Чтобы помнили.
История памятника Советскому солдату в Берлине
В апреле 1945 года передовые части советских войск вышли к Берлину. Город оказался в огневом кольце окружения. 220-й гвардейский стрелковый полк наступал по правому берегу реки Шпрее, от дома к дому продвигаясь к имперской канцелярии. Уличные бои шли днем и ночью. За час до начала артподготовки Николай Масалов в сопровождении двух ассистентов принес знамя полка к Ландвер-каналу. Гвардейцы знали, что здесь, в Тиргартене, - перед ними главный бастион военного гарнизона германской столицы. Бойцы выдвигались к рубежу атаки мелкими группами и поодиночке. Кому-то предстояло форсировать канал вплавь на подручных средствах, кому-то прорываться сквозь шквал огня через заминированный мост.
До начала атаки оставалось 50 минут. Установилась тишина - тревожная и напряженная. Неожиданно сквозь это призрачное безмолвие, смешанное с дымом и оседающей пылью, послышался детский плач. Он доносился словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно. Ребенок с плачем произносил одно понятное всем слово: «Мут-тер, муттер...», ведь все дети плачут на одном языке. Раньше других детский голос уловил сержант Масалов. Оставив у знамени ассистентов, он поднялся почти во весь рост и напрямик побежал в штаб - к генералу.
- Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он...Генерал молча разглядывал невесть откуда взявшегося солдата.
- Только обязательно вернись. Надо вернуться, ведь этот бой - последний, - по-отечески тепло напутствовал его генерал.
- Я вернусь, - промолвил гвардеец и сделал первый шаг в сторону канала.Площадь перед мостом простреливалась огнем пулеметов и автоматических пушек, не говоря о минах и фугасах, густо усеявших все подступы.
Сержант Масалов полз, прижимаясь к асфальту, осторожно минуя едва приметные бугорки мин, ощупывая руками каждую трещину. Совсем рядом, выбивая каменистую крошку, проносились пулеметные очереди. Смерть сверху, смерть снизу - и негде от нее укрыться. Уворачиваясь от смертоносного свинца, Николай нырнул в воронку от снаряда, будто в воды родной сибирской Барандатки.
В Берлине Николай Масалов насмотрелся на страдания немецких ребятишек. В чистеньких костюмчиках они подходили к солдатам и молча протягивали пустую консервную банку или просто исхудавшую ладошку. И русские солдаты совали в эти ручонки хлеб, куски сахара или усаживали худющую компанию вокруг своих котелков...
...Николай Масалов пядь за пядью приближался к каналу. Вот он, прижав автомат, уже перекатился к бетонному парапету. Тут же хлестнули огненные свинцовые струи, но солдат уже успел скатиться под мост.Вспоминает бывший комиссар 220-го полка 79-й гвардейской дивизии И.Падерин: «И исчез наш Николай Иванович. Он пользовался большим авторитетом в полку, и я боялся стихийной атаки. А стихийная атака, как правило, лишняя кровь, да еще в самом конце войны. И вот Масалов будто почувствовал нашу тревогу. Вдруг подает голос: «Я с ребенком. Пулемет справа, дом с балконами, заткните ему глотку». И полк без всякой команды открыл такой яростный огонь, что я, по-моему, за всю войну не видел такого напряжения. Под прикрытием этого огня Николай Иванович вышел с девочкой. Он был ранен в ногу, но не сказал...»
Вспоминает Н.И.Масалов: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку - и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим - выручили, открыли огонь со всех стволов».Орудия, минометы, автоматы, карабины прикрывали Масалова шквальным огнем. Гвардейцы прицельно били по огневым точкам врага. Русский солдат встал над бетонным парапетом, закрыв собой от пуль немецкую девочку. В этот момент над крышей иссеченного осколками дома с колоннами поднялся ослепительный диск солнца. Его лучи ударили по вражескому берегу, на некоторое время ослепив стрелков. Одновременно ударили пушки, началась артподготовка. Казалось, что весь фронт салютует подвигу русского солдата, его человечности, которую он не растерял на дорогах войны. Вспоминает Н.И.Масалов: «Перебрался я через нейтральную зону. Заглядываю в один, другой подъезд домов - чтоб, значит, сдать ребенка немцам, гражданским. А там пусто - ни души. Тогда я прямым ходом в свой штаб. Товарищи окружили, смеются: «Покажи, что за «языка раздобыл». А сами кто галеты, кто сахар девочке суют, успокаивают ее. Сдал ее с рук на руки капитану в накинутой плащ-палатке, который воды ей из фляжки давал. А потом я вернулся к знамени».
Через несколько дней в полк приехал скульптор Е.В.Вучетич и сразу же разыскал Масалова. Сделав несколько набросков, распрощался, и вряд ли Николай Иванович в тот момент представлял, зачем понадобился художнику. Вучетич не случайно обратил внимание на воина-сибиряка. Скульптор выполнял задание фронтовой газеты, подыскивая типаж для плаката, посвященного Победе советского народа в Отечественной войне. Эти эскизы и наброски пригодились Вучетичу позже, когда он приступил к работе над проектом знаменитого ансамбля-памятника.
После Потсдамской конференции глав союзных держав Вучетича вызвал к себе Климент Ефремович Ворошилов и предложил приступить к подготовке скульптурного ансамбля-памятника, посвященного Победе советского народа над фашистской Германией. Первоначально предполагалось поместить в центре композиции величественную бронзовую фигуру Сталина с изображением Европы или глобусным полушарием в руках.
Скульптор Е.В.Вучетич: «Главную фигуру ансамбля смотрели художники, скульпторы. Хвалили, восхищались. Но я испытывал неудовлетворенность. Надо искать другое решение.И тут я вспомнил советских воинов, которые в дни штурма Берлина выносили из зоны огня немецких детей. Метнулся в Берлин, побывал в гостях у советских солдат, встречался с героями, сделал зарисовки и сотни фотографий - и вызрело новое, свое решение: солдат с ребенком на груди. Вылепил фигуру воина метровой высоты. Под ногами его - фашистская свастика, в правой руке автомат, левая придерживает трехлетнюю девочку».Пришла пора продемонстрировать оба проекта под светом кремлевских люстр. На первом плане - монумент вождя...
- Слушайте, Вучетич, вам не надоел этот, с усами?
Сталин указал мундштуком трубки в сторону полутораметровой фигуры.
- Это пока эскиз, - попытался кто-то заступиться.
- Автор был контужен, но не лишен языка, - отрывисто бросил Сталин и устремил взгляд на вторую скульптуру.
- А это что?
Вучетич поспешно снял пергамент с фигуры солдата. Сталин осмотрел его со всех сторон, скупо улыбнулся и сказал:
- Вот этого солдата мы и поставим в центре Берлина, на высоком могильном холме... Только знаете, Вучетич, автомат в руке солдата надо заменить чем-то другим. Автомат - утилитарный предмет нашего времени, а памятник будет стоять в веках. Дайте ему в руку что-то более символичное. Ну, скажем меч. Увесистый, солидный. Этим мечом солдат разрубил фашистскую свастику. Меч опущен, но горе будет тому, кто вынудит богатыря поднять этот меч. Согласны? Вспоминает Иван Степанович Одарченко: «После войны я еще три года служил в комендатуре Вайсензее. Полтора года выполнял необычное для солдата задание - позировал для создания монумента в Трептов-парке. Профессор Вучетич долгое время искал натурщика. Меня представили Вучетичу на одном из спортивных праздников. Он одобрил мою кандидатуру, и через месяц меня откомандировали позировать скульптору».
Строительство памятника в Берлине приравнивалось к заданию чрезвычайной важности. Было создано специальное строительное управление. К концу 1946 года набралось 39 конкурсных проектов. Перед их рассмотрением в Берлин приехал Вучетич. Идея памятника целиком и полностью завладела воображением скульптора... Работы по сооружению памятника воину-освободителю начались в 1947 году и продолжались больше трех лет. Здесь была задействована целая армия специалистов - 7 тысяч человек. Мемориал занимает огромную площадь в 280 тысяч квадратных метров. Заявка на материалы озадачила даже Москву - черные и цветные металлы, тысячи кубометров гранита и мрамора. Складывалась крайне затруднительная ситуация. Помог счастливый случай. Вспоминает заслуженный строитель РСФСР Г.Кравцов: «Ко мне пришел изможденный немец, бывший узник гестапо. Он видел, как наши солдаты выбирают в развалинах зданий куски мрамора, и поспешил с радостным заявлением: ему известен в ста километрах от Берлина, на берегу Одера, потайной склад гранита. Он сам разгружал камень и чудом избежал расстрела... И эти груды мрамора, оказывается, по заданию Гитлера были припасены для строительства памятника победы...над Россией. Вот ведь как получилось...
При штурме Берлина погибли 20 тысяч советских воинов. В братских могилах мемориала в Трептов-парке, под старыми платанами и под курганом главного монумента, покоятся более 5 тысяч солдат. Вспоминает бывшая садовница Фрида Хольцапфель: «Нашей первой задачей было удалить с участка, предназначенного для памятника, кусты и деревья; на этом месте должны были вырыть братские могилы... А потом стали подъезжать машины с бренными останками погибших солдат. Я просто не могла сдвинуться с места. Всю меня словно пронзила острая боль, я заплакала навзрыд и ничего не могла с собой поделать. Мысленно я представляла себе в эту минуту русскую женщину-мать, у которой отняли самое дорогое, что у нее было, и теперь опускают в чужую немецкую землю. Невольно я вспомнила о сыне и муже, которые считались без вести пропавшими. Может быть, и их постигла такая же судьба. Вдруг ко мне подошел молодой русский солдат и сказал на ломаном немецком языке: «Плакать нехорошо. Немецкий камерад спит в России, русский камерад спит здесь. Все равно, где они спят. Главное чтобы был мир. Русские матери тоже плачут. Война для людей нехорошо!» Потом он еще раз подошел ко мне и сунул в руки какой-то сверток. Дома я развернула его — там лежали полбуханки солдатского хлеба и две груши...».
Вспоминает Н.И.Масалов: «О памятнике в Трептов-парке я узнал случайно. Спички в магазине купил, на этикетку глянул. Памятник воину-освободителю в Берлине работы Вучетича. Вспомнил, как он делал с меня набросок. Я никак не подумал, что в этом памятнике запечатлен тот бой за рейхстаг. Потом уж узнал: рассказал скульптору о случае на Ландвер-канале маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков».
Памятник завоевывал все большую популярность у людей из многих стран и порождал различные легенды. Так, в частности, считалось, что действительно советский солдат вынес немецкую девочку с поля боя во время перестрелки, но при этом был тяжело ранен и умер в госпитале. Одновременно с этим отдельные энтузиасты, которых не устраивала эта легенда, предпринимали неоднократные, но до поры безуспешные поиски неизвестного героя. http://kinoexpert.livejournal.com/133707.html
Вот ещё что пишут об этом памятнике:
"...Многие из проходящих мимо не знают, что прообразом для памятника «Воин-освободитель» стал белорусский солдат, спасший маленькую немецкую девочку во время боев в Берлине.О героическом поступке рассказал на страницах газет писатель и фронтовой корреспондент Борис Полевой. Во время боев в Берлине в момент временного затишья солдаты услышали плач ребенка, доносившийся с нейтральной полосы. Тогда один из солдат выбрался из укрытия, по-пластунски пополз к ребенку, забрал его и направился к своим позициям. В момент передачи ребенка в руки своих товарищей солдата настигла пуля, выпущенная с немецкой стороны.Теперь доподлинно известно, что советским солдатом, спасшим немецкую девочку, был старший сержант Трифон Андреевич Лукьянович, уроженец деревни Репище Логойского района Минской области. Перед войной он жил в Минске, работал слесарем на радиозаводе. На фронте служил с 1941 года. 25 апреля 1945 года при спасении немецкой девочки был смертельно ранен.
memorialnaya-doska-minskВ память об этом самоотверженном поступке на месте трагического события на Эльзенштрассе в Берлине установлен памятный знак. В Минске на здании бывшего радиозавода, где работал Трифон Лукьянович (сейчас там располагается производственное объединение «Белвар»), размещена мемориальная доска с горельефами воина и девочки работы скульптора Заира Азгура.
История, рассказанная Борисом Полевым и запечатленная Евгением Вучетичем в скульпутрной композиции «Воин-освободитель», является не единственным примером подобного подвига. В прессе встречаются другие фамилии, связанные с похожими эпизодами. Например, в газете «Известия» за 6 мая 2000 года помещена заметка Прокопия Тарасова «Поступок рядового Нестора Довгалева», где описан подобный подвиг. Не исключено, что этот факт тоже имел место: в боях за Берлин участвовали сотни тысяч солдат, которые могли оказаться в подобных ситуациях.Источник: Беларуская думка, № 5, 2004 г.http://www.poznaibelarus.by/monument-to-belarusian-in-berlin/"