Человек есть то, что он ест, или разговор со взрослыми о правильном питании детей
Многие читатели газеты – мамы и папы, бабушки и дедушки, которые интересуются, как проходит школьная жизнь их любимых детей и внуков. Особенно важно знать, что и как сказывается на здоровье ребят. Среди факторов, влияющих на здоровье, особое место занимает питание. Об этом и других моментах, касающихся организации питания школьников Сасовского района, мы и поговорим сегодня. Автор: Начальник отдела общего образования управления образования Сасовского района Людмила Хрунина Вначале хотелось бы привести официальные данные Центра здоровья областной детской клинической больницы им. Н.В. Дмитриевой, о которых прочла на днях в одной из областных газет. В 2020 году специалистами Центра были обследованы около семи тысяч школьников, из которых здоровыми оказались всего 62%, а в 2019 году здоровых было 71%. В 2020 году выявлено 38% детей и подростков с факторами риска, в то время как год назад таких детей было 29%. В 2020-м у 26% детей обнаружены последствия нерационального питания, в 2019-м – у 18%. У 2% детей дефицит массы тела, а избыток и ожирение – у 24% в 2020 году, в 2019-м таких детей было 16% . Цифры просто пугающие… Всего за год резко увеличилось количество детей с проблемами здоровья. И одна из причин – нерациональное питание. На государственном уровне также знают об этих проблемах и стараются их решать. Важной частью государственной политики по сохранению и укреплению здоровья школьников стали изменения в организации питания учеников 1–4-х классов по всей стране. Внесены изменения в два федеральных закона: «Об образовании в Российской Федерации» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов». С 1 сентября 2020 года одноразовое горячее питание учеников начальной школы происходит на средства федерального, регионального и местного бюджетов. Примерные меню для питания детей разработали специалисты. Меню разнообразное и сбалансированное с учётом возраста детей. С 1 января 2021 года вступили в силу новые санитарные правила и нормы. Сотрудники Роспотребнадзора постоянно проверяют, соответствует ли питание школьников современным требованиям. В 2021 году на питание учащихся 1–4-х классов Сасовского района выделено из бюджетов трёх уровней 3 647 129 рублей, а на питание детей из 5–11-х классов из местного бюджета – 4 757 443 рубля. Деньги, как видите, немалые. С целью контроля за расходованием средств именно на здоровое и полезное питание создан федеральный штаб по горячему питанию. Соответственно в каждом городе и районе тоже созданы межведомственные рабочие группы или комиссии по контролю организации питания школьников и еженедельно проходят заседания региональных рабочих групп в режиме видеосвязи, на которых обсуждаются проблемные вопросы, делятся опытом организации питания. В Сасовском районе межведомственная комиссия по оценке качества питания создана распоряжением администрации. Руководит её работой заместитель главы администрации по социальным вопросам Сергей Усанов. В составе комиссии сотрудники управления образования, члены районного Общественного совета, депутаты районной Думы и сельских Советов депутатов, родители. Кроме того, в каждой школе организован родительский контроль. Вот так тщательно выстроена работа на всех уровнях власти, для того, чтобы повлиять на здоровье детей через правильное питание в обр азовательных организациях. В начале учебного года специалисты управления образования выезжали во все школы с проверками соблюдения санитарных требований, в связи с угрозой распространения COVID-19. Надо отметить, что нарушений было немного и они не столь существенны, чтобы повлиять на здоровье детей. Регулярно проводятся совещания с директорами школ и завхозами. В январе–феврале года районная межведомственная комиссия посетила все школы района с проверкой организации питания, в некоторых побывали два раза. Проверяли правильность оформления документов, работу пищеблоков, режим питания школьников, наличие в меню овощей и фруктов, качество приготовляемых блюд, соблюдение санитарных требований, как едят дети разные продукты и блюда и как ведут себя во время приёма пищи. Грубых нарушений в ходе проверки не выявили. Часть из них устранили незамедлительно. Это были нарушения скорее организационного характера или связанные с оформлением документов, но не с приготовлением блюд. Например, надо было привести форму меню или какого-то журнала в пищеблоке в соответствие новым федеральным документам. Много было отмечено положительных моментов. Так, в одних школах мы увидели слаженную работу сотрудников пищеблока, порядок и чистоту, в других – аппетитно оформленные приготовленные блюда, в третьих – эстетику обеденного зала и внимательное отношение дежурных учителей к приёму пищи детьми. Конечно же, есть в некоторых наших сельских школах, в основном давно построенных, где порой пищеблок располагается в небольшом приспособленном помещении, свои проблемы и трудности. Нет места для установки современного оборудования; в ряде школ требуется капитальный ремонт пищеблоков и необходима замена технологического оборудования. Все проблемы, связанные с организацией питания, находятся на контроле главы администрации района и управления образования, ведь они напрямую связаны со здоровьем детей, поэтому постепенно эти вопросы решаются. Какие-то на средства местного бюджета, какие-то, более крупные, через участие в конкурсных отборах на выделение средств областного бюджета. Так, в 2019 году был проведён капремонт пищеблока в Глядковской школе, в 2020 году – в Сотницынской. Не могу не написать в этой статье, обращённой к мамам и папам, бабушкам и дедушкам, о том, как дети едят в школе. Конечно же, они рассказывают вам дома об этом. А вот какое мнение сформировалось у членов нашей комиссии. К сожалению, мы наблюдали, что многие дети не едят блюда с печенью, рыбу, салат из капусты и моркови, суп. На наш вопрос: «Почему?» – отвечали: «Не люблю печень, рыбу, капусту, не ем вообще суп…» Обсуждая это с директором или классным руководителем, узнали о том, что родители просят не заставлять детей есть, потому что они «это» не едят. В результате вкусная, полезная, с любовью и заботой приготовленная еда оказывается в ведре отходов. Сергей Усанов, Татьяна Ромашкина – председатель районного Общественного совета пробовали еду в ходе наших проверок и ни разу не сделали замечаний по поводу плохого вкуса, поэтому удивлялись, почему же дети не едят. Обращались к нам, сотрудникам управления образования и к директорам школ, с вопросом, проводим ли мы работу с детьми и родителями, разъясняем ли, что полезно есть детям. Конечно же, такая работа проводится. В наших школах не первый год ведётся курс «Разговор о правильном питании». Как раз у учеников начальных классов. Может быть, в школах детям внушается одно, а дома принято другое мнение по поводу питания? В школах, конечно же, пытаются убедить ребят съесть на этой неделе, например, один кусочек печёнки, ложку салата из капусты и моркови. Через неделю – по два кусочка и т.д. Мы-то с вами взрослые люди, цену деньгам знаем. Согласитесь, как-то обидно видеть «выброшенные» в ведро отходов деньги из государственной казны, которые были предназначены для укрепления здоровья наших детей. Если дети не знают или не понимают, какие продукты помогут сохранить и укрепить их здоровье, память, умственные способности, значит, школа и семья вместе должны внушать детям одинаковые правильные принципы питания. Надеемся на то, что наши совместные усилия приведут к формированию грамотного отношения детей к своему здоровью. Уважаемые родители, давайте объединим усилия по формированию культуры питания и вкусовых привычек наших деток! Прочитайте ещё раз статистику о здоровье детей. Пора убеждать детей есть не то, что вкусно, сладко, приятно пахнет, напичкано усилителями вкуса, вызывающими аппетит и зависимость по отношению к чипсам и прочим подобным продуктам, а также способствующим избыточному весу, а то, что полезно организму. Со своей стороны наша межведомственная комиссия продолжит работу, будет посещать школы, проверять организацию питания и проведение работы с детьми и родителями по формированию полезных вкусовых привычек. Мы, специалисты управления образования и сотрудники образовательных организаций, открыты диалогу, отзывам и предложениям по такому важному для всех нас вопросу – здоровому питанию детей.
Сасовская неделя
Человек есть то, что он ест, или разговор со взрослыми о правильном питании детей
Многие читатели газеты – мамы и папы, бабушки и дедушки, которые интересуются, как проходит школьная жизнь их любимых детей и внуков. Особенно важно знать, что и как сказывается на здоровье ребят. Среди факторов, влияющих на здоровье, особое место занимает питание. Об этом и других моментах, касающихся организации питания школьников Сасовского района, мы и поговорим сегодня.
Автор: Начальник отдела общего образования управления образования Сасовского района Людмила Хрунина
Вначале хотелось бы привести официальные данные Центра здоровья областной детской клинической больницы им. Н.В. Дмитриевой, о которых прочла на днях в одной из областных газет. В 2020 году специалистами Центра были обследованы около семи тысяч школьников, из которых здоровыми оказались всего 62%, а в 2019 году здоровых было 71%. В 2020 году выявлено 38% детей и подростков с факторами риска, в то время как год назад таких детей было 29%. В 2020-м у 26% детей обнаружены последствия нерационального питания, в 2019-м – у 18%. У 2% детей дефицит массы тела, а избыток и ожирение – у 24% в 2020 году, в 2019-м таких детей было 16% . Цифры просто пугающие… Всего за год резко увеличилось количество детей с проблемами здоровья. И одна из причин – нерациональное питание.
На государственном уровне также знают об этих проблемах и стараются их решать. Важной частью государственной политики по сохранению и укреплению здоровья школьников стали изменения в организации питания учеников 1–4-х классов по всей стране. Внесены изменения в два федеральных закона: «Об образовании в Российской Федерации» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов». С 1 сентября 2020 года одноразовое горячее питание учеников начальной школы происходит на средства федерального, регионального и местного бюджетов. Примерные меню для питания детей разработали специалисты. Меню разнообразное и сбалансированное с учётом возраста детей. С 1 января 2021 года вступили в силу новые санитарные правила и нормы. Сотрудники Роспотребнадзора постоянно проверяют, соответствует ли питание школьников современным требованиям.
В 2021 году на питание учащихся 1–4-х классов Сасовского района выделено из бюджетов трёх уровней 3 647 129 рублей, а на питание детей из 5–11-х классов из местного бюджета – 4 757 443 рубля. Деньги, как видите, немалые.
С целью контроля за расходованием средств именно на здоровое и полезное питание создан федеральный штаб по горячему питанию. Соответственно в каждом городе и районе тоже созданы межведомственные рабочие группы или комиссии по контролю организации питания школьников и еженедельно проходят заседания региональных рабочих групп в режиме видеосвязи, на которых обсуждаются проблемные вопросы, делятся опытом организации питания.
В Сасовском районе межведомственная комиссия по оценке качества питания создана распоряжением администрации. Руководит её работой заместитель главы администрации по социальным вопросам Сергей Усанов. В составе комиссии сотрудники управления образования, члены районного Общественного совета, депутаты районной Думы и сельских Советов депутатов, родители. Кроме того, в каждой школе организован родительский контроль. Вот так тщательно выстроена работа на всех уровнях власти, для того, чтобы повлиять на здоровье детей через правильное питание в обр азовательных организациях.
В начале учебного года специалисты управления образования выезжали во все школы с проверками соблюдения санитарных требований, в связи с угрозой распространения COVID-19. Надо отметить, что нарушений было немного и они не столь существенны, чтобы повлиять на здоровье детей. Регулярно проводятся совещания с директорами школ и завхозами.
В январе–феврале года районная межведомственная комиссия посетила все школы района с проверкой организации питания, в некоторых побывали два раза. Проверяли правильность оформления документов, работу пищеблоков, режим питания школьников, наличие в меню овощей и фруктов, качество приготовляемых блюд, соблюдение санитарных требований, как едят дети разные продукты и блюда и как ведут себя во время приёма пищи.
Грубых нарушений в ходе проверки не выявили. Часть из них устранили незамедлительно. Это были нарушения скорее организационного характера или связанные с оформлением документов, но не с приготовлением блюд. Например, надо было привести форму меню или какого-то журнала в пищеблоке в соответствие новым федеральным документам.
Много было отмечено положительных моментов. Так, в одних школах мы увидели слаженную работу сотрудников пищеблока, порядок и чистоту, в других – аппетитно оформленные приготовленные блюда, в третьих – эстетику обеденного зала и внимательное отношение дежурных учителей к приёму пищи детьми.
Конечно же, есть в некоторых наших сельских школах, в основном давно построенных, где порой пищеблок располагается в небольшом приспособленном помещении, свои проблемы и трудности. Нет места для установки современного оборудования; в ряде школ требуется капитальный ремонт пищеблоков и необходима замена технологического оборудования.
Все проблемы, связанные с организацией питания, находятся на контроле главы администрации района и управления образования, ведь они напрямую связаны со здоровьем детей, поэтому постепенно эти вопросы решаются. Какие-то на средства местного бюджета, какие-то, более крупные, через участие в конкурсных отборах на выделение средств областного бюджета. Так, в 2019 году был проведён капремонт пищеблока в Глядковской школе, в 2020 году – в Сотницынской.
Не могу не написать в этой статье, обращённой к мамам и папам, бабушкам и дедушкам, о том, как дети едят в школе. Конечно же, они рассказывают вам дома об этом. А вот какое мнение сформировалось у членов нашей комиссии.
К сожалению, мы наблюдали, что многие дети не едят блюда с печенью, рыбу, салат из капусты и моркови, суп. На наш вопрос: «Почему?» – отвечали: «Не люблю печень, рыбу, капусту, не ем вообще суп…» Обсуждая это с директором или классным руководителем, узнали о том, что родители просят не заставлять детей есть, потому что они «это» не едят. В результате вкусная, полезная, с любовью и заботой приготовленная еда оказывается в ведре отходов.
Сергей Усанов, Татьяна Ромашкина – председатель районного Общественного совета пробовали еду в ходе наших проверок и ни разу не сделали замечаний по поводу плохого вкуса, поэтому удивлялись, почему же дети не едят. Обращались к нам, сотрудникам управления образования и к директорам школ, с вопросом, проводим ли мы работу с детьми и родителями, разъясняем ли, что полезно есть детям. Конечно же, такая работа проводится. В наших школах не первый год ведётся курс «Разговор о правильном питании». Как раз у учеников начальных классов. Может быть, в школах детям внушается одно, а дома принято другое мнение по поводу питания? В школах, конечно же, пытаются убедить ребят съесть на этой неделе, например, один кусочек печёнки, ложку салата из капусты и моркови. Через неделю – по два кусочка и т.д.
Мы-то с вами взрослые люди, цену деньгам знаем. Согласитесь, как-то обидно видеть «выброшенные» в ведро отходов деньги из государственной казны, которые были предназначены для укрепления здоровья наших детей. Если дети не знают или не понимают, какие продукты помогут сохранить и укрепить их здоровье, память, умственные способности, значит, школа и семья вместе должны внушать детям одинаковые правильные принципы питания. Надеемся на то, что наши совместные усилия приведут к формированию грамотного отношения детей к своему здоровью.
Уважаемые родители, давайте объединим усилия по формированию культуры питания и вкусовых привычек наших деток! Прочитайте ещё раз статистику о здоровье детей. Пора убеждать детей есть не то, что вкусно, сладко, приятно пахнет, напичкано усилителями вкуса, вызывающими аппетит и зависимость по отношению к чипсам и прочим подобным продуктам, а также способствующим избыточному весу, а то, что полезно организму.
Со своей стороны наша межведомственная комиссия продолжит работу, будет посещать школы, проверять организацию питания и проведение работы с детьми и родителями по формированию полезных вкусовых привычек. Мы, специалисты управления образования и сотрудники образовательных организаций, открыты диалогу, отзывам и предложениям по такому важному для всех нас вопросу – здоровому питанию детей.