История мотоцикла Wanderer (Германия)

Мотоциклы этой немецкой марки выпускали в период с 1902 по 1929 годы. Компания Wanderer в те годы была известна также своими высококачественными велосипедами, пишущими машинками, механическими калькуляторами и автомобилями. В начале двадцатых годов прошлого столетия на этом предприятии насчитывалось более 6000 работников! Но обо всем по порядку...

В 1885 году два жителя городка Шёнау, что недалеко от Хемнитца, механики Иоганн Баптист Винкльхофер и Рихард Адольф Йэникке организовали совместную мастерскую по ремонту велосипедов - «пауков» с большим передним колесом.
Через год началось собственное производство «пауков» и трехколесных велосипедов, а к 1888 году предприятие перешло на изготовление веломашин привычного нам вида. К 1896 году мастерская приняла наименование «Велосипедная фабрика «Вандерер» (Wanderer Fahrradwerke Winklhofer & Jaenicke).
Дебют первых мотоциклов «Wanderer» - датируется 1902 годом. Это были одноцилиндровые машины с двигателем мощностью 1,5 л.с. и объемом в 217 кубических сантиметров, имевшим автоматический впускной клапан.
Мотоцикл имел много общего с велосипедом как и у многих конкурентов того времени. В раму велосипедного типа был вставлен плоский прямоугольный бензобак. Чтобы запустить двигатель наезднику нужно было в движении с усилием вращать педали. Привод заднего колеса осуществлялся кожаным ремнем, тормоза сначала были велосипедными, а потом на переднем колесе появился ленточный тормоз. Максимальная скорость первых мотоциклов Wanderer в 1902 году достигала 50 км/ч! С 1902 по 1903 годы было выпущено всего 200 таких мотоциклов. Это был первый шаг компании к развитию мотоциклетного направления и последующему выпуску первых автомобилей!
После многочисленных модернизаций и улучшений своего первого мотоцикла в 1905 году компания уже выпускает мотоцикл, который в меньшей степени напоминает велосипед, а все больше становится похож на мотоцикл тех времен.
Новая модель характеризовалась современным по тем временам двигателем объемом 454 кубических сантиметра и мощностью в 3 л.с. с вертикальными клапанами сбоку, приводимых в действие кулачками. Эту модель мотоцикла выпускали с 1905-1907 год в количестве всего 270 штук.
В 1905 и 1906 году параллельно с серийным выпуском мотоциклов компания совершает попытки разработать свой первый автомобиль.
Одноцилиндровый автомобиль №1 в 1905 году и двухцилиндровый №2 (на фото вверху) в 1906г. с 3-мя скоростями так и остались концепт карами того времени. Ни тот ни другой не пошли в серию. Лишь годы спустя в 1913 году компания таки запустила в серию свой первый серийный автомобиль “Puppchen” ("Куколка").
Но вернемся к истории мотоциклов Wanderer...

В 1910-м году благодаря желанию многих клиентов ездить на более мощных мотоциклах спровоцировало компанию Wanderer Werke factory на создание своего первого V-образного двигателя, который устанавливался на легкую модель мотоцикла.
Двухцилиндровая модель с V-образным мотором в 408 кубических сантиметров и мощностью 3 л.с. получила специально разработанную раму и переднюю вилку, где колесо подвешивалось на двух вертикальных коротких пружинах. Что позволяло уже комфортно передвигаться на этом мотоцикле на максимальной скорости в 65км/ч. За дополнительную плату было также доступно уже двух ступенчатое переключение передач т.е. второй механизм привода на заднее колесо от коленчатого вала. С 1910 по 1914 годы было произведено порядка 2,5 тысяч таких мотоциклов под маркой Wanderer.
Серия моделей, образца 1910 года, это первые настоящие «Вандерер» - чрезвычайно прогрессивные для своего времени конструкции. В специально разработанной раме могли помещаться на выбор два нижнеклапанных мотора - одноцилиндровый, мощностью 2 л.с., или V-образный двухцилиндровый, мощностью 4 л.с.
Весной 1914 года появилась модель Wanderer Bj с одноцилиндровым двигателем объемом 251 кубический сантиметр и мощностью в 2 лошадиные силы.
Заднее колесо по-прежнему приводилось ремнем, коробка передач отсутствовала, зато механизм натяжения ремня был выполнен весьма оригинально. Ременный шкив внутри был полым и имел внутренний зубчатый венец. Таким образом, передача крутящего момента с коленчатого вала двигателя на ремень осуществлялась не напрямую, а через шестеренчатую передачу. К планшайбе крепился плоский зубчатый сектор, который, входил в зацепление с вертикальным червячным валом. К нему сверху шел длинный стержень с рукояткой, вращая которую, водитель мог изменять положение сектора и, соответственно, натяжение ремня.
Бензобак мотоцикла получил узнаваемую форму вытянутого пятигранника - узкого возле передней вилки и широкого под седлом, откуда и подавался бензин в карбюратор.
Мотоциклы «Wanderer» оснащались вспомогательным педальным приводом для запуска двигателя. Передняя вилка мотоциклов нового семейства была короткорычажной.
Параллельно с одноцилиндровыми моделями продолжался выпуск и V-образных двухцилиндровых моделей мотоциклов объемом в 500 кубических сантиметров.
Компания Wanderer своими моделями мотоциклов в 250 и 500 кубиков ввела практику делящихся по кубатуре мотоциклов которая в последствии стала нормой в строительстве мотоциклов!
В Первую мировую войну компания поставляла много мотоциклов немецкой армии. В производстве находились машины с V-образным двухцилиндровым двигателем объемом 708 и 749 см3, у некоторых из которых имелось восемь клапанов. «Вандерер» побеждала конкурентов на гонках.
К концу 1920-х гг. в производство пошла новая машина, которую разработал Александр Новикофф. На ней стоял одноцилиндровый моноблочный двигатель объемом 498 см3, привод на заднее колесо осуществлялся через кардан, а штампованная рама была стальной.
На конвейере мотоцикл продержался недолго, проект и все оборудование для его выпуска продали в 1929 г. пражской компании «Яначек» ("Janecek"), известной как «Ява» ("JAWA"). Эта продажа означала конец производства мотоциклов Вандерер, хотя впоследствии фирма недолго выпускала мопеды совместно с NSU.
Через три года после окончания производства мотоциклов перестал существовать и бренд Wanderer после слияния в 1932 четырех ранее независимых производителей автомашин: Audi, DKW, Horch и Wanderer.
Вот так в прошлом веке закончилась бесславная эпоха немецких V-твинов. Позже уже стала легендарной компания BMW со своими оппозитными мотоциклами "боксерами". Но это уже другая история...

ИСТОЧНИКИ:

Комментарии

  • 13 мая 2019 20:47
    Эх,как бы хотелось хоть раз прикоснуться к по истине легендарной истории всемирного мото строения.Шутка-ли,ведь это первые шаги байк "движухи"на планете.Тут 49й "нарыл"52го года и то счастья было "полные штаны"...