Домоде́дово — международный аэропорт, один из трёх основных аэропортов Москвы и Московской области.
По итогам 2012 года является крупнейшим по величине пассажирооборота российским аэропортом, также входит в двадцатку самых загруженных аэропортов Европы[3]. Расположен на границе городского округа Домодедово и Раменского района Московской области, в 45 километрах к юго-востоку от центра Москвы, в 22 километрах от МКАД. Официальное название — «Москва (Домодедово)».[4] Аэропортовый комплекс включает в себя лётное поле, образованное двумя независимыми параллельными взлётно-посадочными полосами (ВПП1 и ВПП2). Они расположены в двух километрах друг от друга, что делает Домодедово единственным аэропортом Московского авиационного узла, способным одновременно производить на своих полосах операции по взлёту и посадке. Обе ВПП сертифицированы по категории ICAO CAT IIIА. Реконструкция ВПП1 сделала Домодедово первым российским аэропортом, имеющим возможности принимать пассажирский лайнер Airbus A380[5]. Пассажирский терминал аэропорта Домодедово имеет сертификат «С» IATA и является первым в России, прошедшим сертификацию по международному стандарту качества ISO 9001:2000[6]. Доля пассажиропотока аэропорта от общего объёма в Москве составляет 46 %. Рейсы из Домодедова выполняют 82 авиакомпании по 247 направлениям по всему миру, 83 из которых уникальны для московского авиационного узла.[7] Среди партнёров аэропорта 48 иностранных авиакомпаний (12 из них представляют страны СНГ) и 28 российских. В 2012 году Домодедово, выбранный для полётов в Москву членами таких известных авиационных альянсов, как Star Alliance и Oneworld, обслужил 28,2 млн пассажиров.[8] Владельцем аэропорта считается группа «Ист Лайн». Формально аэропорт принадлежит кипрской компании East Line, которая, в свою очередь принадлежит зарегистрированной на острове Мэн компании FML[9][10]. Содержание [убрать] 1 История 2 Взлётно-посадочные полосы (ВПП) 2.1 Возможности строительства третьей взлётно-посадочной полосы 3 Аэровокзальный комплекс 3.1 Специальные сервисы аэропорта в пассажирском терминале 3.2 Реконструкция пассажирского терминала 4 Транспортная инфраструктура 5 Современные технологии обслуживания в Домодедове 6 Авиакомпании и направления 7 Показатели деятельности 8 Печатное издание 9 Воздушные парады 10 Происшествия 11 Новинки авиации 12 Любопытные факты 13 См. также 14 Примечания 15 Ссылки История[править | править исходный текст] История аэропорта началась 13 ноября 1954 г., когда Совет Министров СССР принял решение о строительстве второго московского аэропорта гражданского воздушного флота в районе селения Елгазино Подольского района Московской области. С таким предложением выступило Главное управление гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР. 21 декабря 1955 г. Совет утвердил проектное задание. Через год одновременно с началом строительства вышел приказ № 9 начальника Главного управления ГВФ «О создании Дирекции строительства второго московского аэропорта и назначении директором т. Иванова И. П.». Первоначально проект именовался «Москва II» и был закреплён за Дирекцией как объект № 306. Днём рождения аэропорта Домодедово считается 7 апреля 1962 г. В этот день вышел приказ начальника Главного управления гражданского воздушного флота № 200 «Об организации Московского аэропорта Домодедово», в тексте которого значилось: «Организовать в составе Московского управления транспортной авиации ГВФ аэропорт Домодедово и впредь именовать его московский аэропорт Домодедово». После образования в 1963 г. линейно-эксплуатационных ремонтных мастерских и выхода соответствующих приказов, из аэропорта начали осуществляться грузовые и почтовые рейсы на самолётах Ту-104 и Ил-18[11]. 25 марта 1964 г. из Домодедова вылетел первый пассажирский рейс самолётом Ту-104 по маршруту Москва — Свердловск. 20 мая 1964 г. состоялось открытие аэровокзального комплекса. Регулярные пассажирские рейсы начали выполняться в 1966 г. Аэропорт в 1974 году Аэропорт, находящийся на юго-востоке Московской области, задумывался как узловой для дальнемагистральных полётов в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию, кроме того, аэропорт обслуживал среднемагистральные маршруты в Поволжье и на Урал[12]. В Домодедове базировались самолёты семейств Ил и Ту. С начала 1990-х годов аэропорт постепенно переходил под контроль туристической компании (впоследствии также авиакомпании) «Ист Лайн», созданной уральскими предпринимателями Антоном Баковым и Дмитрием Каменщиком. В 1992 г. их усилиями аэропорт получил статус международного. Баков вышел из бизнеса в 1994 году, Каменщик до сих пор возглавляет компанию[13]. В 1999 г. началась реконструкция аэровокзального комплекса. Она проходила в рамках Комплексной программы развития аэропорта до 2003 г., которая была утверждена Правительством Московской области и коллегией Федеральной авиационной службы РФ. В её рамках прошла практически полная реконструкция аэровокзального комплекса, который открылся в 2000 г. Деятельность аэропорта на время всего периода работ не прекращалась. С 2004 по 2008 г. проходило расширение пассажирских терминалов. До 2013 г. руководство московского аэропорта Домодедово планирует увеличить площадь аэровокзального комплекса практически до 500 тыс. м²[14]. В 2011 году в рамках премии «World Airport Awards» аэропорт был признан лучшим в Восточной Европе.[15] Взлётно-посадочные полосы (ВПП)[править | править исходный текст] В Домодедове были построены две взлётно-посадочные полосы с синтетическим и армобетонным покрытием. Расстояние между их осями составляет два километра, что позволяет одновременно производить операции по взлёту и посадке. Это единственный аэропорт в Московском авиационном узле, который располагает такими возможностями. Полосы во Внуково перекрещиваются, а расстояние между параллельными ВПП в Шереметьево требует строгой очерёдности выполнения взлётно-посадочных операций[16]. Командно-диспетчерский пункт ВПП-1 длиной 3500 м была построена в 1962 г., а официально введена в эксплуатацию в 1964 г. Полоса была реконструирована дважды — в 1976 году и в 2007 году. Строительство ВПП-2 завершилось в 1968 году. Реконструировалась она лишь однажды — в 1981 году. Длина полосы — 3794 метра. Обе ВПП имеют Сертификат соответствия стандартам высшей категории ICAO — IIIА, что позволяет аэропорту принимать воздушные суда всех используемых типов (имеющие бортовое оборудование инструментальной посадки) при горизонтальной видимости не менее 200 метров и высоте нижней границы облаков не менее 30 метров. Пропускная способность полос, имеющих сертификат по этой категории, 20 и 60 воздушных судов в час при простых метеоусловиях (при сложных 7 и 12)[17]. На время реконструкции первой взлётно-посадочной полосы функции ВПП осуществляла магистральная рулёжная дорожка (МРД), которая была специально дооборудована до необходимого уровня. Возможности строительства третьей взлётно-посадочной полосы[править | править исходный текст] В связи с ростом пассажиропотока и необходимостью реконструкции второй ВПП, руководство аэропорта заговорило о необходимости строительства третьей взлётно-посадочной полосы. ВПП-2, построенная в 1968 году, по информации представителей аэропорта Домодедово, может эксплуатироваться до 2014 года, после чего её необходимо закрывать на реконструкцию. Несмотря на то, что Домодедово является частным аэропортом, его управляющая компания не может самостоятельно принять решение о строительстве новой ВПП. Причина заключается в том, что территория аэродрома, к которой относятся взлётно-посадочные полосы, не может быть по закону отдана в частные руки и принадлежит государству[18][19]. Один из перронов Домодедова В сентябре 2010 года в распоряжение ряда СМИ попал протокол совещания под председательством Владимира Путина, согласно которому Минтрансу, Минэкономразвития и Минфину России было поручено «обеспечить финансирование и развитие московского авиатранспортного узла с учётом реконструкции существующих взлётно-посадочных полос в аэропортах Внуково и Домодедово и строительства третьей ВПП в аэропорту Шереметьево»[20]. В конце октября 2010 года Министр транспорта Игорь Левитин рассказал информационному агентству РИА Новости, что Министерство транспорта и аэропорт Домодедово ведут переговоры о строительстве третьей полосы[21]. После этого заявления полемика в СМИ о том, где целесообразно строить ВПП-3, возобновилась с новой силой. Руководство московского аэропорта Домодедово заявляет, что при строительстве полосы на прилегающих к нему территориях оно готово вложить собственные средства в их выкуп. Помимо этого, в случае принятия решения о строительстве новой ВПП в Шереметьеве, придётся переселять жителей нескольких населённых пунктов, которые уже обратились с просьбой не делать этого в открытом письме к премьер-министру Владимиру Путину. Помимо выселения деревень потребуется перенос русел или устройство водоперепускных сооружений для рек Клязьма, Альба, Ключи. Но и в этом случае на участке, зарезервированном аэропортом Шереметьево, может быть размещена полоса длиной 3200 метров вместо необходимых 3600 метров, что даст ограничения по приёму крупных воздушных судов[22]. По просьбе руководства Комитета по транспорту Государственной Думы РФ группа компаний «Прогресстех» подготовила независимый отчёт о состоянии Московского авиационного узла, в котором оценивает строительство новой ВПП в Шереметьеве в 45 млрд рублей, а в Домодедове — в 20 млрд рублей. Это связано с тем, что территории под строительство новых полос были зарезервированы руководством Домодедова ещё в 2005 г., и их площадь позволяет построить до 10 новых ВПП[23]. Собственники аэропорта заявили, что готовы самостоятельно выкупать необходимые для строительства участки, которые к тому же не требуют изменений природных условий и не заселены людьми[22]. Генеральный директор московского аэропорта Шереметьево Михаил Василенко в своём блоге привёл в качестве основного аргумента в пользу управляемого им аэропорта то, что Шереметьево является государственным активом. Однако, по мнению колумниста «Российской газеты» Николая Злобина, вложенные в Шереметьево госсредства не найдут отдачи: «Новая полоса будет в 8 км от терминала, из-за чего только транспортировка самолёта составит примерно 40 минут. Это не только лишает смысла бизнесмену лететь, скажем, из европейской столицы, увеличивая полёт на треть, но ведёт к резкому увеличению расходов авиакомпаний. Пассажиры, видимо, вообще будут приезжать за багажом на следующий день. Расстояние противоречит мировым стандартам безопасности для руления широкофюзеляжных самолётов — 5 км, после чего резко повышаются шансы на аварию из-за перегрева шасси. А спасателям придётся ехать 8 км, прежде чем начать спасать. Какие западные авиа- и страховые компании пойдут на такой риск?» — Как стать финансовым центром, официальный сайт «Российской газеты». Тем не менее, переговоры о строительстве третьей ВПП продолжаются как Минтрансом, так и руководством обоих аэропортов. Аэровокзальный комплекс[править | править исходный текст] Вестибюль и регистрационные стойки Нынешнее здание аэровокзального комплекса (АВК) — или пассажирский терминал — аэропорта Домодедово имеет площадь 135 тыс. м²[24]. На первом этаже располагаются острова регистрации, магазины, точки питания, зал ожидания, вылеты и прилёты внутренних и международных линий. В аэропорту Домодедово действует островная система регистрации: в АВК располагаются четыре острова по 22 секции и три острова по 20 секций и ещё четыре секции для регистрации негабаритного багажа. Они систематизированы в соответствии с авиакомпаниями, осуществляющими рейсы. Острова регистрации и на внутренние, и на международные рейсы расположены под одной крышей в соответствии с трансферными технологиями, рекомендованными ICAO и IATA[25]. Это сделано для облегчения маршрута следования трансферных пассажиров. Кроме того, имеются 13 секций для регистрации трансферных пассажиров и в стерильной зоне аэропорта. На втором этаже общей зоны аэровокзального комплекса, на который ведут эскалаторы или лифты, можно посетить различные магазины, кафе и рестораны, спа-салон, отделения банков. Там же находятся почтовое отделение, миграционная служба и представительства авиакомпаний. В общей зоне прилёта внутренних линий (ВВЛ) на первом этаже расположены выдача багажа, медпункт, отделение полиции, выход на посадку на Аэроэкспресс. В стерильной или чистой зоне вылета внутренних авиалиний на обоих этажах имеются несколько уборных, медпункт, курительная комната, бизнес-залы, различные магазины и точки питания, в том числе сетевые. В зоне прилёта международных воздушных линий (МВЛ) находятся фито-, санитарно-карантинный и ветеринарный контроли, выдача багажа, курительные комнаты, душевые, камера хранения и зал прилёта официальных делегаций. Два этажа вылета международных линий включают в себя медпункт, несколько бизнес-залов, магазины беспошлинной торговли и точки питания различных типов[26]. В штатном режиме электроснабжение объектов инфраструктуры аэропорта обеспечиваeтся двумя независимыми источниками ПС-425 «Яковлево» и ПС-663 «Взлётная» ОАО «МОЭСК», согласно разрешению на отбираемую мощность московский аэропорт Домодедово потребляет 23 МВт электроэнергии[27]. Специальные сервисы аэропорта в пассажирском терминале[править | править исходный текст] На втором этаже АВК работает круглосуточная бесплатная комната матери и ребёнка, рассчитанная на детей до восьми лет и на детей-инвалидов до 14 лет. В комнате есть условия для игр, кормления и сна ребёнка. В Домодедове есть и залы отправления религиозных обрядов. В 2001 г. была открыта православная часовня во имя Архангела Михаила, а в 2002 — мечеть «Сафар». Для пассажиров с ограниченными возможностями разработаны особые условия обслуживания. Например, крутящиеся двери в аэропорт снабжены специальной кнопкой на уровне сидящего человека. При нажатии на неё скорость вращения двери замедляется, что облегчает доступ в здание АВК. Лифты, ведущие на второй этаж, оборудованы выходами по обе стороны, а входы в магазины и точки питания имеют достаточную ширину для проезда в них кресла. Есть пандусы и специализированные уборные. Службы аэропорта по предварительному заявлению пассажира и авиакомпании могут обеспечить сопровождение пассажира до борта самолёта, оказав ему помощь в прохождении контроля[28]. Реконструкция пассажирского терминала[править | править исходный текст] Здание аэровокзального комплекса в нынешнем виде открылось в 2000 г. Но его реконструкция на этом этапе не закончилась. В 2003 г. руководство управляющей компании заявило о намерении построить ещё три пассажирских терминала, которые станут продолжением существующего без изменения концепции under-one-roof[29]. В 2010 г. пресс-служба аэропорта сообщила о дальнейшем расширении терминала, площадь которого должна достигнуть почти 500 000 кв. м[30]. Транспортная инфраструктура[править | править исходный текст] Железнодорожная станция Аэропорт Аэропорт связан с городом Москвой автодорогой, выходящей на Каширское шоссе, и железнодорожной линией, примыкающей на станции Домодедово к железнодорожной линии Ожерелье — Москва (Павелецкое направление). С 2002 года между Москвой (Павелецкий вокзал) и платформой Аэропорт, примыкающей к АВК, курсируют аэроэкспрессы (время в пути 40—50 минут, следуют без остановок). Кроме того, по тому же маршруту курсирует электропоезд со всеми остановками (в утреннее и вечернее время, всего около 9 пар в сутки, примерное время в пути — 1 час 10 минут). Автобусы: № 308 Аэропорт Домодедово — метро «Домодедовская». Время в пути: 25-30 минут. Также выполняются автобусные маршруты: № 30 Аэропорт Домодедово — ст. Домодедово; № 26 Аэропорт Домодедово — Красный Путь Современные технологии обслуживания в Домодедове[править | править исходный текст] В 2007 году в аэропорту Домодедово была установлена система автоматических объявлений. Она работает на основе алгоритмов компиляции звуковых фрагментов. Каждое объявление подаётся системой на трёх языках: русском, английском и национальном языке направления прилёта или вылета. В Домодедове автоматически зачитываются объявления на более чем 20 национальных языках, в том числе на русском, английском, азербайджанском, армянском, арабском, вьетнамском, иврите, испанском, итальянском, киргизском, немецком, португальском, тайском, турецком, узбекском, украинском, французском, хинди, японском и других национальных языках стран отправления и прибытия рейсов. Система позволяет организовать вещание на неограниченном количестве языков[31][32]. Дикторы аэропорта самостоятельно зачитывают лишь специальные объявления, например, в том случае, если пассажира просят куда-нибудь подойти. Автоматическая система сортировки багажа работает в Домодедове с 2008 г. Помимо сортировки, она осуществляет многоуровневый контроль багажа и обеспечивает максимальную степень обнаружения в нём запрещённых к провозу веществ[33]. С 2001 года аэропорт Домодедово подключён к системе World Tracer, разработанной совместно компанией SITA и ИАТА. Она позволяет отслеживать статус багажа, даже если он был отправлен по неверному направлению. На багаж, не востребованный пассажирами, в World Tracer заполняется стандартный файл, в котором багаж, а также все обстоятельства его обнаружения подробно описываются. В это же время в другом аэропорту пассажир, не получивший этот чемодан, составляет на него заявку, указывая рейс, дату, цвет багажа, отличительные признаки. В автоматическом режиме система сразу начинает поиск: сравнивает файлы на найденный и потерянный багаж. В первую очередь определяется совпадение по номерам багажных бирок. В случае их отсутствия система сравнивает такие параметры, как информация о владельце багажа на именной бирке, цвет чемодана и надписи на нём, в те аэропорты, которые создали эти файлы, поступает сообщение. Специалист группы розыска багажа его обрабатывает и определяет, об искомом ли чемодане идёт речь или просто о похожем. И так пока багаж не найдётся. — «Что делать, если ваш багаж потеряли»[34] Кроме этого пассажиры, вылетающие из Московского аэропорта Домодедово, могут воспользоваться услугами саморегистрации как в пассажирском терминале, так и с помощью интернета и мобильного телефона. В самом Домодедове установлены киоски саморегистрации CUSS (Common Use Self Service), через которые пассажир может получить свой посадочный талон, не ожидая очереди на стойке регистрации, где работает агент, оставить багаж на специальной стойке авиакомпании (Drop Off) и пройти на посадку[35]. Используется и технология Reprint, благодаря которой пассажиры без багажа могут зарегистрироваться на рейс через мобильный телефон. Терминал Reprint, считывая данные 2D-штрихкода с мобильного телефона пассажира, печатает посадочный талон, который затем предъявляется при прохождении линии авиационной безопасности. Это позволяет регистрироваться на рейс заранее или по дороге в аэропорт, тем самым уменьшая временные затраты пассажиров на регистрацию[36]. Авиакомпании и направления[править | править исходный текст] Boeing 777-200 Трансаэро в Домодедово Airbus A319 S7 Airlines заходит на посадку в Домодедово Airbus A321 Уральских авиалиний заходит на посадку в Домодедово Airbus A320 Swiss International Air Lines в Домодедово Boeing 757-200 Туркменских авиалиний в Домодедово Airbus A320 Lufthansa в Домодедово Boeing 737-800 S7 Airlines в Домодедово Airbus A330-200 Qatar Airways в Домодедово Boeing 777-300 Singapore Airlines вылетает из Домодедово Saab 2000 Полёта в Домодедово Boeing 767-300 Узбекских авиалиний в Домодедово Embraer 190 Саратовских авиалиний в Домодедово В советское время аэропорт использовался исключительно для внутренних рейсов, в 1992 году получил статус международного. По данным за 2012 год на долю внутрироссийских рейсов приходилось около 41% пассажиропотока (11,6 млн чел.), на международные авиарейсы — около 59% (16,6 млн чел.). По состоянию на январь 2013 года полёты из аэропорта выполняет 81 авиакомпания по 246 направлениям[37]. Крупнейшими авиаперевозчиками, использующими Домодедово, являются Трансаэро, S7 Airlines, Глобус, на которые приходится около 40% всех рейсов и около половины внутрироссийских. Авиакомпании Назначения Aegean Airlines (Star Alliance) Афины, Ираклион, Каламата, Керкира, Кос, Родос, Салоники Air Arabia Шарджа AirBaltic Рига Air Berlin (Oneworld) Берлин–Тегель (до 27 октября 2013), Берлин–Бранденбург (с 27 октября 2013), Дюссельдорф, Мюнхен Air Bishkek Бишкек, Ош Air Malta Мальта Air Moldova Кишинёв Air Onix Симферополь Astra Airlines Салоники Austrian Airlines (Star Alliance) Вена, Инсбрук Avia Traffic Company Бишкек, Ош AZAL Баку, Гянджа easyJet Лондон–Гатвик, Манчестер British Airways (Oneworld) Лондон–Хитроу Brussels Airlines (Star Alliance) Брюссель Cathay Pacific Airways (Oneworld) Гонконг Georgian Airways Батуми East Air Куляб EgyptAir (Star Alliance) Каир EL AL Тель-Авив Emirates Airline Дубай Etihad Airways Абу-Даби Eurocypria Airlines Пафос Evolavia Анкона Iberia Airlines (Oneworld) Барселона, Мадрид Israir Тель-Авив Kam Air Кабул Japan Airlines (Oneworld) Токио-Нарита Lufthansa (Star Alliance) Берлин–Тегель (до 27 октября 2013), Берлин–Бранденбург (с 27 октября 2013), Гамбург, Дюссельдорф, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне Meridiana Кальяри, Ольбия, Флоренция Mistral Air Верона, Неаполь Montenegro Airlines Подгорица, Тиват Nouvelair Tunisie Джерба, Монастир, Энфида Niki Вена, Зальцбург Nordstar Airlines Варна (чартер), Зальцбург (чартер), Кос (чартер), Корфу (чартер), Красноярск, Норильск, Новосибирск, Тиват (чартер), Хургада (чартер), Шарм-эль-Шейх (чартер) Qatar Airways Доха Uzbekistan airways (Узбекистон хаво йуллари) Андижан, Бухара, Карши, Наманган, Навои, Нукус, Самарканд, Ташкент, Термез, Ургенч, Фергана Royal Jordanian Airlines Амман S7 Airlines (Oneworld) Абакан, Аликанте, Анапа, Анкона (чартер), Анталья (чартер), Астрахань, Афины, Ашхабад, Баку, Барнаул, Братск, Бургас, Валенсия, Варна, Владикавказ, Волгоград, Горно-Алтайск, Даламан (чартер), Дублин, Дубровник, Дюссельдорф, Екатеринбург, Ереван, Инсбрук, Иркутск, Казань, Киев–Борисполь, Калининград, Кишинёв, Краснодар, Красноярск, Куляб, Мадрид, Монастир, Мюнхен, Надым, Неаполь, Нижневартовск, Нижний Новгород, Новокузнецк, Новосибирск, Одесса, Омск, Ош, Павлодар, Пальма-де-Мальорка, Пермь, Пловдив, Подгорица, Прага, Пула, Римини, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Семипалатинск, Симферополь, Сочи, Сплит, Ставрополь, Тбилиси, Тенерифе, Тиват, Турин, Тюмень, Ургенч, Усть-Каменогорск, Уфа, Франкфурт-на-Майне, Худжанд, Челябинск S7 Airlines выполняется Глобусом Анапа, Кемерово, Краснодар, Минеральные Воды, Новосибирск, Новый Уренгой, Норильск, Оренбург, Ош, Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи, Сплит, Томск, Улан-Удэ, Чита, Якутск Singapore Airlines (Star Alliance) Сингапур, Хьюстон–Интерконтинентал Somon Air Душанбе SriLankan Airlines Дубай, Коломбо SCAT Актау, Актюбинск, Шымкент, Уральск, Усть-Каменогорск Swiss (Star Alliance) Женева, Цюрих Tajik Air Душанбе, Куляб, Худжанд TAP Portugal (Star Alliance) Лиссабон Thai Airways International (Star Alliance) Бангкок Tunisair Тунис, Энфида Vietnam Airlines (Sky Team) Ханой, Хошимин Vueling Airlines Барселона, Ивиса, Пальма-де-Мальорка Wind Jet Бергамо, Верона, Катания, Пиза, Римини, Турин (сезонный), Форли Авиа Менеджмент Групп Иваново, Кострома Ак Барс Аэро Бугульма, Казань, Калининград, Нижнекамск, Пенза, Челябинск, Киров Аэрофлот выполняется Россией Санкт-Петербург Алроса Анапа, Геленджик, Краснодар, Мирный, Полярный Белавиа Минск ВИМ-Авиа Аликанте (чартер), Андижан, Анталья (чартер), Барнаул, Геленджик, Гюмри, Гянджа, Карши, Краснодар, Ленкорань, Махачкала, Наманган, Новосибирск, Овда, Ош, Певек, Петропавловск-Камчатский, Салоники, Самарканд, Симферополь, Сочи, Тенерифе (чартер), Термез, Фергана, Хабаровск, Хургада (чартер), Чита, Шарм-эш-Шейх (чартер) Днеправиа Днепропетровск Ижавиа Ижевск, Пенза ИрАэро Иркутск, Омск TUI Анталья (чартер), Барселона (чартер), Бургас (чартер), Даламан (чартер), Пальма-де-Майорка (чартер), Пула (чартер), Тиват (чартер), Хургада (чартер), Шарм-эш-Шейх (чартер) Костромское авиапредприятие Кострома Кыргызстан Бишкек, Ош Международные Авиалинии Украины Киев–Борисполь Московия Ставрополь, Бухара, Гянджа, Карши, Наманган, Самарканд, Тиват, Фергана Оренбургские Авиалинии Анталья (чартер), Бургас (чартер), Оренбург, Пула (чартер) Полёт Белгород, Воронеж, Липецк, Ульяновск, Ярославль Псковавиа Псков РусЛайн Актюбинск, Анталья (чартер), Волгоград, Воронеж, Воркута, Грозный, Ижевск, Махачкала, Орск, Паланга, Петрозаводск, Саранск, Тромсё (чартер), Ульяновск, Чебоксары, Элиста Саравиа Саратов Северсталь Великий Устюг, Череповец Таймыр Красноярск, Норильск Трансаэро Абу-Даби, Аликанте (чартер), Алматы, Амман, Анадырь, Анапа, Анталья (чартер), Араксос (чартер), Астана, Бали, Бангкок, Барселона (чартер), Берлин-Тегель, Благовещенск, Бодрум (чартер), Бургас (чартер), Бухара, Варадеро, Варна (чартер), Вена, Вильнюс, Владивосток, Гоа, Днепропетровск, Донецк, Дубай (чартер), Екатеринбург, Ереван, Ибица (чартер), Измир (чартер), Ираклион (чартер), Иркутск (c 10 октября 2013), Казань, Канкун (чартер), Караганда, Кемерово, Киев–Жуляны, Корфу (чартер), Кос (чартер), Кокшетау, Краснодар, Красноярск, Куала-Лумпур, Ларнака (чартер), Лион, Лос-Анджелес, Магадан, Магнитогорск, Малага (чартер), Мале (чартер), Маз О, Милан–Мальпенса (чартер), Минеральные Воды, Монастир, Новосибирск, Новый Уренгой, Ольбия (чартер), Омск, Пардубице, Париж–Орли, Пафос (чартер), Пекин–Шоуду, Петропавловск-Камчатский, Пермь, Пула, Пунта-Кана (чартер), Пхукет (чартер), Римини (чартер), Рига, Родос (чартер), Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Санья, Симферополь, Сингапур, Сочи, Сплит, Тель-Авив, Тенерифе (чартер), Тиват, Токио–Нарита, Томск, Торонто, Улан-Удэ, Уральск, Уфа, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Хошимин, Хургада (чартер), Фуншал (чартер), Шарм-эль-Шейх (чартер), Энфида (чартер), Южно-Сахалинск, Якутск
Аэропорты и самалеты мира
:Артем Авдеев
Домоде́дово — международный аэропорт, один из трёх основных аэропортов Москвы и Московской области.
По итогам 2012 года является крупнейшим по величине пассажирооборота российским аэропортом, также входит в двадцатку самых загруженных аэропортов Европы[3]. Расположен на границе городского округа Домодедово и Раменского района Московской области, в 45 километрах к юго-востоку от центра Москвы, в 22 километрах от МКАД. Официальное название — «Москва (Домодедово)».[4]
Аэропортовый комплекс включает в себя лётное поле, образованное двумя независимыми параллельными взлётно-посадочными полосами (ВПП1 и ВПП2). Они расположены в двух километрах друг от друга, что делает Домодедово единственным аэропортом Московского авиационного узла, способным одновременно производить на своих полосах операции по взлёту и посадке. Обе ВПП сертифицированы по категории ICAO CAT IIIА. Реконструкция ВПП1 сделала Домодедово первым российским аэропортом, имеющим возможности принимать пассажирский лайнер Airbus A380[5].
Пассажирский терминал аэропорта Домодедово имеет сертификат «С» IATA и является первым в России, прошедшим сертификацию по международному стандарту качества ISO 9001:2000[6].
Доля пассажиропотока аэропорта от общего объёма в Москве составляет 46 %. Рейсы из Домодедова выполняют 82 авиакомпании по 247 направлениям по всему миру, 83 из которых уникальны для московского авиационного узла.[7] Среди партнёров аэропорта 48 иностранных авиакомпаний (12 из них представляют страны СНГ) и 28 российских. В 2012 году Домодедово, выбранный для полётов в Москву членами таких известных авиационных альянсов, как Star Alliance и Oneworld, обслужил 28,2 млн пассажиров.[8]
Владельцем аэропорта считается группа «Ист Лайн». Формально аэропорт принадлежит кипрской компании East Line, которая, в свою очередь принадлежит зарегистрированной на острове Мэн компании FML[9][10].
Содержание [убрать]
1 История
2 Взлётно-посадочные полосы (ВПП)
2.1 Возможности строительства третьей взлётно-посадочной полосы
3 Аэровокзальный комплекс
3.1 Специальные сервисы аэропорта в пассажирском терминале
3.2 Реконструкция пассажирского терминала
4 Транспортная инфраструктура
5 Современные технологии обслуживания в Домодедове
6 Авиакомпании и направления
7 Показатели деятельности
8 Печатное издание
9 Воздушные парады
10 Происшествия
11 Новинки авиации
12 Любопытные факты
13 См. также
14 Примечания
15 Ссылки
История[править | править исходный текст]
История аэропорта началась 13 ноября 1954 г., когда Совет Министров СССР принял решение о строительстве второго московского аэропорта гражданского воздушного флота в районе селения Елгазино Подольского района Московской области. С таким предложением выступило Главное управление гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР.
21 декабря 1955 г. Совет утвердил проектное задание. Через год одновременно с началом строительства вышел приказ № 9 начальника Главного управления ГВФ «О создании Дирекции строительства второго московского аэропорта и назначении директором т. Иванова И. П.». Первоначально проект именовался «Москва II» и был закреплён за Дирекцией как объект № 306.
Днём рождения аэропорта Домодедово считается 7 апреля 1962 г. В этот день вышел приказ начальника Главного управления гражданского воздушного флота № 200 «Об организации Московского аэропорта Домодедово», в тексте которого значилось: «Организовать в составе Московского управления транспортной авиации ГВФ аэропорт Домодедово и впредь именовать его московский аэропорт Домодедово».
После образования в 1963 г. линейно-эксплуатационных ремонтных мастерских и выхода соответствующих приказов, из аэропорта начали осуществляться грузовые и почтовые рейсы на самолётах Ту-104 и Ил-18[11].
25 марта 1964 г. из Домодедова вылетел первый пассажирский рейс самолётом Ту-104 по маршруту Москва — Свердловск. 20 мая 1964 г. состоялось открытие аэровокзального комплекса. Регулярные пассажирские рейсы начали выполняться в 1966 г.
Аэропорт в 1974 году
Аэропорт, находящийся на юго-востоке Московской области, задумывался как узловой для дальнемагистральных полётов в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию, кроме того, аэропорт обслуживал среднемагистральные маршруты в Поволжье и на Урал[12]. В Домодедове базировались самолёты семейств Ил и Ту.
С начала 1990-х годов аэропорт постепенно переходил под контроль туристической компании (впоследствии также авиакомпании) «Ист Лайн», созданной уральскими предпринимателями Антоном Баковым и Дмитрием Каменщиком. В 1992 г. их усилиями аэропорт получил статус международного. Баков вышел из бизнеса в 1994 году, Каменщик до сих пор возглавляет компанию[13].
В 1999 г. началась реконструкция аэровокзального комплекса. Она проходила в рамках Комплексной программы развития аэропорта до 2003 г., которая была утверждена Правительством Московской области и коллегией Федеральной авиационной службы РФ. В её рамках прошла практически полная реконструкция аэровокзального комплекса, который открылся в 2000 г. Деятельность аэропорта на время всего периода работ не прекращалась.
С 2004 по 2008 г. проходило расширение пассажирских терминалов. До 2013 г. руководство московского аэропорта Домодедово планирует увеличить площадь аэровокзального комплекса практически до 500 тыс. м²[14].
В 2011 году в рамках премии «World Airport Awards» аэропорт был признан лучшим в Восточной Европе.[15]
Взлётно-посадочные полосы (ВПП)[править | править исходный текст]
В Домодедове были построены две взлётно-посадочные полосы с синтетическим и армобетонным покрытием. Расстояние между их осями составляет два километра, что позволяет одновременно производить операции по взлёту и посадке. Это единственный аэропорт в Московском авиационном узле, который располагает такими возможностями. Полосы во Внуково перекрещиваются, а расстояние между параллельными ВПП в Шереметьево требует строгой очерёдности выполнения взлётно-посадочных операций[16].
Командно-диспетчерский пункт
ВПП-1 длиной 3500 м была построена в 1962 г., а официально введена в эксплуатацию в 1964 г. Полоса была реконструирована дважды — в 1976 году и в 2007 году. Строительство ВПП-2 завершилось в 1968 году. Реконструировалась она лишь однажды — в 1981 году. Длина полосы — 3794 метра.
Обе ВПП имеют Сертификат соответствия стандартам высшей категории ICAO — IIIА, что позволяет аэропорту принимать воздушные суда всех используемых типов (имеющие бортовое оборудование инструментальной посадки) при горизонтальной видимости не менее 200 метров и высоте нижней границы облаков не менее 30 метров. Пропускная способность полос, имеющих сертификат по этой категории, 20 и 60 воздушных судов в час при простых метеоусловиях (при сложных 7 и 12)[17].
На время реконструкции первой взлётно-посадочной полосы функции ВПП осуществляла магистральная рулёжная дорожка (МРД), которая была специально дооборудована до необходимого уровня.
Возможности строительства третьей взлётно-посадочной полосы[править | править исходный текст]
В связи с ростом пассажиропотока и необходимостью реконструкции второй ВПП, руководство аэропорта заговорило о необходимости строительства третьей взлётно-посадочной полосы. ВПП-2, построенная в 1968 году, по информации представителей аэропорта Домодедово, может эксплуатироваться до 2014 года, после чего её необходимо закрывать на реконструкцию.
Несмотря на то, что Домодедово является частным аэропортом, его управляющая компания не может самостоятельно принять решение о строительстве новой ВПП. Причина заключается в том, что территория аэродрома, к которой относятся взлётно-посадочные полосы, не может быть по закону отдана в частные руки и принадлежит государству[18][19].
Один из перронов Домодедова
В сентябре 2010 года в распоряжение ряда СМИ попал протокол совещания под председательством Владимира Путина, согласно которому Минтрансу, Минэкономразвития и Минфину России было поручено «обеспечить финансирование и развитие московского авиатранспортного узла с учётом реконструкции существующих взлётно-посадочных полос в аэропортах Внуково и Домодедово и строительства третьей ВПП в аэропорту Шереметьево»[20].
В конце октября 2010 года Министр транспорта Игорь Левитин рассказал информационному агентству РИА Новости, что Министерство транспорта и аэропорт Домодедово ведут переговоры о строительстве третьей полосы[21]. После этого заявления полемика в СМИ о том, где целесообразно строить ВПП-3, возобновилась с новой силой. Руководство московского аэропорта Домодедово заявляет, что при строительстве полосы на прилегающих к нему территориях оно готово вложить собственные средства в их выкуп. Помимо этого, в случае принятия решения о строительстве новой ВПП в Шереметьеве, придётся переселять жителей нескольких населённых пунктов, которые уже обратились с просьбой не делать этого в открытом письме к премьер-министру Владимиру Путину. Помимо выселения деревень потребуется перенос русел или устройство водоперепускных сооружений для рек Клязьма, Альба, Ключи. Но и в этом случае на участке, зарезервированном аэропортом Шереметьево, может быть размещена полоса длиной 3200 метров вместо необходимых 3600 метров, что даст ограничения по приёму крупных воздушных судов[22].
По просьбе руководства Комитета по транспорту Государственной Думы РФ группа компаний «Прогресстех» подготовила независимый отчёт о состоянии Московского авиационного узла, в котором оценивает строительство новой ВПП в Шереметьеве в 45 млрд рублей, а в Домодедове — в 20 млрд рублей. Это связано с тем, что территории под строительство новых полос были зарезервированы руководством Домодедова ещё в 2005 г., и их площадь позволяет построить до 10 новых ВПП[23]. Собственники аэропорта заявили, что готовы самостоятельно выкупать необходимые для строительства участки, которые к тому же не требуют изменений природных условий и не заселены людьми[22].
Генеральный директор московского аэропорта Шереметьево Михаил Василенко в своём блоге привёл в качестве основного аргумента в пользу управляемого им аэропорта то, что Шереметьево является государственным активом.
Однако, по мнению колумниста «Российской газеты» Николая Злобина, вложенные в Шереметьево госсредства не найдут отдачи:
«Новая полоса будет в 8 км от терминала, из-за чего только транспортировка самолёта составит примерно 40 минут. Это не только лишает смысла бизнесмену лететь, скажем, из европейской столицы, увеличивая полёт на треть, но ведёт к резкому увеличению расходов авиакомпаний. Пассажиры, видимо, вообще будут приезжать за багажом на следующий день. Расстояние противоречит мировым стандартам безопасности для руления широкофюзеляжных самолётов — 5 км, после чего резко повышаются шансы на аварию из-за перегрева шасси. А спасателям придётся ехать 8 км, прежде чем начать спасать. Какие западные авиа- и страховые компании пойдут на такой риск?»
— Как стать финансовым центром, официальный сайт «Российской газеты».
Тем не менее, переговоры о строительстве третьей ВПП продолжаются как Минтрансом, так и руководством обоих аэропортов.
Аэровокзальный комплекс[править | править исходный текст]
Вестибюль и регистрационные стойки
Нынешнее здание аэровокзального комплекса (АВК) — или пассажирский терминал — аэропорта Домодедово имеет площадь 135 тыс. м²[24]. На первом этаже располагаются острова регистрации, магазины, точки питания, зал ожидания, вылеты и прилёты внутренних и международных линий.
В аэропорту Домодедово действует островная система регистрации: в АВК располагаются четыре острова по 22 секции и три острова по 20 секций и ещё четыре секции для регистрации негабаритного багажа. Они систематизированы в соответствии с авиакомпаниями, осуществляющими рейсы. Острова регистрации и на внутренние, и на международные рейсы расположены под одной крышей в соответствии с трансферными технологиями, рекомендованными ICAO и IATA[25]. Это сделано для облегчения маршрута следования трансферных пассажиров. Кроме того, имеются 13 секций для регистрации трансферных пассажиров и в стерильной зоне аэропорта.
На втором этаже общей зоны аэровокзального комплекса, на который ведут эскалаторы или лифты, можно посетить различные магазины, кафе и рестораны, спа-салон, отделения банков. Там же находятся почтовое отделение, миграционная служба и представительства авиакомпаний.
В общей зоне прилёта внутренних линий (ВВЛ) на первом этаже расположены выдача багажа, медпункт, отделение полиции, выход на посадку на Аэроэкспресс. В стерильной или чистой зоне вылета внутренних авиалиний на обоих этажах имеются несколько уборных, медпункт, курительная комната, бизнес-залы, различные магазины и точки питания, в том числе сетевые.
В зоне прилёта международных воздушных линий (МВЛ) находятся фито-, санитарно-карантинный и ветеринарный контроли, выдача багажа, курительные комнаты, душевые, камера хранения и зал прилёта официальных делегаций. Два этажа вылета международных линий включают в себя медпункт, несколько бизнес-залов, магазины беспошлинной торговли и точки питания различных типов[26].
В штатном режиме электроснабжение объектов инфраструктуры аэропорта обеспечиваeтся двумя независимыми источниками ПС-425 «Яковлево» и ПС-663 «Взлётная» ОАО «МОЭСК», согласно разрешению на отбираемую мощность московский аэропорт Домодедово потребляет 23 МВт электроэнергии[27].
Специальные сервисы аэропорта в пассажирском терминале[править | править исходный текст]
На втором этаже АВК работает круглосуточная бесплатная комната матери и ребёнка, рассчитанная на детей до восьми лет и на детей-инвалидов до 14 лет. В комнате есть условия для игр, кормления и сна ребёнка.
В Домодедове есть и залы отправления религиозных обрядов. В 2001 г. была открыта православная часовня во имя Архангела Михаила, а в 2002 — мечеть «Сафар».
Для пассажиров с ограниченными возможностями разработаны особые условия обслуживания. Например, крутящиеся двери в аэропорт снабжены специальной кнопкой на уровне сидящего человека. При нажатии на неё скорость вращения двери замедляется, что облегчает доступ в здание АВК. Лифты, ведущие на второй этаж, оборудованы выходами по обе стороны, а входы в магазины и точки питания имеют достаточную ширину для проезда в них кресла. Есть пандусы и специализированные уборные. Службы аэропорта по предварительному заявлению пассажира и авиакомпании могут обеспечить сопровождение пассажира до борта самолёта, оказав ему помощь в прохождении контроля[28].
Реконструкция пассажирского терминала[править | править исходный текст]
Здание аэровокзального комплекса в нынешнем виде открылось в 2000 г. Но его реконструкция на этом этапе не закончилась. В 2003 г. руководство управляющей компании заявило о намерении построить ещё три пассажирских терминала, которые станут продолжением существующего без изменения концепции under-one-roof[29].
В 2010 г. пресс-служба аэропорта сообщила о дальнейшем расширении терминала, площадь которого должна достигнуть почти 500 000 кв. м[30].
Транспортная инфраструктура[править | править исходный текст]
Железнодорожная станция Аэропорт
Аэропорт связан с городом Москвой автодорогой, выходящей на Каширское шоссе, и железнодорожной линией, примыкающей на станции Домодедово к железнодорожной линии Ожерелье — Москва (Павелецкое направление).
С 2002 года между Москвой (Павелецкий вокзал) и платформой Аэропорт, примыкающей к АВК, курсируют аэроэкспрессы (время в пути 40—50 минут, следуют без остановок).
Кроме того, по тому же маршруту курсирует электропоезд со всеми остановками (в утреннее и вечернее время, всего около 9 пар в сутки, примерное время в пути — 1 час 10 минут).
Автобусы: № 308 Аэропорт Домодедово — метро «Домодедовская». Время в пути: 25-30 минут.
Также выполняются автобусные маршруты: № 30 Аэропорт Домодедово — ст. Домодедово; № 26 Аэропорт Домодедово — Красный Путь
Современные технологии обслуживания в Домодедове[править | править исходный текст]
В 2007 году в аэропорту Домодедово была установлена система автоматических объявлений. Она работает на основе алгоритмов компиляции звуковых фрагментов. Каждое объявление подаётся системой на трёх языках: русском, английском и национальном языке направления прилёта или вылета. В Домодедове автоматически зачитываются объявления на более чем 20 национальных языках, в том числе на русском, английском, азербайджанском, армянском, арабском, вьетнамском, иврите, испанском, итальянском, киргизском, немецком, португальском, тайском, турецком, узбекском, украинском, французском, хинди, японском и других национальных языках стран отправления и прибытия рейсов. Система позволяет организовать вещание на неограниченном количестве языков[31][32]. Дикторы аэропорта самостоятельно зачитывают лишь специальные объявления, например, в том случае, если пассажира просят куда-нибудь подойти. Автоматическая система сортировки багажа работает в Домодедове с 2008 г. Помимо сортировки, она осуществляет многоуровневый контроль багажа и обеспечивает максимальную степень обнаружения в нём запрещённых к провозу веществ[33].
С 2001 года аэропорт Домодедово подключён к системе World Tracer, разработанной совместно компанией SITA и ИАТА. Она позволяет отслеживать статус багажа, даже если он был отправлен по неверному направлению.
На багаж, не востребованный пассажирами, в World Tracer заполняется стандартный файл, в котором багаж, а также все обстоятельства его обнаружения подробно описываются. В это же время в другом аэропорту пассажир, не получивший этот чемодан, составляет на него заявку, указывая рейс, дату, цвет багажа, отличительные признаки. В автоматическом режиме система сразу начинает поиск: сравнивает файлы на найденный и потерянный багаж. В первую очередь определяется совпадение по номерам багажных бирок. В случае их отсутствия система сравнивает такие параметры, как информация о владельце багажа на именной бирке, цвет чемодана и надписи на нём, в те аэропорты, которые создали эти файлы, поступает сообщение. Специалист группы розыска багажа его обрабатывает и определяет, об искомом ли чемодане идёт речь или просто о похожем. И так пока багаж не найдётся.
— «Что делать, если ваш багаж потеряли»[34]
Кроме этого пассажиры, вылетающие из Московского аэропорта Домодедово, могут воспользоваться услугами саморегистрации как в пассажирском терминале, так и с помощью интернета и мобильного телефона. В самом Домодедове установлены киоски саморегистрации CUSS (Common Use Self Service), через которые пассажир может получить свой посадочный талон, не ожидая очереди на стойке регистрации, где работает агент, оставить багаж на специальной стойке авиакомпании (Drop Off) и пройти на посадку[35]. Используется и технология Reprint, благодаря которой пассажиры без багажа могут зарегистрироваться на рейс через мобильный телефон. Терминал Reprint, считывая данные 2D-штрихкода с мобильного телефона пассажира, печатает посадочный талон, который затем предъявляется при прохождении линии авиационной безопасности. Это позволяет регистрироваться на рейс заранее или по дороге в аэропорт, тем самым уменьшая временные затраты пассажиров на регистрацию[36].
Авиакомпании и направления[править | править исходный текст]
Boeing 777-200 Трансаэро в Домодедово
Airbus A319 S7 Airlines заходит на посадку в Домодедово
Airbus A321 Уральских авиалиний заходит на посадку в Домодедово
Airbus A320 Swiss International Air Lines в Домодедово
Boeing 757-200 Туркменских авиалиний в Домодедово
Airbus A320 Lufthansa в Домодедово
Boeing 737-800 S7 Airlines в Домодедово
Airbus A330-200 Qatar Airways в Домодедово
Boeing 777-300 Singapore Airlines вылетает из Домодедово
Saab 2000 Полёта в Домодедово
Boeing 767-300 Узбекских авиалиний в Домодедово
Embraer 190 Саратовских авиалиний в Домодедово
В советское время аэропорт использовался исключительно для внутренних рейсов, в 1992 году получил статус международного. По данным за 2012 год на долю внутрироссийских рейсов приходилось около 41% пассажиропотока (11,6 млн чел.), на международные авиарейсы — около 59% (16,6 млн чел.). По состоянию на январь 2013 года полёты из аэропорта выполняет 81 авиакомпания по 246 направлениям[37].
Крупнейшими авиаперевозчиками, использующими Домодедово, являются Трансаэро, S7 Airlines, Глобус, на которые приходится около 40% всех рейсов и около половины внутрироссийских.
Авиакомпании Назначения
Aegean Airlines (Star Alliance) Афины, Ираклион, Каламата, Керкира, Кос, Родос, Салоники
Air Arabia Шарджа
AirBaltic Рига
Air Berlin (Oneworld) Берлин–Тегель (до 27 октября 2013), Берлин–Бранденбург (с 27 октября 2013), Дюссельдорф, Мюнхен
Air Bishkek Бишкек, Ош
Air Malta Мальта
Air Moldova Кишинёв
Air Onix Симферополь
Astra Airlines Салоники
Austrian Airlines (Star Alliance) Вена, Инсбрук
Avia Traffic Company Бишкек, Ош
AZAL Баку, Гянджа
easyJet Лондон–Гатвик, Манчестер
British Airways (Oneworld) Лондон–Хитроу
Brussels Airlines (Star Alliance) Брюссель
Cathay Pacific Airways (Oneworld) Гонконг
Georgian Airways Батуми
East Air Куляб
EgyptAir (Star Alliance) Каир
EL AL Тель-Авив
Emirates Airline Дубай
Etihad Airways Абу-Даби
Eurocypria Airlines Пафос
Evolavia Анкона
Iberia Airlines (Oneworld) Барселона, Мадрид
Israir Тель-Авив
Kam Air Кабул
Japan Airlines (Oneworld) Токио-Нарита
Lufthansa (Star Alliance) Берлин–Тегель (до 27 октября 2013), Берлин–Бранденбург (с 27 октября 2013), Гамбург, Дюссельдорф, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне
Meridiana Кальяри, Ольбия, Флоренция
Mistral Air Верона, Неаполь
Montenegro Airlines Подгорица, Тиват
Nouvelair Tunisie Джерба, Монастир, Энфида
Niki Вена, Зальцбург
Nordstar Airlines Варна (чартер), Зальцбург (чартер), Кос (чартер), Корфу (чартер), Красноярск, Норильск, Новосибирск, Тиват (чартер), Хургада (чартер), Шарм-эль-Шейх (чартер)
Qatar Airways Доха
Uzbekistan airways (Узбекистон хаво йуллари) Андижан, Бухара, Карши, Наманган, Навои, Нукус, Самарканд, Ташкент, Термез, Ургенч, Фергана
Royal Jordanian Airlines Амман
S7 Airlines (Oneworld) Абакан, Аликанте, Анапа, Анкона (чартер), Анталья (чартер), Астрахань, Афины, Ашхабад, Баку, Барнаул, Братск, Бургас, Валенсия, Варна, Владикавказ, Волгоград, Горно-Алтайск, Даламан (чартер), Дублин, Дубровник, Дюссельдорф, Екатеринбург, Ереван, Инсбрук, Иркутск, Казань, Киев–Борисполь, Калининград, Кишинёв, Краснодар, Красноярск, Куляб, Мадрид, Монастир, Мюнхен, Надым, Неаполь, Нижневартовск, Нижний Новгород, Новокузнецк, Новосибирск, Одесса, Омск, Ош, Павлодар, Пальма-де-Мальорка, Пермь, Пловдив, Подгорица, Прага, Пула, Римини, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Семипалатинск, Симферополь, Сочи, Сплит, Ставрополь, Тбилиси, Тенерифе, Тиват, Турин, Тюмень, Ургенч, Усть-Каменогорск, Уфа, Франкфурт-на-Майне, Худжанд, Челябинск
S7 Airlines
выполняется Глобусом Анапа, Кемерово, Краснодар, Минеральные Воды, Новосибирск, Новый Уренгой, Норильск, Оренбург, Ош, Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи, Сплит, Томск, Улан-Удэ, Чита, Якутск
Singapore Airlines (Star Alliance) Сингапур, Хьюстон–Интерконтинентал
Somon Air Душанбе
SriLankan Airlines Дубай, Коломбо
SCAT Актау, Актюбинск, Шымкент, Уральск, Усть-Каменогорск
Swiss (Star Alliance) Женева, Цюрих
Tajik Air Душанбе, Куляб, Худжанд
TAP Portugal (Star Alliance) Лиссабон
Thai Airways International (Star Alliance) Бангкок
Tunisair Тунис, Энфида
Vietnam Airlines (Sky Team) Ханой, Хошимин
Vueling Airlines Барселона, Ивиса, Пальма-де-Мальорка
Wind Jet Бергамо, Верона, Катания, Пиза, Римини, Турин (сезонный), Форли
Авиа Менеджмент Групп Иваново, Кострома
Ак Барс Аэро Бугульма, Казань, Калининград, Нижнекамск, Пенза, Челябинск, Киров
Аэрофлот
выполняется Россией Санкт-Петербург
Алроса Анапа, Геленджик, Краснодар, Мирный, Полярный
Белавиа Минск
ВИМ-Авиа Аликанте (чартер), Андижан, Анталья (чартер), Барнаул, Геленджик, Гюмри, Гянджа, Карши, Краснодар, Ленкорань, Махачкала, Наманган, Новосибирск, Овда, Ош, Певек, Петропавловск-Камчатский, Салоники, Самарканд, Симферополь, Сочи, Тенерифе (чартер), Термез, Фергана, Хабаровск, Хургада (чартер), Чита, Шарм-эш-Шейх (чартер)
Днеправиа Днепропетровск
Ижавиа Ижевск, Пенза
ИрАэро Иркутск, Омск
TUI Анталья (чартер), Барселона (чартер), Бургас (чартер), Даламан (чартер), Пальма-де-Майорка (чартер), Пула (чартер), Тиват (чартер), Хургада (чартер), Шарм-эш-Шейх (чартер)
Костромское авиапредприятие Кострома
Кыргызстан Бишкек, Ош
Международные Авиалинии Украины Киев–Борисполь
Московия Ставрополь, Бухара, Гянджа, Карши, Наманган, Самарканд, Тиват, Фергана
Оренбургские Авиалинии Анталья (чартер), Бургас (чартер), Оренбург, Пула (чартер)
Полёт Белгород, Воронеж, Липецк, Ульяновск, Ярославль
Псковавиа Псков
РусЛайн Актюбинск, Анталья (чартер), Волгоград, Воронеж, Воркута, Грозный, Ижевск, Махачкала, Орск, Паланга, Петрозаводск, Саранск, Тромсё (чартер), Ульяновск, Чебоксары, Элиста
Саравиа Саратов
Северсталь Великий Устюг, Череповец
Таймыр Красноярск, Норильск
Трансаэро Абу-Даби, Аликанте (чартер), Алматы, Амман, Анадырь, Анапа, Анталья (чартер), Араксос (чартер), Астана, Бали, Бангкок, Барселона (чартер), Берлин-Тегель, Благовещенск, Бодрум (чартер), Бургас (чартер), Бухара, Варадеро, Варна (чартер), Вена, Вильнюс, Владивосток, Гоа, Днепропетровск, Донецк, Дубай (чартер), Екатеринбург, Ереван, Ибица (чартер), Измир (чартер), Ираклион (чартер), Иркутск (c 10 октября 2013), Казань, Канкун (чартер), Караганда, Кемерово, Киев–Жуляны, Корфу (чартер), Кос (чартер), Кокшетау, Краснодар, Красноярск, Куала-Лумпур, Ларнака (чартер), Лион, Лос-Анджелес, Магадан, Магнитогорск, Малага (чартер), Мале (чартер), Маз О, Милан–Мальпенса (чартер), Минеральные Воды, Монастир, Новосибирск, Новый Уренгой, Ольбия (чартер), Омск, Пардубице, Париж–Орли, Пафос (чартер), Пекин–Шоуду, Петропавловск-Камчатский, Пермь, Пула, Пунта-Кана (чартер), Пхукет (чартер), Римини (чартер), Рига, Родос (чартер), Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Санья, Симферополь, Сингапур, Сочи, Сплит, Тель-Авив, Тенерифе (чартер), Тиват, Токио–Нарита, Томск, Торонто, Улан-Удэ, Уральск, Уфа, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Хошимин, Хургада (чартер), Фуншал (чартер), Шарм-эль-Шейх (чартер), Энфида (чартер), Южно-Сахалинск, Якутск