«ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ» КПРФ К РАБОЧЕМУ КЛАССУ И ДИКТАТУРЕ ПРОЛЕТАРИАТА

Автор: А.А. Ковалёв
№46 (144), 12 ноября 2019

«ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ» КПРФ К РАБОЧЕМУ КЛАССУ И ДИКТАТУРЕ ПРОЛЕТАРИАТА - 888066662848
Партия не может быть коммунистической без опоры на рабочий класс и диктатуру пролетариата. Это – аксиома марксизма. Поэтому КПРФ ещё пять лет назад провозгласила свой поворот к рабочему классу и признала положение о диктатуре пролетариата.
Однако сразу же всё это было забыто, и КПРФ вернулась к социал-реформизму с его привычными «социальным государством», «народовластием» и т.п. И это естественно, так как «социальное государство» несовместимо с диктатурой пролетариата, являются антиподами. Хотя ещё тогда Ю. Белов, один из главных теоретиков партии, заявил, что диктатура пролетариата это и есть народовластие (по Ленину, народовластие – это «скудоумие»), проложив таким образом мостик между ними. Этот «вклад» в марксизм и тогда, конечно же, никто всерьёз не принял.
«Второе пришествие» КПРФ к рабочему классу и диктатуре пролетариата состоялось на октябрьском Пленуме ЦК КПРФ 2019 г. Однако вызывает сомнение долговечность такого «крутого поворота», так как вся логика доклада Зюганова на Пленуме, начиная с характеристики политики неолиюберализма как причины всех бед, ведёт к тому же «социальному государству», реформизму и т.п.
Начнём с политики неолиберализма (по докладу). Её существенные черты: выведение государства из экономики, тотальная приватизация, полная свобода торговли, сокращение социальных выплат. Цель – «ослабление национального государств, их переход под контроль транснациональных корпораций». Результат: сокращение социальных расходов, сдерживание экономического роста, увеличение налоговой нагрузки.
Эта политика вытекает из типа государства (по докладу) – «олигархо-бюрократического», в конституции которого записано «социальное государство» (напомню, что «социальное государство» – это буржуазное государство с бесплатным образованием, медицинским обслуживанием, но с частной собственностью в основе). Но политика неолиберализма в России не соответствует целям «социального государства». Поэтому задача коммунистов бороться за «социальное государство». Тем более, что «Народ… требует того, что принадлежит ему по праву рождения (по православию? – А.К.), по Конституции…». Так как причина «несоответствия» кроется главным образом в непрофессионализме членов правительстве, о чём постоянно говорит Зюганов, то к «социальному государству» можно прийти мирным путём, путём реформ через «правительство национального доверия», которое включит, конечно же, и буржуазию, а значит и борьбу «кто-кого». Не случайно, что по причине «согласия с буржуазией» в правительстве доверия программа КПРФ «10 шагов к достойной жизни …», в заявлении (по докладу) – «КПРФ требует … ликвидацию олигархического капитала» не исключается частная собственность как основа экономики, всего общественного строя, а потому подход – чисто реформистский.
Такова логика социал-реформизма, которой постоянно следует КПРФ и который не требует опоры на рабочий класс и признания диктатуры пролетариата.
Если же дать более полную характеристику политике неолиберализма, то в соответствии с законом перехода количества в качество вывод получается другой и в отношении типа государства в России и в отношении практических действий коммунистов. (См.: Ковалёв А.А. Куда ведут Россию либералы. Журнал Политическое самообразование, №4, 2019). Законный подход состоит в следующем.
В 1970-х годах в США был разработан механизм политики неолиберализма, главной целью которой была неоколонизация стран третьего мира. Суть этого механизма состояла в том, что в обмен на кредит страна – его получатель должна была выполнить следующие требования так называемого «Вашингтонского консенсуса» («Сделано в США»): уход государства из экономики и приватизация госсобственности, свобода торговли и движения капитала (ввоз-вывоз), что позволяет транснациональным корпорациям завладеть национальным рынком, производством, торговлей и др.; долларизация экономики вместе с подчинением Центрального банка страны США, что позволяло им управлять всей её финансовой системой, а также направлять денежную массу на покупку долларов, прежде всего, за счёт урезания социальных расходов; передача части сбережений и инвестиций в Центр (в России – в форме «бюджетного правила»).
Эта единая система взаимосвязанных требований позволяла империалистам решать следующие задачи:
1. Разрушение (а не сдерживание роста, как в докладе) обрабатывающей промышленности и превращение экономики в сырьевой придаток Запада.
2. Вывоз богатств и средств из страны, её ограбление.
3. Сокращение населения (а не просто урезание социальных расходов), необходимое для «золотого миллиарда». Эти задачи выполняет компрадорская власть, управляемая извне.
Следует заметить, что неоколониализм является лишь одним из инструментов колонизации страны. Если он в какой-то части урезается, то в ход пускаются другие инструменты – санкции, государственные перевороты, установление фашистской диктатуры (Украина) и т.п.
С помощью механизма неолиберализма (в его полном, системном виде) США поставили в экономическую зависимость более 120 стран третьего мира (больше всего из Латинской Америки), из которых была создана система неоколониализма. Позже, после развала СССР, к ней были присоединены страны постсоветского пространства. Так, с 1991 года Россия является неоколонией (а не просто буржуазно-бюрократическим государством), как и многие другие страны. Требования по неоколонизации страны неукоснительно выполняются компрадорской властью от Ельцина до наших дней.
Этот вывод о положении России как стране неоколониальной требует уже внепарламентских действий коммунистов с опорой на рабочий класс и диктатуру пролетариата.
Два разных подхода определяют и различия в анализе положения в стране и ответы на другие базовые вопросы. В частности, ВВП. Если брать весь постсоветский период (а не за несколько последних лет, как в докладе), то его рост в среднем составил 1%. И сейчас – на уровне 1%. Говорят, что это мало, надо поднимать. Но с позиции заокеанских дирижёров – это много. Тем более, что за последние 6 лет внутренними и внешними врагами была предпринята бешенная атака по разрушению страны. Так, темпы роста ВВП с +3% в 2013 г при весьма благоприятных условиях в 150 долл. за баррель были опущены официально до – 4,7% в 2016. В это же время извне – экономические санкции, внутри – дефолт: в два раза подешевел рубль; затем ЦБ России искусственно поднял ключевую ставку до 17%, так что штабелями полегли десятки тысяч предприятий; затем массовый отзыв лицензий у банков – ещё тысячи предприятий приостановили свою работу. С 2012 по 2016 год было ликвидировано от 4,2 млн рабочих мест (2014 год) до 3,1 млн, или порядка 10%. Резко возросла трудовая нагрузка на занятых рабочих: увеличилась продолжительность рабочей недели – местами до 60 час. в неделю и выше при лишь частичной оплате (25%) сверхурочных работ, сокращение и отмена различных социальных льгот и т.п. На население хлынул поток мыслимых и немыслимых налогов.
Следует также учесть, что ВВП скрывает падение обрабатывающей промышленности, отставание которой от 1990 г. безнадёжно, так как разрушено инвестиционное ядро (станкостроение, приборостроение и др.), которое и не думают восстанавливать. В докладе: больше предприятий разрушается, чем строится. Важнее другое – разрушаются в обрабатывающей промышленности, а строятся в периферийных отраслям, ближе к сырьевым и т.п., что только усиливает колониальный характер экономики. Что же касается снижения жизненного уровня, то его надо рассматривать в комплексе всех показателей (нищеты, медицины, пенсий, интенсивности труда, безработицы, платной социалки и др.), тогда станет очевидным геноцид населения. Но почему-то в последней редакции Программы КПРФ удалили «геноцид». Наверное, по той же причине, что и «вето» в партии на критику президента. Хотя в докладе мы встречаем: «Опасная иллюзия – оценивать… президента как беспристрастного гаранта Конституции». Это уже шаг вперёд.
Далее. В докладе: в России олигархо-бюрократический капитализм имеет черты империализма. В частности, господство монополий, финансового капитала. Однако вспомним, как в ходе приватизации по наводке американских советников естественные монополии были переданы абрамовичам, вексельбергам, дерипаскам и т.п. своим, надёжным людям, которые были поставлены в полную зависимость от США. Согласитесь, что это не те монополии, которые, по Ленину, вырастали из обобществления производства. Что же касается территориального передела мира – важнейшая черта империализма, то, помнится, Россия территории только отдавала. Разумеется, не в счёт ни Крым, ни Донбасс, ни Сирия. Так что взгляд, рождённый в недрах КПРФ на Россию как империалистическую, явно ошибочный. Но верно, на наш взгляд, другое и главное: национальная олигархия, находясь в союзе с мировой олигархией, который как спрут охватил все сферы нашего общества, управляется ею. Поэтому Россию полнее было бы определить как неоколониально-олигархо-бюрократическое государство, а не только (по докладу) олигархо-бюрократическое. Здесь отличие существенное.
В докладе утверждается, что в России системный кризис. Однако из учебников по политэкономии известно, что экономический кризис объективно присущ капитализму и содержит механизм автоматического выхода из него. Здесь же мы имеем дело с «искусственным сдерживанием роста». Поэтому это не кризис, а преднамеренное убиение экономики колониального типа.
В докладе поставлен вопрос: возможно ли избежать надвигающийся дефолт? Ответ: нет, так как доходы госбюджета вырастут за три года всего на полтора триллиона рублей. а значит рост будет недофинансирован. Это чисто реформистский подход – «ну добавьте хоть что-нибудь, ну ещё чуть-чуть». Если же вопрос поставить шире – является ли разрушительный процесс неолиберализма неизбежным и неотвратимым? Тогда причина более глубинная – союз национальной и мировой олигархии как единый спрут, инструментом которого является неолиберализм с присущими ему неотвратимо разрушительными целями, при которых «добавки» из бюджета могут быть только вынужденными.
Неизбежны разные подходы и к вопросу по рабочему классу. Пленум призвал вместо житейских понятий «богатые-бедные», «жирные коты», «нувориши» и т.п. использовать категории марксизма – «рабочий класс», «пролетариат», «диктатура пролетариата», «эксплуатация труда» и т.п. Не могу обойти сомнительный оптимизм в докладе: «…рабочий класс ждёт энергичного руководства со стороны Компартии». И это после того, как «с 1961 года, с XXII съезда КПСС идея пролетарской диктатуры была изъята из идейного арсенала КПСС», а затем КПРФ как могла обходила стороной рабочий класс, можно ли быть уверенным, что он ждёт? Не ждёт! Как гласит народная мудрость, свято место пусто не бывает. На учредительном съезде Конфедерации труда России (2004 г.), объединяющей все классовые, реально борющиеся с капиталом профсоюзы России, было заявлено об отказе в доверии коммунистам, в том числе и КПРФ. И КТР ушла под крыло «Справедливой России».
В чём же поворот партии к рабочему? Наряду с «защитим», «поможем» и т.п. в докладе встречаем: «…выделить опорные предприятия для работы с рабочим классом…». Но об этом Зюганов уже писал лет пять назад. Тогда же он ставил задачу: организовать «десанты депутатов-коммунистов» на предприятия во время конференций, обсуждающих коллективные договора, вопросы организации забастовок и протестных акций… иметь оперативную информацию о каждом увольнении рабочих с предприятий и организаций по инициативе администрации и разворачивать кампанию в защиту уволенных: делать публикации в партийных СМИ, выпускать специальные листовки… (См.: Зюганов Г.А. Рабочий класс. – М. «Молодая гвардия», 2015. С.200-201). Зачем? Ответ: чтобы рабочие видели, что мы с ними. Но, как говорят, надо быть, а не казаться. Ни «десантный метод», ни практика договариваться с администрацией в случае конфликтных ситуаций, ни просьбы к президенту о спасении предприятия от гибели не помогают делу. Словно от постороннего идут советы: «надо быть готовым, если прозрение рабочих может пойти радикально быстро».
Эта позиция, как небо от земли, отличается от подхода Сталина, который писал, что надо быть с рабочими, организовывать их, бороться вместе с ними, разделять с ними невзгоды и опасности борьбы. Сталин после Октябрьской революции вспоминал, как большевики с 1905-го по 1917 год постоянно работали в рабочей среде и выковали десятки тысяч активных борцов, которые сделали революцию. Позже, обращаясь к международному рабочему классу, он призывал к «большевизации профсоюзов».
Итак, надо не защищать «сверху», чтобы казаться, а быть во главе борьбы, организовывать и поднимать рабочих на борьбу, и главное – вырабатывать у них способность к борьбе. Причём не только за экономические права, но и за рабочий контроль, за участие в управлении, за политические цели – прежде всего, взять власть в свои руки. Это тяжелейшая задача и её могут и должны решать только коммунисты, которые представляют собой реальный авангард рабочего класса. Больше некому!
Но кто способен на это в КПРФ, «если смотреть суровой правде в глаза»? Эти бравые комфортные парни из окружения Зюганова, пресыщенные доходами в 10-20 раз выше среднего по стране, сюда же и прикормленная значительная часть верхнего руководства в партии? Ведь в случае не дай бог революции и победы Советской власти им такой комфорт не светит. Именно к ним относятся слова в докладе: «увлечение парламентаризмом, страх перед социальными потрясениями». В докладе: «не стоит удивляться, если мелкобуржуазная психология, а затем и идеология совьют свои гнёзда в партии, столкнут её в болото оппортунизма». Но уже «незрячему зримо», что партия давно уже в болоте социал-реформизма, причём повсеместно, а не только «в гнёздах».
Руководство партии, заседающее в парламенте и законодательных собраниях, со сверхдоходами, с «монополией на истину»», с огромным отрывом от массы рядовых, с задачей «вхождения во власть», неспособно решать задачи «вхождения в рабочий класс».
Но эти задачи по плечу коммунистам, стоящих на позициях, классовой борьбы и диктатуры пролетариата. Они составляют значительную, если не большую часть партии. Но «верх» их не слышит и они пассивно следуют принципу: «плетью обуха не перешибёшь».
Поэтому выход один – освободить мощную энергию этих коммунистов. Ясно, что «революция сверху». как всегда, может происходить только половинчато, с гниением, отступлениями и т.п. Только «революция снизу» может перевести партию на путь марксизма с его классовой борьбой и диктатурой пролетариата. Для этого первым делом необходимо провести дискуссию в партии с целью достижения единства взглядов (как условие единства действий) коммунистов по примерно следующим базовым темам:
1. Современный капитализм и перспективы социализма.
2. Россия сегодня: куда ведут нас либералы.
3. Социализм и причины его поражения.
4. Пути к власти.
5. Сила, способная снести старое и построить новое.
6. Требования к партии ленинского типа. Такими требованиями могут быть:
– теоретической базой партии является марксизм-ленинизм с признанием классовой борьбы и диктатуры пролетариата. При этом каждый коммунист обязан владеть цельным марксистским мировоззрением и знанием других наук в соответствии с требованием Ленина: «Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которое выработало человечество»;
– партия является рабочей партией, что означает соответствие её деятельности коренным интересам рабочего класса, и численное превосходство рабочих в партии и её органах;
– партия исключает пребывание в своих рядах представителей эксплуататорских классов;
– вступление в партию проводится по рекомендации двух членов партии со стажем не менее двух лет и по рекомендации рабочего коллектива (не менее 5 человек) с правом контроля за деятельностью кандидата в той или иной форме и отзыва своей рекомендации в любое время;
– активная позиция каждого коммуниста, предполагающая активное участие в рабочих организациях (профсоюзах, рабочих советах и др.), в насущных делах трудовых коллективов, постоянную пропаганду идей социализма. При этом надо не только учить массы, но и учиться у них, прислушиваться к их голосу, угадывать их наболевшие нужды. Только тогда партия будет «…способна идти туда, куда идёт масса, и стараться на каждом шагу толкать её сознание в направлении социализма, превращать каждое организационное начинание в дело классового сплочения…»1.
– высокая ответственность каждого коммуниста и партии перед рабочим классом, перед всем эксплуатируемым народом, перед коммунистическим движением в целом;
– участие всех членов партии в выработке и принятии основных направлений политики партии путём обсуждения их всей партией (с использованием дискуссий, научных конференций, референдумов и пр.) и принятием их большинством коммунистов (современная техника это позволяет);
– руководители партии на каждом из её уровней избираются прямым голосованием коммунистов;
– после принятия партией тех или иных решений их выполнение для каждого члена партии становится законом;
– исключается участие руководителей партии в Госдуме и других законодательных органах;
– принцип прозрачности и подотчётности руководства;
– развитие критики и самокритики «сверху донизу», независимо от личностей с жёстким наказанием за зажим критики; борьба с буржуазной идеологией, со всякого рода ревизионизмом и оппортунизмом;
– персональная ответственность каждого коммуниста за результаты своей работы;
– введение «партмаксимума» для всех членов партии с ограничением личных доходов коммуниста не выше (условно) стоимости рабочей силы работника с аналогичным уровнем квалификации;
– ведение института сторонников партии с охватом широкого круга населения, преимущественно из пролетарских слоёв.
Вторым шагом должно стать обсуждение и принятие новой Программы партии с учётом результатов дискуссии.
Третьим – произвести внутрипартийные преобразования в партии в соответствии с изменениями в Программе партии.
Далее. Организовать широкое обучение с целью формирования целостного марксистского мировоззрения, причём как коммунистов, так и всего пролетариата. Приступить к выполнению программных задач партии…
Только такая партия может стать ленинской, реально коммунистической и рабочей, авангардом рабочего класса в борьбе за социализм.
Сделает ли КПРФ поворот к рабочему классу и диктатуре пролетариата, или же «второе пришествие» останется очередным словесным намерением, приуроченным к юбилеям Сталина и Ленина, покажет время.
1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т. 17. М. Издательство политической литературы – 1963. – С. 363–364.

Комментарии

  • 13 ноя 2019 21:29
    Я хотел бы чтобы Ковалёв поделился опытом своей работы по тем пунктам которые он рекомендует Зюганову Каковы результаты.
  • 14 ноя 2019 11:39
    КПРФ-предатели КПСС!!!
  • 14 ноя 2019 14:56
    Ох ты, уси - пуси ! А где ж вы раньше то были, радетили народные?
  • 15 ноя 2019 21:53
    Так их и сейчас с народом нету ! Слишком далеки они от народа !
  • 15 ноя 2019 23:34
    ...Где "агитаторы, горланы, главари",... "...от станков горячих..."     ,,, прикормленные, сытые, наглые, радеющие за свой карман, плюющие на историю, на рабочий класс, на память миллионов, отдавших жизни за великую идею....