РОССИЙСКИЕ ШКОЛЫ С НАЧАЛА

НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА ПЕРЕШЛИ
НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
На прошлой неделе во всех школах города прозвенели первые
звонки. Переславские школьники сели за парты и приступили к освоению новых
знаний. Однако сегодняшнее обязательное образование в отличие от образования
предыдущих лет включает в себя все больше и больше нововведений. Об этом и о
многом другом мы и решили поговорить с Верой Юрьевной Овчинниковой, ведущим
специалистом Управления образования администрации г. Переславля-­Залесского
­ Вера Юрьевна, по сообщениям ведущих Российских СМИ,
количество детей, пришедших в первый класс, увеличивается год от года в течение
нескольких лет, а как обстоят дела в нашем городе? Для какого количества
первоклашек Переславские учебные заведения распахнули свои двери?
­ В новом учебном году общеобразовательные учреждения г.
Переславля­Залесского приняли 501 первоклассника, что немногим больше, чем в
прошлом. Рост количества первоклассников в новом учебном году обусловлен в
основном миграцией и иммиграцией населения. Самое большое число первоклассников
приняли школа №6 (86 человек) и школа №9 (90 человек).
­ Хотелось бы поговорить про государственный образовательный
стандарт, на который с 1­го сентября этого года переходят все Российские школы.
­ Федеральный государственный образовательный стандарт ­
именно так расшифровывается аббревиатура ФГОС ­ установлен в Российской
Федерации в соответствии с требованиями «Закона об образовании» и представляет
собой совокупность требований, обязательных при реализации основной
образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего
образования.
ФГОС для 1­4 классов был утвержден Министерством образования
и науки Российской Федерации в 2009 году, ФГОС для 5­9 классов ­ в 2010 году и
ФГОС для 10­11 классов ­ в 2012 году.
Федеральные государственные образовательные стандарты
вводились в общеобразовательных учреждениях поэтапно, начиная с начальной
школы. В г. Переславле­Залесском первыми по ФГОС в 2011 году начали учиться
первоклассники всех общеобразовательных учреждений. В 2013 году по ФГОС начали
учиться 5 классы школ №№1, 2 и гимназии. С 1 сентября 2014 года по данному
стандарту обучаются 5 классы всех общеобразовательных учреждений города.
Таким образом, в настоящий момент по ФГОС учатся обучающиеся
с 1 по 7 класс школ №№1, 2 и гимназии и с 1 по 6 класс во всех остальных
общеобразовательных учреждениях города.
­ Какие требования предъявляет ФГОС к учащимся российских
школ?
­ По сравнению со
стандартами, по которым школы работали ранее, в федеральном государственном
образовательном стандарте много радикальных изменений. Старые стандарты
предъявляли только требования к минимуму знаний и умений, которые обучающиеся
должны усвоить в школе. ФГОС же предъявляет три категории требований:
­ требования к результатам освоения образовательной
программы. Акцент здесь делается не на сумме знаний и умений, а на усвоении так
называемых универсальных учебных умений, то есть умений самостоятельно добывать
необходимую информацию, пользуясь современными технологиями и вступая во
взаимодействие с другими людьми. Также в стандарте сформулированы
предполагаемые результаты обучения по конкретным образовательным областям и
описаны качества, которые должны быть сформированы у выпускников (любовь к
Родине, уважение к закону, толерантность, стремление к здоровому образу жизни и
т. д.);
­ требования к структуре основной образовательной программы.
Перечислены образовательные области, которые должны обязательно изучаться в
школе (филология, общественные науки, математика и информатика, естественные
науки, физкультура, экология и ОБЖ). Большое внимание уделяется внеурочной деятельности
в форме кружков, студий, олимпиад и т. д.;
­ требования к условиям реализации образовательной
программы. Прописаны требования к финансированию образования, профессиональному
уровню и компетентности педагогических кадров, а также к
материально­технической базе школы (водоснабжению, тепловому режиму, освещению,
канализации, оборудованию учебных классов, мастерских, гардеробов, санузлов,
столовых, оснащению школ современной техникой, пришкольными участками и так
далее).
­ Что Вы можете сказать по поводу второго иностранного
языка, который по заявлению Ливанова должен быть обязательным, насколько это
требование соответствует нашим реалиям?
­ В федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования второй иностранный язык включен в перечень
обязательных предметов в предметной области «Филология». В связи с тем, что
ФГОС вводился поэтапно, введение второго иностранного языка также будет
проходить поэтапно и завершится не скоро.
У общеобразовательных учреждений есть право самостоятельно
выбрать и год обучения, в котором появится новый предмет, и количество часов,
отведенных на его изучение. При этом нагрузка на детей сохранится на уровне
федерального стандарта, то есть количество общих учебных часов не увеличится.
Решение, каким будет второй иностранный язык, в значительной мере зависит от
мнения участников образовательного процесса.
­ Еще один немаловажный вопрос ­ это безопасность. Доверяя
своего ребенка школе, родитель должен быть уверен, что его жизнь и здоровье
находится под постоянным контролем, пусть даже на время его пребывания там.
Функцию охраны в большинстве учебных заведений нашего города выполняют женщины
из технического персонала, и мы с вами понимаем, что в этом случае никакой речи
о безопасности идти не может.
­ Во всех
общеобразовательных учреждениях установлены камеры видеонаблюдения по периметру
и внутри школ. При входе камеры фиксируют, кто заходит в школу и выходит. В
любой момент можно пересмотреть записи. В каждой школе установлена кнопка
тревожной сигнализации для быстрого вызова сотрудников полиции и
вневедомственной охраны. Что касается организации контрольно­пропускного
режима, это дело каждой школы. Данный вопрос можно вынести на обсуждение
Управляющего совета школы.
­ Понятно. Теперь давайте поговорим про обязательную
внеурочную деятельность, так называемые кружки.
­ ФГОС предполагает реализацию в общеобразовательном
учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (спортивно­оздоровительное,
духовно­нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) и
реализуется в различных формах, в том числе и в форме кружков. Содержание
внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной
программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную
деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.
­ То есть, у ребенка 7 уроков плюс обязательная внеурочная
деятельность, не возникает ли перегрузки на детский организм, ведь у многих
ребят еще и спортивные секции, художественная либо музыкальная школа, различные
мероприятия дополнительного образования.
­ Именно от перегрузки мы и стараемся сейчас уйти. Часы на
внеурочную деятельность, которые даются (10 часов в начальной школе и 6 часов в
средней), мы по возможности распределяем на воспитательную деятельность.
Например: классные часы, подготовку к различным мероприятиям или вечерам.
­ Практически повсеместно родители школьников с переменным
успехом бьют в колокола, пытаясь достучаться до чиновников от образования,
выражая свое недовольство шестидневной учебной неделей. У детей просто напросто
забрали законный выходной. предусмотренный Конституцией Российской Федерации.
Получается, мы с вами отдыхаем два дня в неделю, а школьники один день. Как же
полноценное восстановление и выходные с родителями?
­ Согласно действующему законодательству режим работы
общеобразовательного учреждения по пятидневной или шестидневной неделе
определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно. Учебная нагрузка и
режим занятий обучающихся определяются уставом общеобразовательного учреждения
в соответствии с санитарно­гигиеническими требованиями.
В настоящий момент во всех общеобразовательных учреждениях
города классы начальной школы учатся по пятидневной учебной неделе. Что же
касается основной и старшей школы, то необходимо отметить, что сокращение
шестидневной недели до пятидневной может привести к невозможности выполнения
учебного плана в полной мере, особенно в тех общеобразовательных учреждениях,
где предметы изучаются на углубленном уровне. В связи с нехваткой в
общеобразовательных учреждениях учебных кабинетов, уплотнение расписания приведет
к тому, что части школьников придется обучаться во вторую смену.
­ По федеральным каналам прошла новость, что с этого года
дети будут учиться по новым учебникам истории?
­ В этом учебном году обучающиеся школ города продолжают
изучать историю по тем учебникам, по которым проводилось обучение ранее.
Предполагается, что переход на новые учебные пособия по истории будет
происходить постепенно.
­ Насчет ЕГЭ. Очень будоражит общественность то, что теперь
единый государственный экзамен начнут сдавать дети, начиная с 4 класса.
­ Речь в данном случае идет не о ЕГЭ, а о всероссийских
проверочных работах.
Сейчас в школах существует понятие «промежуточная
аттестация» ­ это привычные для учителей и школьников контрольные,
самостоятельные работы, сочинения и т.д. Школы самостоятельно определяют их
количество, сроки проведения и содержание контрольно­измерительных материалов и
методику проверки.
В настоящее время Министерство образования и науки
Российской Федерации планирует разработать на федеральном уровне единые
контрольно­измерительные материалы и методики для проведения промежуточной
аттестации.
Уже в этом учебном году будет проводиться апробация данных
контрольно­измерительных материалов в 4­х классах. Проводить и проверять работы
в рамках апробации будет сама школа.
­ С прошлого года в школы опять вернулся образовательный
физкультурно­спортивный комплекс ГТО, есть ли какие­нибудь преимущества у
ученика, успешно сдавшего ГТО (дополнительные баллы на экзамене, при дальнейшем
поступлении и т.д.)?
­ В начале 2014 года Президент Российской Федерации В.В.
Путин распорядился возродить в России комплекс «Готов к труду и обороне».
Комплекс предусматривает подготовку и выполнение нормативов по бегу, прыжкам,
плаванию и другим дисциплинам, которые установлены для 11 возрастных групп от 6
до 70 лет и старше по трем уровням трудности, соответствующим золотому,
серебряному и бронзовому знакам отличия Всероссийского физкультурно­спортивного
комплекса.
Первый экспериментальный этап внедрения норм ГТО начался 1
сентября 2014 года, он завершится в конце 2015 года.
Целями Всероссийского физкультурно­спортивного комплекса
являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры
и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности,
воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении
физического воспитания населения.
Уже с 2015 года
результаты сдачи комплекса ГТО учитывались в ВУЗах и приносили дополнительные
баллы при поступлении. Количество баллов, начисляемое за наличие значка ГТО, в
разных ВУЗах могут отличаться друг от друга. О том, сколько баллов можно
получить, заявив значок ГТО как личное достижение, можно узнать на сайте
высшего учебного заведения, куда выпускник планирует поступать.
­ И последний вопрос.
Вера Юрьевна, как Вы лично оцениваете общую подготовку школ к новому учебному
году?
­ Хотелось бы поблагодарить руководителей и персонал учебных
учреждений. Они, не жалея своих сил и несмотря на свой законный отпуск, все
лето были на рабочем месте и готовили школу к приему детей. Школы приступили к
работе в нормальном штатном режиме, сумев преодолеть все трудности, возникающие
в ходе подготовки к новому учебному году.

РОССИЙСКИЕ ШКОЛЫ С НАЧАЛА - 804892488064

Комментарии

  • 10 сен 2015 00:02
    (hu)(hu)с ума сошли второй иностранный вводить!они русский то ещё толком не знают в 3 классе!уже со второго английский!ДЕТИ ТО НЕ ВСЕ ВУНДЕРКИНДЫ!