Комментарии
- 26 фев 2016 12:08Сергей КоролевНа мой взгляд кризис науки, как раз и состоит в том, что учёные зачастую перестали смотреть на открытия созерцающим взором, настоящий учёный никогда не остановится на достигнутом, перед ним всё более и более открываются новые горизонты ви-дения потенциальных открытий, который подобно Сократу говорит"Что только и знает , что ни чего не знает. Учёный же который считает себя достигшим, как бы становится законченным человеком, который в лучшем случае способен только на описывание ранее изученых явлений, не продвигаясь однако в глубь, а замыкается на хождение по-кругу...
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Смиренномудрые философы
:Алексей Краснов
“Учёные — это те, которые начитались книг;
но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества — это те, которые читали непосредственно в книге вселенной."
(Артур Шопенгауэр)
Мыслитель — человек, наделённый способностью глубокого, философского мышления. Философ — любящий мудрость, занимающийся разработкой вопросов мировоззрения.
Тема философов и мыслителей близка каждому человеку. Дело даже не в том, что без изучения курса философии не обходится ни одно высшее образование, и не в том, что легенды о философах древнего мира намертво вошли в нашу жизнь, а в том, что каждый из нас от мала до велика по-своему философ и мыслитель. Читая те или иные трактаты, мы пытаемся найти в них какие-то совпадения с собственной системой восприятия мира.
"Мудрость лишь в истине." (И.В. Гёте)
Однако самая большая ценность философии, её значение для роста человека как личности заключается в оживлении его, усыпленного обыденностью, косного ума посредством постепенного приобретения навыка независимого от авторитетов, самостоятельного (критического) мышления, путем развития незадействованных до этого познавательных способностей, наделяющих человеческое сознание собственными силами, преодолевать практически любые установленные обществом и государством идеологические рамки, скрывающие от человеческого взора истинный мир! за фасадом...
"Самое важное — это то, что невидимо." (А. Сент-Экзюпери)
“Не следует читать слишком много, дабы наш ум не привыкал к суррогату и не отучался тем от собственного мышления, т.е. чтобы он не привыкал к раз наторенной дорожке и чтобы ход чужого порядка мыслей не отчуждал его от своего собственного.
Постоянное чтение отнимает у ума всякую упругость, как постоянно давящий вес отнимает её у пружины, и самое верное средство не иметь собственных мыслей — это во всякую свободную минуту тотчас хвататься за книгу."
(Артур Шопенгауэр, "О самостоятельном мышлении")
“Первоначальные и настоящие источники познания — не книга, а жизнь, собственное мышление, чувствование и деяние. Если начать с этого, то книгами могут быть восполнены многие пробелы, исправлены многие неточности, улучшены многие несовершенства, но если человек работает без живого опыта, то книги для него то же, что дождь и солнце для необработанной почвы.” (Джон Блэкки)
“Чужая, вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению."
"Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума." (Артур Шопенгауэр, "О самостоятельном мышлении")
(С.Н. Кочеров, доктор философских наук)
"Философ – он просыпается в человеке. Окончание факультета не гарантирует, что вы станете философом. Бёме был сапожником, Спиноза – стекольщиком… Образование на философском факультете – это некоторая школа, которая позволяет этой философии в вас проснуться. Но каждый становится для себя философом сам. (!) Вот он понимает это на определенном этапе, что у него определенный взгляд на мир, совершенно иной, чем у человека, который философией не занимается."
(В. В. Миронов, доктор философских наук)
Термин «философ» старше термина «философия», изначально он применялся для обозначения образованного человека вообще.
Притча "Истинная ценность знания"
Однажды человек подошел к мудрецу и обвинил его в том, что он учит людей всякой несусветице, что все его речи непонятные и не приносят пользы. Мудрец достал из шкатулки драгоценный камень. Он указал на мелких торговцев на базаре и сказал:
— Отнеси его торговцам серебра и посмотри, сможешь ли ты получить за него сотню золотых фунтов.
Этот человек обошел всех торговцев, но ему все предлагали не больше чем сотню серебряных монет.
— Хорошо, — сказал мудрец. А теперь пойди к настоящему ювелиру и посмотри, что он даст тебе за этот камень.
Человек отправился к ювелиру и был несказанно удивлен, когда тот предложил ему десять тысяч золотых монет за этот камень.
Мудрец сказал:
— Ты пытался понять природу тех знаний, которые я даю, точно так, как торговцы серебром пытались оценить этот камень. Если хочешь определить истинную ценность камня, стань ювелиром. [здесь мудрецом!]
"ФИЛОСОФ — тот, кто, не хвастая, обладает той мудростью, которой, хвастая, не обладают другие." Луций Анней Сенека (младший)
"Притча о знаниях и истине"
— Учитель, скажите, почему вы не даёте нам Знания, как это делают другие духовные наставники, а заставляете нас самих думать, размышлять и додумываться до всего? — спросил ученик.
Учитель, как обычно, не ответил прямо на вопрос и в свою очередь спросил ученика:
— Скажи, если тебе понадобится попасть в место, в котором ты никогда не был, что ты станешь делать?..
— Я обращусь к тому, кто знает Путь, — ответил ученик.
— А как ты предпочтёшь оказаться в этом месте: чтобы тебя доставили туда с закрытыми глазами и открыли их только тогда, когда ты уже будешь там, или чтобы тебя провёл знающий человек, предоставляя тебе запоминать окрестность и самому учиться определять правильный путь, лишь время от времени помогая отыскать верное направление?
— Конечно же, лучше чтобы знающий провёл меня, помогая мне ориентироваться в пути и отличать верный Путь от неверного, — сказал ученик.
— Но почему это для тебя так важно, знать Путь и уметь разбираться в нём?
— Ну, как же? Если в следующий раз я захочу попасть туда, а провожатого не будет рядом, то я не смогу оказаться в нужном месте, не зная дороги. Но если я однажды пройду этой стезёй, то этих трудностей у меня не возникнет, потому что идти по пройденному пути намного легче, чем по незнакомому, на котором очень легко заблудиться. А если меня с закрытыми глазами доставят в незнакомое для меня место, то я могу усомниться, что провожатый доставил меня куда надо, ведь я не увижу ни указателей на пути, ни названия того места.
— Вот ты сам и ответил на свой вопрос, — улыбаясь, сказал Учитель. — Знать конечную цель - не означает добраться до неё, нужно ещё уметь различать Путь и нужна сила, чтобы пройти по нему своими ногами, ибо никто нас не понесёт на своих плечах.
Вот поэтому я и учу вас различению и чуткости, чтобы если меня не будет рядом, а это рано или поздно случится, вы смогли сами почувствовать, отыскать и пройти свой Путь. Я хочу, чтобы вы сами научились находить источник Истины в самих себе. Ведь не думали же вы, что я вечно буду водить вас за ручку. Именно так, задавая наводящие вопросы и тем самым наталкивая на истины, учу я вас твёрдо стоять на ногах и готовлю к самостоятельной жизни.
Пойми, знать истину и понимать её — не одно и то же. Можно выучить все изречения мудрецов и не стать мудрее. Можно знать конечную цель, но не знать Пути, ведущего к ней, а, следовательно, не иметь возможности добраться до неё. Истиной, как и Путём, нельзя завладеть раз и навсегда. Истиной нужно жить день за днём, а Путём — следовать шаг за шагом. Заученная Истина, к которой вы не приложили труда, которую не пережили на опыте, не многого стоит и не будет цениться вами, ведь чем больше затрачено сил на что-то, тем дороже это ценится. Чужая, непрожитая Истина, как фальшивая монета, она похожа на настоящую, но за неё ничего не купишь. А теперь иди и подумай...
“Наши мысли — единственный инструмент, которым мы пользуемся. Наше мышление — единственное место, где производятся реальные результаты. В физических условиях нашей жизни, во всех её событиях — лишь проявляются результаты, произведенные нашим мышлением.” (Фредерик Бейлс)
"Притча о силе желания"
Один юноша ежедневно мучил мудреца вопросом: «Как достичь мудрости?» Тогда мудрецу пришлось отвести юношу к реке и окунуть в воду, невзирая на его отчаянное сопротивление. Наконец, позволив юноше освободиться и отдышаться, мудрец спросил его:
- Сын мой, чего ты желал больше всего там, под водой?
- Воздуха! Воздуха! Я хотел только воздуха!
- А не предпочёл ли бы ты вместо этого богатство, удовольствия, власть и любовь, сын мой?
- Нет, Господин, я хотел воздуха и думал лишь о воздухе!
- Запомни же, сын мой, если ты будешь стремиться к мудрости с такой же страстью, ты обязательно достигнешь её!
"Толпа никогда не будет философом". Эти слова Платона не утратили своего значения и сегодня. Большинство людей получают мировоззрение из религиозной или иной традиции, которую они впитывают с молоком матери. Но тот, кто стремится к философски обоснованному мировоззрению, должен отважиться на то, чтобы опираться на собственный разум. Он должен в порядке эксперимента подвергнуть сомнению все известные мнения, и он не имеет права признавать ничего, что лично ему не представляется очевидным и обоснованным.
Исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении - главные черты, характеризующие толпу. (Психология народов и масс)
"Понятие действительности"
Что такое современность? Парадоксальность этого вопроса связана с тем, что если бы было возможно понимание современности, выяснение ее смысла и специфики, это означало бы ее преодоление, выход за ее пределы к какой-то уже новой «современности». Мы не можем овладеть современностью в понятии, поскольку сами ей принадлежим, но не можем и отказаться от поиска ответа на этот вопрос. Его фундаментальность связана с задачей самопонимания, ставящей человека самого под вопрос. Не случайно поэтому, что всякий мыслитель, действительно «схвативший» смысл современности, должен ощущать себя «на границе» – в конце какой-то историко-философской традиции и в начале новой. Таким образом, сам вопрос о смысле современности есть трансцендирование этой самой современности...
"Жизненный путь есть осмысленное движение по жизни."
Жизненный путь бывает извилист, но главный вопрос в том, кто его определяет. Обычно, если не определяешь его ты, твой жизненный путь тебе определяют другие — другие люди или просто обстоятельства. Если же свои выборы делаете вы сами, то начинается все — с выбора жизненного пути. Как жить? В чем твоя миссия и предназначение?
"Жизненный путь на основе нулевой или первой позиции"
Можно жить своим умом, делая собственные выборы, а можно жить как все — чужим умом, подчиняясь тому образу жизни, которым существуют окружающие...
Для человека с мистическими настроениями жизненный путь — это то, что приготовили ему Высшие Силы, и его задача — понять свое Предназначение и пройти Свой жизненный путь.
Для человека с научным мировоззрением «жизненный путь» значит не больше, чем просто события его жизни (как правило, организованные его планами).
"Жизненный путь личности — это его рост и развитие!"
Самая частая заморочка ищущих правильный жизненный путь: «Просто — значит неглубоко»...
"Кто начинает идти уверенно, закончит сомнениями, а тот, кто начинает свой путь в сомнениях, закончит его в уверенности." (Джонатан Свифт)
"Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно - идти." (Оноре де Бальзак)
"Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути."
(Фрэнсис Бэкон)
"Притча Моисея"
Однажды фермерский осел провалился в колодец. Пока фермер думал, как ему поступить, животное часами издавало жалобные звуки. Наконец, фермер принял решение. Он посчитал, что осел уже старый, уже не нужен ферме и пригласил всех своих соседей закопать колодец. Все дружно принялись помогать соседу. Осел сразу же понял к чему идет дело и начал издавать громкий визг. Затем, ко всеобщему удивлению, он притих.
После нескольких бросков земли фермер решил проверить и посмотреть как он там внизу. Фермер был изумлен от того, что увидел. С каждым комком земли, падавшим на его спину, ослик проделывал совершенно невероятное: он встряхивался и становился поверх сброшенной земли. Пока соседи фермера продолжали забрасывать землю в колодец, каждый раз животное встряхивалось и становилось поверх насыпанной земли. Очень скоро все удивились, потому что увидели, как ослик поднялся наверх, перепрыгнул через край колодца и умчался вперед как угорелый!
В жизни вам будет встречаться много грязи, и каждый раз судьба будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, встряхнитесь и поднимайтесь наверх. Каждая из возникающих проблем — это возможность стать выше. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого, даже самого глубокого колодца.
"Жизненный кризис" — это в первую очередь жизнь личности в ее актуальной и высшей форме, это осознание сильного возражения внутри себя и правильный выход из этого появившегося противоречия. Выход в свою очередь требует сосредоточивания всех психических, интеллектуальных, духовных и физических сил человека. Правильный выход ведёт к самосовершенствованию человека!
"Жизненный кризис в экзистенциальной перспективе"
Говоря экзистенциально, кризис является частью бытия живым. Тому, кто незнаком с кризисом будет не хватать объемности жизни. Болезнь как самого человека, так и его близкого родственника, смерть любимого или разочарование от того, что не удалось достичь в жизни большего - в конечном счете даже самые удачливые люди сталкиваются с такими вещами. Раньше или позже несчастья дают о себе знать, и умение справляться с ними является важным заданием в жизни.
Экзистенциальные теоретики рассматривают кризис как открытие возможностей. Как бы сильно не был затронут человек, ситуция всегда будет содержать в себе как боль, так и возможность. Однако путь к возможности лежит через боль, позитивное достигается через негативное.
С экзистенциальной точки зрения, как в семейной жизни, так и на месте работы должно быть место кризису. Если индивид может справиться лишь со спокойными и хорошо контролируемыми событиями, не остается пространства для человеческого существования. Кризисы не должны игнорироваться или относиться к каким-то специальным жизненным сферам. Они связаны с нами.
Кризис является болезненным, но в то же время это шанс прочувствовать мир. И шанс найти себя, прояснить свою позицию на земле, взять на себя ответственность за собственную жизнь. (Якобсен Б.)
"Кризис (от греч. сrisis – решение, поворотный пункт) характеризует состояние, порожденное проблемой, вставшей перед индивидом, которой он не может избежать и которую он не может решить за короткое время и привычным способом".
"Жизненный кризис — это поворотный пункт жизненного пути, который возникает в ситуации невозможности реализации намеченного жизненного замысла".
"В полумраке"
Идя вперед и постигая смысл,
Ты оказался у истоков вновь,
Попав в петлю как загнанная крыса,
А как мудрец всего лишь подняв бровь.
Ты ощутил величие капкана,
Стальные зубы острого ножа,
И осознал всю глубину обмана,
Когда абсурд блеснул словно кинжал!
Ты в западне... опять ходишь по кругу,
Твое сознанье вновь омрачено,
Ты провиденье посчитал за друга,
И вновь глядишь в разбитое окно.
Твои надежды взмыли словно птицы,
Но не сумели разорвать цепей,
И вот опять грозят мечты разбиться,
И кануть в бездну, где лежит Помпей.
Руины жизни есть твоя стихия,
Ты пленник мира, схваченный судьбой.
О, отзовись, прошу, Дева Мария,
Истерзан дух жестокою борьбой!
Не видит глаз божественного света,
Неощутима боле благодать.
Я в лабиринте заблудился этом,
Где страх лишает душу сил всех ждать.
Сильно кольцо мистического гнета,
Не избежать его мне адских мук.
Освободи же ум мой для полета,
Чтоб как мечом рассек я эту тьму.
Чтоб осознал причины заточенья,
И время — эта тайная вуаль
Не погрузило дух мой в сон забвенья,
Оставив только смутную печаль.
Критические ситуации могут быть связаны с объективными изменениями личности человека, обусловленными его ростом и развитием. Кризисы, вызванные логикой развития личности, считаются возрастными.
"Преодоление кризиса"
Боль и душевные травмы могут стать основой для духовного роста! Любой кризис не обрушивается вдруг и внезапно. Он формируется постепенно — через мало уловимые признаки.
Зачастую жизненный кризис ощущается как некая безнадежность. Это ощущение подсказывает нам, что прежние схемы мышления и поведения уже не эффективны и не могут нас вытянуть из тупика.
Наступление кризиса совсем не означает, что надо непременно начать нечто новое в своей жизни. Самый острый и важный вопрос, который адресует нам кризис, это: "что сейчас тебе по-настоящему необходимо?"
Как правило, даже глубокий логический самоанализ не помогает справиться с последствиями кризиса. Очень важна работа с душой...
Так устроен человек: чтобы совершенствовать себя и быть счастливым, необходимо время от времени преодолевать преграды!
Одна из самых распространенных ошибок многих людей кроется в однообразии выбранной стратегии поведения. Когда происходит средоточение всех сил человека на одной какой-то цели, одновременно наступает ограничение вариантов выхода из потенциально сложных жизненных ситуаций.
Важно отмечать свои привычные ошибочные шаблоны мышления и поведения, которые раз за разом приводят к череде разочарований, и, в конце концов, подводят к осознанию личностного кризиса!
Легко отмечать чужие промахи. Признаться себе в собственных намного сложнее. Еще сложнее найти в себе мужество и силы преодолеть их.
Вариативность и умение пойти в обход часто приводят к решению самых сложных задач. Истоки многих наших душевных травм — родом из детства. Не спешите корить за свои проблемы свое настоящее окружение. Иной раз полезно проанализировать свое детство и почерпнуть там психологическую помощь для себя.
Мы способны выйти из самого тяжелого кризиса. У нас есть для этого внутренние ресурсы, о которых мы, зачастую, просто не догадываемся.
Человек невольно опирается на "убеждения и ценности", которые ему навязывает окружающее общество. И такое давление социума особенно сильно ощущается в кризисной ситуации. Боль сигнализирует нам, что надо остановиться и заняться ранами своей души и тела. Необходимо изначально принимать: для преодоления жизненного кризиса необходимы: любовь к себе, запас терпения и время! К сожалению, многим людям из этой триады чего-то не хватает, и, стремясь победить тоску, они спешат врачевать свои раны таблетками, алкоголем и прочими негодными средствами.
Можно на время обмануть себя, приглушиь боль. Но кризис не исчез — после протрезвления он постучится с новой силой!
Главное условие для преодоления любого кризиса, это умение попрощаться со старым (мышлением, поведением, возможно — окружением) и открыть себя новому...
Вы начинаете преодолевать кризис тогда, когда принимаете проблемы и кончаете с разочарованиями.
Если в моменты кризиса самые актуальные вопросы не находят своего решения, то они автоматически переходят на следующую жизненную фазу человека.
Относитесь к своим ранам, как к друзьям и принимайте их как часть себя! И тогда Вы сможете понять и услышать, что Ваши раны хотят Вам сообщить...
(Олег Богданович, психолог)
"Кризис среднего возраста"
Еще недавно всё имело смысл: семья, работа, хобби. Было столько стремлений и желаний! И вдруг жизнь стала серой и безвкусной. Все пройдено, все изведано, все достигнуто. Странное состояние, когда тебя накрывает серой волной апатии и мир теряет краски.
Кризис среднего возраста является одним из самых тяжелых личностных кризисов в жизни человека. Это период, когда человек начинает задумываться о своем месте в социуме и в семье, анализирует свои неудачи и достижения. Исследования кризиса среднего возраста показали, что наступает он примерно в возрасте 30-40 лет, т.к. средний возраст – это своеобразный мостик между двумя поколениями: уже не молодой и еще не старый. Чаще всего в этом возрасте возникает переоценка ценностей, человек уже видит свой смысл жизни в определенных жизненных достижениях и если жизненный путь выбран неверно, то возникает чувство неудовлетворенности собой, своими возможностями и способностями. Возникает потребность изменить жизнь, все начать сначала...
"Кризисы — это не временное состояние, а путь внутренней жизни". (Л.С. Выгодский)
Кризис — это шанс изменить себя, открыть новые способности и возможности, это шанс научиться общаться со своим подсознанием, которое и помогает найти выходы из сложившихся кризисных ситуаций. При появлении жизненного кризиса человек продумывает и просчитывает все варианты выхода из сложившейся ситуации. Как только удачное преодоление кризисов превращается в систему, начинается постепенное формирование установленных личностных качеств, мало того, возникает своеобразное жизненное мировоззрение, словно создаётся сценарий победителя! Накопленный успешный опыт выхода из жизненных кризисов, обучает человека побеждать себя и побеждать обстоятельства, человек начинает совсем по-иному смотреть на жизнь. Ведь человек, овладевший ситуацией, освобождает себя тем самым от проблемы, которая вызвала кризис, и, переживая эту проблему, делает себя более зрелой личностью, психологически интегрированным и адекватным!
"Жизнь каждого человека, его личностное развитие сопровождается переменой форм проявления себя (самого) и (своих) потенциалов."
Если говорить о "возрастных кризисах", то можно сказать, что они свидетельствуют о завершении одного этапа развития и начале другого. Происходит отмирание чего-то старого, многое из значительного и актуального ранее, постепенно теряется. Во время этого переходного периода в человеке происходят положительные изменения. Опираясь на свой прошлый жизненный опыт, он приобретает новый, который позволяет ему адаптироваться в абсолютно неизвестной ситуации, для разрешения которой требуется развитие новых черт и свойств.
Иногда внутренний кризис сопровождается внешними конфликтами, тем не менее, разрешая конфликт, человек овладевает новыми средствами, у него появляется больше возможностей, происходит освоение новых областей жизни...
(К. Гаврилюк)
Чтобы определить каким же будет выход из жизненного кризиса — деструктивным или конструктивным, нужно проанализировать сложившуюся кризисную ситуацию, исходя из следующей схемы:
- содержание жизненного кризиса
- к какой категории он относится: возрастной кризис, кризис потери,
биографический кризис или какой-либо другой
- время развития или продолжение кризиса
Общим признаком деструктивных стратегий является преодоление жизненных кризисов без особого желания человека. Он не может и не хочет работать над своей проблемой. Человек абсолютно не готов принимать какие – либо решения, он боится брать на себя ответственность за себя и свою жизнь, он очень сильно боится последствий и поэтому постоянно надеется, что конфликт разрешится сам по себе. Время идёт, опыта и знаний, которые ему бы помогли в разрешении проблем, не накапливается, что, несомненно, приводит к ещё более затяжному, тяжёлому и глубокому личностному изматывающему кризису, который, в свою очередь, способен перейти в невротические состояния, различные неврозы, истерии и т.д.
Конструктивное преодоление личностных жизненных кризисов и конфликтов проявляется в принятие человеком реальности, он внимательно анализирует кризисную ситуацию, способен различать второстепенное и главное, а также выделять составные части. Возникшие проблемы он способен решать поэтапно. Это делает человека сильнее, происходит его душевный рост и рост его личности!
Состояние кризиса автоматически запускает работу нашего самосознания, которая происходит в эмоциональной и интеллектуальной сферах. Разрешение конфликта является острой формой развития личности... Правда, если смотреть на кризис с другой стороны, он может привести к невротическим расстройствам, в случае отказа личности искать решения и ухода от реальности кризиса. Развитие человека можно рассматривать как циклическое движение, то есть за каждой проблемой следует разрешение и т.д.
Итак, при возникновении различных затруднений, проблема влечет за собой нарушение прежних методов деятельности, появляется напряжение, происходит проверка давних методов разрешения проблемы, в том случае, если они являются адаптивными, напряжение усиливается, после чего происходит осознание появившейся проблемы, запускаются и задействуются внутренние и внешние ресурсы, и итогом становится:
- созидательный выход из ситуации и переформулировка проблемы
- нереальность разрешения данной ситуации доступными способами
и нарушение системы, деструктивный выход или уход от решения проблемы
Проблемой можно назвать осознание человеком того, что имеющие в настоящее время трудности и противоречия невозможно разрешить с помощью тех методов, которыми он владеет, он не считает, что те или иные знания и опыт, которые он накопил в течение жизни, помогут справиться с данной сложившейся ситуацией. Следовательно, возникает сильная потребность в опыте и знаниях со стороны, так как это может помочь выявить причину кризиса, найти силы и точку опоры, а так же поможет понять и принять сложившеюся ситуацию. (К. Гаврилюк)
Духовный кризис – один из видов личностного кризиса, выражающийся в переживании утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно индивидуально значимого события или явления и сопровождается нарушением процесса поиска "сакрального". Проживание духовного кризиса индивидом ведёт к построению у него новой системы жизненных ориентиров, основанной на приобретённом субъективном опыте. Духовный кризис проявляется в конфликтных состояниях, обусловленных страхом смерти, одиночеством, свободой, бессмысленностью, виной, ответственностью, неудовлетворённостью и страданием.