происхождения
представлений о ("войске
фараоновом» полулюди-
полурыбы часто
воображаются
обитающими далеко, в
морях; например,
фараончики — «чудные
белотелые девы с русыми
кудрями, которые плавают
в море. У них рыбьи
хвосты» (Сарат.). В
Новгородской губернии
считали, что у фараонов
только «голова
человеческая», а
остальное у них рыбье.
Случается, что в ясную
погоду они выскакивают
из воды и кричат: «Царь
Фараон в воде потонул». а
"В ину пору корабль
плывет, хоша по
обнаковенной воде, но
зато по сторонам-то его
бесперечь выныривают
чудовища: от головы до
пояса человек, от пояса до
ног — соминый плеск.
Вынырнет это чудовище,
встряхнет длинными
волосами, индо брызги на
версту летят, да закричит
глухим хриплым голосом:
„Фараон!" Это фараоновы
воины, что за Мысеим
гнались, да потонули. В
ину пору эти самые
чудовища, их тоже зовут
фараонами, ухватятся за
корабль ручищами, словно
граблями, да спрашивают:
Когда Осподь с судом
сойдет?" — „Завтра" иль-
бо „Послезавтра"', - скажут
с корабля, чтоб только
отвязаться. Ну, и отстанут,
а без того ни за что
отстанут, такие
привязчивые, право. Им,
вишь, узаконено жить в
море до преставленья
света. Тогда, вишь, их
рассудят с царем
фараоном: из-за него
погибли и сделались
получеловеками. Это море
так и прозывается:
фараонское море»
<Железнов, 1910>.
По рассказам жителей
Смоленщины, фараоны --
«египетские цыгане», по
мановению жезла Моисея.
Они похожи на людей, но
покрыты рыбьей чешуей,
одноглазы, могут обитать
лишь в воде. Фараоны
любят ненастье а в
хорошую погоду
интересуются «у своего
фараона» ~ когда
переменчивая погода. Его
же они вопрошают и о
конце света, ибо обречены
существовать полурыбьем-
получеловеческом обличье
вплоть до
Светопреставления.
Фараонки опасны — они
людоеды. Иногда их ловят
и «показывают», содержа
в чанах с водой <
Добровольский, 1891>.
Таким образом, в
народных повествованиях
о фараонах и фараонках,
наряду с «библейским
происхождением»,
подчеркивается их
принадлежность к
безвременно погибшим,
заклятым, проклятым
людям, а так же особый,
«глухой и хриплый», но
влияющий на людские
судьбы голос и дар
пророчества,
предвиденья.