ОКАЗЫВАЕТСЯ!

Первый оппозитный двигатель на мотоцикле придумали и успешно выпускали в Англии, а не в Германии, как многие считают...
Douglas – Великобритания 1907-1964

Основанная в 1882 году компания «Дуглас» поначалу производила оборудование для обувной промышленности, но не пренебрегала и сторонними заказами, такими, например, как изготовление отливок для Джозефа Бартера, конструктора и изготовителя мотоциклов «Фея». (фото ниже)
Изюминкой этих машин была очень высокая плавность работы благодаря впервые примененному в мотоциклостроении двухцилиндровому оппозитному двигателю, установленному продольно (один цилиндр вперед, второй - назад) в раме велосипедного типа. Рынок отнесся к новинке с прохладцей, и в 1907 году Бартер был вынужден свернуть производство. Зато конструкция заинтересовала компанию «Дуглас», которая и приобрела права на ее производство.
Первый мотоцикл марки «Дуглас» образца 1907 года (фото выше) имел оппозитный двигатель мало отличавшийся от Fairy, но с увеличенным объемом 350сс. с автоматическими впускными клапанами. Промежуточная муфта была убрана и привод осуществлялся непосредственно ремнем. На такой машине Эли Кларк (Eli Clark) в марте 1910 года совершил пробег от самой северной оконечности Великобритании до самой южной (1448 км) за 39 часов 40 минут - неплохой результат и по нынешним временам и совершенно выдающийся с учетом качества тогдашних дорог. Мотоцикл оказался удачным и выпускался с 1907 года по 1910. В том же 1910 году машина была основательно модернизирована (фото ниже): благодаря удлиненной раме удалось опустить двигатель, снизив центр тяжести; в трансмиссии появилась двухступенчатая коробка передач.
С таким мотоциклом уже не стыдно было показаться и на соревнованиях самого высокого ранга. В 1911 году компания впервые заявила свою команду на престижнейшую гонку «Турист Трофи» - результатом стали седьмое и двенадцатое места. А в следующем году гонщики на «Дугласах» одержали триумфальную победу в классе 350 см3 - первое, второе и четвертое места. На гоночных машинах опробовали такие новинки, как впускные клапаны с механическим приводом, четырехступенчатая коробка передач (1912 год), верхнеклапанную схему газораспределительного механизма (1913 год).
Безусловно, спортивные успехи повлияли на благосклонность военного ведомства: в годы Первой мировой войны «Дуглас» стал одним из основных мотоциклов армий Антанты. Англичане и их союзники получили около 25 тыс. этих машин - не только в 340-кубовом варианте, но и в 593-кубовой версии, предназначенной для использования с боковой коляской. Мотоциклы произвели такое впечатление, что после окончания войны во всем мире возникло множество конструкций, копирующих «Дуглас».
В начале 20-х годов продукция компании стремительно прогрессировала. Уже в 1922 году к нижнеклапанным моделям (340 и 593 см3) были добавлены верхнеклапанные модификации (494 и 733 см3). Мотоциклы получили новую дуплексную раму, позволившую снизить центр тяжести, трехступенчатую коробку передач, цепную передачу на заднее колесо.
В 1923 году на гоночных мотоциклах«Дуглас» появились дисковые тормоза обоих колес! В том году Том Шерд (Tom Sheard) выиграл гонку «Турист Трофи» в классе 500 см3, а известный гонщик Фред ди Диксон (Freddie Dixon) - в классе мотоциклов с коляской, с оригинальной коляской своей собственной конструкции, которая могла наклоняться на виражах. Лен Паркер (Len Parker) выиграл «Турист Трофи» в классе мотоциклов с коляской и в 1925 году.
Новая серия «EW», спроектированная известным инженером Сирилом Пуллиным (Cyril Pullin), дебютировала в 1925 году. Эти очень легкие (90 кг в базовом варианте) мотоциклы имели значительно усовершенствованный нижнеклапанный двигатель рабочим объемом 348 см3 и трехступенчатую коробку передач. Чуть позже гамму продукции компании дополнили нижнеклапанный вариант «EW» (597см3) и верхнеклапанный «ОС» (596 см3). В 1927 году появились верхнеклапанная модель с 348-кубовым мотором и верхнеклапанная гоночная реплика (494 см3).
В конце 20-х годов в Великобритании появилась новомодная австралийская забава - гонки на мотоциклах по гаревому треку, или спидвей. Для таких соревнований строили специальные мотоциклы, чаще всего с двигателями «Дуглас»: вызванная продольной оппозитной схемой длинная база вполне подходила к тогдашнему стилю езды. Компания даже выпустила в 1928 году специальный мотоцикл для спидвея: его конструкция примечательна тем, что для сокращения базы коробку передач разместили над задним цилиндром.
В 1929 году дебютировала новая серия, спроектированная Фредди Диксоном. Нижнеклапанный вариант «DT» и верхнеклапанный «SW» получили по две версии моторов (рабочим объемом 494 и 596 см3), оснащенных системой смазки с «сухим» картером. Но излишне частое обновление модельной гаммы, как ни странно, негативно отразилось на судьбе компании.
Не успевала запущенная в производство модель изжить свои детские болезни, как на смену ей шла другая, со своими недостатками. Репутация компании упала, и она оказалась на грани банкротства. В 1931 году семья Дуглас была вынуждена продать фирму. Через пару лет владельцем компании вновь стал Уильям Дуглас (William Douglas), но в 1935 году ее приобрела «Бритиш Эйркрафт Компани» (British Aircraft Company).
Эти перипетии нисколько не снизили творческого потенциала инженеров предприятия. В 1932 году дебютировала модель «Бэнтем» (Bantam) (фото ниже) с закапотированным надмоторным пространством и 148-кубовым двухтактным двигателем «Вилльерс». Через год этот силовой агрегат был заменен на аналогичный собственного изготовления, а гамма двухцилиндровых мотоциклов вновь была полностью модернизирована.
Нижнеклапанные модели - на сей раз предложение рабочих объемов составляло внушительный набор: 246, 348, 494, 596, 748 см3 -получили двигатель с цилиндрами и головками цилиндров из алюминиевого сплава; чугунные «шайбы» между цилиндрами и головками разместили в себе седла клапанов. Верхнеклапанные версии (496 и 596 см3) отличались полностью закрытым клапанным механизмом и коробкой передач над задним цилиндром, как на спидвейных мотоциклах.
Прорывом для компании могла бы стать дебютировавшая осенью 1934 года модель «Индевор» (endeavour - попытка) (фото ниже), с развернутым на 90°, поперек рамы, 494 кубовым нижнеклапанным двигателем и карданной передачей на заднее колесо. Увы, публика осталась к этой машине равнодушна: за три года серийного выпуска удалось продать лишь сотню экземпляров
Поначалу компания «Бритиш Эйркрафт» планировала разместить на мотоциклетном заводе «Дуглас» производство авиационных двигателей, но необходимый для этого контракт не был получен, и она сохранила производство прежней мотоциклетной гаммы. Но к 1938 году из нее в серии остался лишь мотоцикл с нижнеклапанным двигателем рабочим объемом 584 см3.
Военные заказы, как и двадцать лет назад, основательно улучшили финансовое положение компании. Во время Второй мировой войны она производила промышленный транспорт, стационарные двигатели, детали для авиационной промышленности. Полученные средства были вложены в разработку совершенно нового мотоцикла, представленного уже осенью 1945 года - модели «Т35»
На сей раз двухцилиндровый оппозитный 348-кубовый верхнеклапанный двигатель мощностью 17 л.с. располагался в раме поперечно; за ним размещались однодисковое сухое сцепление автомобильного типа и четырехступенчатая коробка передач. Но вместо карданного вала за КП следовали пара конических шестерен и цепная передача на заднее колесо. Оригинальны были подвески машины: спереди симбиоз «телескопа» и рычажной вилки, сзади - торсионная подвеска. Затем последовал ряд более мощных моделей - вплоть до 28-сильной «90 Плас» (90 Plus) 1949 года.
К сожалению, «скоростной» запуск машины в серию и проблемы с качеством послевоенных материалов привели к низкой надежности мотоцикла и весьма вялому спросу. В 1948 году компания вновь была реорганизована под контролем судебных исполнителей и стала не столько промышленной, сколько торговой: в 1949 году она приступила к продаже на британском рынке итальянских мотороллеров «Веспа».
С 1951 года началось лицензионное производство этих мотороллеров на мотоциклетном заводе. А последней собственной моделью марки «Дуглас» стал в 1954 году мотоцикл «Дрэгонфлай» (dragonfly - стрекоза) с прежним 17-сильным 348-кубовым «оппозитом», но с новой ходовой частью - длиннорычажная вилка спереди, обычная маятниковая подвеска сзади. Характерной внешней чертой этой машины стал неповоротный корпус фары, визуально объединенный с бензобаком.
Последние мотоциклы «Дуглас» были выпущены в 1957 году. Производство мотороллеров «Веспа» компания продолжала до 1964 года, а впоследствии - до 1982 года - продавала мотороллеры итальянской сборки.
Источник:
http://cofx.ru/moto/douglas-moto

Комментарии

  • 4 ноя 2016 03:51
    так первым был  Джозеф Бартер с Fairy, а не Дуглас. сами себе противоречите.
  • 4 ноя 2016 14:33
    А в этой теме и не сказано, что первым оппозитным мотоциклом был Дуглас! Читайте внимательно: Первый оппозитный двигатель на мотоцикле придумали и успешно выпускали в Англии, а не в Германии! Про марку мотоциклов тут и слова нет! Речь о странах, а уже потом про конкретную марку мотоциклов...
  • 4 ноя 2016 14:42
    В любом случае из истории видно, что Начиная с Fairy, а потом на Douglas впервые в мире серийно выпускали мотоциклы с оппозитными двигателями. А уже потом во всем мире стали создавать нечто подобное. Но лучшими оппозитными мотоциклами стали в итоге немецкие BMW и японская Honda со своим флагманом Gold Wing. Про остальные марки можно говорить уже бесконечно долго. Но ни оних сейчас идет речь.
  • 4 ноя 2016 21:14

    "ОКАЗЫВАЕТСЯ! Первый оппозитный двигатель на мотоцикле придумали и успешно выпускали в Англии, а не в Германии, как многие считают...
    Douglas – Великобритания 1907-1964"