ПОНЕДЕЛЬНИК , 18 НОЯБРЯ / 1 ДЕКАБРЯ. С РОЖДЕСТВЕНСКИМ ПОСТОМ!
ДОРОГИЕ МОИ,ПОЖАЛУЙСТА ОТКРОЙТЕ ВСЮ ТЕМУ - ТАМ ВЫ НАЙДЕТЕ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО! ВЫ УЗНАЕТЕ ПОДРОБНО О КАЖДОМ СВЯТОМ ЭТОГО ДНЯ. СЕГОДНЯ ВНУТРИ КАЛЕНДАРЯ ЖИТИЕ СВЯТЫХ СЕГО ДНЯ!
Седмица 26-я по Пятидесятнице. Глас 8 Рождественский пост
Сегодня Святая Церковь совершает память:
Мч. Плато́на Анкирского (302 или 306);
Мчч. Романа, диакона, и отрока Вару́ла (303).
Мчч. Закхе́я, диакона Гадаринского, и Алфе́я, чтеца Кесарийского (303); Собор святых Эстонской земли.
Исп. Николая Виноградова, пресвитера (1948).
gif
ХРАНИ ВАС, ГОСПОДЬ, МАТЕРЬ БОЖИЯ И ВСЕ СВЯТЫЕ ИХ ЖЕ ПАМЯТЬ МЫ СЕГОДНЯ ОТМЕЧАЕМ!
gif
Читать Священное Писание вместе с Церковью: 1 Тим., 278 зач., I, 1–7. Лк., 86 зач., XVII, 20–25.
gif
Мученику Платону Анкирскому (житие / история праздника)
Тропарь, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди, Платон, во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего; име́яй бо кре́пость Твою́, мучи́телей низложи́, сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости. Того моли́твами спаси ду́ши на́ша.
Кондак, глас 3:
Свята́я твоя́ па́мять вселе́нную весели́т,/ созыва́ющи ве́рныя вся в пречестны́й храм твой,/ иде́же ны́не, ра́достию совоку́пльшеся,/ пое́м в пе́снех и све́тлостех./ Сего́ ра́ди, Плато́не, вопие́м ти:// язы́ческаго наше́ствия изба́ви град твой, свя́те.
Собору Эстонских святых (житие / история праздника)
Тропарь, глас 4:
Днесь лику́ет Це́рковь Эсто́нская,/ ветвь плодоно́сна дре́ва Росси́йския Це́ркве су́щи/ и, я́ко плоды́ кра́сны, Христу́ принося́щи,/ святы́я своя́ прославля́ет./ Тех моли́твами, Го́споди, Правосла́вие в земли́ Балти́йстей сохрани́,/ па́ству от раско́лов и междоусо́бия изба́ви/ и всем христолюби́вым лю́дем// да́руй ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 8:
Днесь святи́и земли́ Эсто́нския предстоя́т Бо́гу/ и усе́рдно за ны Ему́ мо́лятся,/ А́нгели славосло́вят с ни́ми,/ и вси святи́и Це́ркве Росси́йския им спра́зднуют,// о нас мо́лят вси ку́пно с Богоро́дицею Преве́чнаго Бо́га.
Молитва:
О, всеблаже́нии и богому́дрии уго́дницы Бо́жии, по́двиги свои́ми зе́млю Эсто́нскую освяти́вшии и телеса́ своя́, я́ко се́мя ве́ры, в ней оста́вльшии, душа́ми же свои́ми Престо́лу Бо́жию предстоя́щии и непреста́нно о ней моля́щиися! Се ны́не, в день о́бщаго ва́шего торжества́, мы, гре́шнии, ме́ньшии бра́тия ва́ши, дерза́ем приноси́ти вам сие́ хвале́бное пе́ние. Велича́ем ва́ша вели́кия по́двиги, духо́внии во́ини Христо́ви, терпе́нием и му́жеством до конца́ врага́ низложи́вшии и нас от пре́лести и ко́зней его́ избавля́ющии. Ублажа́ем ва́ше свято́е житие́, свети́льницы Боже́ственнии, све́том ве́ры и доброде́телей светя́щиися и на́ша умы́ и сердца́ богому́дренно озаря́ющии. Прославля́ем ва́ша вели́кая чудеса́, цве́ти ра́йстии, в стране́ на́шей прекра́сне процве́тшии и арома́ты дарова́ний и чуде́с повсю́ду благоуха́ющии. Восхваля́ем ва́шу богоподража́тельную любо́вь, предста́телие на́ши и покрови́телие, и, упова́юще на по́мощь ва́шу, припа́даем к вам и вопие́м: вси святи́и сро́дницы на́ши, от лет дре́вних просия́вшии и в после́дния дни подвиза́вшиися, явле́ннии и неявле́ннии, ве́домии и неве́домии! Помяни́те на́шу не́мощь и уничиже́ние и моли́твами ва́шими испроси́те у Христа́ Бо́га на́шего, да и мы, безбе́дно преплы́вше жите́йскую пучи́ну и невреди́мо соблю́дше сокро́вище ве́ры, в приста́нище ве́чнаго спасе́ния дости́гнем и в блаже́нных оби́телех Го́рняго оте́чества вку́пе с ва́ми и со все́ми угоди́вшими Ему́ от ве́ка святы́ми водвори́мся благода́тию и человеколю́бием Спаси́теля на́шего Го́спода Иису́са Христа́, Ему́же со Преве́чным Отце́м и со Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет непреста́нное славосло́вие и поклоне́ние от всех тва́рей во ве́ки веко́в. Ами́нь.
gif
gif
gif
gif
gif
gif
gif
gif
gif
gif
gif
gif
gif
gif
gif
gif
gif
gif
gif
gif
gif
Святой мученик Платон Анкирский
gif
Святой мученик Платон, брат святого мученика Антиоха врача (память 16 июля), родился в городе Анкире в Галатии в благочестивой семье. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам, удивляя слушателей убедительностью и красотой своих речей, глубоким знанием эллинской учености. За свою проповедь он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину.
Судья вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа. Он уверял юношу, что тот мог бы сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой Платон ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходяща и ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Тогда судья обещал в награду за отречение отдать ему в жены красавицу дочь, а в случае отказа угрожал мучением и смертью. Святой Платон ответил, что выбирает смерть временную ради жизни вечной. Терпение правителя иссякло, и он приказал нещадно бить мученика, а затем отправить в темницу.
Когда святого Платона вели в заточение, он обратился к народу, собравшемуся возле храма, призывая всех не отступать от христианской веры. Через семь дней мученика Платона вновь привели на суд Агриппина в храм Зевса, где уже были заготовлены орудия пыток: кипящие котлы, раскаленное железо, острые крючья. Судья предложил мученику выбор: принести жертву богам или испытать на себе действие этих орудий. Святой вновь твердо отказался поклониться идолам, и после истязаний его бросили в темницу и держали там без пищи и воды 18 дней. Но видя, что и это не поколебало мученика, ему предложили в обмен на жизнь и свободу лишь произнести «велик бог Аполлон». «Не хочу согрешить и словом», – отвечал мученик. По приказу Агриппина святого мученика Платона обезглавили (+ 302 или 306).
Кондак мученику Платону
Святая твоя память вселенную веселит,/ созывающи верныя вся в пречестный храм твой,/ идеже ныне, радостию совокупльшеся,/ поем в песнех и светлостех./ Сего ради, Платоне, вопием ти:// языческаго нашествия избави град твой, святе.
gif
gif
gif
gif
gif
Мученики Роман, диакон и отрок Варул
Святой мученик Роман был диаконом храма Кесарии Палестинской. Во время одного из гонений на христиан он переселился в Антиохию, где укреплял христиан в вере своим примером и горячей проповедью.
Когда правитель Антиохии Асклипиад задумал разрушить христианский храм, святой Роман призвал верующих отстоять свою святыню. Он убедил их в том, что если они сохранят храм, то будут радоваться здесь, на земле, в Церкви воинствующей, а если погибнут при защите храма, то будут радоваться в торжествующей Церкви Небесной. Видя такую решимость народа, правитель не посмел выполнить своего намерения.
Некоторое время спустя, когда в городе началось языческое празднество и множество людей со всей округи пришло в Антиохию, святой Роман начал обличать идолопоклонство и призывал всех следовать за Христом. Его схватили и подвергли мучениям. Во время пыток мученик увидел в толпе святого отрока-христианина Варула и, указывая правителю на него, сказал: «Юный отрок разумнее тебя, достигшего старости, потому что он знает Истинного Бога. Ты же поклоняешься идолам». Правитель Асклипиад приказал привести мальчика к себе. На все вопросы правителя Варул твердо и без страха исповедал веру во Христа, Единого Бога. Разгневанный Асклипиад повелел жестоко избивать мученика Варула, а затем обезглавить его. Перед смертью святой отрок попросил свою мать, которая присутствовала при казни, дать ему пить, но мать умолила его претерпеть все мучения за Господа Иисуса Христа. Она сама приклонила голову сына на плаху, а после казни погребла его (+ 303).
Мученик Роман был приговорен к сожжению, но внезапный ливень погасил огонь. Святой стал прославлять Христа и хулить языческих богов. Правитель приказал отрезать ему язык, но, и лишенный языка, святой Роман продолжал громко славить Господа. Тогда мучители приговорили его к повешению (+ 303).
gif
gif
gif
gif
gif
gif
Мученики Закхей Гадаринский и Алфей Кесарийский
gif
Святые мученики Закхей, диакон Гадаринский, и Алфей, чтец Кесарийский, пострадали при императоре Диоклитиане (284 - 305). Во время жесточайших гонений на христиан среди многих других был схвачен диакон Гадаринской церкви святой Закхей, открыто исповедавший свою веру и под пытками не отрекшийся от Христа. Диоклитианово гонение было таким жестоким, что многие не выдерживали и, устрашившись пыток, соглашались принести жертвы богам.
Святой Алфей, чтец Кесарийской церкви, ревнуя о славе Божией, пошел в толпу отпавших от Христа, которые шли к языческим жертвенникам. Он уговаривал их не осквернять себя злочестивыми жертвами. Святого Алфея схватили и после истязаний и пыток заковали в одни колодки со святым Закхеем. На ночь мучеников бросили в темницу, где они непрестанно молились, поддерживая друг в друге решимость претерпеть все страдания за Имя Христово и тем обрести жизнь вечную. Утром святых мучеников Закхея и Алфея обезглавили († 303).
gif
gif
gif
gif
Собор святых Эстонской земли
gif
Собор был установлен указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 июля 2002 года по ходатайству руководства Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Согласно указу была написана и икона "Собор Святых земли Эстонской", которая находится в Таллиннском Александро-Невском кафедральном соборе. Были составлены литургические тексты, в том числе канон, в котором упоминаются имена 17 угодников Божиих.
В Собор входят:
• Блгв. вел. кн. Александр Невский, в схиме Алексей (+ 1263, память 30 августа, 23 ноября) • Сщмч. Исидор Юрьевский и с ним 72 пострадавшие (+ 1472, память 8 января) • Прпп. Иона (+ ок. 1480, память 29 марта) и Васса (+ ок. 1473, память 19 марта) Псково-Печерские • Прп. Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский (+ 1482, память 15 мая, 7 сентября) • Прмч. Корнилий Псково-Печерский (+ 1570, память 20 февраля) • Сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский (+ 1772, память 28 февраля) • Прав. Иоанн Кронштадтский, прот., чудотворец (+ 1908, память 20 декабря) • Сщмч. Иоанн (Кочуров) (+ 1917, память 31 октября) • Сщмчч. Александр (Волков) и Димитрий (Чистосердов) Ивангородские (+ 1918, память 26 декабря) • Сщмч. Сергий (Флоринский), Раквереский (+ 1918, память 17 декабря, 19 июня) • Сщмчч. Платон (Кульбуш), еп. Ревельский, Михаил (Блейве) и Николай (Бежаницкий), протт., (+ 1919, память 1 января) • Свт. Агафангел (Преображенский), исп., митр. Ярославский (+ 1923, память 3 октября) • Сщмч. Николай (Сиймо), пресвитер Кронштадтский (+ 1931, память 5 апреля) • Сщмч. Карп (Эльб) (+ 1937, память 11 сентября)
Тропарь глас 4 Днесь ликует Церковь Эстонская, / ветвь плодоносна древа Российския церкве сущи / и, яко плоды красны, Христу приносящи, / святыя своя прославляет. / Тех молитвами, Господи, Православие в земли Балтийстей сохрани, / паству от расколов и междоусобия избави / и всем христолюбивым людем / даруй велию милость.
Кондак глас 8 Днесь святии земли Эстонския предстоят Богу / и усердно за ны Ему молятся, / Ангели славословят с ними, / и вси святии Церкве Российския им спразднуют, / о нас молят вси купно с Богородицею Превечнаго Бога.
Молитва ко всем святым земли Эстонския
О всеблажении и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Эстонскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставльшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовни воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.
gif
gif
gif
gif
gif
gif
Преподобная Елена Девочкина (Московская, Новодевическая)
Святая Елена Девочкина родилась в середине XV века в семье суздальского князя, в юности она, влекомая любовью ко Христу, поступила в суздальский Покровский девичий монастырь, в котором для многих служила примером благочестия и добродетелей. В начале XVI века обитель посетил Великий князь Московский Василий III с супругой своей Соломонией Сабуровой с молением к Богу о даре долгожданного наследника престола. Благодаря царскому вкладу в Покровском монастыре началось каменное строительство, попечение о котором легло на плечи монахини Елены. Войдя в преклонные годы, она приняла великую схиму под тем же именем и отошла от дел, затворившись в келье. Но промысел Божий, явленный через великокняжескую волю, прервал ее затворничество. В 1524 году по велению Василия III схимонахиня Елена была назначена игуменией новоустроенного Московского Новодевичьего монастыря. Прожив доброчестно и богоугодно и много потрудившись в благоустроении Новодевичьего монастыря, схиигумения Елена мирно преставилась о Господе в возрасте около 100 лет 18 ноября 1548 года.
На время настоятельства матушки Елены (1525—1547 гг.) пришлись, наверное, самые трудные первые 22 года существования монастыря и обустройства в его стенах монашеской общины. Не случайно, что ее имя сохранилось не только в официальных документах, но и в монастырских преданиях. Игумения Елена умерла в 1547 г. и была похоронена в монастыре с северной стороны алтаря Смоленского собора. Позже в алтарную стену собора перед гробницей была вставлена каменная плита, сохранившаяся до наших дней. Известно, что могила первой игумений долгое время служила местом особого почитания и поклонения в монастыре .
В настоящее время, после уничтожения монастырского кладбища и перепланировки всей территории в конце 20-х — начале 30-х годов XX в. могильный камень с именем игумений Елены лишь приблизительно указывает первоначальное место ее захоронения. "Година Олене Девочкине, первой начальной строителю", "память старице Елены Девочкине, первоначальной во обители пречистые Богородицы" и ее роду были записаны для поминания в монастыре во "Вкладной книге 1674—1675 (7183) года Московского Новодевичьего монастыря" и в Синодике 1705 года.
gif
gif
gif
gif
НОВОМУЧЕНИК АНАСТАСИЙ ПАРАМИФИЙСКИЙ
Святой Анастасий жил в первой половине XVIII века. Однажды он отправился на жатву вместе со своей сестрой и другими христианами из деревни Парамифия в Эпире. По дороге им повстречался отряд всадников-мусульман во главе с Мусой, сыном местного паши. Пораженный красотой сестры Анастасия, Муса воспылал страстью и захотел похитить ее. Но Анастасий смело бросился на турок, дав тем самым сестре время убежать. Мусу и его спутников прогнали христиане.
Тогда турки обратились с жалобой к паше. Тот велел арестовать Анастасия и, видя его отвагу, попытался склонить святого к переходу в ислам. Но ни угрозы, ни побои, ни заточение, ни обещания славы и почестей не смогли поколебать веру молодого человека.
Потрясенный стойкостью Анастасия, Муса захотел побольше узнать о вере, дающей христианам силу, какой не дает никакая мирская власть, и тайком отправился в место его заточения. В ту минуту, когда тюремщик отворил дверь, Муса увидел рядом с узником двух юношей, от которых исходило сияние, но как только он вошел, они исчезли. На его расспросы Анастасий ответил, что это были ангелы-хранители, оберегающие христиан и особенно помогающие в испытаниях, переносимых ради любви ко Христу. Также он объяснил Мусе, почему христиане с такой легкостью отрекаются от мирских наслаждений и переносят все мучения, надеясь на вечное блаженство. Сердце мусульманина исполнилось благодати, и он бросился к ногам мученика, умоляя причислить его к христианам. Однако Анастасий попросил его немного подождать, поскольку отец Мусы мог начать гонения против христиан тех мест, услышав об обращении сына. Несколько дней спустя, 18 ноября 1750 года, Анастасий был обезглавлен по приказу паши, не знавшего, что его собственный сын отныне стал тайным христианином.
Сразу после этого паша отправился в соседнее селение, чтобы присутствовать на свадьбе. Воспользовавшись отлучкой отца, Муса пошел поклониться могиле святого мученика. Там он увидел Анастасия, окруженного сиянием. Святой призвал Мусу следовать за Христом. Ведомый ангелом, юноша отправился на Пелопоннес, где стал духовным чадом старца-подвижника. Тот наставил его в тайнах веры и аскетической жизни. После этого Муса уехал в Патры, а оттуда отплыл в Венецию, чтобы принять святое крещение, не опасаясь турок.
Получив в крещении имя Димитрий, он принял монашеский образ с именем Даниил в обители на острове Корфу. Но аскетические подвиги не удовлетворили его жажды во всем следовать Христу, и, чтобы достойно увенчать свой путь принятием мученичества, он отправился в Константинополь. Однако местные христиане отговорили его от добровольной смерти, опасаясь преследований, которым могли подвергнуться прочие верующие. Тогда преподобный Даниил возвратился на Корфу, где основал церковь во имя святого Анастасия. Там же святой мирно отошел ко Господу.
Свв. Анастасий и Даниил почитаются в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви их память не включена.
gif
gif
gif
gif
gif
Исповедник Николай Виноградов, пресвитер
gif
25 июля 1908 года, за полгода до своей кончины, святой праведный Иоанн Кронштадтский записывает в своем дневнике карандашом: "Священник Николай Васильевич Виноградов, Ярославской губернии Романовского уезда, село Малахово". О причинах появления этой записи остается только гадать. Известно, что именно в эти дни отец Иоанн объезжал Ярославскую епархию. Видимо, не мог один святой, широко известный на всю Россию и уже заканчивающий путь своей жизни во Христе, не заметить и не отметить другого, которому не суждено будет приобрести такую же известность, но который стяжает святость подвигом исповедания Христовой веры. Отец Иоанн Кронштадтский как бы указывает нам на скромного священника села Малахово, как на образец того, как надо жить во Христе даже в самую лютую годину. Николай Васильевич Виноградов родился в 1870 году в том самом селе, в котором застает его в 1908 году в сане священника святой Всероссийский пастырь. Именно в родном селе Малахово Ярославской области арестовывают в 1929 году 59 летнего священника Николая. 1 декабря следует осуждение и приговор: 3 года исправительно-трудового лагеря. Стойко держится за свою веру тот, кого отметил отец Иоанн! После долгих лет исповедничества, протоиерей Николай Виноградов почил в Бозе 1 декабря 1948 года, в день своего первого осуждения.
☦ СВЕЧА
:☦Людмила Шильникова
☦ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
ПОНЕДЕЛЬНИК , 18 НОЯБРЯ / 1 ДЕКАБРЯ. С РОЖДЕСТВЕНСКИМ ПОСТОМ!
ДОРОГИЕ МОИ,ПОЖАЛУЙСТА ОТКРОЙТЕ ВСЮ ТЕМУ - ТАМ ВЫ НАЙДЕТЕ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!ВЫ УЗНАЕТЕ ПОДРОБНО О КАЖДОМ СВЯТОМ ЭТОГО ДНЯ.
СЕГОДНЯ ВНУТРИ КАЛЕНДАРЯ ЖИТИЕ СВЯТЫХ СЕГО ДНЯ!
БЛАГОСЛОВЕННОГО ПРОСМОТРА КАЛЕНДАРЯ,ВО СЛАВУ БОЖИЮ!
Седмица 26-я по Пятидесятнице. Глас 8 Рождественский пост
Сегодня Святая Церковь совершает память:Мч. Плато́на Анкирского (302 или 306);
Мчч. Романа, диакона, и отрока Вару́ла (303).Мчч. Закхе́я, диакона Гадаринского, и Алфе́я, чтеца Кесарийского (303); Собор святых Эстонской земли.
Исп. Николая Виноградова, пресвитера (1948).
ХРАНИ ВАС, ГОСПОДЬ, МАТЕРЬ БОЖИЯ И ВСЕ СВЯТЫЕ ИХ ЖЕ ПАМЯТЬ МЫ СЕГОДНЯ ОТМЕЧАЕМ!
1 Тим., 278 зач., I, 1–7. Лк., 86 зач., XVII, 20–25.
Тропарь, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди, Платон, во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего; име́яй бо кре́пость Твою́, мучи́телей низложи́, сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости. Того моли́твами спаси ду́ши на́ша.
Кондак, глас 3:
Свята́я твоя́ па́мять вселе́нную весели́т,/ созыва́ющи ве́рныя вся в пречестны́й храм твой,/ иде́же ны́не, ра́достию совоку́пльшеся,/ пое́м в пе́снех и све́тлостех./ Сего́ ра́ди, Плато́не, вопие́м ти:// язы́ческаго наше́ствия изба́ви град твой, свя́те.
Собору Эстонских святых (житие / история праздника)
Тропарь, глас 4:
Днесь лику́ет Це́рковь Эсто́нская,/ ветвь плодоно́сна дре́ва Росси́йския Це́ркве су́щи/ и, я́ко плоды́ кра́сны, Христу́ принося́щи,/ святы́я своя́ прославля́ет./ Тех моли́твами, Го́споди, Правосла́вие в земли́ Балти́йстей сохрани́,/ па́ству от раско́лов и междоусо́бия изба́ви/ и всем христолюби́вым лю́дем// да́руй ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 8:
Днесь святи́и земли́ Эсто́нския предстоя́т Бо́гу/ и усе́рдно за ны Ему́ мо́лятся,/ А́нгели славосло́вят с ни́ми,/ и вси святи́и Це́ркве Росси́йския им спра́зднуют,// о нас мо́лят вси ку́пно с Богоро́дицею Преве́чнаго Бо́га.
Молитва:
О, всеблаже́нии и богому́дрии уго́дницы Бо́жии, по́двиги свои́ми зе́млю Эсто́нскую освяти́вшии и телеса́ своя́, я́ко се́мя ве́ры, в ней оста́вльшии, душа́ми же свои́ми Престо́лу Бо́жию предстоя́щии и непреста́нно о ней моля́щиися! Се ны́не, в день о́бщаго ва́шего торжества́, мы, гре́шнии, ме́ньшии бра́тия ва́ши, дерза́ем приноси́ти вам сие́ хвале́бное пе́ние. Велича́ем ва́ша вели́кия по́двиги, духо́внии во́ини Христо́ви, терпе́нием и му́жеством до конца́ врага́ низложи́вшии и нас от пре́лести и ко́зней его́ избавля́ющии. Ублажа́ем ва́ше свято́е житие́, свети́льницы Боже́ственнии, све́том ве́ры и доброде́телей светя́щиися и на́ша умы́ и сердца́ богому́дренно озаря́ющии. Прославля́ем ва́ша вели́кая чудеса́, цве́ти ра́йстии, в стране́ на́шей прекра́сне процве́тшии и арома́ты дарова́ний и чуде́с повсю́ду благоуха́ющии. Восхваля́ем ва́шу богоподража́тельную любо́вь, предста́телие на́ши и покрови́телие, и, упова́юще на по́мощь ва́шу, припа́даем к вам и вопие́м: вси святи́и сро́дницы на́ши, от лет дре́вних просия́вшии и в после́дния дни подвиза́вшиися, явле́ннии и неявле́ннии, ве́домии и неве́домии! Помяни́те на́шу не́мощь и уничиже́ние и моли́твами ва́шими испроси́те у Христа́ Бо́га на́шего, да и мы, безбе́дно преплы́вше жите́йскую пучи́ну и невреди́мо соблю́дше сокро́вище ве́ры, в приста́нище ве́чнаго спасе́ния дости́гнем и в блаже́нных оби́телех Го́рняго оте́чества вку́пе с ва́ми и со все́ми угоди́вшими Ему́ от ве́ка святы́ми водвори́мся благода́тию и человеколю́бием Спаси́теля на́шего Го́спода Иису́са Христа́, Ему́же со Преве́чным Отце́м и со Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет непреста́нное славосло́вие и поклоне́ние от всех тва́рей во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Святой мученик Платон Анкирский
Судья вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа. Он уверял юношу, что тот мог бы сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой Платон ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходяща и ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Тогда судья обещал в награду за отречение отдать ему в жены красавицу дочь, а в случае отказа угрожал мучением и смертью. Святой Платон ответил, что выбирает смерть временную ради жизни вечной. Терпение правителя иссякло, и он приказал нещадно бить мученика, а затем отправить в темницу.
Когда святого Платона вели в заточение, он обратился к народу, собравшемуся возле храма, призывая всех не отступать от христианской веры. Через семь дней мученика Платона вновь привели на суд Агриппина в храм Зевса, где уже были заготовлены орудия пыток: кипящие котлы, раскаленное железо, острые крючья. Судья предложил мученику выбор: принести жертву богам или испытать на себе действие этих орудий. Святой вновь твердо отказался поклониться идолам, и после истязаний его бросили в темницу и держали там без пищи и воды 18 дней. Но видя, что и это не поколебало мученика, ему предложили в обмен на жизнь и свободу лишь произнести «велик бог Аполлон». «Не хочу согрешить и словом», – отвечал мученик. По приказу Агриппина святого мученика Платона обезглавили (+ 302 или 306).
Кондак мученику Платону
Святая твоя память вселенную веселит,/ созывающи верныя вся в пречестный храм твой,/ идеже ныне, радостию совокупльшеся,/ поем в песнех и светлостех./ Сего ради, Платоне, вопием ти:// языческаго нашествия избави град твой, святе.
Мученики Роман, диакон и отрок Варул
Когда правитель Антиохии Асклипиад задумал разрушить христианский храм, святой Роман призвал верующих отстоять свою святыню. Он убедил их в том, что если они сохранят храм, то будут радоваться здесь, на земле, в Церкви воинствующей, а если погибнут при защите храма, то будут радоваться в торжествующей Церкви Небесной. Видя такую решимость народа, правитель не посмел выполнить своего намерения.
Некоторое время спустя, когда в городе началось языческое празднество и множество людей со всей округи пришло в Антиохию, святой Роман начал обличать идолопоклонство и призывал всех следовать за Христом. Его схватили и подвергли мучениям. Во время пыток мученик увидел в толпе святого отрока-христианина Варула и, указывая правителю на него, сказал: «Юный отрок разумнее тебя, достигшего старости, потому что он знает Истинного Бога. Ты же поклоняешься идолам». Правитель Асклипиад приказал привести мальчика к себе. На все вопросы правителя Варул твердо и без страха исповедал веру во Христа, Единого Бога. Разгневанный Асклипиад повелел жестоко избивать мученика Варула, а затем обезглавить его. Перед смертью святой отрок попросил свою мать, которая присутствовала при казни, дать ему пить, но мать умолила его претерпеть все мучения за Господа Иисуса Христа. Она сама приклонила голову сына на плаху, а после казни погребла его (+ 303).
Мученик Роман был приговорен к сожжению, но внезапный ливень погасил огонь. Святой стал прославлять Христа и хулить языческих богов. Правитель приказал отрезать ему язык, но, и лишенный языка, святой Роман продолжал громко славить Господа. Тогда мучители приговорили его к повешению (+ 303).
Мученики Закхей Гадаринский и Алфей Кесарийский
Святой Алфей, чтец Кесарийской церкви, ревнуя о славе Божией, пошел в толпу отпавших от Христа, которые шли к языческим жертвенникам. Он уговаривал их не осквернять себя злочестивыми жертвами. Святого Алфея схватили и после истязаний и пыток заковали в одни колодки со святым Закхеем. На ночь мучеников бросили в темницу, где они непрестанно молились, поддерживая друг в друге решимость претерпеть все страдания за Имя Христово и тем обрести жизнь вечную. Утром святых мучеников Закхея и Алфея обезглавили († 303).
Собор святых Эстонской земли
В Собор входят:
• Блгв. вел. кн. Александр Невский, в схиме Алексей (+ 1263, память 30 августа, 23 ноября)
• Сщмч. Исидор Юрьевский и с ним 72 пострадавшие (+ 1472, память 8 января)
• Прпп. Иона (+ ок. 1480, память 29 марта) и Васса (+ ок. 1473, память 19 марта) Псково-Печерские
• Прп. Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский (+ 1482, память 15 мая, 7 сентября)
• Прмч. Корнилий Псково-Печерский (+ 1570, память 20 февраля)
• Сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский (+ 1772, память 28 февраля)
• Прав. Иоанн Кронштадтский, прот., чудотворец (+ 1908, память 20 декабря)
• Сщмч. Иоанн (Кочуров) (+ 1917, память 31 октября)
• Сщмчч. Александр (Волков) и Димитрий (Чистосердов) Ивангородские (+ 1918, память 26 декабря)
• Сщмч. Сергий (Флоринский), Раквереский (+ 1918, память 17 декабря, 19 июня)
• Сщмчч. Платон (Кульбуш), еп. Ревельский, Михаил (Блейве) и Николай (Бежаницкий), протт., (+ 1919, память 1 января)
• Свт. Агафангел (Преображенский), исп., митр. Ярославский (+ 1923, память 3 октября)
• Сщмч. Николай (Сиймо), пресвитер Кронштадтский (+ 1931, память 5 апреля)
• Сщмч. Карп (Эльб) (+ 1937, память 11 сентября)
Тропарь
глас 4
Днесь ликует Церковь Эстонская, / ветвь плодоносна древа Российския церкве сущи / и, яко плоды красны, Христу приносящи, / святыя своя прославляет. / Тех молитвами, Господи, Православие в земли Балтийстей сохрани, / паству от расколов и междоусобия избави / и всем христолюбивым людем / даруй велию милость.
Кондак
глас 8
Днесь святии земли Эстонския предстоят Богу / и усердно за ны Ему молятся, / Ангели славословят с ними, / и вси святии Церкве Российския им спразднуют, / о нас молят вси купно с Богородицею Превечнаго Бога.
Молитва ко всем святым земли Эстонския
О всеблажении и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Эстонскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставльшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовни воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.
Преподобная Елена Девочкина (Московская, Новодевическая)
На время настоятельства матушки Елены (1525—1547 гг.) пришлись, наверное, самые трудные первые 22 года существования монастыря и обустройства в его стенах монашеской общины. Не случайно, что ее имя сохранилось не только в официальных документах, но и в монастырских преданиях. Игумения Елена умерла в 1547 г. и была похоронена в монастыре с северной стороны алтаря Смоленского собора. Позже в алтарную стену собора перед гробницей была вставлена каменная плита, сохранившаяся до наших дней. Известно, что могила первой игумений долгое время служила местом особого почитания и поклонения в монастыре .
В настоящее время, после уничтожения монастырского кладбища и перепланировки всей территории в конце 20-х — начале 30-х годов XX в. могильный камень с именем игумений Елены лишь приблизительно указывает первоначальное место ее захоронения. "Година Олене Девочкине, первой начальной строителю", "память старице Елены Девочкине, первоначальной во обители пречистые Богородицы" и ее роду были записаны для поминания в монастыре во "Вкладной книге 1674—1675 (7183) года Московского Новодевичьего монастыря" и в Синодике 1705 года.
НОВОМУЧЕНИК АНАСТАСИЙ ПАРАМИФИЙСКИЙ
Тогда турки обратились с жалобой к паше. Тот велел арестовать Анастасия и, видя его отвагу, попытался склонить святого к переходу в ислам. Но ни угрозы, ни побои, ни заточение, ни обещания славы и почестей не смогли поколебать веру молодого человека.
Потрясенный стойкостью Анастасия, Муса захотел побольше узнать о вере, дающей христианам силу, какой не дает никакая мирская власть, и тайком отправился в место его заточения. В ту минуту, когда тюремщик отворил дверь, Муса увидел рядом с узником двух юношей, от которых исходило сияние, но как только он вошел, они исчезли. На его расспросы Анастасий ответил, что это были ангелы-хранители, оберегающие христиан и особенно помогающие в испытаниях, переносимых ради любви ко Христу. Также он объяснил Мусе, почему христиане с такой легкостью отрекаются от мирских наслаждений и переносят все мучения, надеясь на вечное блаженство. Сердце мусульманина исполнилось благодати, и он бросился к ногам мученика, умоляя причислить его к христианам. Однако Анастасий попросил его немного подождать, поскольку отец Мусы мог начать гонения против христиан тех мест, услышав об обращении сына. Несколько дней спустя, 18 ноября 1750 года, Анастасий был обезглавлен по приказу паши, не знавшего, что его собственный сын отныне стал тайным христианином.
Сразу после этого паша отправился в соседнее селение, чтобы присутствовать на свадьбе. Воспользовавшись отлучкой отца, Муса пошел поклониться могиле святого мученика. Там он увидел Анастасия, окруженного сиянием. Святой призвал Мусу следовать за Христом. Ведомый ангелом, юноша отправился на Пелопоннес, где стал духовным чадом старца-подвижника. Тот наставил его в тайнах веры и аскетической жизни. После этого Муса уехал в Патры, а оттуда отплыл в Венецию, чтобы принять святое крещение, не опасаясь турок.
Получив в крещении имя Димитрий, он принял монашеский образ с именем Даниил в обители на острове Корфу. Но аскетические подвиги не удовлетворили его жажды во всем следовать Христу, и, чтобы достойно увенчать свой путь принятием мученичества, он отправился в Константинополь. Однако местные христиане отговорили его от добровольной смерти, опасаясь преследований, которым могли подвергнуться прочие верующие. Тогда преподобный Даниил возвратился на Корфу, где основал церковь во имя святого Анастасия. Там же святой мирно отошел ко Господу.
Свв. Анастасий и Даниил почитаются в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви их память не включена.
Исповедник Николай Виноградов, пресвитер
Николай Васильевич Виноградов родился в 1870 году в том самом селе, в котором застает его в 1908 году в сане священника святой Всероссийский пастырь. Именно в родном селе Малахово Ярославской области арестовывают в 1929 году 59 летнего священника Николая. 1 декабря следует осуждение и приговор: 3 года исправительно-трудового лагеря. Стойко держится за свою веру тот, кого отметил отец Иоанн! После долгих лет исповедничества, протоиерей Николай Виноградов почил в Бозе 1 декабря 1948 года, в день своего первого осуждения.