Комментарии
- 18 фев 2020 13:51Василий Вобленкородные до боли места. сдесь я прожил до 18 лет.
- 21 фев 2020 09:14Мария Разворотневакто знает. где Тоня и Нина Бабаковы,Рая Гноевая 1947 г.р. (ФАМИЛИИ ДЕВИЧЬИ) мои одноклассницы) ???????
- 21 фев 2020 21:14Василий ВобленкоНина Бабакова жила под Ленинградом.Но уже года четыре как её нет , убили Нину.О Тоне и Рае ничего не знаю.
- 22 апр 2020 22:57Любашка Я1968 г ездили в гости к одноклассникам с 1-го отделения на 2-е--- к Нагорной Наташе и Люде Соложенко...мы в интернате жили в одной комнате..
- 4 янв 19:22Валентина Ещенко (Вобленко)Какая там была насыщая жизнь, всё бурлило, работы было как и везде не в поворот, одна заканчивалась другая начиналась. Один месяц где-то зимой отпуск и опять по кругу. Думалось не когда конца этому не будет, и одним махом все закончилось. Для тех кто там жил боль такая ,что не передать словами. Так иногда захочется чтобы всё вернулось, но... Многих нет, а те далече. Но родина мелее всего, и лучше не было на земле места!
- 4 янв 19:46Валентина Ещенко (Вобленко)А как там отдыхали, к 7 му ноября подметали площадь перед клубом и посыпали песком все и стар и млад. Приезжали артисты и центра Криуши, руководила артистами Токарева, и с совхоза Старокриушанкого артисты, там и ансамбль был. Флаги вешали и на клуб и на магазин, радио на столбе висело на всё отделение было слышно. На Новый год в клубе на сцене ставили большую ёлку, сколько было счастья, ученики с Нагорным Петром Ивановичем выступали, и сказки ставили причем костюмированные, и песни и пирамиды всё под аккордеон. И сколько всего доброго было! О своей родине я могу часами рассказывать. Я не одна такая, очень часто вспоминаем и с сестрами и с подругами.
- 17 мар 23:11Петр КозининЮра спасибо за внимание к малой родине. Козинин Пётр 3отделение совхоза Маяк в такой плачевной ситуации.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Петропавловская районная газета «Родное Придонье»
«Хутор, которого нет»
Начав собирать информацию об этом населенном пункте, столкнулись с проблемой – старожилы Старой Криуши ничего не могли о нем рассказать, так как те люди, которые когда-то жили в хуторе, либо уже давно переехали в другие районы, либо их не стало. Но благодаря сотрудникам администрации Старокриушанского поселения одного человека все же нашли. Это Юрий Викторович Кудрин, который родился и вырос в Березовом. Он-то и рассказал все о прошлой жизни хутора.
Пока мы ехали к хутору, Юрий Викторович рассказал, что Березовый основали в начале 30-х годов прошлого века. Березовым его назвали, потому что в округе рос березовый лес. Еще хутор называли «второе отделение».
- К хутору ведет всего одна дорога, так сказать, «дорога жизни», сказал Юрий Викторович. - Она была для нас единственным связующим звеном с внешним миром. По ней нас возили на тракторе в интернат, а на выходные – обратно. Раньше зимы были суровые, снега много. Поэтому до сих пор помню, как трактор застревал в сугробах, как было холодно, даже один раз перевернулись, но все остались живы и здоровы. А весной стояла вода, и добираться до школы было еще сложнее.
- Наш хутор был овцеводческим, на ферме выращивали до восьми тысяч овец, - сказал Юрий Викторович. – Все хуторяне работали на ферме - женщины ухаживали за ягнятами, наводили порядок в помещениях, мужчины – пасли отары, заготавливали сено, дети помогали взрослым. Помню, как вместо школьной практики, мы на ферме стригли овец. Кроме овцефермы, в хуторе были птицеферма, большой клуб, начальная школа, ясли и детский сад, столовая для рабочих, общественная баня, мастерская по ремонту техники, зерноток, магазин, совхозная контора, конюшня, склады, даже своя заправочная станция. А какой там был фруктовый сад! На площади в 20 га росли разных сортов яблони, груши, сливы, вишни, абрикосы и другие плодовые деревья. Хуторяне дружно ухаживали за садом и собирали урожай. Вообще, у нас была веселая и дружная жизнь. Семьи молодые, вместе работали и отдыхали, помогали друг другу. Даже картошку сажали вместе, трактор проезжал по огородам, делал борозды, хуторяне бросали клубни и сразу закапывали. До обеда успевали все огороды посадить. А потом вместе за одним праздничным столом отмечали завершение работы песнями да шутками. Раньше ни у кого не было замков на домах, двери были открыты, а если в ручке калитки торчала палка, это означало, что дома никого нет. По праздникам вместе ходили в клуб на танцы, выезжали в лес.
- Этот пруд почти ровесник хутора, лет на десять примерно младше его, - сказал Юрий Викторович. - Жаль, что он сохранился не в первоначальном виде, раньше был намного больше, хотя может мне так просто казалось, потому что был маленьким. На этом пруду мы с ребятами проводили все лето - купались и ловили рыбу, которой тогда было много. Три года назад пруд полностью высох. Но в нынешнем году он снова наполнился водой, правда, рыбы уже в нем нет. Зато есть другая живность – его облюбовали кряквы, а иногда здесь можно увидеть лебедей. За прудом раньше росли дикие тюльпаны, сейчас уже ни одного цветочка не осталось.
Гости в доме Горобцовых – явление редкое. В радиусе 10 км никто не живет. Изредка проезжают фермеры к своим полям. А вот лесные жители – лисы, косули и лоси навещают Горобцовых часто. Звери не заходят на территорию двора, а гуляют рядом, поэтому такое соседство никому не мешает.
- Раньше кладбище было довольно большое, вокруг него забор стоял, а сейчас из-за травы и кустарников не видно ни его границ, ни могил, - сказал Юрий Викторович. – Я сегодня вернулся в детство, и мне стало очень грустно. Ничего от хутора не осталось, кроме одного домика да нескольких могил на заброшенном кладбище. Думаю, что лет через десять и этого тут не будет. Раньше здесь было все для хорошей жизни, а теперь только природа и осталась.
На этой грустной ноте мы поблагодарили Юрия Кудрина за интересный рассказ и экскурсию по местам его детства, попрощались с ним и продолжили свой путь по другим интересным местам нашего района, о которых расскажем на страницах «РП».