📝"Я-высказывания" Давайте вспомним типичную "трудную" ситуацию, с которой знакомо большинство родителей - родитель приготовил обед и зовет ребенка к столу , а ребенок не хочет оторваться от игры. Как правило взрослый, устав от попыток добиться от ребенка чего-то необходимого, начинает укоризненно высказываться в адрес малыша, возмущаясь "маленьким упрямцем". В результате этих укоров, обычно дело "не сдвигается с мертвой точки", а порой ситуация еще больше обостряется. Скандал и, как следствие, плохое настроению на весь день, как у ребенка, так и у родителя – обеспечены. В подобных случаях психологи советуют вспомнить о «Я- высказывании» и воспользоваться им, чтобы диалог с ребенком закончился дружелюбно и мирно. Итак, как же обычно строится общение во время ситуации, когда ребенок «не слушается». Довольно часто родители в эти моменты используют «Ты-высказывания», то есть ребенок слышит, например, фразу: «Ты никогда меня не слушаешь». Услышав в свой адрес построенную таким образом фразу, любой ребенок воспринимает ее как обвинение, и вынужден принять защитную позицию и даже начать обороняться! А как может обороняться ребенок, думаю, и рассказывать не надо: крики, топанье ногами, "упрямство" и т.д. Чтобы этого не произошло, лучше построить фразу так: «Я вижу, что ты не слушаешь меня, и мне неприятно…». В этом случае вы не оцениваете поведение ребенка, а говорите ему о себе. Это и будет «Я-высказывание». Если вернуться к примеру с обедом, то с помощью "Я-высказывания" можно свою просьбу построить, так: ✏ «Я вижу, что тебе интересно играть и тебе не нравится, и тебя злит, когда тебя отвлекают…» - так вы сообщаете ребенку, что понимаете важность того, чем он занят и не игнорируете его потребности. А также вы называете ему то чувство, которое он может испытывать в данной ситуации, значит вы внимательны к его чувствам. ✏ Далее вы обозначаете, что происходит с вами, называете ваши чувства, воздерживаясь при этом от обвинений, нужно сообщить малышу, что: «Я чувствую раздражение (или беспомощность или злость или обиду ) …» ✏ Затем даете ребенку четко понять, что Вы от него хотите: «Обед готов и остывает, и я хочу, чтобы ты пришел(а) и сел(а) за стол» Полностью Я-высказывание по такому поводу может, например, звучать так: "Я вижу, ты играешь. Недоволен(а), что я тебя зову кушать. Я сержусь. Хочу, чтобы ты съел(а) суп, пока он не остыл". Разговаривая с детьми, важно говорить спокойно и размеренно, но придавать своим словам эмоциональную окраску, например, с помощью интонации и мимики. Конечно, следует учитывать, что маленьким детям трудно понять длинную фразу, поэтому нужно разбивать Я-высказывание на несколько коротких и выразительных предложений. Например, "Я вижу, тебе трудно. Ты злишься. Я расстроена. Давай я тебе помогу!" или "Я знаю, ты любишь конфеты. Я беспокоюсь, что ты не будешь обедать. Я хочу, чтобы ты съел(а) суп". Классическая формула «Я-высказывания» обычно выглядит так: Ситуация + Я-(мое)чувство + желательное поведение. Попробуйте воспользоваться ей в любой накаляющейся ситуации. Конечно, "трудных" ситуаций с детьми может быть множество. Универсальных рецептов, как поступить в каждой конкретной ситуации, нет. Но во многих из них точно может помочь изменение «Ты- высказывания» на «Я-высказывание». И эта формула, кстати, работает не только при общении с детьми.
Благотворительный фонд Даунсайд Ап
#психология
📝"Я-высказывания"
Давайте вспомним типичную "трудную" ситуацию, с которой знакомо большинство родителей - родитель приготовил обед и зовет ребенка к столу , а ребенок не хочет оторваться от игры.
Как правило взрослый, устав от попыток добиться от ребенка чего-то необходимого, начинает укоризненно высказываться в адрес малыша, возмущаясь "маленьким упрямцем". В результате этих укоров, обычно дело "не сдвигается с мертвой точки", а порой ситуация еще больше обостряется. Скандал и, как следствие, плохое настроению на весь день, как у ребенка, так и у родителя – обеспечены.
В подобных случаях психологи советуют вспомнить о «Я- высказывании» и воспользоваться им, чтобы диалог с ребенком закончился дружелюбно и мирно.
Итак, как же обычно строится общение во время ситуации, когда ребенок «не слушается». Довольно часто родители в эти моменты используют «Ты-высказывания», то есть ребенок слышит, например, фразу: «Ты никогда меня не слушаешь». Услышав в свой адрес построенную таким образом фразу, любой ребенок воспринимает ее как обвинение, и вынужден принять защитную позицию и даже начать обороняться! А как может обороняться ребенок, думаю, и рассказывать не надо: крики, топанье ногами, "упрямство" и т.д.
Чтобы этого не произошло, лучше построить фразу так: «Я вижу, что ты не слушаешь меня, и мне неприятно…». В этом случае вы не оцениваете поведение ребенка, а говорите ему о себе. Это и будет «Я-высказывание».
Если вернуться к примеру с обедом, то с помощью "Я-высказывания" можно свою просьбу построить, так:
✏ «Я вижу, что тебе интересно играть и тебе не нравится, и тебя злит, когда тебя отвлекают…» - так вы сообщаете ребенку, что понимаете важность того, чем он занят и не игнорируете его потребности. А также вы называете ему то чувство, которое он может испытывать в данной ситуации, значит вы внимательны к его чувствам.
✏ Далее вы обозначаете, что происходит с вами, называете ваши чувства, воздерживаясь при этом от обвинений, нужно сообщить малышу, что: «Я чувствую раздражение (или беспомощность или злость или обиду ) …»
✏ Затем даете ребенку четко понять, что Вы от него хотите: «Обед готов и остывает, и я хочу, чтобы ты пришел(а) и сел(а) за стол»
Полностью Я-высказывание по такому поводу может, например, звучать так: "Я вижу, ты играешь. Недоволен(а), что я тебя зову кушать. Я сержусь. Хочу, чтобы ты съел(а) суп, пока он не остыл".
Разговаривая с детьми, важно говорить спокойно и размеренно, но придавать своим словам эмоциональную окраску, например, с помощью интонации и мимики. Конечно, следует учитывать, что маленьким детям трудно понять длинную фразу, поэтому нужно разбивать Я-высказывание на несколько коротких и выразительных предложений. Например, "Я вижу, тебе трудно. Ты злишься. Я расстроена. Давай я тебе помогу!" или "Я знаю, ты любишь конфеты. Я беспокоюсь, что ты не будешь обедать. Я хочу, чтобы ты съел(а) суп".
Классическая формула «Я-высказывания» обычно выглядит так: Ситуация + Я-(мое)чувство + желательное поведение. Попробуйте воспользоваться ей в любой накаляющейся ситуации.
Конечно, "трудных" ситуаций с детьми может быть множество. Универсальных рецептов, как поступить в каждой конкретной ситуации, нет. Но во многих из них точно может помочь изменение «Ты- высказывания» на «Я-высказывание». И эта формула, кстати, работает не только при общении с детьми.