Психологические проблемы в детском возрасте: слишком высокая эмоциональность, когда ребенок не всегда успевает и не может разобраться в бурном потоке своих чувств, или замкнутость, когда он не может восстановить близость с другими людьми и с самим собой, тревожность, детские страхи, психологические травмы и потери, конфликты межличностные и с самим собой, возрастные кризисы и многое другое. Нашим детям бывает трудно самостоятельно с ними справиться, ведь они так редко осознают, что именно эти психологические проблемы, могут мешать жить полноценно. Они не всегда могут ясно выражать свои мысли, но зато они умеют и могут фантазировать, рисовать, лепить. Арт–терапия – это терапия через творчество, через погружение ребенка в творческий процесс: рисование, лепка, пальчиковые театры, создание трехмерных изображений из бумаги, музыка, сказки и так далее. Это очень интересный и очень мягкий метод, который дает быстрый эффект выравнивания каких–либо поведенческих характеристик у детей. Ведь для детей язык творчества – это близкий для них язык, они хорошо и свободно чувствуют себя на занятиях, упражнения для них являются игрой, которая наполнена определенным смыслом. Арт–терапия будет прекрасным поводом и для родителей, которые хотят научиться общаться со своими детьми, научиться с ними дружить, посмотреть на их внутренний потенциал, посвятить им время. Арт–терапия, как самостоятельное направление психологии и психиатрии впервые появилось на Западе в конце 60-х годов прошлого столетия. Дословный перевод арт-терапии с английского языка: (art - искусство; therapy - терапия, лечение, забота, уход,) - метод психотерапии, использующий художественные приёмы и творчество. Спектр проблем, которые можно решить при использовании арт-терапии, достаточно широк, поэтому, в наше время, она широко используется во всех направлениях психотерапии, а также в педагогике, в различных системах оздоровления, воспитания, социальной работе и в бизнесе. Этот метод не имеет противопоказаний и ограничений, он эффективен для различных возрастных групп. Работы с детьми проводятся как индивидуально, так и в группе. Индивидуальные занятия могут эффективно решить такие проблемы как: преодоление негативизма, эмоционального напряжения, коррекция страхов и прочее. Групповые занятия со сверстниками дают возможность учиться общаться со сверстниками, научиться отстаивать свое мнение и учитывать мнение других, проявлять активность в общении и сдерживаться. Выбор материала для каждого ребенка индивидуален. Один ребенок проявит интерес к песочнице, а другой выберет краски. Внимательный психолог обязательно сможет подвести ребенка к нужной манипуляции. Остановимся на ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИКАХ. Успешность арт–терапии с детьми зависит от некоторых УСЛОВИЙ подбора техники и приемов создания изображений: Принцип простоты и эффективности. При создании изображения, ребенок не должен испытывать затруднения, ему должно быть приятно и интересно. Если ребенок будет испытывать какие-либо затруднения, пусть даже мнимые, он почувствует себя слабым, незащищенным и будет реагировать какими–либо формами защиты, для решения проблем которых, родители и обратились к этой терапии. Привлекательный и интересный должен быть как сам процесс создания изображения, так и его результат. Изобразительные техники и способы их нанесения должны быть нетрадиционными, это мотивирует деятельность, удерживает внимание и ребенок получает необычный опыт, а значит, снижается контроль сознания и механизмы защиты ослабевают (свобода самовыражения, свобода неосознанной информации). Все рисунки должны быть выполнены от руки (не пользоваться линейками, циркулями и прочими приспособлениями для создания более правильных линий). 1. МАРАНИЯ. «Марать» – «грязнить», «пачкать». Это спонтанные рисунки детей, которые выполнены в абстрактной манере. В них нет какого-либо четкого изображения, отсутствует сюжет, здесь сочетаются цветовые пятна и отвлеченные формы, композиции случайных мазков и штрихов, разбрызгивание и размазывание краски, смешивание цветов и нанесение множества слоев. Наиболее эмоциональными и насыщенными по воплощению являются акварельные и гуашевые изображения. Красками спонтанно можно более открыто проявлять свои эмоции и исследовать собственные переживания. Изображения можно облечь в привлекательную для Малышей форму: разнообразными пятнами, линиями, брызгами создавать явления природы, города, сказочных существ, а могут нарисовать на полу свой силуэт (нужно лишь помочь ему обвести его контур на полу) и закрасить его мелками. У мараний нет эталонов, нет категории «хорошо–плохо», «правильно–неправильно». Нестандартность способа нанесения изображения в ходе мараний, часто приводит детей к маленьким открытиям, они часто отказываются от кисточек и начинают рисовать пальцами, ладошками, тем самым «забывает» о табу и социальных запретах. Техника – АКВАТУШЬ – необычная и очень простая, близкая к играм с водой. Вначале – первый слой - на чистый лист бумаги крупными мазками гуашью наносится рисунок, когда он подсохнет, наносят второй слой черной тушью, покрывается весь лист. После подсыхания рисунка, опускают его в воду. В воде тушь смывается частично, а гуашь смывается почти вся. В результате получается, на черном фоне виден тонированный рисунок, с размытыми контурами. Конечно же, юный создатель будет с большим интересом создавать этот шедевр, с самого начала и до конца. Результаты мараний могут иметь привлекательный вид или наоборот, бесформенный. 2. ШТРИХОВКА, КАРАКУЛИ – это графика. Изображение создается с помощью карандашей и мелков, без красок, когда наносятся линии (ритмично или хаотично) на поверхность бумаги, мольберта, стола, пола, стены и т.д. Из отдельных линий может сложиться образ или это будет абстракция. Можно использовать технику «ФРОТТАЖ» - под лист бумаги ложится плоский предмет или силуэт, затем лист заштриховывается в этом месте карандашом и предмет «проявляется». (Например, монетка). Штриховки помогают расшевелить ребенка, снять напряжение, благоприятно влияют на эмоциональную сферу ребенка. Они просты и занимают немного времени, поэтому их используют вначале арт–занятий, перед рисованием. 3. МОНОТИПИЯ. Берется материал, который не пропускает воду (стекло, пленка, глянцевая бумага, пластмассовая доска). На нем наносится рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается чистый лист бумаги и придавливается к поверхности. На чистом листе бумаги появляется оттиск рисунка, его зеркальное отражение, хотя он может быть нечетким, расплывчатым, границы между красками стираются. Отпечаток в данной технике может быть только один. («Monos» - «один»). Если ребенку захотелось что-либо изменить в данном рисунке, то для этого необходимо будет нарисовать новый «оригинал». Можно модифицировать технику печатания: -на одном и том же листе сделать несколько оттисков; -продолжить рисование гуашью на том же листе после получения оттиска, а затем приложить новый чистый лист, получится новое зеркальное отражение. Это может вдохновить ребенка на новое творчество до тех пор, пока он будет получать от этого удовольствие. -на отпечаток можно доклеить или дорисовать нужные элементы. -как вариант монотипии – «КЛЯКСОГРАФИЯ». Чистый лист сгибается пополам, затем нужно развернуть его и нанести на одну из сторон бумаги пятно или конкретное изображение, затем вновь согнуть лист бумаги и аккуратно, плотно разгладить его ладонью. Раскрываем этот сложенный лист бумаги и что мы видим??? Вот клякса превратилась в бабочку, а вот взлетел разноцветный фейерверк. -интересные оттиски получаются с помощью ниток. Берем нитку около 30-40 см длиной, опускаем ее в краску, затем нужно выложить ее на листе бумаги по собственному усмотрению, оставив лишь кончик нитки вне листа, затем сверху кладется другой чистый лист, придавливая листы одной рукой, другой рукой осторожно вытягиваем нитку. Когда раскрываем листы, то видим симметричные, необычные отпечатки. Для интерпретаций выбирается изображение, которое больше всего нравится ребенку, ему дается название, к нему обращают внимание взрослых и других детей. 4. РИСУНОК НА СТЕКЛЕ. (с целью безопасности, прежде чем дать ребенку стекло, обязательно обработайте кромки стекла). Рисование на стекле нравится всем детям, для них это новые тактильные и визуальные ощущения. Лучше всего для этого подходит гуашь, она мягко скользит по стеклу, не впитывается и долго не высыхает, ее можно размазывать и кистью, и пальцами. Детям больше всего нравится рисовать на стеклах большого размера – больше размах для фантазии. Ребенок во время рисования может мокрой губкой промыть стекло, нарисовать новый рисунок, снова смыть его, затем нарисовать другой (так чаще поступают тревожные и реактивные дети). Бывает, что некоторые дети выливают на стекло много воды, а затем перегоняют ее из стороны в сторону, смешивают с краской, вода вытекает за пределы стекла, собирают ее губкой и т.д. (такая манера чаще характерна детям младшего школьного и дошкольного возраста с проблемами аффективно–личностного плана). Краска на стекле не впитывается, сколько бы слоев ребенок на нее не наносил, под краской всегда будет просвечивать прозрачная основа. Поэтому, такие изображения дети воспринимают как что-то временное, не постоянное, не настоящее, только игра, за которую не нужно нести ответственность за результат, так как такового и нет. Ребенок чувствует себя свободно, он без болезненных переживаний понимает, что имеет право на ошибки, исправления рисунка. Такой прием подходит «зажатым» детям, «затюканным» постоянными замечаниями родителей и учителей, непомерными требованиями, которые постоянно боятся ошибиться, постоянно тревожатся. Можно рисовать на одном стекле нескольким детям одновременно. Проблемная ситуация. Она помогает детям устанавливать контакты, поддерживать их, уступать или отстаивать свои позиции, договариваться в конфликтных ситуациях. 5. РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦАМИ. Во всех вышеперечисленных способах дети могут спонтанно переходить на рисование пальцами, ладонями. Движения могут быть размашистыми или наоборот отрывистыми, точечными. Каждый новый рисунок у одного и того же ребенка не похож на предыдущий: выбирается новый цвет, новые линии, темп и ритм нанесения. Результат получатся не предсказуемый. Рисование пальцами является для ребенка разрешенной игрой с грязью. И незаметно для самого ребенка, он осмеливается на такие действия с красками, которые он никогда не делал, так как знает, что этого делать нельзя, опасается нарушать принятые правила. Некоторым детям сложно приступить к рисованию пальцами, это чаще всего дети с жесткими социальными установками поведения, дети, от которых взрослые ждут только разумного поведения. Именно для таких детей рисование пальцами (игра с грязью) служит коррекцией и профилактикой социальных страхов, подавленности и тревожности. 6. РИСОВАНИЕ СУХИМИ ЛИСТЬЯМИ, а также СЫПУЧИМИ МАТЕРИАЛАМИ и ПРОДУКТАМИ. С помощью сухих листьев и клея можно создать изумительные шедевры в виде елочки, мишки или машинки. Берем чистый лист бумаги, можно взять цветную бумагу, на него наносим рисунок клеем (выдавливаем из тюбика). Сухие листья растираем между ладонями на мелкие–мелкие частички и рассыпаем над рисунком, который вы нарисовали клеем. Затем, лишние частички стряхиваем и получаем рисунок пушистый, «лохматый», пусть иногда малоразборчивый, но изумительно красивый! Такие же рисунки можно получить из круп, вермишели, сахарного песка, а иногда из простого песка. Такое рисование полностью захватывает ребенка. Хрупкие сухие листья невесомые, хорошо пахнут, шершавые, а в руках так легко превращаются в труху. А перемешивать смеси различных круп – это одно удовольствие! Их можно сгребать в кучки вновь и вновь. По внешнему виду перемешанные крупы, труха листьев – это просто сор, от которого в обыденной жизни надо избавляться, выметать и выбрасывать, к которому детям иногда даже не разрешают прикасаться. Такая техника подходит детям с зажатостью, с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, она способствует адаптации в новом пространстве, дарит им чувство успешности. 7. РИСОВАНИЕ ПРЕДМЕТАМИ ОКРУЖАЮЩЕГО ПРОСТРАНТВА. Такое рисование может исходить как от самого ребенка, так и от психолога. Весело и забавно можно рисовать нитками, палочками, мятой бумагой, губками, ластиком, зубными щетками, соломинками, даже кубиками и резиновыми игрушками, и еще чем-нибудь. Это помогает развить воображение, поднять настроение, повысить адаптационные способности. 8. ТРЕХМЕРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ из газет, слюды, фольги. Дети быстро абстрагируются от истинного предназначения газет. Газетная бумага тонкая, легко рвется и режется, складывается и скручивается, может удерживать необходимую форму, ее легко можно покрасить красками, к ней хорошо приклеивается скотч. Внешний вид создаваемого шедевра будет зависеть от возраста, идеи и количества художников. Но что самое замечательное, на их глазах может произойти чудо! Стоит приклеить зеленые полоски на лист с нарисованными цветами, как он превращается в «живую» лесную поляну. А если еще, лист смочить влажной губкой и нанести капли краски – вот и утренняя роса. Рядом приклеить кусочки разорванной бумаги - вот вам зверек. Может это ежик? Вставьте рисунок в рамочку, получилась настоящая картина. Взрослые тоже могут принимать участие в создании изображения, но только в качестве помощника, ассистента. Как правило, каждый ребенок выполняет задания арт–терапии индивидуально. Но особое удовольствие доставляет всем детям – это создание коллективного шедевра (картины, композиции), где объединяются изображения всей группы. В процессе такой работы создаются условия для общения, умение вносить свой вклад в общее дело, уступать и договариваться, вносить свои предложения и отстаивать собственную идею, проявлять инициативу. Дети переживают, но это переживание положительное, оно объединяет детей. После завершения работы, все любуются своим общим шедевром. При помощи арт–терапии каждый ребенок учится выражать себя и принимать себя таким, какой он есть на самом деле, и что особенно важно, учится налаживать контакты с ребятами в группе. Дети почувствуют свой успех, они смогут победить свои страхи, сжечь злых чудовищ и помирить игрушки.
Умелые ручки - детское творчество и развитие
:Светлана Суреева
Арт-терапия
Психологические проблемы в детском возрасте: слишком высокая эмоциональность, когда ребенок не всегда успевает и не может разобраться в бурном потоке своих чувств, или замкнутость, когда он не может восстановить близость с другими людьми и с самим собой, тревожность, детские страхи, психологические травмы и потери, конфликты межличностные и с самим собой, возрастные кризисы и многое другое.
Нашим детям бывает трудно самостоятельно с ними справиться, ведь они так редко осознают, что именно эти психологические проблемы, могут мешать жить полноценно. Они не всегда могут ясно выражать свои мысли, но зато они умеют и могут фантазировать, рисовать, лепить.
Арт–терапия – это терапия через творчество, через погружение ребенка в творческий процесс: рисование, лепка, пальчиковые театры, создание трехмерных изображений из бумаги, музыка, сказки и так далее.
Это очень интересный и очень мягкий метод, который дает быстрый эффект выравнивания каких–либо поведенческих характеристик у детей. Ведь для детей язык творчества – это близкий для них язык, они хорошо и свободно чувствуют себя на занятиях, упражнения для них являются игрой, которая наполнена определенным смыслом.
Арт–терапия будет прекрасным поводом и для родителей, которые хотят научиться общаться со своими детьми, научиться с ними дружить, посмотреть на их внутренний потенциал, посвятить им время.
Арт–терапия, как самостоятельное направление психологии и психиатрии впервые появилось на Западе в конце 60-х годов прошлого столетия. Дословный перевод арт-терапии с английского языка: (art - искусство; therapy - терапия, лечение, забота, уход,) - метод психотерапии, использующий художественные приёмы и творчество.
Спектр проблем, которые можно решить при использовании арт-терапии, достаточно широк, поэтому, в наше время, она широко используется во всех направлениях психотерапии, а также в педагогике, в различных системах оздоровления, воспитания, социальной работе и в бизнесе. Этот метод не имеет противопоказаний и ограничений, он эффективен для различных возрастных групп.
Работы с детьми проводятся как индивидуально, так и в группе. Индивидуальные занятия могут эффективно решить такие проблемы как: преодоление негативизма, эмоционального напряжения, коррекция страхов и прочее. Групповые занятия со сверстниками дают возможность учиться общаться со сверстниками, научиться отстаивать свое мнение и учитывать мнение других, проявлять активность в общении и сдерживаться.
Выбор материала для каждого ребенка индивидуален. Один ребенок проявит интерес к песочнице, а другой выберет краски.
Внимательный психолог обязательно сможет подвести ребенка к нужной манипуляции.
Остановимся на ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИКАХ.
Успешность арт–терапии с детьми зависит от некоторых УСЛОВИЙ подбора техники и приемов создания изображений:
Принцип простоты и эффективности. При создании изображения, ребенок не должен испытывать затруднения, ему должно быть приятно и интересно. Если ребенок будет испытывать какие-либо затруднения, пусть даже мнимые, он почувствует себя слабым, незащищенным и будет реагировать какими–либо формами защиты, для решения проблем которых, родители и обратились к этой терапии.
Привлекательный и интересный должен быть как сам процесс создания изображения, так и его результат.
Изобразительные техники и способы их нанесения должны быть нетрадиционными, это мотивирует деятельность, удерживает внимание и ребенок получает необычный опыт, а значит, снижается контроль сознания и механизмы защиты ослабевают (свобода самовыражения, свобода неосознанной информации).
Все рисунки должны быть выполнены от руки (не пользоваться линейками, циркулями и прочими приспособлениями для создания более правильных линий).
1. МАРАНИЯ. «Марать» – «грязнить», «пачкать».
Это спонтанные рисунки детей, которые выполнены в абстрактной манере. В них нет какого-либо четкого изображения, отсутствует сюжет, здесь сочетаются цветовые пятна и отвлеченные формы, композиции случайных мазков и штрихов, разбрызгивание и размазывание краски, смешивание цветов и нанесение множества слоев.
Наиболее эмоциональными и насыщенными по воплощению являются акварельные и гуашевые изображения. Красками спонтанно можно более открыто проявлять свои эмоции и исследовать собственные переживания. Изображения можно облечь в привлекательную для Малышей форму: разнообразными пятнами, линиями, брызгами создавать явления природы, города, сказочных существ, а могут нарисовать на полу свой силуэт (нужно лишь помочь ему обвести его контур на полу) и закрасить его мелками.
У мараний нет эталонов, нет категории «хорошо–плохо», «правильно–неправильно».
Нестандартность способа нанесения изображения в ходе мараний, часто приводит детей к маленьким открытиям, они часто отказываются от кисточек и начинают рисовать пальцами, ладошками, тем самым «забывает» о табу и социальных запретах.
Техника – АКВАТУШЬ – необычная и очень простая, близкая к играм с водой. Вначале – первый слой - на чистый лист бумаги крупными мазками гуашью наносится рисунок, когда он подсохнет, наносят второй слой черной тушью, покрывается весь лист. После подсыхания рисунка, опускают его в воду. В воде тушь смывается частично, а гуашь смывается почти вся. В результате получается, на черном фоне виден тонированный рисунок, с размытыми контурами. Конечно же, юный создатель будет с большим интересом создавать этот шедевр, с самого начала и до конца.
Результаты мараний могут иметь привлекательный вид или наоборот, бесформенный.
2. ШТРИХОВКА, КАРАКУЛИ – это графика.
Изображение создается с помощью карандашей и мелков, без красок, когда наносятся линии (ритмично или хаотично) на поверхность бумаги, мольберта, стола, пола, стены и т.д. Из отдельных линий может сложиться образ или это будет абстракция.
Можно использовать технику «ФРОТТАЖ» - под лист бумаги ложится плоский предмет или силуэт, затем лист заштриховывается в этом месте карандашом и предмет «проявляется». (Например, монетка).
Штриховки помогают расшевелить ребенка, снять напряжение, благоприятно влияют на эмоциональную сферу ребенка.
Они просты и занимают немного времени, поэтому их используют вначале арт–занятий, перед рисованием.
3. МОНОТИПИЯ.
Берется материал, который не пропускает воду (стекло, пленка, глянцевая бумага, пластмассовая доска). На нем наносится рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается чистый лист бумаги и придавливается к поверхности. На чистом листе бумаги появляется оттиск рисунка, его зеркальное отражение, хотя он может быть нечетким, расплывчатым, границы между красками стираются.
Отпечаток в данной технике может быть только один. («Monos» - «один»). Если ребенку захотелось что-либо изменить в данном рисунке, то для этого необходимо будет нарисовать новый «оригинал».
Можно модифицировать технику печатания:
-на одном и том же листе сделать несколько оттисков;
-продолжить рисование гуашью на том же листе после получения оттиска, а затем приложить новый чистый лист, получится новое зеркальное отражение. Это может вдохновить ребенка на новое творчество до тех пор, пока он будет получать от этого удовольствие.
-на отпечаток можно доклеить или дорисовать нужные элементы.
-как вариант монотипии – «КЛЯКСОГРАФИЯ». Чистый лист сгибается пополам, затем нужно развернуть его и нанести на одну из сторон бумаги пятно или конкретное изображение, затем вновь согнуть лист бумаги и аккуратно, плотно разгладить его ладонью. Раскрываем этот сложенный лист бумаги и что мы видим??? Вот клякса превратилась в бабочку, а вот взлетел разноцветный фейерверк.
-интересные оттиски получаются с помощью ниток. Берем нитку около 30-40 см длиной, опускаем ее в краску, затем нужно выложить ее на листе бумаги по собственному усмотрению, оставив лишь кончик нитки вне листа, затем сверху кладется другой чистый лист, придавливая листы одной рукой, другой рукой осторожно вытягиваем нитку. Когда раскрываем листы, то видим симметричные, необычные отпечатки.
Для интерпретаций выбирается изображение, которое больше всего нравится ребенку, ему дается название, к нему обращают внимание взрослых и других детей.
4. РИСУНОК НА СТЕКЛЕ.
(с целью безопасности, прежде чем дать ребенку стекло, обязательно обработайте кромки стекла).
Рисование на стекле нравится всем детям, для них это новые тактильные и визуальные ощущения. Лучше всего для этого подходит гуашь, она мягко скользит по стеклу, не впитывается и долго не высыхает, ее можно размазывать и кистью, и пальцами.
Детям больше всего нравится рисовать на стеклах большого размера – больше размах для фантазии.
Ребенок во время рисования может мокрой губкой промыть стекло, нарисовать новый рисунок, снова смыть его, затем нарисовать другой (так чаще поступают тревожные и реактивные дети).
Бывает, что некоторые дети выливают на стекло много воды, а затем перегоняют ее из стороны в сторону, смешивают с краской, вода вытекает за пределы стекла, собирают ее губкой и т.д. (такая манера чаще характерна детям младшего школьного и дошкольного возраста с проблемами аффективно–личностного плана).
Краска на стекле не впитывается, сколько бы слоев ребенок на нее не наносил, под краской всегда будет просвечивать прозрачная основа. Поэтому, такие изображения дети воспринимают как что-то временное, не постоянное, не настоящее, только игра, за которую не нужно нести ответственность за результат, так как такового и нет.
Ребенок чувствует себя свободно, он без болезненных переживаний понимает, что имеет право на ошибки, исправления рисунка. Такой прием подходит «зажатым» детям, «затюканным» постоянными замечаниями родителей и учителей, непомерными требованиями, которые постоянно боятся ошибиться, постоянно тревожатся.
Можно рисовать на одном стекле нескольким детям одновременно. Проблемная ситуация. Она помогает детям устанавливать контакты, поддерживать их, уступать или отстаивать свои позиции, договариваться в конфликтных ситуациях.
5. РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦАМИ.
Во всех вышеперечисленных способах дети могут спонтанно переходить на рисование пальцами, ладонями. Движения могут быть размашистыми или наоборот отрывистыми, точечными. Каждый новый рисунок у одного и того же ребенка не похож на предыдущий: выбирается новый цвет, новые линии, темп и ритм нанесения. Результат получатся не предсказуемый.
Рисование пальцами является для ребенка разрешенной игрой с грязью. И незаметно для самого ребенка, он осмеливается на такие действия с красками, которые он никогда не делал, так как знает, что этого делать нельзя, опасается нарушать принятые правила.
Некоторым детям сложно приступить к рисованию пальцами, это чаще всего дети с жесткими социальными установками поведения, дети, от которых взрослые ждут только разумного поведения. Именно для таких детей рисование пальцами (игра с грязью) служит коррекцией и профилактикой социальных страхов, подавленности и тревожности.
6. РИСОВАНИЕ СУХИМИ ЛИСТЬЯМИ, а также СЫПУЧИМИ МАТЕРИАЛАМИ и ПРОДУКТАМИ.
С помощью сухих листьев и клея можно создать изумительные шедевры в виде елочки, мишки или машинки. Берем чистый лист бумаги, можно взять цветную бумагу, на него наносим рисунок клеем (выдавливаем из тюбика). Сухие листья растираем между ладонями на мелкие–мелкие частички и рассыпаем над рисунком, который вы нарисовали клеем. Затем, лишние частички стряхиваем и получаем рисунок пушистый, «лохматый», пусть иногда малоразборчивый, но изумительно красивый!
Такие же рисунки можно получить из круп, вермишели, сахарного песка, а иногда из простого песка.
Такое рисование полностью захватывает ребенка. Хрупкие сухие листья невесомые, хорошо пахнут, шершавые, а в руках так легко превращаются в труху. А перемешивать смеси различных круп – это одно удовольствие! Их можно сгребать в кучки вновь и вновь. По внешнему виду перемешанные крупы, труха листьев – это просто сор, от которого в обыденной жизни надо избавляться, выметать и выбрасывать, к которому детям иногда даже не разрешают прикасаться.
Такая техника подходит детям с зажатостью, с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, она способствует адаптации в новом пространстве, дарит им чувство успешности.
7. РИСОВАНИЕ ПРЕДМЕТАМИ ОКРУЖАЮЩЕГО ПРОСТРАНТВА.
Такое рисование может исходить как от самого ребенка, так и от психолога. Весело и забавно можно рисовать нитками, палочками, мятой бумагой, губками, ластиком, зубными щетками, соломинками, даже кубиками и резиновыми игрушками, и еще чем-нибудь. Это помогает развить воображение, поднять настроение, повысить адаптационные способности.
8. ТРЕХМЕРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ из газет, слюды, фольги.
Дети быстро абстрагируются от истинного предназначения газет. Газетная бумага тонкая, легко рвется и режется, складывается и скручивается, может удерживать необходимую форму, ее легко можно покрасить красками, к ней хорошо приклеивается скотч.
Внешний вид создаваемого шедевра будет зависеть от возраста, идеи и количества художников. Но что самое замечательное, на их глазах может произойти чудо! Стоит приклеить зеленые полоски на лист с нарисованными цветами, как он превращается в «живую» лесную поляну. А если еще, лист смочить влажной губкой и нанести капли краски – вот и утренняя роса. Рядом приклеить кусочки разорванной бумаги - вот вам зверек. Может это ежик? Вставьте рисунок в рамочку, получилась настоящая картина.
Взрослые тоже могут принимать участие в создании изображения, но только в качестве помощника, ассистента.
Как правило, каждый ребенок выполняет задания арт–терапии индивидуально. Но особое удовольствие доставляет всем детям – это создание коллективного шедевра (картины, композиции), где объединяются изображения всей группы. В процессе такой работы создаются условия для общения, умение вносить свой вклад в общее дело, уступать и договариваться, вносить свои предложения и отстаивать собственную идею, проявлять инициативу. Дети переживают, но это переживание положительное, оно объединяет детей. После завершения работы, все любуются своим общим шедевром.
При помощи арт–терапии каждый ребенок учится выражать себя и принимать себя таким, какой он есть на самом деле, и что особенно важно, учится налаживать контакты с ребятами в группе. Дети почувствуют свой успех, они смогут победить свои страхи, сжечь злых чудовищ и помирить игрушки.