Комментарии
- 6 окт 2019 08:55Лидия Хузина (Осипова)Какие же они красивые... Особенно Фавзия!
- Лидия Хузина (Осипова) ответила Лидии Хузиной (Осиповой)Комментарий удалён.
- 6 окт 2019 11:40Людмила Сафонова
- 6 окт 2019 13:51ЕЛЕНА ))))
- 13 окт 2019 20:43Наталия Огородник ( Ромашко)
- 13 окт 2019 20:43Наталия Огородник ( Ромашко)
- 27 июн 2020 11:10Rostam AlamshohiУроды жёны диктатора
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Взгляни на мир с интересом
:╰⊰✿ Марина ✿⊱╮
Одна другой прекраснее: три жены последнего иранского шаха Мохаммеда Резы Пехлеви
Интересно, что ныне покойный шах отличался особой избирательностью — его пассии были так хороши собой, что зачастую их принимали за голливудских див. Так, например, современники господина Пехлеви сравнивали его первую по счету законную супругу, египетскую принцессу Фавзию Фуад, с главной кинозвездой того времени Вивьен Ли.
Несмотря на то, что последний иранский шах был постоянно окружен первыми красавицами и умницами, до конца своих дней он продолжал любить лишь одну. Кому же удалось навсегда завладеть сердцем одного из самых видных мужчин XX века? В этом материале мы вспомним самые известные эпизоды из обширной любовной биографии Мохаммеда Резы Пехлеви и расскажем, почему в конце 1950-х ему пришлось расстаться с главной женщиной в своей жизни.
Голубых кровей?
Мохаммед Реза Пехлеви родился в октябре 1919-го в семье иранского военачальника Резы Пехлеви, который шестью годами позже подготовил свержение правящей династии и провозгласил себя новым шахом Ирана. Мохаммед Реза пришел к власти сравнительно рано — ему едва исполнилось 22 года.
Пехлеви-младший получил блестящее образование. Он учился в престижной школе-пансионе Institut Le Rosey в Швейцарии, после чего вернулся в Иран, где поступил в офицерское училище. Уже тогда статный брюнет Мохаммед Реза прослыл ловеласом. Представитель иранской правящей династии красиво ухаживал за понравившимися девушками.
Любопытно, что в середине тридцатых годов прошлого века ходили слухи о том, что женщины на самом деле совсем не интересовали Пехлеви-младшего. Якобы еще во время учебы в Швейцарии он сблизился с молодым человеком по имени Эрнест Перрон. Мохаммед Реза называл Эрнеста, который никогда не скрывал своей гомосексуальной ориентации, близким другом. Более того, в 1936-м сын шаха предложил приятелю переехать в Мраморный дворец в Тегеране. Впоследствии Перрон стал личным советником Пехлеви-младшего и помогал ему принимать важные решения, в том числе и государственного характера.
После Исламской революции противники Мохаммеда Резы Пехлеви опубликовали книгу, в которой открыто обвиняли его в интимной связи с другом. Якобы на протяжении нескольких десятилетий они были любовниками. Впрочем, представители политика эти данные отрицали. Мотивировалось все тем, что выступавший против сексуальных меньшинств Реза никогда не позволил бы старшему сыну, да еще и наследнику престола, перевезти приятеля-гомосексуалиста во дворец, будь у них роман.
Какую роль Эрнест Перрон на самом деле играл в жизни Мохаммеда Резы Пехлеви, до сих пор остается загадкой. Известно лишь одно: последний шах Ирана обычно бежал свататься к понравившимся девушкам чуть ли не в первый день знакомства.
Восточные сказки
Завидным холостяком Мохаммед Реза оставался недолго. В 1937 году шах решил, что Ирану будет выгодно «породниться» с Египтом. Тогда он задумал свести старшего сына с писаной красавицей, египетской принцессой Фавзией Фуад. Голубоглазой брюнетке, одновременно похожей и на Вивьен Ли, и на Хеди Ламарр, было всего 17 лет, когда ее отец начал вести переговоры о грядущем союзе. К тому моменту Фавзия успела получить образование в Швейцарии. Она вела себя как типичная европейская девушка того времени, да и одевалась по западной моде.
В октябре 1940 года у супругов родилась дочь, которую они назвали Шахназ Пехлеви, — тогда все окончательно поверили в то, что все стерпелось и слюбилось. На деле же семейная жизнь не приносила паре никакого удовольствия. Свекровь делала все, чтобы усложнить жизнь невестке, и считала, что Фавзия отравляет существование Мохаммеда Резы. Пехлеви-младший даже не пытался скрыть от общественности, что законную жену не любит. Наследник иранского престола часто появлялся на публике с другими женщинами. В 1941 году шаху пришлось отречься от престола в пользу сына, с тех пор отношения мужа и жены окончательно испортились. Фавзия жила своей жизнью, а Мохаммед Реза — своей.
У молодой супруги шаха началась депрессия. Она могла не вставать с кровати сутками напролет и лишь играла в карты со своими слугами. С мужем брюнетка с томным взглядом почти не общалась — они лишь перекидывались дежурными фразами, да и то на французском. Поначалу принцесса с энтузиазмом изучала персидский язык и хотела впечатлить благоверного своими знаниями, но запал быстро иссяк.
Закончилось все тем, что Фавзия начала болеть: то простуда, то малярия. Здоровье женщины стало настолько слабым, что врачи настояли на том, чтобы она на время вернулась в Египет. «Костлявая, пугающе бледная... Плечи Фавзии стали настолько острыми, что она напоминала скорее сушеную рыбу, чем прежнюю себя», — писал о жене шаха Пехлеви египетский автор Адель Сабит.
Мохаммед Реза тоже не жаловался на отсутствие личной жизни. Одна любовница сменяла другую, и казалось, что этот порочный круг в ближайшее время не прервется. Но вскоре после развода он встретил ту самую, с которой готов был провести все отведенные ему годы.
Ах, какая женщина!
В красавицу Сорайю Исфандияри-Бахтиари — дочь посла Ирана в ФРГ Халила Исфандияри и немки Евы Карл — Мохаммед Реза влюбился в прямом смысле слова с первого взгляда. Знакомый свежеразведенного шаха Фарух Зафар Бахтиари показал ему портрет своей родственницы, только выпустившейся из института благородных девиц в Швейцарии. Девушка на снимке оказалась чудо как хороша, и правитель Ирана настоял на личной встрече с ней.
В октябре 1950-го было объявлено о помолвке пары. По случаю обручения щедрый шах, которому к тому моменту исполнился 31 год, преподнес 18-летней избраннице кольцо с огромным бриллиантом в 22.37 карата. Правитель Ирана был несказанно счастлив и планировал сыграть свадьбу как можно скорее. Однако консервативные местные жители не одобряли его выбор, ведь невеста выглядела и мыслила как девушка с Запада. «Я была такой глупой. Я ничего не знала об истории своей родной страны, о легендах и религии», — годы спустя писала Исфандияри-Бахтиари в своих мемуарах.
На протяжении нескольких месяцев Сорайя была прикована к постели, но в феврале 1951 года она все же стала законной женой Мохаммеда Резы.
Свадьба отгремела в Мраморном дворце с невиданным ранее размахом. Невеста, которая не успела до конца восстановиться после тяжелой болезни, блистала в роскошном свадебном платье Christian Dior. Творение легендарного французского модельера было украшено бриллиантами, жемчугом и невесомыми перьями марабу. Для создания наряда, весившего 20 килограммов, потребовалось более 33 метров ткани ламе серебристого цвета. Из-за того, что зима выдалась непривычно холодной и снежной, Сорайе даже пришлось облачиться в белоснежный норковый полушубок.
Прости, прощай
Шах Пехлеви боготворил свою жену и готов был исполнить любой ее каприз. Супруги много путешествовали: они успели побывать с официальным визитом в СССР, Индии, Турции, Испании, США и других странах. Сорайя начала заниматься благотворительностью и проявляла большой интерес к тому, как живут обычные люди в Иране.
Тем временем Сорайя проходила лечение от бесплодия. Молодая жена шаха даже летала в США, где консультировалась с лучшими специалистами. Увы, лечение не принесло результатов.
В начале 1958-го Сорайя покинула Иран и обосновалась у родителей в Германии. Тогда представители супруги иранского правителя опубликовали в газете New York Times официальное заявление от ее имени. «Поскольку Мохаммеду Резе Пехлеви важно иметь прямого наследника мужского пола, я с величайшем сожалением жертвую собственным счастьем ради благополучия всей страны. Таким образом я сообщаю, что мы с Его Величеством расстаемся», — говорилось в послании.
21 марта того же года плачущий шах Пехлеви объявил по радио, что развелся с супругой и не планирует в обозримом будущем жениться.
После разрыва с супругой Мохаммед Реза часто наведывался к ней — заваливал ее цветами и роскошными подарками. Он настоял на том, чтобы за Сорайей сохранился титул принцессы, у нее даже оставался дипломатический паспорт, с которым она могла беспрепятственно путешествовать по всему миру. Кроме того, шах сам решил выплачивать экс-жене алименты в размере семи тысяч долларов в месяц (колоссальная сумма по тем временам). После расставания с мужем Сорайя смогла оставить себе драгоценности и все подарки от него.
В отличие от экс-супруга, Сорайя так и не смогла устроить личную жизнь. В 1970-х она встречалась с итальянским режиссером Франко Индовиной. В 1972-м он трагически погиб, и с тех пор про любовные дела Исфандияри-Бахтиари ничего не было известно. Годами позже она обосновалась в Париже и написала там свою автобиографическую книгу «Дворец одиночества». Главной женщины в жизни шаха Пехлеви не стало в 2001 году. Ей было 69 лет.
Мужское счастье
Мечта Мохаммеда Резы о наследниках все-таки сбылась. Летом 1959-го на приеме в иранском посольстве в Париже шаху представили миловидную студентку архитектурного университета по имени Фарах Диба. Через несколько месяцев Фарах вернулась в родной Тегеран, где вновь повстречалась с Мохаммедом Резой. В дело вмешалась единственная на тот момент дочь шаха Шахназ, которая и принялась активно сватать ему вчерашнюю выпускницу французского вуза.
По иронии судьбы у старшего сына шаха Пехлеви подрастают три дочери, которым не суждено продолжить династию. А ведь именно ради этого Мохаммед Реза много лет назад согласился на развод с красавицей Сорайей.
Юлия Кривулькина