100 лет назад, 2 марта 1919 года года, родилась девочка Тамара, которую со временем мир окрестит "Черная жемчужина русского балета".

О месте рождения блиставшей спустя время на мировых балетных сценах Тамары Тумановой приводятся множество версий.
В 1919 году уроженка Тифлиса Евгения Дмитриевна Туманова бежала из России в Китай, чтобы воссоединиться с мужем — полковником царской армии Владимиром Борецким-Хазидовичем.
Сведения о месте рождения Тумановой в различных источниках расходятся. Это и Тюмень, и где-то недалеко от Шанхая, и сам Шанхай. Автор некролога о балерине в газете The Independent Джон Грегори писал, что она родилась в поезде недалеко от Шанхая.
С самых ранних лет Тамара поражала всех своей особенной, полукавказской красотой, редкой музыкальностью и пластичностью.

  • А.Адан. Жизель.Вальс-тема Жизели. - А.Адан. Жизель.Вальс-тема Жизели.
Расходятся и сведения о национальности Тамары Тумановой. 
Хасидович — такой была ее фамилия при рождении. Туманова — ее сценический псевдоним, под которым она выступала с 1928 года. В 1943 году при получении гражданства США сценический псевдоним стал официальной фамилией. Источники говорят о грузинских, армянских, русских, польских и украинских корнях балерины.
Тамаре было 18 месяцев, когда ее родители вновь встретились после революции. Семья покинула Россию через Владивосток, чтобы на год обосноваться в Шанхае. В 1925 году семья оказалась в Каире и вскоре после скитаний по лагерям беженцев попала в Париж.
В Париже Тамара Хасидович посещала уроки игры на фортепиано, а с 1925 года начала заниматься балетом в школе Ольги Преображенской. Первый детский дебют, восторженно принятый зрителями, состоялся на концерте в Париже в присутствии Анны Павловой. В 1928 году в эмигрантском журнале «Иллюстрированная Россiя» вышла заметка, где балерина уже фигурировала под псевдонимом: «Тамарочка Туманова — становится знаменитой балериной. Она делает какое-то невероятное рекордное количество „пируэтов“ и приглашена на несколько выступлений в Grande Opera в Париже».
Артистические и технические способности девочки поражали. В девять лет она уже делала 32 правильных фуэте и была в этом возрасте приглашена на сцену парижской «Гранд-опера» для участия в балете «Веер Жанны». Ее моментально окрестили «беби-балериной», и небывалая слава юной танцовщицы разнеслась в среде русской эмиграции, ее беспрерывно стали звать для участия в благотворительных концертах. В десять лет Тамара уже не боялась сцены, но ни на шаг не отходила от своей мамочки, стоявшей постоянно в кулисах и делавшей подбадривающие знаки.
В 1932 году два импресарио Рене Блюм и полковник де Базиль (псевдоним Василия Воскресенского) создали антрепризу «Русский балет Монте-Карло» (Ballet Russe de Monte Carlo).

Главный балетмейстер новой труппы Джордж Баланчин ввел в ее состав трех русских девочек — 13-летних учениц Ольги Преображенской Ирину Баронову и Тамару Туманову и 15-летнюю воспитанницу Матильды Кшесинской Татьяну Рябушинскую.
Начиная с 1930-х годов «чёрной жемчужиной русского балета» Тамарой Владимировной Тумановой были завоеваны ведущие балетные сцены Европы — парижский Гранд-опера (Парижская опера), миланский «Ла Скала», лондонский «Ковент-Гарден». Она сотрудничала с самыми прославленными труппами мира. Для нее ставили свои сочинения Серж Лифарь, Леонид Мясин, Джордж Баланчин и Бронислава Нижинская. Для исполнения главных партий Тумановой Баланчин поставил балеты «Котильон» (1932), «Моцартиана» (1933) и «Балюстрада» (1941). С ней репетировал свои балеты Михаил Фокин. Близкие творческие и дружеские отношения связывали Туманову с Александром Глазуновым, Сергеем Прокофьевым, Пабло Пикассо, Марком Шагалом.
. Ее искусство поражало современников. Соученица Тумановой по студии Преображенской говорила: «Тамара танцевала очень виртуозно, делала чудесные пируэты, фуэте и обладала устойчивым балансом. На сцене она была очень красивой и владела редкими качествами в движениях, экспрессией, не только сильной техникой, но и осмысленным артистизмом. Туманова многое делала по Фокину - большое значение придавала вздохам и взглядам.
В 1937 году из Парижа в США вместе с родителями уезжает и Тамара Туманова. На Бродвее она впервые выступила в спектакле «Звезды в твоих глазах» в 1939 году. 
Тамара Туманова блистала не только на сцене, но и на больших экранах. В своем первом фильме-балете «Испанская фиеста» (1942) режиссера Жана Негулеско она сыграла в роли цыганской гадалки. Вместе с Леонидом Мясиным Туманова исполняла испанские народные танцы.Свою первую драматическую роль в кино Тамара Туманова исполнила в военной драме «Дни славы». Фильм режиссера Жака Турнёра был снят по произведению американского сценариста и продюсера Кейси Робинсона, ставшего впоследствии мужем Тумановой.
Туманова была беспощадна к себе, занималась и репетировала беспрерывно, достигая в своих балетах вершины драматизма. Она была неподражаема в «Жизели», которую танцевала с конца 1930-х годов, незабываема в «Умирающем лебеде», с которым не расставалась всю свою артистическую карьеру.
В мае 1947 года ее приглашают в парижскую «Гранд-опера», где она танцевала «Жизель», «Лебединое озеро» и «Коппелию». Парижский критик Жан Дорой писал о Жизели Тумановой: «Ее экспрессивная игра дала зрителям ошеломляющую сцену сумасшествия. Тут Туманова смогла нас поразить. Ее члены один за другим переставали ей подчиняться. Вскоре на огромной сцене «Гранд-опера» оставалось лишь одно аморфное бьющееся тело...» Об Одетте Тумановой тот же критик писал: «Когда она становится птицей, мы чувствуем трепещущую зыбь ее мягких рук, странные изгибы кистей, которые создают полную иллюзию полета»
Критики не всегда были так великодушны к ней. Во Франции и Англии многие упрекали ее в манерности, в работе на публику и в чрезмерном драматизме. Но залы всегда были полны. Магическое имя «ТУМАНОВА» притягивало сотни, тысячи зрителей, жаждущих увидеть божественный блеск этой королевы русского балета. Японская балерина Асами Маки, видевшая Туманову в середине 1950-х годов на гастролях с «Лондонским Фестивальным балетом» в Бостоне, вспоминает: «Тамара танцевала гран-па из «Дон Кихота». Неизменным успехом у публики пользовался ее баланс. Она заканчивала им свои вариации и долго стояла как вкопанная. Публика неистово начинала аплодировать. Когда аплодисменты стихали, Тамара все еще стояла без движения. Следовали повторные аплодисменты, приводившие зал в полный восторг».
В 1952 году ее талант был всемирно признан и оценен по достоинству - тогда она получила «Гран-при Жизели» как «величайшая классическая балерина Европы».
«В 1947 году у меня был колоссальный успех. Когда я танцевала Жизель в компании Маркиза де Куэваса (Marquis de Cuevas) — то он стал одним из главных балетов. Мы выступали в Театре де Шайо и Президент Франции (Ориоль, Венсан) вручил мне награду (1949) — бронзовую скульптуру стопы и руки, сделанных с меня. Этим мне давали понять, что Франция признает мою Жизель, как одну из лучших» - Тамара Туманова.
Кроме Парижской оперы, Тамара блистала в «Лондонском Фестивальном балете» и на сцене миланской «Ла Скала». Ирина Баронова вспоминает: «Ее образ на сцене был грустно-загадочным. Она была колоссальная техничка, но иногда «перебарщивала для галерки», следуя советам мамы. Тамара была замечательной в «Федре» Лифаря в 1950 году».
Тамара гастролировала беспрерывно. Выступала и с «Русским балетом Монте-Карло», бывшем в США, и с «Американским балетным театром» в Нью-Йорке.

Но семейная жизнь не складывалась. Когда между гастролями Тамара с мамой приезжали в дом на Элмз-драйв, она проводила все время в репетиционном зале, тренируя под неусыпным взглядом мамы свой легендарный баланс. Папа давал советы Кейси Робинсону, как писать киносценарии и ставить фильмы. В 1953 году она опять снялась в фильме своего мужа «Поем сегодня вечером», в котором сыграла роль неподражаемой Анны Павловой, ее ангела-хранителя. Затем последовали еще два музыкальных фильма - «Глубоко в сердце» (1954) и «Приглашение к танцу» (1955), в которых она снималась с известным актером американских музыкальных комедий Джином Келли. Это не спасло их брака - Кейси Робинсон в конце концов разошелся с Тумановой и вернулся в свою оставленную семью.
Не стало «черной жемчужины русского балета» в 1996 году в Санта-Монике (Калифорния). Ей было 77 лет. Незадолго до смерти она передала в дар Академии русского балета в Санкт-Петербурге свои сценические костюмы.

Юрий Зорич в своих «Беседах» пишет о последних минутах жизни Тамары Тумановой. Рядом с примой была ее медсестра Джоанна Каска, которая «заботилась о Тамаре гораздо больше, чем обязывала ее профессия».

«Позже Джоанна рассказала, что спустя два часа Тамара открыла глаза, как будто ища чего-то. Джоанна сказала ей: „Успокойтесь, Тамара, скоро Вы будете со своей матерью“ (мать Тамары, Евгения Дмитриевна, умерла 4 декабря 1989 года). Тамара сделала глубокий вдох, и ее не стало».
#балет
Tamara Toumanova Don Quixote

Комментарии

  • 3 мар 2019 17:10
    Спасибо за статью!Какая красивая и талантливая женщина!
  • 3 мар 2019 17:21
    Спасибо! Пол дня собирала...)
  • 3 мар 2019 17:29
    Оно того стоило!
  • 4 мар 2019 07:16
    Фамилия , балерина...  Всё, что  я  знала ... А вот  сейчас... Не просто балерина, а сверхталантливая, с интересной судьбой! Спасибо!