«Мой дядя самых честных...

»; фантазию по Гончару показали воронежскому зрителю
Главный герой – любовь?
Саше Адуеву едва больше 20, он горячо влюблен, талантлив, очарован собой и миром. Он прощается с матушкой и подругой сердца и отправляется в большой город. Это сложно, мама до последнего держит его за руку и дает напутствия, а подруга осыпает поцелуями и держит за вторую руку.
В кармане у Саши – женские трусики (чтобы не забывал), а в душе – океан больших надежд. Звучит, как начало современного фильма? Вовсе нет, это спектакль-фантазия "Деньги. Страсть. Власть" (18+) по мотивам романа "Обыкновенная история" Ивана Гончарова в постановке Сурена Шахвердяна.
"Страсть" приехала на воронежскую сцену в рамках Платоновского фестиваля из солнечной Армении вместе с труппой из Государственного русского драматического театра им. К. Станиславского.
Человек – не мусор
Именно такое заявление делает режиссер постановки после спектакля. А это одна из центральных тем истории. Юный Саша приезжает к именитому дяде, пока все по Гончарову. Но история ведь изменена.
Шахвердян берет, так сказать, фабулу, и насыщает ее традициями современности. Ведь история у Гончарова не зря "обыкновенная", она просто происходит из века в век. И не важно, купец ли дядя, либо глава холдинга. Кто знает, может, в спектакле через 50 лет он будет директором по строительству туристических капсул в космос.
Итак, дядя из постановки Шахвердяна – глава комплекса по переработке мусора (режиссер признался, что писал героя с реального прототипа. Все в порядке, это друг постановщика, и он в курсе).
"Переработка" Саши начинается с первых секунд. Сердцу зрителя так и хочется воспылать справедливым гневом к дяде в исполнении Гора Амбарцумяна. Чего это он, мол, так высмеивает юные порывы Саши? И рациональнее его просит быть, и в любовь на века не верит?
Саша, безусловно, горячо против.
В этом большом и серьезном городе, где царствует Дядя, все даже говорят на другом языке. Режиссер использует для этого речевой прием – все жители мегаполиса говорят с особенным говором, а "деревенский" Саша – обычным языком.
Это придумка пригодится позже, для Сашиных внутренних метаморфоз. Нет-нет, да и начнет у него прорываться местный говорок. Сначала легко, когда делает не слишком свойственные для себя поступки. Но потом..
Кто виноват?
Дальше стандартный круговорот – деревенская невеста давно забыта ("вы не понимаете, она в там, а тут Надя"), найдена новая любовь. Но, вот же такому случится, коварно бросает его ради богатого графа.
Как представляли себе богатого графа во времена Гончарова, можно поискать в интернете. Теперь же на сцене огромный мужчина в белом костюме, с букетом роз (и в три обхвата не обнимаешь) и с пакетиком из "Картье". Современная... мечта?
И вот Саша срывается. Мир ему не мил, дядя жесток и коварен, женщинам верить нельзя. В этом время жестокий (?) дядя поддерживает Сашу и объясняет, что мир бывает разный. Главное, мыслить трезво.
И вот картина коварного мегаполиса разбивается. А кто на самом деле вынуждает Сашу забывать звонить маме, игнорировать обещания о вечной любви? Да, это происходит постепенно ( в спектакле театра – каждая сцена сопровождается звуковой отбивкой, получается дробленная композиция).
– У меня нет друзей, – гордо сообщает Саша.
Дядя с женой в растерянности. А кто тогда они? Приютившие, дающие поддержку все это время? Жестокие взрослые?
Страсть так страсть
В спектакле действительно очень много откровенных сцен. Но в истории она не трепетная, а грязная. Поцелуи слишком откровенные, разорванные рубашки напоминают фильм для взрослых. За героем даже ходит оператор, который в режиме реального времени выводит происходящее на стоящий на сцене экран. Чтобы поближе.
И нет, это не случайность или перейденная грань. Это все тот же прием. В мире героев нет секса по любви, получается только страсть. Вот такая. В прямом эфире.
А кто главный герой?
В такой постановке точно должен произойти "перевертыш". Кажущийся жестоким ( а на самом деле, просто проживший жизнь) дядя и яркий (все говорят про огонек в глазах) Саша просто обязаны поменяться местами.
И правда. дядя Адуев теряет горячо любимую жену. И вот коварный бизнесмен просит ее бросить все, продать к чертям этот мусорный холдинг и уехать. Деньги, а что деньги? Жизнь не только про это.
Тем временем Саша оказывается натурально на мусорке. Он приезжает навестить мать, но не успевает. И вот герой сидит у мусорных баков, поставленных набок – туда кладут тело его матери и уносят. Обочина жизни, грязь, и он попал привел себя в нее... сам? Или просто запутался.
Последняя сцена спектакля – встреча дяди и Саши. Первый – обычный человек, он растерян и огорчен. Саша же – условный "дядя" из самого начала спектакля. На нем черный костюм, черные очки, и тот самый говорок жителей мегаполиса, который плотно обосновался в его речи. Он больше не срывается на него, он на нем мыслит и говорит.
Хочет купить у дяди холдинг.
– Мне кажется, главный герой спектакля – любовь. Ее все время задвигают на второй план, а в конце она выходит на первый, когда мой герой теряет жену, – комментирует исполнитель роли дяди Гор Амбарцумян.
Совершенно уникальный персонаж
Для спектакля режиссер придумал то, чего у Гончарова точно не было – искусственный интеллект по имени Кира. На сцене она – реальная женщина. Исполняет команды и даже может поставить на место. Сурен Шахвердян даже отмечал, что это – его самый любимый персонаж.
– Спектакль ориентирован на современную жизнь. Когда я смотрю на него сейчас, мне кажется, что даже немного устарел, мир слишком быстро меняется. Мы многое придумывали "на ногах", прямо во время репетиций. Что-то приносили сами актеры. Мне нравится, как воронежский зритель принял спектакль. Они реагировали именно в тех местах, в которых я надеялся и ждал, – рассказал режиссер "Деньги. Страсть. Власть".

«Мой дядя самых честных...»; фантазию по Гончару показали воронежскому зрителю - 1008116287699
«Мой дядя самых честных...»; фантазию по Гончару показали воронежскому зрителю - 1008116287443
«Мой дядя самых честных...»; фантазию по Гончару показали воронежскому зрителю - 1008116287187
«Мой дядя самых честных...»; фантазию по Гончару показали воронежскому зрителю - 1008116286931
«Мой дядя самых честных...»; фантазию по Гончару показали воронежскому зрителю - 1008116286675
Посетили спектакли Платоновского фестиваля?
Пока голосов нет. Результаты после участия
да
нет

Комментарии

Комментариев нет.