Езда на лошади в упряжи значительно проще по сравнению с верховой ездой.
Здесь отпадает необходимость сохранять равновесие, балансируя в седле. Вместо этого следует позаботиться об удобном месте в экипаже. Турист, управляющий лошадью, по традиции называемый ездовым, должен выбрать себе место справа. Припомним, что в верховой езде все манипуляции с лошадью, включая посадку в седло, выполнялись с левой стороны, что сохранилось со времен основной функции лошади как боевого коня. Кавалерист с клинком на левом боку просто не смог бы сесть на лошадь с правой стороны, ему пришлось бы "карабкаться" на лошадь, держа в руках ножны с оружием. При езде же на лошади в упряжи сторона посадки не имела значения, а правая рука ездового должна была быть свободна для удобства действия кнутом. Эти традиции сохранились до настоящего времени. Поэтому чересседельник и подбрюшник подвязываются с правой стороны - это позволяет ездовому при необходимости быстро распустить узлы, не перебегая на другую сторону. Место для ездового должно отвечать трем требованиям: иметь прочную опору для ног, быть удобным и позволять быструю эвакуацию, если это необходимо. Опора для ног потребуется для управления лошадью. Средства управления. Как вы помните, у всадника четыре средства управления - уклоны корпуса, шенкеля, поводья и хлыст. У ездового их только два - вожжи и кнут. Дополнительным средством управления служит голос. В конном туризме кнут не используют, в этом просто нет необходимости. Для управления лошадью в упряжи вполне достаточно вожжей и голоса. Вожжи, как и повод, служат для указания направления движения лошади, регулирования его темпа, остановок, осаживания и поворотов. В отличие от повода вожжи служат и средством посыла - хлопком по крупу лошади и встряхиванием. Вожжи нужно держать двумя руками раздельно и, как говорили в старину ямщики, "взагреб", т. е. вожжи должны проходить через всю ладонь обязательно снизу, быть зажаты в кулаке и прижаты большими пальцами. Управление вожжами осуществляют движением кистей рук, сгибанием в локтевых суставах, и если это необходимо, то и напряжением мускулатуры спины с упором ногами в повозку. Такой разбор вожжей поначалу кажется туристу неудобным, и он предпочитает пропустить вожжи через ла донь сверху и прижать большими пальцами. Может быть, так держать вожжи новичку и удобнее, если не нужно управлять лошадью, а просто держать вожжи в руках, "катаясь" на лошади. Но стоит только лошади "лечь в вожжи", как несостоятельность такого способа станет очевидной. При этом разборе вожжей руки поднимаются вверх, большие пальцы скоро устают и руки начинают скользить по вожжам, уступать лошади, она в этой ситуации еще более "ляжет в вожжи" и ускорит движение. При разборе вожжей через ладонь снизу, "взагреб", они проходят через блок ребра ладони, зажаты в кулаке, а большие пальцы только фиксируют это положение и меньше устают. Управление становится надежным. Руки выдерживают большее напряжение. Кроме того, создаются более выгодные условия для включения в управление мускулатуры спины с упором ногами. При втором способе это включение просто невозможно, так как фиксация вожжей за счет прижима большими пальцами слабее усилия напряженной спины с упором ногами в повозку. При движении на маршруте, может быть, и не потребуется часто прилагать значительные усилия при управлении лошадью, но ситуации, требующие этого, не исключены, поэтому советуем вам прежде всего освоить и сделать привычным положением правильный разбор вожжей. Тогда управление лошадью не будет затруднительным.
Клуб любителей лошадей !
:Руслан Суворов
Езда на лошади в упряжи значительно проще по сравнению с верховой ездой.
Здесь отпадает необходимость сохранять равновесие, балансируя в седле. Вместо этого следует позаботиться об удобном месте в экипаже. Турист, управляющий лошадью, по традиции называемый ездовым, должен выбрать себе место справа.
Припомним, что в верховой езде все манипуляции с лошадью, включая посадку в седло, выполнялись с левой стороны, что сохранилось со времен основной функции лошади как боевого коня.
Кавалерист с клинком на левом боку просто не смог бы сесть на лошадь с правой стороны, ему пришлось бы "карабкаться" на лошадь, держа в руках ножны с оружием. При езде же на лошади в упряжи сторона посадки не имела значения, а правая рука ездового должна была быть свободна для удобства действия кнутом.
Эти традиции сохранились до настоящего времени. Поэтому чересседельник и подбрюшник подвязываются с правой стороны - это позволяет ездовому при необходимости быстро распустить узлы, не перебегая на другую сторону.
Место для ездового должно отвечать трем требованиям: иметь прочную опору для ног, быть удобным и позволять быструю эвакуацию, если это необходимо. Опора для ног потребуется для управления лошадью.
Средства управления. Как вы помните, у всадника четыре средства управления - уклоны корпуса, шенкеля, поводья и хлыст. У ездового их только два - вожжи и кнут. Дополнительным средством управления служит голос. В конном туризме кнут не используют, в этом просто нет необходимости. Для управления лошадью в упряжи вполне достаточно вожжей и голоса. Вожжи, как и повод, служат для указания направления движения лошади, регулирования его темпа, остановок, осаживания и поворотов. В отличие от повода вожжи служат и средством посыла - хлопком по крупу лошади и встряхиванием.
Вожжи нужно держать двумя руками раздельно и, как говорили в старину ямщики, "взагреб", т. е. вожжи должны проходить через всю ладонь обязательно снизу, быть зажаты в кулаке и прижаты большими пальцами. Управление вожжами осуществляют движением кистей рук, сгибанием в локтевых суставах, и если это необходимо, то и напряжением мускулатуры спины с упором ногами в повозку.
Такой разбор вожжей поначалу кажется туристу неудобным, и он предпочитает пропустить вожжи через ла донь сверху и прижать большими пальцами. Может быть, так держать вожжи новичку и удобнее, если не нужно управлять лошадью, а просто держать вожжи в руках, "катаясь" на лошади. Но стоит только лошади "лечь в вожжи", как несостоятельность такого способа станет очевидной. При этом разборе вожжей руки поднимаются вверх, большие пальцы скоро устают и руки начинают скользить по вожжам, уступать лошади, она в этой ситуации еще более "ляжет в вожжи" и ускорит движение.
При разборе вожжей через ладонь снизу, "взагреб", они проходят через блок ребра ладони, зажаты в кулаке, а большие пальцы только фиксируют это положение и меньше устают. Управление становится надежным. Руки выдерживают большее напряжение. Кроме того, создаются более выгодные условия для включения в управление мускулатуры спины с упором ногами. При втором способе это включение просто невозможно, так как фиксация вожжей за счет прижима большими пальцами слабее усилия напряженной спины с упором ногами в повозку.
При движении на маршруте, может быть, и не потребуется часто прилагать значительные усилия при управлении лошадью, но ситуации, требующие этого, не исключены, поэтому советуем вам прежде всего освоить и сделать привычным положением правильный разбор вожжей. Тогда управление лошадью не будет затруднительным.