Спрашивает: что такое мила (слово)? Объясняет: дибур (Речь), или Малхут, как мы сейчас объяснили. Зеир-Анпин, обладающий большим Светом, называется кол, а Малхут, получившая Свет мохин дэгадлут – это дибур. То есть Малхут, когда в ней раскрывается Свет, называется дибур (Речь), а Зеир-Анпин, объединённый с Биной, называется кол (Голос), потому что голос возникает от влияния мысли на голосовые связки. И этот дибур называется Шабат, но не сам по себе, а секретом объединения ступеней Бина (махшава), Зеир-Анпин (кол) и Малхут (дибур). Как мы объясняли в другом месте, Шабат – это два слова: шин, бат. У буквы шин три вершины, символизирующие ступени Авраама, Ицхака, Яакова, то есть все сосуды святости: правую, левую и среднюю линии. Когда они объединяются с бат, то есть со сфирой Малхут, – это и есть Шабат. Поэтому Шабат может выполняться каждый день. Есть один определённый день, который называется Шабат, и в этот день мы ощущаем особую святость, но само объединение ступеней должно происходить всегда. Поэтому мы говорим в утренней молитве айом йом ришон бэшабат… и так далее. Из этой связи понятий Шабат и дибур (речь), свидетельствующей о проявлении святости Шабата в речи, вытекает запрет будничных тем в субботу. Возвышенные субботние разговоры должны служить проявлению святости Шабата, его нераздельной власти в мире. А будничные разговоры приходят со стороны тьмы. Почему так принято считать? Потому что сама сфира Малхут в разъединении – это сосуды желания получать, это левая линия и от неё может питаться нечистота.
Объясняет Святой Баал Сулам. Корень тьмы – в Бине. Каков смысл и причина этого утверждения? Мир Ацилут, как воплощение Замысла творения, несёт в себе ступень желания получать, чтобы мы могли получить Свет Творца, поэтому Свет в мире Ацилут – на ступени Хохма. Но желание получать в Ацилут абстрактно и неотделимо от Света. Вторая ступень – Бина, Брия, и соответствующий ей Свет – это Свет Хасадим. Происхождение этого Света связано со стремлением творения быть подобным Творцу с целью получения Его Света. И сам этот вопрос, как получить Свет, становится корнем сокрытия, корнем желания получать. Поэтому Бина является началом для еш ми аин, для сокрытия, для тьмы. Брия – это еш ми аин – что-то из ничего. Как видим, изначально сосуды желания получать зародились в Бине. Но здесь из-за большого Света Хасадим померкли эти сосуды, как свеча перед факелом, без всякой возможности проявления.
67. Шлах. Но не восставайте против Вс-вышнего (Бемидбар 14:9).Необходимо помнить, что нельзя восставать против Торы. Тора не нуждается в богатстве, ей не нужны серебренная и золотая посуда.А вы не бойтесь народа той земли (невежд) (Бемидбар 14:9), ибо сломленное тело, занимаясь Торой, находит лечение от всех болезней. Об этом сказано: она будет лекарством твоей плоти и эликсиром для твоих костей (Мишлей 3:8). И написано: и для всей плоти его - лечение (Мишлей 4:22). А все обвинители человека становятся его помощниками и провозглашают: освободите дорогу для раба Короля, то есть не задерживайте его, пропустите его Королю, чтобы он мог служить Ему. (Зоар, комм. Сулам, перев. рава Цви).
Мы учили: когда Вс-вышний любит (Вс-вышний любит все творения, но к некоторым Его любовь проявляется более явно) человека, то посылает ему дары. Что за дары получает такой человек? Это – бедняк. Помощь бедняку становится заслугой, помогающей очиститься. Ему, очистившемуся, Вс-вышний протягивает нить Хеседа. То есть теперь Свет Хасадим с правой стороны простирается над его головой. И записано, что когда придёт суд в мир, то мэхабель – Ангел смерти, поднимет глаза и увидит решимо – особый знак на этом человеке и будет осторожен, чтобы не навредить ему. И отойдёт от него, потому что Вс-вышний дал этому человеку заслугу очиститься.
В добавление к сказанному. Зоhар приводит рассказ о том, как два танаим, находясь в пустыне, увидели двух евреев и пошли за ними. И вот, тем двум евреям встретился бедняк, который просил накормить его, так как он три дня ничего не ел. Один из путников открыл сумку и отдал всё, что у него было, а второй возмутился: – Ты отдаёшь, надеясь, что потом я поделюсь с тобой? Но у меня всё точно рассчитано, и лишнего у меня нет. Ответил тот: – Не на тебя я надеюсь. Один из танаим предложил: – У нас же есть еда, давай дадим ему. Второй тана ответил: - Нет, посмотрим, подождём – не отбирай у него заслугу, что-то за этим кроется, если он отдаёт последнее. (Зоар, Хок-ле-Исраэль, комм. Сулам, перев рава Цви).
Посмотри, говорит Зоhар. Объясняет Святой Баал Сулам. И Он смотрит в конец земли. Если Земля, арец – это сфира Малхут, то конец Земли – это, как здесь объясняется, – все те, кто происходят от Малхут, то есть жители, иначе говоря, творения, люди, мы с вами. "Смотрит" означает, что судьба каждого человека индивидуально подконтрольна, что существует ашгаха пратит Вс-вышнего. Он Сам связан со всеми людьми, Сам обеспечивает их питанием и всем необходимым. Питание – это не только процесс потребления еды в материальном смысле, это, прежде всего, Свет жизни, способность воспринимать Свет Торы и так исправлять свои желания и свойства. Это и есть настоящее питание. Истинное питание – это раскрытие Света Жизни. А еду принято называть питанием, потому что произносятся брахот до и после еды, и при этом раскрывается Свет Жизни. Еда – это только инструмент, чтобы мы, находясь в сокрытии, могли раскрыть Свет Жизни. Вс-вышний постоянно "видит" Землю, Малхут. Кадош Барух-hу, Зеир-Анпин, всегда желает единения с Малхут для объединения сосудов желания давать с сосудами желания получать. Таков Замысел творения, чтобы эти сосуды были объединены: чтобы всё, что мы хотим, было не ради себя, а ради того, чтобы давать. И тогда творения смогут воспринять полный Свет. (комм. Сулам перев. рава Цви).
Зоhар Хок леИсраэль (из книги Введение в мир Зоар) Берешит, глава Ваера, четвёртый день
Рабби Элазар и Рабби Йоси стояли и говорили о написанном. Почему сказано – стояли? Имеется в виду, что поднялись на новую, более высокую ступень.
Сказал Рабби Элазар. Это Земля, в ней будешь без унижения есть свой хлеб, всего тебе в ней будет достаточно. Почему дважды повторен этот предлог ба (в ней)? Что это… означает? И отвечает: уже было объяснено, что Вс-вышний разделил все земли и все народы и отдал их в подчинение ангелам. Все земли и все народы относятся к системе сокрытия – нет у них удела в Торе. Они являются инструментом, пружинкой нашей работы в сокрытии, чтобы, преодолевая сопротивление этого сокрытия, мы могли раскрыть Свет, прилепиться к Творцу. Только в этом их функция, нет у них реального существования, удела в Торе. Но не так у Израиля – никакой ангел не властвует над Израилем, над еврейской землёй, а только Сам Вс-вышний. Когда еврей чувствует в своей системе самоощущений, что он живёт в своей земле, желая освятиться, то это определённая ступень прилепления к Торе, даже если это нерелигиозный еврей. И потому сказано: привёл народ, над которым никто не властвует, кроме Вс-вышнего, в землю, власть над которой осуществляет только Сам Вс-вышний (комм. Сулам, перев. рава Цви)
Спрашивает: что такое мила (слово)? Объясняет: дибур (Речь), или Малхут, как мы сейчас объяснили. Зеир-Анпин, обладающий большим Светом, называется кол, а Малхут, получившая Свет мохин дэгадлут – это дибур. То есть Малхут, когда в ней раскрывается Свет, называется дибур (Речь), а Зеир-Анпин, объединённый с Биной, называется кол (Голос), потому что голос возникает от влияния мысли на голосовые связки. И этот дибур называется Шабат, но не сам по себе, а секретом объединения ступеней Бина (махшава), Зеир-Анпин (кол) и Малхут (дибур). Как мы объясняли в другом месте, Шабат – это два слова: шин, бат. У буквы шин три вершины, символизирующие ступени Авраама, Ицхака, Яакова, то есть все сосуды святости: правую, левую и среднюю линии. Когда они объединяются с бат, то есть со сфирой Малхут, – это и есть Шабат. Поэтому Шабат может выполняться каждый день. Есть один определённый день, который называется Шабат, и в этот день мы ощущаем особую святость, но само объединение ступеней должно происходить всегда. Поэтому мы говорим в утренней молитве айом йом ришон бэшабат… и так далее.
Из этой связи понятий Шабат и дибур (речь), свидетельствующей о проявлении святости Шабата в речи, вытекает запрет будничных тем в субботу. Возвышенные субботние разговоры должны служить проявлению святости Шабата, его нераздельной власти в мире. А будничные разговоры приходят со стороны тьмы. Почему так принято считать? Потому что сама сфира Малхут в разъединении – это сосуды желания получать, это левая линия и от неё может питаться нечистота.
Объясняет Святой Баал Сулам. Корень тьмы – в Бине. Каков смысл и причина этого утверждения? Мир Ацилут, как воплощение Замысла творения, несёт в себе ступень желания получать, чтобы мы могли получить Свет Творца, поэтому Свет в мире Ацилут – на ступени Хохма. Но желание получать в Ацилут абстрактно и неотделимо от Света. Вторая ступень – Бина, Брия, и соответствующий ей Свет – это Свет Хасадим. Происхождение этого Света связано со стремлением творения быть подобным Творцу с целью получения Его Света. И сам этот вопрос, как получить Свет, становится корнем сокрытия, корнем желания получать. Поэтому Бина является началом для еш ми аин, для сокрытия, для тьмы. Брия – это еш ми аин – что-то из ничего. Как видим, изначально сосуды желания получать зародились в Бине. Но здесь из-за большого Света Хасадим померкли эти сосуды, как свеча перед факелом, без всякой возможности проявления.
(Зоар, Хок-ле-Исраэль, комм. Сулам, перев. рава Цви).
67. Шлах.
Но не восставайте против Вс-вышнего (Бемидбар 14:9). Необходимо помнить, что нельзя восставать против Торы. Тора не нуждается в богатстве, ей не нужны серебренная и золотая посуда. А вы не бойтесь народа той земли (невежд) (Бемидбар 14:9), ибо сломленное тело, занимаясь Торой, находит лечение от всех болезней. Об этом сказано: она будет лекарством твоей плоти и эликсиром для твоих костей (Мишлей 3:8). И написано: и для всей плоти его - лечение (Мишлей 4:22). А все обвинители человека становятся его помощниками и провозглашают: освободите дорогу для раба Короля, то есть не задерживайте его, пропустите его Королю, чтобы он мог служить Ему. (Зоар, комм. Сулам, перев. рава Цви).
Мы учили: когда Вс-вышний любит (Вс-вышний любит все творения, но к некоторым Его любовь проявляется более явно) человека, то посылает ему дары. Что за дары получает такой человек? Это – бедняк. Помощь бедняку становится заслугой, помогающей очиститься. Ему, очистившемуся, Вс-вышний протягивает нить Хеседа. То есть теперь Свет Хасадим с правой стороны простирается над его головой. И записано, что когда придёт суд в мир, то мэхабель – Ангел смерти, поднимет глаза и увидит решимо – особый знак на этом человеке и будет осторожен, чтобы не навредить ему. И отойдёт от него, потому что Вс-вышний дал этому человеку заслугу очиститься.
В добавление к сказанному. Зоhар приводит рассказ о том, как два танаим, находясь в пустыне, увидели двух евреев и пошли за ними. И вот, тем двум евреям встретился бедняк, который просил накормить его, так как он три дня ничего не ел. Один из путников открыл сумку и отдал всё, что у него было, а второй возмутился:
– Ты отдаёшь, надеясь, что потом я поделюсь с тобой? Но у меня всё точно рассчитано, и лишнего у меня нет.
Ответил тот:
– Не на тебя я надеюсь.
Один из танаим предложил:
– У нас же есть еда, давай дадим ему.
Второй тана ответил:
- Нет, посмотрим, подождём – не отбирай у него заслугу, что-то за этим кроется, если он отдаёт последнее. (Зоар, Хок-ле-Исраэль, комм. Сулам, перев рава Цви).
Посмотри, говорит Зоhар. Объясняет Святой Баал Сулам. И Он смотрит в конец земли. Если Земля, арец – это сфира Малхут, то конец Земли – это, как здесь объясняется, – все те, кто происходят от Малхут, то есть жители, иначе говоря, творения, люди, мы с вами. "Смотрит" означает, что судьба каждого человека индивидуально подконтрольна, что существует ашгаха пратит Вс-вышнего. Он Сам связан со всеми людьми, Сам обеспечивает их питанием и всем необходимым. Питание – это не только процесс потребления еды в материальном смысле, это, прежде всего, Свет жизни, способность воспринимать Свет Торы и так исправлять свои желания и свойства. Это и есть настоящее питание. Истинное питание – это раскрытие Света Жизни. А еду принято называть питанием, потому что произносятся брахот до и после еды, и при этом раскрывается Свет Жизни. Еда – это только инструмент, чтобы мы, находясь в сокрытии, могли раскрыть Свет Жизни. Вс-вышний постоянно "видит" Землю, Малхут. Кадош Барух-hу, Зеир-Анпин, всегда желает единения с Малхут для объединения сосудов желания давать с сосудами желания получать. Таков Замысел творения, чтобы эти сосуды были объединены: чтобы всё, что мы хотим, было не ради себя, а ради того, чтобы давать. И тогда творения смогут воспринять полный Свет. (комм. Сулам перев. рава Цви).
Зоhар Хок леИсраэль
(из книги Введение в мир Зоар)
Берешит, глава Ваера, четвёртый день
Рабби Элазар и Рабби Йоси стояли и говорили о написанном. Почему сказано – стояли? Имеется в виду, что поднялись на новую, более высокую ступень.
Сказал Рабби Элазар. Это Земля, в ней будешь без унижения есть свой хлеб, всего тебе в ней будет достаточно. Почему дважды повторен этот предлог ба (в ней)? Что это… означает? И отвечает: уже было объяснено, что Вс-вышний разделил все земли и все народы и отдал их в подчинение ангелам. Все земли и все народы относятся к системе сокрытия – нет у них удела в Торе. Они являются инструментом, пружинкой нашей работы в сокрытии, чтобы, преодолевая сопротивление этого сокрытия, мы могли раскрыть Свет, прилепиться к Творцу. Только в этом их функция, нет у них реального существования, удела в Торе. Но не так у Израиля – никакой ангел не властвует над Израилем, над еврейской землёй, а только Сам Вс-вышний. Когда еврей чувствует в своей системе самоощущений, что он живёт в своей земле, желая освятиться, то это определённая ступень прилепления к Торе, даже если это нерелигиозный еврей. И потому сказано: привёл народ, над которым никто не властвует, кроме Вс-вышнего, в землю, власть над которой осуществляет только Сам Вс-вышний (комм. Сулам, перев. рава Цви)