Свет и цвет: понятие и история витража

Слово «витраж» пришло от французского «vitre» — окно. Этот пример монументального искусства располагается, как правило, в оконных проемах и представляет композицию из разноцветных стеклянных элементов. Лучи света, проникающие через такие окна, окрашиваются в соответствующий цвет, создавая при этом невероятную атмосферу в помещении. Недаром витражи широко применяются в архитектурной составляющей храмов по всему миру.
Слово «витраж» пришло от французского «vitre» — окно. Этот пример монументального искусства располагается, как правило, в оконных проемах и представляет композицию из разноцветных стеклянных элементов. Лучи света, проникающие через такие окна, окрашиваются в соответствующий цвет, создавая при этом невероятную атмосферу в помещении. Недаром витражи широко применяются в архитектурной составляющей храмов по всему миру.

Свет и цвет: понятие и история витража - 956337544646

Какими бывают витражи?
Существуют различные техники для создания стеклянной композиции.

Классические.
Этот тип изготавливается по готовым шаблонам путем спайки деталей друг с другом. Каждая деталь представляет собой стеклянный элемент, обрамленный цветным металлом.
Спечные.
Отличны от классических тем, что при составлении узора из элементов стекла не используют металлическое обрамление каждого кусочка. Стекло соединяется в печи и создает общую композицию.
Расписные.
При создании расписных витражей художники наносят изображение на цельное стекло специальными красками и, после обработки защитным раствором, отправляют в печь для обжига.
Пескоструйные.
Приверженцы этой техники используют абразивные материалы для нанесения на поверхность стекла матового рисунка.
Травленые.
Мастера придают матовость рисунку с помощью особых веществ, воздействующих на поверхность стекла.
Литые.
Элементы отливаются или выдуваются отдельно, затем их объединяют в одну картинку. Для соединения используют арматуру или строительный цемент.
Комбинированные.
Подразумевают комбинации нескольких техник в создании одного изделия.
Свет и цвет: понятие и история витража - 956337517510
Витражи в Соборе парижской Богоматери

Композиция на стекле бывает самая разная. Что она изображает, зависит от цели создания витража и помещения, для которого она предназначена. Тип изображения разделяет этот предмет искусства на сюжетный, орнаментный и комбинированный. В храмах, как правило, используются сюжетные и комбинированные стекла. Орнаментный тип характерен для светских помещений.
Свет и цвет: понятие и история витража - 956337619910
Витражное окно в кёльнском католическом соборе

Вехи истории
Существуют источники, свидетельствующие о наличии витражей в оконных проемах константинопольской Софии, датированные 330 годом. Использование цветных стекол и профиля из свинца упомянуто в разных хрониках Европы VI века. До наших дней сумели сохраниться витражи Аугсбургского Собора. Они датируются 1065 годом и являются старейшими среди дошедших до нас.
В то время как христианские средневековые изображения на стеклах иллюстрировали библейские сюжеты и деяния апостолов, витраж для мусульманских мечетей отличался узорами и орнаментом в композиции. Это объясняется запретом в исламе на изображение животных и людей.
Свет и цвет: понятие и история витража - 956337493190
Витражное окно в Соборе Святого Вита в Праге

В эпоху Возрождения на смену водянистым краскам пришли маслянистые и темперные. Свой отпечаток в регионах Западной Европы на искусстве витража оставила Реформация. Многие из них намеренно разбивались, в оконные проемы храмов устанавливались обычные стекла. Техники создания витражей были надолго утрачены.
Витражные окна в Соборе Святого Семейства в Барселоне
Витражные окна в Соборе Святого Семейства в Барселоне

Лишь в начале 1880-х годов интерес к данному виду монументального искусства был возобновлен. В этот период гениальный американский художник Луис Комфорт Тиффани, стал увлекаться изделиями из стекла и даже смог изобрести фирменную технику. Стеклянные элементы соединялись теперь не свинцовыми пластинами, а тонкими медными полосками. Для скрепления полосок со стеклом Луис Тиффани использовал воск, а для спайки готовых элементов — олово. Такая техника расширила возможности витражного искусства. В антикварных магазинах до сих пор можно встретить роскошные лампы, стеклянные абажуры которых выполнены именно таким способом.
Витражный купол в гостинице «Метрополь» в Москве
Витражный купол в гостинице «Метрополь» в Москве

Начиная с XX века технологии изготовления витражей продолжают совершенствоваться, а применение — расширяться. Однако особенную ценность для коллекционеров сегодня представляют подлинные антикварные витражи, стоимость которых может достигать нескольких тысяч долларов.

Комментарии

Комментариев нет.