«Шарманки»

Очень давно, когда я ещё учился в школе – не помню в каком классе, на уроке физики (он у нас проходил в специально оборудованном кабинете) учитель показал нам набор для макетной сборки простейшего радиоприёмника. Мне очень понравился этот набор. Учитель это заметил и сам предложил мне взять его на недельку домой – поиграться. Я с радостью согласился. Дома я его аккуратно собрал – получился приёмник на четырёх транзисторах, два УВЧ каскада и два УНЧ (смотрите рис.1). Под потолком натянул простейшую антенну в виде пружинки из медной проволоки, подсоединил наушники, включил питание от мотоциклетного аккумулятора и … в наушниках полилась прекрасная, современная на тот момент, мелодия … «Ты, ты, ты, только ты …» завораживающе звучал голос Эмиля Горобца. По окончании мелодии послышался микрофонный свист-завязка и далее голос: «Всем, всем, всем! На связь приглашает Автобат!». Я крутнул ручку настройки – как оказалось в эфире присутствовало множество радиостанций местных неофициальных «радиолюбителей», радиохулиганов, как изъяснялись тогда менты, или «шарманщиков», как говорили мы. «Меридиан», «Ладога», «Электросила» - каких позывных только не было тогда в эфире. И мне так захотелось тогда самому выйти в эфир. Но как? Радиодеталей нет, схем нет – что делать?
Через неделю я вернул в школу макетный набор радиоприёмника, а тоска по эфиру осталась и с каждым днём всё усиливалась. Я перерыл весь дом в поисках радиодеталей – нашел несколько старых радиоламп и десятка два различных радиоэлементов (конденсаторы и резисторы) – отец в молодости работал киномехаником, наверное, «от туда осталось». Но этого было недостаточно для постройки приёмника.
Наблюдая за моими напрасными поисками, мой отец после очередного аванса поехал в город (Целиноград) и привёз от туда сразу целый кулёк радиодеталей. Там было десятка два различных (дорогущих в то время) транзисторов, а также конденсаторы и резисторы. Мама стала ругать отца за бестолково «спущенные» деньги, а я стал собирать свой приёмник. Но где взять принципиальную схему? Негде! Стал собирать по памяти – ура, получилось! Мой приёмник заработал! Это был приёмник прямого усиления.
Ну, а затем мне старшая сестра отдала свой, пришедший в негодность, средневолновый радиоприёмник «Серенада» (смотрите рис.2). У него уже не было проигрывателя, да и сам он не работал. Однако, мне его удалось запустить – поменял несветившуюся лампу в УНЧ и он заработал. Ну а в отсеке, где раньше был проигрыватель, я установил красивую пластмассовую панель, на ней разместил разъём под микрофон, радиолампу-индикатор 6Е1П, под панелью расположил передатчик, выполненный на радиолампе 6П3С (схемой поделились знакомые ребята – см. рис. 3), ручку от настроечного конденсатора тоже вывел на эту панель, ну а сверху всё это прикрывала крышка проигрывателя. Микрофон изготовил из угольного телефонного капсюля, прикрепив его к эбонитовой ручке перегоревшего паяльника – получилось очень даже красиво. И вот, наконец-то, я оказался в волшебном радиоэфире. Я же тогда и понятия не имел, что это запрещено и называется радиохулиганством, и тем более не знал, что существуют ещё и легальные радиолюбители. Да и спросить то об этом было не у кого (даже учитель физики ничего внятного на эту тему не смог прояснить – где-то что- то есть, но где и что конкретно – увы!).
Уже несколько позже я построил свой первый самодельный супергетеродинный приёмник. Выполнен он был на лампах (см. рис. 4). Очень тщательно был изготовлен корпус из … обыкновенной, даже не облагороженной фанеры. Верньерный диск тоже выпилил из фанеры, указатель шкалы – сталистая проволочка, саму шкалу нарисовал на листочке ватмана, ручка настройки – выточена вручную, все подвижные детали шкалы и верньерного механизма через пластмассовые ролики соединил суровой ниткой. Приёмник сильно пищал, свистел (очевидно, что-то возбуждалось), но работал!
И именно в то время сильно, просто физически, ощущался недостаток знаний в области радиотехники – ибо толком настроить радиоаппаратуру без этого было просто невозможно. С литературой на эту тему было тогда очень туго (в библиотеках книг о радиосамоделках было критически мало!). Почитать бы, да негде! А оформить подписку на журнал «Радио» в то время было что-то сравни чуду. Да и простейших схем, особенно передающих устройств даже в журнале «Радио» публиковали в то время очень мало.
Я в то время только что окончил лётное училище и уже летал по многочисленным посёлкам и «колхозам» (не скрою – в лётном училище такие дисциплины, как электротехника, радиотехника, электрорадиооборудование, как наземное, так и авиационное, пришлось изучать довольно плотно, в том числе и телеграфную азбуку). А там, в аэропортах МВЛ, как оказалось, обитало очень много радиотехнического люду и не только от авиации. Вот где радиоклондайк! И у каждого я клянчил … нет, не радиодетали, а … радиосхемы. И особенно те, которые меня тогда интересовали – простейшие передатчики, именуемые в народе «шарманками». Некоторые из этих схем я повторял. И все чертежи и зарисовки складывал в отдельную папочку. Хранятся они у меня до сих пор. С ними я и хочу познакомить уважаемых читателей (как никак, а всё же история!). А многие из этих схемок актуальны и сейчас (например, усилители). Но перед повествованием хочу рассказать вам реальную историю ещё одного несостоявшегося радиолюбителя из Павлодара (моего хорошего знакомого), но, бывшего «шарманщика».
Сказ о том, как Олег ZaZa борщ варил
Было это давно, еще в те времена, когда многое было нельзя, но от того это делать ещё больше хотелось. ZaZa (Интернетный ник) тогда был маленький, но как все маленькие «дюжэ» любознательненький. И так ему захотелось в … эфире поработать, а нельзя же, но – так в народе говорят … если нельзя, но сильно хочется, то … нашлась в дальнем ящике шкафа старенькая сейчас, но тогда ещё такая новенькая, радиолампа 6П3С. А приёмник средневолновый как ждал этого … самодельного радиопередатчика, именуемого в простонародье «Шарманкой» - тихо дожидался в пыльном углу комнаты. Стоял столько времени, не работая и никому не нужный, а тут нате вам, пожалуйста – столько внимания. Ну и … долго сказка сказывается, да быстро «Шарманка» делается. Только отец ушел на свою работу (председатель городского суда), только успела за углом мелькнуть его форменная одежда, как новоиспеченный передатчик тут же и заработал. Ну а мама борщ к обеду в это время варила, потому самое интересное – первый в жизни сына самостоятельный выход в эфир и пропустила – не заметила. А Олег бдительность всё ж не терял, между сеансами связи с многочисленными местными корреспондентами, не только музыку крутил, но и в окно поглядывал – а, вдруг, за ним придут в милицейской форме. Выход без разрешения в эфир это же … НИЗЗЯ … ЗяЗя … Za-Za.
И что б вы думали? Пришли! Как раз к обеду за окном и показалась фигура в … форме. Что тут началось! Паника! Что делать! Куда деть «орудие» преступления? Но ZaZa был сообразительным мальчиком – он тут же нашел оригинальный выход из сложившейся патовой ситуации. Он спрятал «Шарманку» в кастрюле с борщом – уж там то её никто не найдет. Ну и сам спрятался в дальнюю комнату – от непрошенных визитёров подальше.
Как оказалось, тревога по поводу промелькнувшей за окном фигуры в форменном обмундировании, была совершенно напрасна – это отец Олега пришел домой на обед. Мама Олега накрыла стол, в большущую тарелку налила отцу борщ и … достала из кастрюли кусок мяса – это она так думала, что это было мясо. А отец Олега сразу понял – что это есть такое. Ну, и тут же позвал и Олега к столу отведать …. «вкусного борща», а сам, тем временем, не спеша, снимал свой форменный ремень.
Так это было на самом деле или не так – то мне неведомо, то мои фантазии и только один Олег ZaZa знает, как оно на самом деле было, но по его рассказу – всё именно так и произошло! Поэтому все вопросы по уточнению подробностей, к нему. Вот так мир радиолюбительства потерял своего потенциального члена.
Принципиальные схемы передающих приставок
А теперь на суд читателя выкладываю схемы тех самых исторических «шарманок». На рисунке №3 показана схема простейшей передающей средневолновой приставки с АМ модуляцией к радиоприёмнику, выполненной на радиолампе 6П3С. У этой ламы максимальная рассеиваемая мощность анода 20,5 ватт. Вместо неё можно применить и радиолампу 6П6С (на 13,2 вата). Цоколёвки у них одинаковые. Именно эту схему я изготовил впервые. Колебательный контур L1, C1 включен между анодом лампы и сеткой, обеспечивая обратную положительную связь каскада – одно из условий, необходимых, для самовозбуждения генератора. Большая величина ёмкости конденсатора связи С2 обеспечивает второе необходимое условие самовозбуждения – баланс амплитуд (о балансе фаз не будем распространяться – раз схема генерирует, значит он соблюдается!). Питание на анод лампы подаётся через колебательный контур (через отвод катушки L1). Выключатель SA1 служит для включения каскада в режиме передачи и отключения в режиме приёма. Так как питающее напряжение берётся с анода выходной лампы УНЧ приёмника, то при подаче на его вход ЗЧ сигнала от микрофона, происходит амплитудная модуляция каскада. Катушка L1 выполнена на эбонитовом каркасе диаметром 30 мм и содержит 55 витков провода ПЭЛ-0,8 (виток к витку) с отводом от 25-го витка, считая снизу по схеме. Работала схема хорошо, но имела один недостаток – настроечный конденсатор контура был гальванически связан с анодом лампы (а это небезопасно!), то есть был под напряжением – приходилось применять изолирующую ручку настройки.
Несколько позже мне удалось отыскать схему «шарманки», лишенную этого недостатка. Она показана на рисунке №5. В ней контур включен между управляющей сеткой и катодом лампы. Причем, применено частичное включение катода в контур за счет отвода в его катушке. Такая схема более безопасна, но мощность в антенну отдаёт несколько меньшую (контур включен в цепи катода и сетки). Применение настроечного конденсатора С1 позволяет оптимально согласовать контур с антенной по сопротивлению. В этой схеме радиолампа 6П3С также заменима на 6П6С. Катушка L1 намотана на керамической оправке диаметром 32 мм, проводом ПЭЛ-0,7. Количество витков 50 (виток к витку) с отводом от середины.
На рисунке №6 показана ещё одна схема «шарманки». В ней настроечный конденсатор через катушку гальванически связан с корпусом. И хотя его выводы не следует садить на корпус, чтобы не нарушать условия возбуждения генератора, всё же при случайном «КЗ» выводов конденсатора на корпус ничего опасного не произойдёт – всего лишь прекратится генерация сигнала. Выходная мощность этого каскада больше, чем показанного на рисунке №5, потому как колебательный контур подключен к цепи анода лампы (примерно такая же, как и на рисунке №3). Дроссель L1 заключен в экран. Катушка L2 выполнена на пластмассовой оправке диаметром 30 мм проводом ПЭЛ-0,8 и содержит 50 витков провода, намотанного виток к витку. Отвод выполнен от середины катушки.
Продолжение следует!
15.10.2011г. Рубцов В.П. UN7BV. Астана. Казахстан.

«Шарманки» - 802616710546
«Шарманки» - 802616767890
«Шарманки» - 802616819602
«Шарманки» - 802616876178
«Шарманки» - 802616908434
«Шарманки» - 802616949394
«Шарманки» - 802616964754

Комментарии

  • 10 июн 2015 12:29
    Да были диоды ДГЦ-27 с ленточными выводами.
  • 10 июн 2015 16:43
    это мой первый приемник. Как первая любовь. Не могу забыть.
  • 10 июн 2015 17:19
    Это тот, который на транзисторах?
  • 10 июн 2015 18:38
    Да разве ж я о диодах?  С 5 ваттами максимум, половина Советского Союза? я не верю...  Я ведь тоже работал в эфире в 70-х...  и на шарманке..  и на передатчиках посерьезнее...)))
    И до Московской области впервые докричался на двухкаскадном передатчике с Г-807 на выходе...  800 вольт на аноде было.  Прекрасно помню, дали оценку 474...
  • 10 июн 2015 18:40
    Это средние волны...
  • 10 июн 2015 18:42
    И связь была проведена в очень хорошую зимнюю ночь... с удачным прохождением...  эфир звенел...)))
  • 11 июн 2015 04:47
    Во многом наши судьбы, судьбы радиолюбителей из прошлого века, очень и очень схожи. И мой первый детекторный приёмник для меня как первая любовь. Потом были разные радиоконструкции, но он рутится в моей голове... Так и уйдёт, очевидно, со мной в мир иной.В Одноклассниках я ветеран, но такую заметку встретил впервые и чуть не прослезился. Столько воспоминаний нахлынуло... Знаете, впервые я заплакал (втихоря), когда после вступления во взрослую и серьёзную жизнь годика этак через четыре я вернулся домой на побывку и увидел, что антенна моя жива и поддерживается в отличном состоянии. На мой немой вопрос батя ответил: "Мали ли чего, сынок... А мне не трудно. Вот мачты подновил...". На погонах тогда моих были звёзды, прошёл не мало трудных дорог, а вот не удержался, заплакал...
  • 11 июн 2015 07:37
    Валерий, я Вас понимаю! Трогательно! Респект вашему папаше - умно поступил (поступай с людьми так, как ты хотел бы чтобы и с тобой так поступали ...)! Вот почитал я Ваш пост и задумался - почему некоторые мне пишут, мол, на кой чёрт я выложил эту статью с "древними" схемами. По-моему, ваш пост и есть ответ на этот вопрос, хотя, конечно, есть и другие причины, подвинувшие меня на эту публикацию, но эта ... одна из первых! Всего Вам доброго! Спасибо за отзыв!
  • 11 июн 2015 12:38
    первое внедрение в электронику в 60 годы
  • 21 июн 2015 17:38
    Да ... многие по этому пути пришли в радио ...
  • 27 июн 2015 22:58
    Спасибо Вам Владимир, хорошая статья. Свои шаги в этом направлении вспомнил... но нам в начале 80х было уже проще, и литература была  и схемы разные. детали доставали всеми возможными способами,в основном демонтаж  выброшенной техники и роспосылторг. а уж когда  в городе открыли "Мелодию" а там отдел радиодеталей то и тиристоры купить стало возможным. бывал на коллективной радиостанции в Досаафе,но не зацепило. а карточками там стены были оклеены.  Еще раз благодарю за статью!!
  • 28 июн 2015 06:31
    Спасибо за отзыв, Александр!
  • 30 ноя 2016 22:57
    Здр. Владимир! Свою 1-ю связь на 160м я установил с Димой Кухарем  (он стл потом UN7BD) . в Черкасской обл. жили в одном селе. У него поз. Кароглазый мальчуган, у меня Орбита. Сейчас он живьет в Ставрополе.
  • 1 дек 2016 16:59
    Здравствуйте, Пётр! Спасибо за инфо ... об UN7BD я в курсе! 73!
  • 25 дек 2021 15:51
    Детекторный приёмник собрал в 8 классе, 1967 (!) год. Шарманку на 6п3с в 1968.Это было что-то!!! Эмоций, когда меня кто-то услышал в эфире, было столько что я до утра просидел и все ручку крутил.Мы то знали, что это запрещено, но нам было по 15-16 лет и как-то не особо вникали. Интерес был огромный!!!