6 июня 1962 года от сердечного приступа умер Ив Кляйн.

Художнику было всего 34 года. Рассказываем, про его увлечение дзюдо, о страсти к синему цвету и о «Пустоте».
Кляйн родился в 1928 году в Ницце в семье художников Фреда Кляйна и Мари Раймонд. Отец писал картины в постимпрессионистической манере, а мать занималась ташизмом (живописью пятнами). В дом художников были вхожи и другие заметные фигуры арт-сцены тех лет — именно общение с ними сформировало Ива, образования в области искусства он так и не получил. Его ранние работы во многом подражали стилю отца и матери.
Во время войны Кляйн поступил в Высшую школу торгового мореходства и восточных языков. Там он изучал восточные религии, литературу, а также занимался дзюдо. В боевом искусстве у Кляйна были серьезные достижения: в 1953 году он отправился в Японию и стал там мастером дзюдо, получив черный пояс четвертой степени. Для западного человека в те времена это было поразительным успехом.
Время, проведенное в Японии, повлияло на Кляйна — по возвращении в Париж он снова стал заниматься живописью, которая была во многом вдохновлена японской философией. Вместе со своими товарищами, художниками Арманом Фернандесом и Клодом Паскалем, они решили поделить между собой весь мир. Фернандесу досталась земля, Паскалю – воздух, а Кляйну – небо. Именно небо и предопределило главную любовь Ива — синий цвет, который стал его визитной карточкой.
«За цвет! Против линии и рисунка!», — провозгласил Кляйн. Впервые свои эксперименты с синим цветом Ив продемонстрировал в 1957 году, на выставке Proposte Monochrome, Epoca Blu в Милане. Там появились 11 идентичных синих холстов — это был уникальный оттенок, который разработал сам Кляйн. Он получил название IBK (International Blue Klein). Удивительно, но каждое из 11 полотен было оценено зрителями по-разному — они находили в, казалось бы, идентичных работах что-то свое.
Чтобы создать тот самый оттенок художник обращался за помощью к Эдуарду Адаму, парижскому торговцу красками. Он помог Иву обнаружить особую синтетическую смолу, которая позволила ему создать цвет — IBK, по замыслу Кляйна, заставлял зрителя «купаться в космической чувствительности».
Через год в Париже состоялась самая скандальная выставка Кляйна под названием «Пустота». На нее было приглашено 3000 человек — все они получили синие конверты с адресом выставки. Когда зрители зашли в двадцатиметровое помещение, они не увидели ничего, кроме большого шкафа. Кляйн совершил революции, не только ничего не выставив, но и решив продавать эту пустоту. Оплатить ее можно было исключительно золотом, излюбленным материалом художника.
Это был манифест Кляйна — так он показал, что посетители приходят в галереи не за современным искусством, а чтобы стать частью светского мероприятия. Кляйн заявил, что пустота – это тоже произведение, которое можно продать. Самым знаменитым покупателем пустоты стал Альберт Камю. Половину полученного золота Кляйн бросил в Сену, чтобы восстановить «естественный порядок» — продав пустое пространство, он лишил это пространство пустоты, считал Ив. Через четыре года художника не стало.

6 июня 1962 года от сердечного приступа умер Ив Кляйн. - 974083892312

Комментарии

Комментариев нет.