УНИВЕРСАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ, МЕЧТЫ, ОБРАЗА БУДУЩЕГО
ЗИНИЧЕВА МАРИНА А. Психолог, коррекционный педагог, преподаватель-консультант по моделированию пространства жизни Саранская городская общественная организация «Научно-исследовательский институт целевого прогнозирования и психосистемных исследований» (Центр развития человека), г. Саранск, Россия, nebo73@mail.ru КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: причинно-системный подход, универсальность, моделирование, структура пространства жизни человека, предназначение, знаковый символизм, психологическая система, система отношений человека с миром, алгоритм понимания знаков, ступени эволюции сознания. АННОТАЦИЯ: В статье обосновывается проект научного исследования нового направления в области психологического моделирования - универсального моделирования пространства жизни человека на основе психологических составляющих предназначения, мечты и образа будущего. UNIVERSAL AREA MODELING OF HUMAN LIFE ON THE BASIS OF HIS DESTUNATION, DREAMS, VISION OF THE FUTURE ZINICHEVA MARINA ALEXANDROVNA Psychologist, correction tutor, adviser for modeling the area of life City public organization «Research Institute of aim prediction and psycho system research» (The center of human progress). Saransk, Russia, nebo73@mail.ru KEY WORDS: causal-system approach, flexibility, modelling, structure of the area of human life, destination, sign symbolism, psychological system, system of human relations with the world, algorithm of sign`s understanding, stages of evolution of consciousness. ABSTRACT: The article explains the scientific research project of a new direction in the field of psychological modeling. It is a universal modeling of the area of human life on the basis of the psychological elements: destination, dreams and vision of the future. В психологических исследованиях особую роль приобретает метод моделирования. Одно из направлений, в котором он активно развивается, это знаково-символическое воспроизведение механизмов, процессов и результатов психической деятельности. Под знаковым психологическим моделированием чаще понимается создание технических средств: тренажеров, макетов, схем, карт, видеоматериалов, презентаций. И остается неизведанной содержательная психологическая составляющая знакового символизма мировой культуры, а значит, прерывается преемственность в понимании психологических механизмов, формирующих ступени становления личности и индивидуальности. Эти механизмы помогают раскрывать ценности прошлого-настоящего-будущего, осознавать ступени развития человека от индивидуального сознания к коллективному сознанию и общественному, извлекать опыт ошибок и осмысливать достижения. Отсутствие преемственности способно привести к изоляции и замкнутости, как отдельных сознаний, так и целых групп, народов только на своих потребностях. Без осознания преемственности легко спровоцировать «уход» человека в виртуальный мир, вызвать нарушение природного баланса функционирования психофизических и психологических систем организма и, как следствие, мутации или разрешение этих проблем с помощью техногенных заместителей природных функций организма. В духовном масштабе, сначала замедляется, а со временем угасает в сознании каждого отдельного человека способность быть счастливым, то есть быть и чувствовать себя частью целого – потока жизни. Возникает психодуховная проблема фрагментарности сознания человека, которую универсология - наука междисциплинарного синтеза, предлагает решить дефрагментацией - созданием проекта организации жизни [4, с. 4]. Именно так, мы предполагаем, восстанавливается цельность и полнота пространства жизни, а в сознании человека и общества цельность движения потока культурно-исторического наследия от прошлого к будущему и, наоборот, от будущего к прошлому. «Человечество в целом, т.е. не только живущее, но и ушедшее, зафиксировавшее свой опыт, а возможно, и будущее, куда мы помещаем нормирующий нас идеал, участвует в научном освоении действительности. Общее сознание планеты первично, а всякая машинерия потом, человек – проект природы», – считал В.И. Вернадский [1]. Все знают, что человек на своем жизненном пути стремится к счастью. Но как почувствовать и понять, приближаемся ли мы к счастью или безвозвратно удаляемся? Как изменить свою жизнь в том направлении, чтобы чувства и желания, мысли и действия согласованно вели, а не уводили бы человека от настоящего счастья? Интересным стал факт, что окружающий социальный мир, и даже, на первый взгляд мир природы, открыто «не требуют» от человека быть счастливым… в общепринятом понимании. Вместо этого, мы наблюдаем, что возрастающий темп информационного развития общества в XXI веке требует от нас сфокусированного внимания, повышения скорости восприятия, переработки и понимания причин происходящих событий и явлений в жизни человека. Человек занят поиском наиболее эффективных способов организации его жизненного пространства, оптимизации жизненных ресурсов, адаптации и синхронизации индивидуальных психических ритмов с ритмами жизни больших систем жизни – коллективов и общества. Универсальное моделирование показало, что эти составляющие гармонично будут достигнуты лишь при наличии трех важных условий: 1) человек осознает свое предназначение, 2) открывает путь к мечте, 3) подобно архитектору конструирует свою жизнь на основе образа будущего. Также было открыто, что способность к счастью как умение включаться в поток жизни «запускается» этими важнейшими психодуховными реальностями. Мы изучаем универсальное моделирование пространства жизни человека на основе психологических составляющих предназначения, мечты, образа будущего и предлагаем ознакомиться с проектом исследования этого вопроса. Проект представлен в виде формулы: 1) введение в тему, 2) актуальность, 3) объект/предмет исследования, 4) цель и задачи, 5) гипотеза, 6) методология, 7) организация исследования (предполагаемая экспериментальная площадка), 8) научная новизна, 9) практическая значимость. Введение в тему. Универсальное моделирование пространства – это метод исследования внутреннего и внешнего мира человека, его психических и психологических особенностей с помощью знаков – изменений, возникающих в структуре пространства жизни человека за определенное время, которые опосредованно отражены в его сознании (как в зеркале) в виде знаковых символов, функциональных семантических универсалий. В данном контексте знаки судьбы можно представить в виде проекции внутреннего состояния человека на события и явления пространства его развития [5, с. 12]. Об этом свидетельствуют наблюдения многих исследователей. Так, отмечая тесную связь внешнего и внутреннего мира сознания, Мать Тереза утверждала: "Вы не найдете в мире вокруг себя ничего того, чего нет в вашей душе. Не бывает людей, в которых нет ничего хорошего, как и не бывает абсолютно плохих людей. В каждой душе есть и хорошее, и плохое. Чем больше любви, мудрости, красоты, доброты вы откроете в самом себе, тем больше вы заметите их в окружающем мире. Вам кажется, что если вы чего-то не видите, этого не существует. Нет, просто вы не замечаете в мире того, чего нет внутри вас. Злой человек не видит добра. Жадному человеку все кажутся жадными, для любящего мир кажется наполненным любовью, а для ненавидящего ненавистью. Поэтому не заблуждайтесь: Вы никогда не достигнете богатства, спокойствия и счастья вне вас, если вы не сделали усилий, чтобы найти их в самом себе". Таким образом, умение замечать знаки в пространстве - это «своеобразный разговор души человека о его судьбе». Любой диалог состоит из определенных предложений, грамматических конструкций и согласованных между собой частей речи, а, значит, представляет строгий алгоритм. Поэтому восприятие смысла речевых знаков, понимание одним человеком другого, также имеет универсальный алгоритм, выработанный в процессе длительной эволюции всего человечества [5, с. 12]. Мы предполагаем, что в ходе общественно-исторического развития человек стремился отразить глубинную суть (предназначение) предметов и явлений своей жизни через восприятие геометрии пространства, сохранившейся в мировой культуре и передающейся поколениям в виде знаковых символов-кодов: цифр, букв, знаков небесной сферы, элементов архитектуры, орнаментов узоров вышивки, рисунков и т.д. А для того, чтобы раскрыть таинство знаков судьбы и предусмотреть, что ждет его на жизненном пути, человек должен был учиться алгоритму понимания знаков окружающего мира и соотнесения их со своим внутренним миром личностных смыслов и психодуховной реальности. В нашем исследовании раскрываются психологические механизмы процесса понимания знаковых символов, и описывается алгоритм в виде последовательности этапов: 1. Принятие; 2. Осознание; 3. Различение; 4. Поиск; 5. Развитие; 6.Согласование; 7.Преображение. Человек связывал с постижением знаков судьбы воплощение своей основной мечты – стремление понять свою роль и уникальное предназначение в этом мире. Потому что, делая понятным и осознанным универсальный язык жизни, человек создает свою уникальную линию судьбы [5]. Образ будущего, идеалы, мечты, идеи, идеология и предназначение человека можно представить в виде поэтапно разворачивающейся программы развития, сознательно или бессознательно определяющей структуру многообразной деятельности человека и целеориентацию его жизненного пути [рис. 1,2]. На эту стратегическую программу развития наше сознание настраивается ежедневно, корректируя тактические условия в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды и характером проявления внутренних свойств и качеств генотипа, психотипа, архетипа человека. Таким образом, программа развития человека является причиной его жизнедеятельности, в том числе ее психического и психологического компонента. А причинно-системное мышление и чувственно-логическое мировосприятие являются важнейшими задачами, требующими всестороннего раскрытия и поэтапного формирования на протяжении всей жизни. Рис.1. Рис.2 Рис 1. Подсистема (личность) – система (коллектив) – надсистема (общество) Рис 2. Человек и система его взаимоотношений с миром. Образ будущего, идеалы, мечты, идеи, идеология и предназначение человека есть не что иное, как составляющие духовно-нравственного и душевного содержания многогранных форм реальности внутреннего мира сознания человека, «подпитываемые» и «присваемые» из внешнего источника коллективного и общественного сознания (или идентичных им в мировой культуре образов родового и народного древа). Эти душевные и духовно-нравственные составляющие раскрывают, с одной стороны, уникальность индивидуальности человека, а с другой – ее универсальность, всеобщность. Универсальность проявлена, например, в строении систем организма, психики, сознания, в природосообразном построении пространства жизни человека в виде многоуровневой системы его взаимоотношений с окружающим миром. Данная система имеет следующую структуру: материально-бытовое пространство, эмоционально-чувственные взаимосвязи, ментальную деятельность, социальную адаптацию, коллективное сотворчество, ценности, мировоззрение [рис. 2]. Гармоничное формирование всех составляющих системы взаимоотношений человека с миром будет характеризовать цельность и полноту становления его индивидуальности, а не гармоничное - односторонность развития, приводящее к возникновению различных психологических и психофизических проблем как сигналов-знаков для поиска пути их преодоления, а значит, компенсации недостающего опыта. При условии раскрытия предназначения личности [7], становления цельности и полноты индивидуальности в ходе реализации предназначения, возникают условия для «выхода за пределы» человека в область надындивидуальных смыслов и психодуховных реальностей: путь к мечте и образу будущего [рис. 1]. Психодуховное развитие рассматривается в базовых для психологии теориях личности: психодинамической теории З. Фрейда, аналитической теории К.Г. Юнга, гуманистической теории К. Роджерса и К. Маслоу, когнитивной теории Дж. Келли, деятельностной теории А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, поведенческой теории Дж.Уотсона и А. Бандуры, диспозициональной теории Г. Айзенка, Г. Олпорта и В.Д. Небылицина, интегративной теории И.Н. Шваневой. В создании методологии универсального моделирования, главным образом, использованы принципы универсологии – науки междисциплинарного синтеза В.А.Полякова, оформившейся на рубеже XXI в., а также созвучные универсологии принципы ноосферной психологии И.Н. Шваневой, дифференциальная психология А.В. Либина, теория семантического пространства Н. Налимова, психосинтез Р. Ассаджиоли, трансперсональная психология С. Грофа. К.Г. Юнг считал, что «личность никогда не может развернуться, если человек не выберет сознательно свой собственный путь». А выбрать этот путь и «вырваться, как из марева, из бессознательной идентичности с массой», по его мнению, побуждает предназначение [9]. В гуманистической психологии предназначение рассматривается как потребность в самоактуализации, проявляющейся в виде желания человека стать тем, кем он может стать. Этот процесс носит универсальный всеобщий характер и может рассматриваться как процесс становления подлинной индивидуальности. В ноосферной психологии И.Н. Шваневой, предназначение личности получает новое специфическое значение в связи с системным подходом, в котором целостная индивидуальность наделена конкретной формой активности, которую выражает функция интегрированного потенциала личности – предназначение [8]. Актуальность. Мир организован по законам природы, которые есть оживляющая пространство сила. Поскольку мир организован по принципу универсальности и вне универсальности ничего не существует, поэтому организующая сила выстраивает жизнь макро- и микрокосмоса, что доказано в универсологии [4, с. 15]. Познав законы природы, и применив их на практике как организующий принцип универсальности строения пространства, человек получит возможность развиваться многогранно, высвобождая свои уникальные потенциальные способности. Поэтому человек в современном мире, с одной стороны, характеризуется стремлением к полноте и цельности жизни, а с другой стороны, он не знает, какие элементы жизни ему для этого нужны, их меру достаточности и соответствуют ли они психологическим компонентам его предназначения, мечты, образа своей будущей жизни. Это приводит к противоречию, проявленному в том, что человек не оптимизирует свои потребности и не может гармонично вписаться в свое пространство жизни, синхронизировать ритмы и циклы жизнедеятельности подсистем своего организма, системы взаимоотношений с ритмами и циклами развития надсистем – коллектива и общества. Объектом исследования являются объективно действующие универсальные природные и психологические закономерности, определяющие поэтапное формирование структурной организации пространства макро- и микросистем жизни, в том числе пространства жизни человека, а также его предназначения, мечты и образа будущего как ступеней эволюции сознания в пространстве расширяющегося единения с миром. Предметом исследования является универсальное моделирование как процесс изучения и формирования пространства систем жизни (человек – коллектив - общество) на основе единых закономерностей развития – универсалий бытия; построение пространства жизни человека на основе универсальных моделей, отражающих причинно-системный алгоритм действия законов природы; прогнозирование ступеней на пути к мечте и воплощение моделей будущей жизни. Цель исследования – моделирование пространства жизни человека с целью воплощения в нем духа нового времени (программы развития человека в современном мире) как особенностей проявления универсальных законов развития посредством сотворчества людей в форме, характерной для современной эпохи. Достижение цели предполагается выстроить в виде решения цепочки малых исследовательских задач: 1)Формирование причинно-системного мировоззрения человека на основе раскрытия принципа универсальности в строении мира и геометрии пространства. 2) Разработка системы практических заданий и упражнений, формирующих психологическое умение читать знаки судьбы. 3) Создание психологических условий эффективно организованного пространства для достатка в жизни, красоты и выразительности отношений, успеха самореализации, признания, коллективного творчества, счастья включенности в жизнь, постоянного расширения перспектив. 4) Формирование пространства жизни человека, коллектива, общества на основе универсальных технологий раскрытия психологических составляющих предназначения, мечты и образа будущего. 5) Разработка практики применения компьютерных программ «Универсальный фен-шуй» и «Предназначение» для решения задач диагностики, консультирования, проектирования и моделирования судьбы. Гипотеза. Пространство, выстроенное по законам природы, вбирает и излучает оживляющую силу или дух – предназначение. При согласовании духа времени и духа пространства рождается энергия резонанса, которая идет на построение надсистемы жизни. В пространстве человека, организованном по законам природы и в соответствии с его предназначением, мечтой и образом будущего, будут формироваться содержательные отношения, необходимые ему ценностные взаимосвязи и условия для творческого роста, единения с миром, с другими людьми, с самим собой. Мы предполагаем, что пространство может помочь человеку раскрыть полноту и цельность в виде многогранности проявления его индивидуальности, талантов. Пространство коллективной жизни может помочь всем участникам раскрыть свой дар, стать уникальными, выстроить глубокие отношения и обменяться ценностями, стать нужными, включиться в общественную жизнь. Пространство межколлективной жизни обладает психологическим потенциалом гармонизации жизни общества, раскрытия гения человека в виде осознания и проявления им национальной идеи, поэтапного формирования системы общественного самоуправления и содружества народов. Методология универсалий бытия служит фундаментом данного научного исследования и характеризует в культуре народов единый подход к формированию жизни. Она положена в основу познания человеком мира, его деятельности, места и роли в жизни. В архитектуре, письме, орнаментах, ритуалах, художественных образах содержится алгоритм знакового или символического решения основных вопросов жизни человека. На его основе создавался знаковый символизм как универсальные модели формирования пространства жизни человека для наиболее эффективного развития человека, коллектива и общества. Экспериментальной площадкой данного исследования является Саранская городская общественная организация «Научно-исследовательский институт целевого прогнозирования» (Центр развития человека), а также электронный ресурс дистанционного образовательного курса «Моделирование пространства жизни человека по предназначению» для всех желающих на территории России, ближнего и дальнего зарубежья. Научная новизна данного исследования определяется следующими открытиями и положениями: - впервые рассматриваются в качестве объекта исследования универсальные закономерности природы, определяющие механизмы поэтапного формирования структурной организации пространства макро- и микросистем жизни, в том числе психологические и психофизические механизмы формирования пространства жизни человека, а также формулу раскрытия предназначения, мечты и образа будущего как ступеней эволюции сознания в пространстве расширяющегося единения с миром; - описан и дополнен психологическим обоснованием принцип универсальности миропостроения, открытый в универсологии; - представлен новый метод в психологии моделирования и технология решения проблемы эффективной (оптимальной и экологичной) организации жизни человека на основе универсальных законов природы; - конкретизированы научные данные применения символизма универсальности в мировой культуре, универсального алгоритма чтения «знаков судьбы», а также практика извлечения психологического опыта в пространстве жизни фамильного, родового, народного древа человека; - преобразована модель жизненного пространства человека в соответствии с его предназначением, мечтой, образом будущего для достижения счастья включенности в поток жизни; - получены новые результаты эксперимента и их следствия Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации трех типов практики: научно-образовательной, производственной, коллективной - научно-образовательная практика включает составление и апробирование учебной программы, методики преподавания в системе очного и дистанционного образования с целью решения задачи - эффективной организации жизни человека и переподготовки специалистов по дополнительной специальности «консультант универсального моделирования пространства», обобщение результатов научного исследования в виде статей, методических программ, практических семинаров и т.д.; - производственная практика включает внедрение данной методики в социуме в виде мастерских универсального моделирования, выполняющих диагностическую, консультационную и коррекционную помощь населению с целью улучшения качества жизни, экологии жизненного пространства и гармоничной адаптации человека в социальной среде; - коллективная практика включает подготовку команды специалистов по теме, ее работа и творческий рост. Список использованных источников 1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. – М., 1991. – 271 с. 2. Зиничева М.А. Практика системы переподготовки специалистов (СиПС-7) по курсу «Универсальное моделирование» // Поляков В.А. Тайны знакового символизма. Знаки Леонардо да Винчи. Книга 1. – Лодзь, 2013. - С. 63-64. 3. Зиничева М.А. Техники универсального моделирования пространства. // Парадигмы знания в новую эпоху: навстречу глобальным изменениям. Материалы 1-ой Международной научной конференции, 14 декабря 2012 г./ под ред. Колесник О.В. – Чернигов: Черниговский национальный педагогический университет им. Т.Г.Шевченко.- 2012. – С. 37-41. 4. Поляков В.А. Дефрагментация судьбы. Проект организации жизни – М., 2014 г. – 96 с. 5. Поляков В.А. Тайны знакового символизма. Знаки Леонардо да Винчи. Книга 1. – Лодзь, 2013 г. – 64 с. 6. Поляков В.А. Трансформация личности в Новой Эпохе / В.Поляков. - М.: Амрита, 2010. – 240 с. (Серия «Универсология») 7. Поляков В.А. Путь к мечте. Через тернии судьбы. Твое предназначение – М., 2009 г. – 88 с. 8. Шванева И.Н. Ноосферная психология. Психология предназначения. Книга 1. – М., 2005. – 190 с. 9. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. – М.: Олимп, 1998. – 480 с.
Аспирантура МНШУ - высшая школа Универсологии
:Виталий Поляков МирУниверсологии
УНИВЕРСАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ, МЕЧТЫ, ОБРАЗА БУДУЩЕГО
ЗИНИЧЕВА МАРИНА А.
Психолог, коррекционный педагог, преподаватель-консультант по моделированию пространства жизни
Саранская городская общественная организация «Научно-исследовательский институт целевого прогнозирования и психосистемных исследований» (Центр развития человека), г. Саранск, Россия, nebo73@mail.ru КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: причинно-системный подход, универсальность, моделирование, структура пространства жизни человека, предназначение, знаковый символизм, психологическая система, система отношений человека с миром, алгоритм понимания знаков, ступени эволюции сознания.
АННОТАЦИЯ: В статье обосновывается проект научного исследования нового направления в области психологического моделирования - универсального моделирования пространства жизни человека на основе психологических составляющих предназначения, мечты и образа будущего.
UNIVERSAL AREA MODELING OF HUMAN LIFE ON THE BASIS OF HIS DESTUNATION, DREAMS, VISION OF THE FUTURE
ZINICHEVA MARINA ALEXANDROVNA
Psychologist, correction tutor, adviser for modeling the area of life
City public organization «Research Institute of aim prediction and psycho system research» (The center of human progress). Saransk, Russia, nebo73@mail.ru KEY WORDS: causal-system approach, flexibility, modelling, structure of the area of human life, destination, sign symbolism, psychological system, system of human relations with the world, algorithm of sign`s understanding, stages of evolution of consciousness.
ABSTRACT: The article explains the scientific research project of a new direction in the field of psychological modeling. It is a universal modeling of the area of human life on the basis of the psychological elements: destination, dreams and vision of the future.
В психологических исследованиях особую роль приобретает метод моделирования. Одно из направлений, в котором он активно развивается, это знаково-символическое воспроизведение механизмов, процессов и результатов психической деятельности. Под знаковым психологическим моделированием чаще понимается создание технических средств: тренажеров, макетов, схем, карт, видеоматериалов, презентаций. И остается неизведанной содержательная психологическая составляющая знакового символизма мировой культуры, а значит, прерывается преемственность в понимании психологических механизмов, формирующих ступени становления личности и индивидуальности. Эти механизмы помогают раскрывать ценности прошлого-настоящего-будущего, осознавать ступени развития человека от индивидуального сознания к коллективному сознанию и общественному, извлекать опыт ошибок и осмысливать достижения. Отсутствие преемственности способно привести к изоляции и замкнутости, как отдельных сознаний, так и целых групп, народов только на своих потребностях. Без осознания преемственности легко спровоцировать «уход» человека в виртуальный мир, вызвать нарушение природного баланса функционирования психофизических и психологических систем организма и, как следствие, мутации или разрешение этих проблем с помощью техногенных заместителей природных функций организма. В духовном масштабе, сначала замедляется, а со временем угасает в сознании каждого отдельного человека способность быть счастливым, то есть быть и чувствовать себя частью целого – потока жизни. Возникает психодуховная проблема фрагментарности сознания человека, которую универсология - наука междисциплинарного синтеза, предлагает решить дефрагментацией - созданием проекта организации жизни [4, с. 4]. Именно так, мы предполагаем, восстанавливается цельность и полнота пространства жизни, а в сознании человека и общества цельность движения потока культурно-исторического наследия от прошлого к будущему и, наоборот, от будущего к прошлому. «Человечество в целом, т.е. не только живущее, но и ушедшее, зафиксировавшее свой опыт, а возможно, и будущее, куда мы помещаем нормирующий нас идеал, участвует в научном освоении действительности. Общее сознание планеты первично, а всякая машинерия потом, человек – проект природы», – считал В.И. Вернадский [1].
Все знают, что человек на своем жизненном пути стремится к счастью. Но как почувствовать и понять, приближаемся ли мы к счастью или безвозвратно удаляемся? Как изменить свою жизнь в том направлении, чтобы чувства и желания, мысли и действия согласованно вели, а не уводили бы человека от настоящего счастья? Интересным стал факт, что окружающий социальный мир, и даже, на первый взгляд мир природы, открыто «не требуют» от человека быть счастливым… в общепринятом понимании. Вместо этого, мы наблюдаем, что возрастающий темп информационного развития общества в XXI веке требует от нас сфокусированного внимания, повышения скорости восприятия, переработки и понимания причин происходящих событий и явлений в жизни человека. Человек занят поиском наиболее эффективных способов организации его жизненного пространства, оптимизации жизненных ресурсов, адаптации и синхронизации индивидуальных психических ритмов с ритмами жизни больших систем жизни – коллективов и общества. Универсальное моделирование показало, что эти составляющие гармонично будут достигнуты лишь при наличии трех важных условий: 1) человек осознает свое предназначение, 2) открывает путь к мечте, 3) подобно архитектору конструирует свою жизнь на основе образа будущего. Также было открыто, что способность к счастью как умение включаться в поток жизни «запускается» этими важнейшими психодуховными реальностями. Мы изучаем универсальное моделирование пространства жизни человека на основе психологических составляющих предназначения, мечты, образа будущего и предлагаем ознакомиться с проектом исследования этого вопроса. Проект представлен в виде формулы: 1) введение в тему, 2) актуальность, 3) объект/предмет исследования, 4) цель и задачи, 5) гипотеза, 6) методология, 7) организация исследования (предполагаемая экспериментальная площадка), 8) научная новизна, 9) практическая значимость.
Введение в тему. Универсальное моделирование пространства – это метод исследования внутреннего и внешнего мира человека, его психических и психологических особенностей с помощью знаков – изменений, возникающих в структуре пространства жизни человека за определенное время, которые опосредованно отражены в его сознании (как в зеркале) в виде знаковых символов, функциональных семантических универсалий. В данном контексте знаки судьбы можно представить в виде проекции внутреннего состояния человека на события и явления пространства его развития [5, с. 12]. Об этом свидетельствуют наблюдения многих исследователей. Так, отмечая тесную связь внешнего и внутреннего мира сознания, Мать Тереза утверждала: "Вы не найдете в мире вокруг себя ничего того, чего нет в вашей душе. Не бывает людей, в которых нет ничего хорошего, как и не бывает абсолютно плохих людей. В каждой душе есть и хорошее, и плохое. Чем больше любви, мудрости, красоты, доброты вы откроете в самом себе, тем больше вы заметите их в окружающем мире. Вам кажется, что если вы чего-то не видите, этого не существует. Нет, просто вы не замечаете в мире того, чего нет внутри вас. Злой человек не видит добра. Жадному человеку все кажутся жадными, для любящего мир кажется наполненным любовью, а для ненавидящего ненавистью. Поэтому не заблуждайтесь: Вы никогда не достигнете богатства, спокойствия и счастья вне вас, если вы не сделали усилий, чтобы найти их в самом себе". Таким образом, умение замечать знаки в пространстве - это «своеобразный разговор души человека о его судьбе».
Любой диалог состоит из определенных предложений, грамматических конструкций и согласованных между собой частей речи, а, значит, представляет строгий алгоритм. Поэтому восприятие смысла речевых знаков, понимание одним человеком другого, также имеет универсальный алгоритм, выработанный в процессе длительной эволюции всего человечества [5, с. 12]. Мы предполагаем, что в ходе общественно-исторического развития человек стремился отразить глубинную суть (предназначение) предметов и явлений своей жизни через восприятие геометрии пространства, сохранившейся в мировой культуре и передающейся поколениям в виде знаковых символов-кодов: цифр, букв, знаков небесной сферы, элементов архитектуры, орнаментов узоров вышивки, рисунков и т.д. А для того, чтобы раскрыть таинство знаков судьбы и предусмотреть, что ждет его на жизненном пути, человек должен был учиться алгоритму понимания знаков окружающего мира и соотнесения их со своим внутренним миром личностных смыслов и психодуховной реальности.
В нашем исследовании раскрываются психологические механизмы процесса понимания знаковых символов, и описывается алгоритм в виде последовательности этапов: 1. Принятие; 2. Осознание; 3. Различение; 4. Поиск; 5. Развитие; 6.Согласование; 7.Преображение.
Человек связывал с постижением знаков судьбы воплощение своей основной мечты – стремление понять свою роль и уникальное предназначение в этом мире. Потому что, делая понятным и осознанным универсальный язык жизни, человек создает свою уникальную линию судьбы [5].
Образ будущего, идеалы, мечты, идеи, идеология и предназначение человека можно представить в виде поэтапно разворачивающейся программы развития, сознательно или бессознательно определяющей структуру многообразной деятельности человека и целеориентацию его жизненного пути [рис. 1,2]. На эту стратегическую программу развития наше сознание настраивается ежедневно, корректируя тактические условия в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды и характером проявления внутренних свойств и качеств генотипа, психотипа, архетипа человека. Таким образом, программа развития человека является причиной его жизнедеятельности, в том числе ее психического и психологического компонента. А причинно-системное мышление и чувственно-логическое мировосприятие являются важнейшими задачами, требующими всестороннего раскрытия и поэтапного формирования на протяжении всей жизни.
Рис.1. Рис.2
Рис 1. Подсистема (личность) – система (коллектив) – надсистема (общество)
Рис 2. Человек и система его взаимоотношений с миром.
Образ будущего, идеалы, мечты, идеи, идеология и предназначение человека есть не что иное, как составляющие духовно-нравственного и душевного содержания многогранных форм реальности внутреннего мира сознания человека, «подпитываемые» и «присваемые» из внешнего источника коллективного и общественного сознания (или идентичных им в мировой культуре образов родового и народного древа). Эти душевные и духовно-нравственные составляющие раскрывают, с одной стороны, уникальность индивидуальности человека, а с другой – ее универсальность, всеобщность. Универсальность проявлена, например, в строении систем организма, психики, сознания, в природосообразном построении пространства жизни человека в виде многоуровневой системы его взаимоотношений с окружающим миром. Данная система имеет следующую структуру: материально-бытовое пространство, эмоционально-чувственные взаимосвязи, ментальную деятельность, социальную адаптацию, коллективное сотворчество, ценности, мировоззрение [рис. 2]. Гармоничное формирование всех составляющих системы взаимоотношений человека с миром будет характеризовать цельность и полноту становления его индивидуальности, а не гармоничное - односторонность развития, приводящее к возникновению различных психологических и психофизических проблем как сигналов-знаков для поиска пути их преодоления, а значит, компенсации недостающего опыта. При условии раскрытия предназначения личности [7], становления цельности и полноты индивидуальности в ходе реализации предназначения, возникают условия для «выхода за пределы» человека в область надындивидуальных смыслов и психодуховных реальностей: путь к мечте и образу будущего [рис. 1].
Психодуховное развитие рассматривается в базовых для психологии теориях личности: психодинамической теории З. Фрейда, аналитической теории К.Г. Юнга, гуманистической теории К. Роджерса и К. Маслоу, когнитивной теории Дж. Келли, деятельностной теории А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, поведенческой теории Дж.Уотсона и А. Бандуры, диспозициональной теории Г. Айзенка, Г. Олпорта и В.Д. Небылицина, интегративной теории И.Н. Шваневой. В создании методологии универсального моделирования, главным образом, использованы принципы универсологии – науки междисциплинарного синтеза В.А.Полякова, оформившейся на рубеже XXI в., а также созвучные универсологии принципы ноосферной психологии И.Н. Шваневой, дифференциальная психология А.В. Либина, теория семантического пространства Н. Налимова, психосинтез Р. Ассаджиоли, трансперсональная психология С. Грофа.
К.Г. Юнг считал, что «личность никогда не может развернуться, если человек не выберет сознательно свой собственный путь». А выбрать этот путь и «вырваться, как из марева, из бессознательной идентичности с массой», по его мнению, побуждает предназначение [9]. В гуманистической психологии предназначение рассматривается как потребность в самоактуализации, проявляющейся в виде желания человека стать тем, кем он может стать. Этот процесс носит универсальный всеобщий характер и может рассматриваться как процесс становления подлинной индивидуальности. В ноосферной психологии И.Н. Шваневой, предназначение личности получает новое специфическое значение в связи с системным подходом, в котором целостная индивидуальность наделена конкретной формой активности, которую выражает функция интегрированного потенциала личности – предназначение [8].
Актуальность. Мир организован по законам природы, которые есть оживляющая пространство сила. Поскольку мир организован по принципу универсальности и вне универсальности ничего не существует, поэтому организующая сила выстраивает жизнь макро- и микрокосмоса, что доказано в универсологии [4, с. 15]. Познав законы природы, и применив их на практике как организующий принцип универсальности строения пространства, человек получит возможность развиваться многогранно, высвобождая свои уникальные потенциальные способности. Поэтому человек в современном мире, с одной стороны, характеризуется стремлением к полноте и цельности жизни, а с другой стороны, он не знает, какие элементы жизни ему для этого нужны, их меру достаточности и соответствуют ли они психологическим компонентам его предназначения, мечты, образа своей будущей жизни. Это приводит к противоречию, проявленному в том, что человек не оптимизирует свои потребности и не может гармонично вписаться в свое пространство жизни, синхронизировать ритмы и циклы жизнедеятельности подсистем своего организма, системы взаимоотношений с ритмами и циклами развития надсистем – коллектива и общества.
Объектом исследования являются объективно действующие универсальные природные и психологические закономерности, определяющие поэтапное формирование структурной организации пространства макро- и микросистем жизни, в том числе пространства жизни человека, а также его предназначения, мечты и образа будущего как ступеней эволюции сознания в пространстве расширяющегося единения с миром.
Предметом исследования является универсальное моделирование как процесс изучения и формирования пространства систем жизни (человек – коллектив - общество) на основе единых закономерностей развития – универсалий бытия; построение пространства жизни человека на основе универсальных моделей, отражающих причинно-системный алгоритм действия законов природы; прогнозирование ступеней на пути к мечте и воплощение моделей будущей жизни.
Цель исследования – моделирование пространства жизни человека с целью воплощения в нем духа нового времени (программы развития человека в современном мире) как особенностей проявления универсальных законов развития посредством сотворчества людей в форме, характерной для современной эпохи.
Достижение цели предполагается выстроить в виде решения цепочки малых исследовательских задач: 1)Формирование причинно-системного мировоззрения человека на основе раскрытия принципа универсальности в строении мира и геометрии пространства. 2) Разработка системы практических заданий и упражнений, формирующих психологическое умение читать знаки судьбы. 3) Создание психологических условий эффективно организованного пространства для достатка в жизни, красоты и выразительности отношений, успеха самореализации, признания, коллективного творчества, счастья включенности в жизнь, постоянного расширения перспектив. 4) Формирование пространства жизни человека, коллектива, общества на основе универсальных технологий раскрытия психологических составляющих предназначения, мечты и образа будущего. 5) Разработка практики применения компьютерных программ «Универсальный фен-шуй» и «Предназначение» для решения задач диагностики, консультирования, проектирования и моделирования судьбы.
Гипотеза. Пространство, выстроенное по законам природы, вбирает и излучает оживляющую силу или дух – предназначение. При согласовании духа времени и духа пространства рождается энергия резонанса, которая идет на построение надсистемы жизни. В пространстве человека, организованном по законам природы и в соответствии с его предназначением, мечтой и образом будущего, будут формироваться содержательные отношения, необходимые ему ценностные взаимосвязи и условия для творческого роста, единения с миром, с другими людьми, с самим собой. Мы предполагаем, что пространство может помочь человеку раскрыть полноту и цельность в виде многогранности проявления его индивидуальности, талантов. Пространство коллективной жизни может помочь всем участникам раскрыть свой дар, стать уникальными, выстроить глубокие отношения и обменяться ценностями, стать нужными, включиться в общественную жизнь. Пространство межколлективной жизни обладает психологическим потенциалом гармонизации жизни общества, раскрытия гения человека в виде осознания и проявления им национальной идеи, поэтапного формирования системы общественного самоуправления и содружества народов.
Методология универсалий бытия служит фундаментом данного научного исследования и характеризует в культуре народов единый подход к формированию жизни. Она положена в основу познания человеком мира, его деятельности, места и роли в жизни. В архитектуре, письме, орнаментах, ритуалах, художественных образах содержится алгоритм знакового или символического решения основных вопросов жизни человека. На его основе создавался знаковый символизм как универсальные модели формирования пространства жизни человека для наиболее эффективного развития человека, коллектива и общества.
Экспериментальной площадкой данного исследования является Саранская городская общественная организация «Научно-исследовательский институт целевого прогнозирования» (Центр развития человека), а также электронный ресурс дистанционного образовательного курса «Моделирование пространства жизни человека по предназначению» для всех желающих на территории России, ближнего и дальнего зарубежья.
Научная новизна данного исследования определяется следующими открытиями и положениями:
- впервые рассматриваются в качестве объекта исследования универсальные закономерности природы, определяющие механизмы поэтапного формирования структурной организации пространства макро- и микросистем жизни, в том числе психологические и психофизические механизмы формирования пространства жизни человека, а также формулу раскрытия предназначения, мечты и образа будущего как ступеней эволюции сознания в пространстве расширяющегося единения с миром;
- описан и дополнен психологическим обоснованием принцип универсальности миропостроения, открытый в универсологии;
- представлен новый метод в психологии моделирования и технология решения проблемы эффективной (оптимальной и экологичной) организации жизни человека на основе универсальных законов природы;
- конкретизированы научные данные применения символизма универсальности в мировой культуре, универсального алгоритма чтения «знаков судьбы», а также практика извлечения психологического опыта в пространстве жизни фамильного, родового, народного древа человека;
- преобразована модель жизненного пространства человека в соответствии с его предназначением, мечтой, образом будущего для достижения счастья включенности в поток жизни;
- получены новые результаты эксперимента и их следствия
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации трех типов практики: научно-образовательной, производственной, коллективной
- научно-образовательная практика включает составление и апробирование учебной программы, методики преподавания в системе очного и дистанционного образования с целью решения задачи - эффективной организации жизни человека и переподготовки специалистов по дополнительной специальности «консультант универсального моделирования пространства», обобщение результатов научного исследования в виде статей, методических программ, практических семинаров и т.д.;
- производственная практика включает внедрение данной методики в социуме в виде мастерских универсального моделирования, выполняющих диагностическую, консультационную и коррекционную помощь населению с целью улучшения качества жизни, экологии жизненного пространства и гармоничной адаптации человека в социальной среде;
- коллективная практика включает подготовку команды специалистов по теме, ее работа и творческий рост.
Список использованных источников
1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. – М., 1991. – 271 с.
2. Зиничева М.А. Практика системы переподготовки специалистов (СиПС-7) по курсу «Универсальное моделирование» // Поляков В.А. Тайны знакового символизма. Знаки Леонардо да Винчи. Книга 1. – Лодзь, 2013. - С. 63-64.
3. Зиничева М.А. Техники универсального моделирования пространства. // Парадигмы знания в новую эпоху: навстречу глобальным изменениям. Материалы 1-ой Международной научной конференции, 14 декабря 2012 г./ под ред. Колесник О.В. – Чернигов: Черниговский национальный педагогический университет им. Т.Г.Шевченко.- 2012. – С. 37-41.
4. Поляков В.А. Дефрагментация судьбы. Проект организации жизни – М., 2014 г. – 96 с.
5. Поляков В.А. Тайны знакового символизма. Знаки Леонардо да Винчи. Книга 1. – Лодзь, 2013 г. – 64 с.
6. Поляков В.А. Трансформация личности в Новой Эпохе / В.Поляков. - М.: Амрита, 2010. – 240 с. (Серия «Универсология»)
7. Поляков В.А. Путь к мечте. Через тернии судьбы. Твое предназначение – М., 2009 г. – 88 с.
8. Шванева И.Н. Ноосферная психология. Психология предназначения. Книга 1. – М., 2005. – 190 с.
9. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. – М.: Олимп, 1998. – 480 с.