Российский автопром становится филиалом автопрома Поднебесной

Завод Hyundai в Санкт-Петербурге © KM.RU , Кирилл Савченко
Александр Плеханов
Как все мы помним, великий государственный муж Гайдар как-то раз заявил министру станкостроительной и инструментальной промышленности СССР Н.А. Паничеву: «Да кому нужны ваши дерьмовые станки?! Понадобятся — мы всё за рубежом купим». Судя по всему, этот посыл гениального «реформатора», чьим именем обзывают экономические форумы и институты, настолько понравился «эффективным менеджерам», что они всегда руководствуются им и только им.
А чего удивляться, ведь практически любой менеджер отнесется к такой постановке вопроса с пониманием – не надо развивать собственное производство, гореть на работе, тратить невосполнимые нервные клетки, ломать голову над производственными проблемами, да и вообще, по большому счету, и серьезно работать не надо. Понадобился станок, автомобиль, самолет, комбайн или локомотив – сразу звони зарубежным партнерам, и они с радостью всё это продадут. За большие деньги, разумеется. Ну а то, что в собственной стране при этом закроются десятки тысяч предприятий и сотни тысяч людей окажутся без средств к существованию и, может быть, даже умрут – ничего страшного. Как сказал другой великий реформатор и приватизатор – они не вписались в рынок.
Правда, что-то подсказывает, что, попадись великий приватизатор и сам Егор Тимурович его дедушке, Аркадию Петровичу Гайдару, тот, ознакомившись с «реформами» этих деятелей, моментально извлек либо маузер из кобуры, либо шашку из ножен.
Но не будем строить догадки о том, чем закончилась бы подобная гипотетическая встреча, а лучше вспомним, как создавался постсоветский российский автопром. А создавался он в строгом соответствии с заветами великого государственника Егора Тимуровича. То есть развивать автопром никто из «эффективных менеджеров» не пытался, вот почему все отечественные автозаводы были либо «оптимизированы» до фундамента, как это было с ЗиЛом и Серпуховским автозаводом, либо их «офранцузили», как это до недавних пор было с АвтоВАЗом, ИжАвто и АЗЛК. Помимо этого, собственное легковое подразделение было ликвидирована на ГАЗе, и вместо этого начата сборка автомобилей концерна Volkswagen, а КАМАЗ начал сотрудничать с Daimler AG, попутно осваивая китайские грузовики.
Но настоящий «прорыв в никуда» случился в нулевые годы, когда в РФ построили свои заводы несколько крупных автоконцернов. Казалось бы, сбылась вековая мечта всех страдальцев по колбасе и туалетной бумаге, мечтавших ещё и ездить за ними в магазин на иномарке. Теперь под одним только Санкт-Петербургом обосновались Hyundai-KIA, Ford, Toyota, Nissan, Chevrolet и Ford. Московский завод АЗЛК под французским управлением выпускал Renault и Nissan, в Калининграде клепали BMW, в Калуге – Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Volkswagen и Skoda. В Тольятти – Renault и Nissan, в Нижнем Новгороде на ГАЗе – Skoda, во Владивостоке – Mazda. В 2019 году в Подмосковье появился завод Mercedes, а в Тульской области – Haval.
А где же отечественные марки, наверняка удивится читатель? «А зачем нам ваши дерьмовые ведра с болтами», ответит ему любой из «эффективных менеджеров» гайдаровской закалки, «мы всё купим за границей».
Про «прорыв в никуда» было сказано не случайно. Как все мы знаем, после начала СВО из России сбежали практически все автопроизводители, имевшие собственные сборочные заводы. Перечислять их смысла не имеет, проще сказать, что из всех них остался только китайский Haval. В результате РФ оказалась у разбитого корыта: своего автопрома, фактически, нет, а иностранные партнеры сбежали.
Российский флагман легкового автопрома АвтоВАЗ, хоть и стал опять отечественным предприятием, избавившись от французских хозяев, но из-за нарушения логистических цепочек некоторое время выпускал сильно урезанный модельный ряд, да ещё и машины сходили с конвейера в упрощенных комплектациях. Московский завод Renault – бывший АЗЛК – вообще встал, а Ижевский завод поставили «на паузу». Дефицит комплектующих испытывали УАЗ и КАМАЗ.
Все эти неурядицы привели к тому, что выпуск легковых автомобилей в РФ в прошлом году рухнул на рекордные 66% (450 тыс. штук), а грузовых – на 18% (141 тыс. штук). Для сравнения: в 1980 году, то есть 42 года назад, в СССР было выпущено 1 млн 327 тыс. штук легковых автомобилей и 787 тысяч грузовых. Но над «отсталым Совком» у нас принято потешаться, причем потешаются, главным образом, «эффективные менеджеры» гайдаровской школы. Никому из них и никогда в силу вполне понятных причин не удастся повторить достижения СССР, но хохотать над «дремучим Совком» они будут громче всех. И, конечно же, рассказывать о своих великих «достижениях», которые ничего, кроме тоски и стыда, не вызывают.
Очень жалко, что уже нельзя задать вопрос великому «реформатору» и «государственнику» Гайдару – ну что, многомудрый Егор Тимурович, где теперь покупать будем и станки, и самолеты, и, конечно же, автомобили?
Но не надо думать, что «эффективных менеджеров»-гайдаровцев смутил кукиш, показанный им «дорогими западными партнерами». В полном соответствии с заветами своего учителя Егора Тимуровича, они крутанулись, как флюгер, и обратили свои взгляды на Восток. Если быть точнее, то на Китай, автомобильную промышленность которого создавал в пятидесятые годы «убогий Совок», над которым «эффективные менеджеры» презрительно посмеивались все последние тридцать лет, активно «оптимизируя» отечественный автопром.
И если раньше в РФ затаскивали американские, европейские, японские и корейские автоконцерны, то теперь так же активно принялись затаскивать китайцев. Давно не секрет, что «эффективные менеджеры» предпочитают щедро одаривать рублем французов, немцев, американцев, японцев, корейцев, но только не российских инженеров и рабочих. Ну а как не одаривать «дорогих партнеров», ведь так завещал великий Гайдар!
В результате калининградский завод «Автотор» начал отверточную сборку двух моделей китайского концерна BAIC, на бывшем московском заводе Renault под брендом «Москвич» также началась отверточная сборка китайских автомобилей JAC JS4, а АвтоВАЗ натурализовал кроссовер FAW Bestune T77 под маркой «Лада».
Таким образом, путем крайне незатейливых манипуляций, всего лишь заменив эмблемы, на свет появились «российские» автомобили «Москвич 3» и Lada X-Cross 5. И плевать на то, что на китайском рынке они начали продаваться пять лет назад, чихать на то, что собраны они в Китае, главное, что «эффективные менеджеры» опять доказали свою вопиющую эффективность, какая была просто немыслима в «отсталом Совке». Там, как известно, дремучие «совки» машины выпускали полностью из отечественных комплектующих и ещё умудрялись при этом значительную часть отправлять на экспорт, в том числе в капстраны. То есть СССР экспортировал продукт с высокой добавленной стоимостью, который приносил неплохую валютную выручку. А теперь РФ необратимо превращается в страну-импортёра машин, причем исключительно из Китая.
Исходя из существующей реальности, имеет смысл немного видоизменить бессмертный завет Егора Тимуровича – зачем нам ваши дерьмовые станки (автомобили, самолеты, гвозди, скрепки и далее по списку), мы всё в Китае купим. В том самом Китае, где «ущербный Совок» построил в своё время более 300 заводов и фабрик, включая введенный в строй в 1953 году автозавод FAW. Который теперь поставляет свои машины в РФ, где некоторые из них, путем переклеивания шильдиков, выдают за «Лады».
Ничего, кроме стыда, такое положение дел не вызывает. Если раньше Китай воспринимал СССР как «старшего брата», оказывающего Поднебесной научно-техническую и военную помощь, то теперь китайцы смотрят на нас, как на африканцев, обменявших свой автопром на стеклянные бусы. И с удовольствием отправляют на наш рынок не самые новые автомобили, которые к тому же и стоят ещё чуть ли не в два раза дороже, чем в Китае. Китайские «москвичи» и «лады» отнюдь не радуют российских автомобилистов своими ценниками и вряд ли будут радовать.
А всё потому, что китайцы прекрасно понимают, что деваться нам некуда. Через несколько лет, в силу естественных причин (аварии, выработка моторесурса, дефицит запчастей), значительно уменьшится «поголовье» всех тех автомобилей, что выпускались в РФ до бегства иностранных автопроизводителей.
Параллельный импорт проблему их замещения явно не решит, поэтому волей-неволей российским автомобилистам придется пересаживаться на продукцию китайского автопрома. Просто потому, что альтернативы нет и не предвидится. Разумеется, есть ещё УАЗ и АвтоВАЗ, но и они используют значительный процент китайских комплектующих. Все то же самое относится и к КАМАЗу, на котором под именем «КАМАЗ Компас» выпускаются китайские грузовики JAC N-серии. Разумеется, не остался в стороне от общероссийского тренда и ГАЗ, позаимствовав кабину для грузовика «ГАЗ Валдай» у китайского Foton Olin. А вроде как грядущая возрожденная «Волга», которая должна встать на газовский конвейер летом 2024 года, также будет иметь китайское происхождение.
Как же мы дошли до жизни такой, наверняка спросит читатель, скорее всего, с ног до головы одетый во всё китайское и читая этот текст на экране выпущенного в Китае монитора, ноутбука или смартфона. На этот вопрос можно рассуждать долго и многословно, а можно очень кратко. Дело в том, что в Китае не было Гайдара и Горбачева с Ельциным. Вернее, похожие персонажи там наверняка были, есть и будут, но отношение к ним в Китае совсем другое, чем в РФ. Скорее всего, даже за 10% от всего того, что наворотили эти деятели в нашей стране, в Китае их либо упекли бы на серьезный срок за решетку, либо вообще расстреляли бы. Второе более вероятно. Но у нас они возведены чуть ли не ранг национальных героев, «спасших» страну в девяностые. Хотя страну надо было спасать от них самих, и совершенно точно, если это было бы сделано своевременно, то российский автопром не оказался бы там, где оказался.
Благодаря чудовищному выверту истории и сознания постсоветской правящей «элиты», разрушителей у нас называют спасителями. Открывают Ельцин-центры и проводят Гайдаровские форумы. Вы можете себе представить в японской Хиросиме памятник полковнику Полу Тиббетсу, командиру бомбардировщика Б-29 «Энола Гэй», сбросившему на этот город атомную бомбу 6 августа 1945 года? Нет, представить такое невозможно, для этого Япония тотально должна сойти с ума. Ельцин, Гайдар и их подельники нанесли стране ущерб, кратно превосходящий ущерб Японии от атомных бомбардировок, но вместо осуждения всех их деяний им открывают памятники, центры и присваивают их имена мероприятиям, институтам и т.д.
Именно они и их последователи заложили основы неизбежной деградации российского автопрома, который отныне превратился в бледную тень советского автопрома сорокалетней давности. Впрочем, не только автопрома, но и всей российской промышленности. «Кому нужны ваши дерьмовые станки», это не просто фраза то ли кретина, то ли врага – это был приговор богатейшему промышленному наследию СССР.
В начале девяностых годов сотни тысяч рабочих продолжали выходить на работу и строили планы на будущее, конструкторы продолжали разрабатывать новые станки, комбайны, самолеты, автомобили, корабли, ракеты, но все они были уже обречены. Великие «реформаторы» Ельцин и Гайдар не собирались строить страну с европейским уровнем жизни, богатую и развитую, все их усилия – вольные или невольные – были направлены на то, чтобы максимально разгромить советское наследство. О чем прямо говорил великий приватизатор Анатолий Чубайс, признавая, что готов продавать госпредприятия даже с приплатой, лишь бы побольше забить гвоздей в крышку гроба коммунизма.
Дозабивался так, что теперь прищепки и иголки с нитками завозим из Китая, не говоря уж про китайские автомобили, которые неотвратимо завоевывают российский рынок и через 5-7 лет на улицах российских городов странно будет видеть новый не китайский автомобиль. И не надо думать, что такая перспектива невозможна. После 1991 года мы только и делаем, что сталкиваемся с тем, что ранее казалось невозможным и даже немыслимым.
Интересно, а что будут делать «эффективные менеджеры», если вдруг и Китай по какой-либо причине повернется к нам спиной и покажет фигу? Как это сделали «дорогие партнеры» из США и Европы? Хотя вряд ли они будут сильно унывать, ведь есть ещё дружественные КНДР, Иран и пока ещё Турция. https://universe-tss.su/main/politika/128389-rossijskij-avtoprom-stanovitsja-filialom-avtoproma-podnebesnoj.html

Комментарии

Комментариев нет.