Комментарии
- 25 ноя 2024 19:23Ирина РассадинаБанки сами занялись строительством. Зачем им конкуренты высокими процентами душат , как строителей так и покупателей.
- 25 ноя 2024 22:45Вера Тамбовцева (Митина)У нас банки руководят всей страной ,ни кому не подчиняются Разбазарили миллиарды мошенникам,а теперь пополняют за счёт вкладов и %от кредитов,а потом заморозят или как в 90 годах-нолики уберут нули
- 26 ноя 2024 09:51Вера Кольцова ответила Вере Тамбовцевой (Митиной)Да, у меня тоже есть предположение, что задрали такие проценты по вкладам, чтобы люди аккумулировали свои доходы и сбережения в банках, а потом их, разом, захапать, уже опробованным в 90-х способом, и пишите письма!
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Новости Блокнот Воронеж
«Это ждет не только стройку»: воронежский девелопер жестко высказался о рынке жилья
Известные воронежские застройщики уже начали перекладываться в другие бизнесы
Ключевая ставка – вопрос, о который ломаются копья даже когда обсуждение идет среди первых лиц государства и крупнейших бизнесменов России. К примеру, глава Центробанка Эльвира Набиуллина, задирающая «ключ», утверждает, что если этого не делать, инфляция в стране подскочит еще в три раза. А оппонирующий ей владелец «Русала» Олег Дерипаска говорит, что дорогой кредит наоборот мешает бороться с инфляцией – почти никто не вкладывается в таких условиях в расширение производства, чтобы нарастить предложение.
Мы же решили узнать, что о высокой ключевой ставке думают воронежские предприниматели и начали с самых пострадавших – девелоперов. О том, сколько еще застройщики смогут продержаться в условиях высокого «ключа» и об отношении к жесткой денежно-кредитной политике ЦБ, поговорили с девелопером Эдуардом Красновым:
«Застройщик застройщику рознь. Те, кто работает на кредитные средства, – их надолго хватить не может с тридцатью процентами годовых. Поэтому нынешняя ключевая ставка в итоге приведет к печальным последствиям.
Если же застройщик работает на свои деньги, перед ним встает выбор – хранить их на депозитах под хороший процент или вкладывать в квартиры, которые не очень хорошо продаются? Тут каждый считает экономику сам для себя с учетом инфляции. Эльвира Набиуллина обещает нам инфляцию в 4%, но она такой не будет.
Лично я пока еще перекладываю свои собственные средства в новые квадраты, но у меня есть возможность подпитывать этот бизнес за счет другого – минерального порошка. Некоторые мои коллеги сейчас тоже идут по пути диверсификации. Один крупный воронежский застройщик прямо сейчас собирается перекладываться в сельское хозяйство, другой вообще продал весь свой строительный бизнес и стал венчурным инвестором. Так что объем строительства точно будет сокращаться. Сейчас это бизнес либо низкорентабельный, либо вообще нерентабельный. Нет необходимого количества людей, которые могут покупать квартиры живыми деньгами. Да и те, что есть, чувствуют уязвимое положение девелоперов и начинают выкручивать руки – требовать скидки или другие бонусы.
Что касается продаж через ипотеку, могу вот что сказать про проценты. Средняя площадь квартиры у нас 50 квадратных метров. Средняя цена квадрата – 120 тысяч. В случае ипотеки покупателю нужно платить по 1 млн 800 тыс рублей в год только процентов – это 150 тысяч в месяц. Вопрос – сколько воронежских семей могут позволить себе тратить 150 тысяч в месяц на протяжении 20-30 лет и иметь при этом деньги на жизнь? Семей таких в Воронеже очень немного.
Я делал финансовую модель, по моим расчетам рынок жилья оживет только когда ставка опустится до 12-13%. Если ее опустят, условно, с 23% до 21% – это ровным счетом ничего не изменит для нас.
Так что рынок замерз и замерз не на год и не на полтора, а лет на пять. По данным, которые есть у меня на руках, количество сделок у воронежских девелоперов упало на 76%.
И такая судьба не только стройку ожидает. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов говорил, что производство испытывает те же самые проблемы. Предприятия, активно пользующиеся заемными средствами, скоро начнут банкротиться. На полгода, может быть, их хватит».