Заметки о школе в прессе 1963-1964 учебный год В ПОХОДЕ ПО КАРЕЛИИ Туристы из 70, 72 и 57-й школ побывали в дни зимних каникул в походе по Карельскому перешейку. Леса Карелии, Репино, Разлив и, конечно, колыбель революции – Ленинград… Тщательная подготовка к походу закончена к сроку. Ее возглавлял организатор и руководитель похода, учитель физкультуры, мастер спорта Н.Л. Лавренко. И вот 29 декабря нас уже мчал поезд к Ленинграду. Поход был совершен по местам, связанным с революционной деятельностью В.И. Ленина. Это селения Ильичево, Ленинское и Разлив. Кроме этого, мы посетили знаменитые в истории русской культуры Пенаты, где провел последние тридцать лет своей жизни великий русский художник Илья Ефимович Репин. Мы осмотрели усадьбу, где жил, работал и похоронен художник-реалист. 60 километров прошли за 4 дня. Да, многое мы узнали во время похода. А сколько впечатлений оставил сам Ленинград, где после похода отдыхали! Автоэкскурсия по городу, Эрмитаж, Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, «Аврора», Русский музей, Домик Петра I – вот довольно не полный перечень того, что мы осмотрели в Ленинграде. В городе-герое мы посетили Л.П. Парвиайнен, ныне персональную пенсионерку, которая в тревожные дни 1917 года скрывала В.И. Ленина. Она рассказала нам очень много интересного об Ильиче. Довольные, окрепшие и полные впечатлений вернулись туристы домой. В. Немцев, участник похода
СТРЕЛЯЛИ УЧИТЕЛЯ… Эти стрелковые состязания были несколько необычными по составу участников: на линии огня в тире Ленинского райкома ДОСААФ вышли сборные команды учителей всех районов города. В программе – одно упражнение: стрельба из малокалиберной винтовки на 25 метров («МВ-1»). Сухо щелкают выстрелы. Слышен голос корректировщика: «Восьмерка»! «Девятка», «Десятка!»… И вот главный судья Н.С. Фетисов объявил итоги стрельб. Первое место завоевала команда учителей Ленинского района, выбившая 481 очко из 500 возможных. На втором месте команда Октябрьского района – 452 очка. Победители выступали в таком составе: В. Русанов, К. Москаленко, Н. Гавриленко, Л. Кузьмин и С. Заводнов. В личном зачете лучшими оказались стрелки Ленинского района: В. Русанов выбил 99 очков из 100, а среди женщин отличилась К. Москаленко – 97 очков. Н. Кожухов» (Из газет «Вечерний Ростов» 1963-1964 гг.)
ШКОЛА, ДЕТИ, ИСКУССТВО Об эстетическом воспитании пишут давно и много. И это понятно, так как именно в школе может быть решена эта нелегкая задача. Многое зависит от учителя, от его эстетического вкуса, его знаний и умения использовать находящиеся в его распоряжении возможности. А таких возможностей много. В городе работает сильнейший коллектив художников, есть музей изобразительных искусств, и они ведут специальную работу со школами. К сожалению, многие школы не всегда помнят об этом. Так, ученики лишь десяти школ (№2, 4, 21, 25, 33, 43, 44, 47, 51, 55) регулярно посещают музей и его лекторий. Всего две школы (№52 и 57) использовали в 963 году такую действенную форму эстетического воспитания, как тематические пионерские сборы в залах музея. Четыре раза в месяц специально для школьников в музее читаются лекции. Тематика их разнообразна и построена так, чтобы не только познакомить ребят с шедеврами мирового искусства, но и учесть особенности школьной программы… Н. Ерифриади, Е. Лукьянова, научные сотрудники музея изобразительных искусств Газета «Вечерний Ростов». Понедельник,9 марта 1964 года
ЗАБОТЯСЬ О ДЕТЯХ… В Ленинском районе при домовых и уличных комитетах созданы советы общественности по работе с детьми и подростками. Инициативой отличается деятельность совета общественности уличного комитета №1. Он работает в тесной связи с родительским комитетом школы №57. Совет оказал помощь школе в выполнении закона о всеобуче, укреплении дисциплины и повышении успеваемости. Большое внимание уделяется педагогической пропаганде. Для родителей читаются лекции на темы воспитания. Общественники взяли шефство над трудновоспитуемыми детьми, что дает хорошие результаты. Они также организовали детскую самодеятельность. Кружком руководит на общественных началах Т. Островская. Дети выступают с концертами в рабочих клубах заводов. Сейчас общественники заняты подготовкой к летней оздоровительной кампании. На территории микрорайона уличного комитета №1 будут работать пионерский лагерь и две площадки. Л. Борисова, инструктор исполкома Ленинского райсовета (Газета «Вечерний Ростов» №100 (1782). Понедельник, 27 апреля 1964 г.)
В ЭТОМ ЛИ ГВОЗДЬ ПОЛИТЕХНИЗАЦИИ? - Никто не знает, как организовать производительный труд учащихся 5-8-х классов в школьной мастерской, - такими словами встретил нас учитель труда В.Н. Цагараев, когда мы стали знакомиться с постановкой трудового обучения в средней школе №57. Это, конечно, не так. В наших школах накоплен немалый опыт этой работы. Недавно, например, в «Учительской газете» была опубликована статья «В этом гвоздь политехнизации». Автор горячо отстаивал принцип соединения обучения с производительным трудом, принцип, против которого теперь вряд ли кто станет возражать, так как он положен в основу закона «Об укреплении связи школы с жизнью». В школе №57 еще за два года до принятия этого закона была установлена связь с литейно-механическим и кирпичным заводами, трестом Промсвязьмонтаж, заводом стиральных машин. Школьные мастерские за эти годы изготовили для предприятий десятки тысяч различных деталей и накопили большой опыт, требующий самого внимательного изучения и обобщения. Поэтому крайне странно было слышать такое заявление от организатора этой важной и интересной работы. Однако после посещения нескольких уроков стало ясно, что у В.Н. Цагараева действительно четкого представления о целях и задачах трудового обучения в восьмилетней школе. Школьная мастерская имеет все необходимое оборудование для выполнения учебной программы и несложных производственных заказов, но ее нельзя превращать в подсобные слесарные мастерские промышленного предприятия. Нельзя считать нормальным, когда государственная программа трудового обучения не выполняется в 5-8-х классах из-за того, что учащиеся заняты работой над заводским заданием, которое часто не соответствует изучаемой теме.
Так, на уроке труда в 5-м классе по теме: «Разметка, резание и сгибание», вместо упражнения в разметке листового железа и резании его ножницами, половина группы учащихся делала резьбу на шпильках, выполняя эту работу чисто механически. Не было процесса обучения и на уроках труда в 7-8-х классах. Здесь также все подчинялось одной цели: любым способом выполнить задание. При этом совершенно не использовалась техническая документация на изготовление изделий (технологические карты, чертежи и т.п.). Не осуществлялась на этих уроках и связь теории с практикой трудового обучения, с основами наук. В результате труд учеников носил ремесленный характер. Где же здесь гвоздь политехнизации? Налицо случай, когда политехнизация в трудовом обучении сводится к чисто механическому производительному труду, без связи с основными принципами всех процессов современного производства, достижениями науки и техники. Можем ли мы чувство ответственности учащихся за выполнение задания, дух соревнования и материальную заинтересованность считать главным в трудовом обучении учеников 5-8-х классов? Эти факторы начинают играть большую роль в производственном обучении учащихся позже, в 9-11-х классах. Большинство наших учителей труда в работе с учащимися обращает внимание не на коммерческую сторону дела. Они обучают детей на основе производительного и общественно полезного труда, развивающего техническое мышление и конструкторские способности ребят. В этом году работают две городские школы передового опыта для учителей труда, связанных с педагогическим институтом. Здесь всегда можно обменяться мнениями и получить квалифицированную консультацию. Однако многие еще продолжают «вариться в собственном соку». Никто не помог и учителю Цагараеву правильно спланировать учебную работу на заказах предприятий, увязать выполнение заказов с учебной программой. Это привело к тому, что в школьных мастерских не стало уроков труда в их истинном понимании. В работе Цагараева есть много интересного и полезного. Взять хотя бы организацию учебных производственных бригад из школьников 8-х классов, которые выполняют заказы предприятий во внеурочное и каникулярное время. Ученикам одной из таких бригад объявлена благодарность в приказе по управлению Промсвязьмонтаж за выполнение срочного заказа в дни осенних каникул, и бригада награждена вымпелом «За хороший общественно полезный труд». Очень тепло отозвался о работе школьников начальник участка этой организации А.А. Сухинин. Он особенно подчеркнул воспитательное значение участия ребят в выполнении производственного плана. При такой связи с производством школе гораздо легче решать вопросы оборудования мастерской и обеспечения ее инструментами и материалами. Производительный труд в школе не помеха, если его правильно организовать, тщательно подбирать изделия в количестве, обеспечивающем проведение урока на высоком методическом и научно-техническом уровне. Для выполнения срочных заказов и в большом объеме можно использовать часы общественно полезного труда, отведенные программой для учащихся 7-8-х классов. Вопрос организации производительного труда в условиях школьной мастерской непростой, но ответ на него уже дали многие передовые педагогические коллективы страны. Слово теперь за учителями нашего города. В. Цветков, инспектор городского отдела народного образования Газета «Вечерний Ростов» №34 (1716). Понедельник, 10 февраля 1964 года
ДРУЖБА
«Шестьдесят рук потянулось к конверту с адресом: «СССР, Ростов-на-Дону, 57-я средняя школа, 9 «Б» класс. Шестьдесят глаз устремилось к белому тонкому листку, силясь разобрать вязь незнакомых букв. Валя Коробейникова взяла дело в свои руки. И хотя не просто оказалось вот так, вдруг, отыскать человека, хорошо знающего греческий язык, письмо было переведено, и наэлектризованные нетерпением девчонки и мальчишки 9 «Б» прочитали: «Дорогие мои юные друзья! От моего друга П. Дзавелласа я узнал о вас, о вашем интересе к Греции. Я очень рад вашим успехам в учебе и поведении. Желаю, чтоб вы всегда и во всем были первыми. Мой привет и поздравления вашей учительнице. Дружески ваш Манолис Глезос». Ошибки быть не могло. Подпись национального героя Греции Манолиса Глезоса стояла в конце письма. А вскоре и Пано дал знать о себе. «Вы были очень добры ко мне, и этого я никогда не забуду, - написал он ребятам. – Самые счастливые и радостные минуты для меня были те, которые я провел с вами…». «Я о вас, о ваших успехах в учении и о вашем отличном поведении рассказал Манолису Глезосу. Манолис слушал меня внимательно и был очень рад вашим успехам. Хотя он занят по горло, он отправил вам письмо». Дружба. Это по-русски. По гречески дружба – philia. Но те, что писали письма ребятам из Греции, и те, что читали их в Ростове, прекрасно понимают друг друга. «Я разбился на две части. Одна осталась там, среди вас, вторая здесь, со мною», - пишет Пано Дзавеллас. У настоящей дружбы один язык. …Это произошло два года назад, когда нынешний 9 «Б» был еще седьмым. Как-то перед уроками в класс стрелой влетел Володя Рунович. - Ребята, а что я знаю! В городе живет один удивительный человек: Я уже познакомился…Понимаете, он из Греции. Света Зайцева, живущая по соседству, солидно подтвердила: да, действительно, из Греции. И, действительно, удивительный. Очень большой, у него что-то с ногами, а как ребят увидит – улыбается. Однажды не выдержали. Все вместе, тридцать человек, отправились знакомиться. Все тридцать втиснулись в небольшую комнату, все невероятно смущались и не могли толком объяснить, зачем пришли. Знакомство состоялось. Высокий, темноволосый мужчина с красивыми чертами лица сразу понравился всем: и девочкам, и ребятам. Вопросов задавали много. Бестолковых и по существу. Очень не хотелось уходить. А прощаясь, обрадовались, когда Дзавеллас пригласил непременно заходить еще. Прошло несколько месяцев. Пано Дзавеллас за это время стал совсем «своим» у ребят. Ему рассказывали обо всех школьных делах, без утайки выкладывали классные секреты. Из его рассказов узнали многое о Греции: о природе этой солнечной страны, о ее чудесном народе. О дружбе Пано с замечательным человеком – Манолисом Глезосом. Теперь приехал в Советский Союз. Когда ребята удивлялись тому, что Пано хорошо говорит по-русски, что свободно читает Толстого, Тургенева и допытывались, как он успел всему этому научиться, тот отвечал неизменно: «Нужно очень захотеть». Валентина Григорьевна, классная руководительница, узнав о дружбе ребят с гостем из Греции, предложила пригласить его на коллективный день рождения. И тут оказалось, что у Пано много всяких других удивительных талантов. Он сыграл сочиненный им самим вальс, а когда взял в руки гитару, у всех рты растянулись в улыбку: «Пусть всегда будет солнце», подхваченное ребятами, понеслось по школе. А потом «Комсомольцы-добровольцы», а потом «Текстильный городок»… И улыбка у него такая, какая может только у очень хорошего человека. Пано всегда улыбался, когда видел ребят. И когда утверждал, что профиль у Тани Выходцевой греческий, классический, и когда рассказывал эпизоды из своего детства, и когда учил ребят греческой песенке «Дети Пиреней». В день Советской Армии, в прошлом году, Дзавеллас тоже пришел в школу. Ребята приготовили для него сюрприз – приняли в почетные комсомольцы. Пано очень разволновался. «Я не забуду этот день, ребята, - сказал он. – Расскажу о вас непременно вашим сверстникам у себя на родине». Родина. Не было ни одной минуты, чтобы Пано не думал о ней. Ребята помнят, как однажды утром, когда они пришли к нему в больницу, Пано вышел к ним с красными от бессонницы глазами: - Я не спал всю ночь. Слушал в последних известиях о результатах выборов у нас в Греции. Помнят, как однажды он подарил Володе Трубицыну в день рождения искусно сделанную крошечную амфору. - Это сделали искусные мастера. Там, в Греции. Весной Пано уезжал в Москву. Он зашел попрощаться. Шел урок. Но бывают ведь в жизни такие моменты, которые совершенно невозможно подчинить школьному звонку. Валентина Григорьевна, на что строгая, и то не стала никому делать замечаний. Ребята окружили Пано. - Уезжаю, ребята. Но половину себя оставляю здесь… Больше ребята не видели Пано Дзавелласа. Зато регулярно приходят поздравления, письма от него. Из Москвы, сейчас из Греции. Друг уехал. Но уехал не один. Он увез с собой частицы ребячьих сердец, увез их дружбу и любовь к себе, к своему народу. И. Рыбина. На снимке: девятиклассники Виктор Попов, Наташа Назарова, Володя Трубицын, Вера Майданникова, Инна Зайцева читают письмо Манолиса Глезоса. Газета «Молот» №52 (12888) 4 марта 1965 года
ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ Сегодня «страна пионерия» торжественно отмечает свой праздник – день рождения пионерской организации имени В.И. Ленина. Наша детвора подводит итоги своих славных дел, дает клятву и впредь быть верным помощником партии и комсомола. В 1967 году исполняется 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Пионеры со всем народом уже сейчас готовятся встретить эту знаменательную дату. Все пионеры включились в Ленинский смотр пионерских дружин. Первый год смотра посвящался 95-летию со дня рождения В.И. Ленина. Были проведены «ленинская вахта труда», «поход боевой славы», «пионерский марш мира», экспедиция по ленинским заветам», «рейд непримиримых», «малая олимпиада». Значительно улучшилась работа «красных следопытов» и экспедиционных отрядов, которые принимают деятельное участие в «походе боевой славы». Особенно хорошо работают «красные следопыты» школ №57, 81, 82 и ряда других. Ими собраны интересные материалы об узниках фашистских лагерей смерти, о партизанах, Героях Советского Союза – бывших воспитанниках этих школ. На счету городской пионерской организации немало интересных трудовых дел. Ребята собирают макулатуру, металлолом на строительство Саяно-Шушенской ГЭС имени В.И. Ленина. Ими собрано около 2000 тонн металлолома, 150 тонн макулатуры, высажено 70 тысяч кустарников и деревьев. Особое внимание уделено озеленению школьных дворов. Городской совет пионерской организации добивается, чтобы каждый пионер рос активным общественником, был любознательным, прилежным. Советы пионерских отрядов стараются вовлекать ребят в различные кружки, создают клубы интернациональной дружбы и союзы разноцветных галстуков, проводят тематические сборы, вечера, посвященные борьбе народов за мир, праздники для родителей, жителей улиц, организуют выставки, выпускают стенные газеты. Заботятся советы дружин и о том, чтобы как можно больше ребят занималось спортом. Спортклубы некоторых школ, например, проводят соревнования, создают стенды спортивных трофеев. Нет счета замечательным делам пионерии. Юные ленинцы! Пусть пионерские дела станут частицей великих свершений нашего народа, строящего коммунизм по заветам В.И. Ленина. Ваши старшие друзья – комсомольцы города – желают вам больших успехов в учебе, труде и отдыхе. А. Калачева, секретарь Ростовского горкома ВЛКСМ. Газета «Вечерний Ростов» №116 (2107). Среда, 19 мая 1965 года.
ШТАБ ГОСТЕПРИИМСТВА Очень прошу Вашу газету рассказать о замечательных людях с нашей улицы – супругах Дмитрии Аркадьевиче и Елене Степановне Цинбал. В 1950 году в своем дворе они организовали детскую оздоровительную площадку. Двери их дома всегда широко открыты для всех. Люди идут сюда не только прослушать интересную беседу или лекцию, посмотреть фильм или концерт художественной самодеятельности, а и за советом и помощью. Ведь Дмитрий Аркадьевич несколько лет был председателем товарищеского суда, а его супруга Елена Степановна – председателем уличного комитета. Я и мой брат выросли на этой детской площадке. Я сама мать, осенью пойдет в первый класс мой сын Сережа. Спросите его, где он вырос? Все на той же детской площадке! От себя лично и от имени моих родственников, бывших воспитанников площадки, я сердечно благодарю супругов Цинбал за все, что они сделали и делают для нас и наших детей. Л.Бигма. Улица Курганная встретила нас деревенской утренней тишиной, густой тенью фруктовых деревьев чистым, наполненным ароматом цветов воздухом. Вот и дом, где живут супруги Цинбал. На воротах плакат: «Кинолекторий», а рядом – другой, поменьше: «Детская площадка «Светлячок». Первое, на что обращаешь внимание, входя в небольшой, но уютный дворик, - это свидетельства трогательной заботы о детях: любовно оформленная небольшая карусель, удобные невысокие скамейки в тени абрикосовых деревьев. Сегодня у Дмитрия Аркадьевича, как обычно, много забот. Надо смазать механизм карусели, укрепить расшатавшиеся столбики, навести порядок в уголке аттракционов… Быстро справляются с этим делом его привыкшие к труду руки. - В 1950 году, рассказывает Дмитрий Аркадьевич, - приобрел я случайно старенький проекционный фонарь, научил сыновей им пользоваться. Однажды, возвратясь с женой с работы, мы увидели в своем дворе много детей. Это сыновья решили показать друзьям и соседям «кино». С того и началось. Разломал я во дворе старый сарайчик, а на его месте построил сцену. И все остальное своими руками вместе с ребятами сделали… Купил новую звуковую киноаппаратуру, связался с агитационным отделом Добровольного пожарного общества и с обществом «Знание». Товарищи откликнулись на нашу просьбу, стали давать фильмы, присылать лекторов. Так начал работать у нас кинолекторий. До центра города далековато, не каждый поедет, а тут – свой, рядом. Образовали и свою лекторскую группу из местных активистов. Сейчас она уже большая. Врач А.Т. Христенко не только читает лекции на медицинские темы, но и помогает нам правильно организовать летний отдых детей. Много у нас помощников: это и учитель географии А.Т. Косарева, и офицер запаса В.С. Гогалинский, и бывший директор школы №57, ныне пенсионер Н.М. Лебедев. Во двор все чаще заглядывают ребята. Площадка начинает работать с девяти часов утра, а самые нетерпеливые приходят значительно раньше. - Ну, вот я вас, - шутливо грозит пальцем ребятам Дмитрий Аркадьевич. Но глаза, чуть прищуренные, с лучиками добрых морщинок вокруг них, выдают его. Ребята, смеясь, убегают. - Однако, пора, - говорит хозяин, посмотрев на часы, - знают свое время. Он поднимается и, не торопясь, идет в дом. Из репродуктора, что висит на веранде, раздается мелодия задорной пионерской песни. Это своего рода сигнал: площадка открыта, добро пожаловать! Через несколько минут красно-галстучная пионерия и малыши-октябрята заполняют двор. Сразу становится тесно, шумно, весело. Четко отдает команды Света Зайнетдинова, ученица 7-го класса школы №57, - сегодня она дежурная вожатая. Ребята выстраиваются на линейку. Торжественная минута – поднятие флага. Площадка начинает новый день, полный интересных, увлекательных дел. Официально здесь записано 54 человека, но детей значительно больше. И каждому найдется дело по душе. Вот склонились над листами юные художники. Это студентка пединститута Надя Чернявская проводит с ребятами конкурс на лучший рисунок. А чуть в стороне ведут жаркие схватки будущие Смысловы, Петросяны, Ботвинники. Время летит быстро. Уже час дня. Жарко. По распорядку сейчас должен быть перерыв. Ребята пообедают, отдохнут. Но некогда отдыхать самодеятельным артистам, у них свои заботы: вечером концерт! Более шести лет руководит детской самодеятельностью на этой площадке Люба Седова. К пяти часам двор вновь заполняется детворой. Пока старшие вместе с пионервожатой школы №57 В.Н. Боенко разучивают новые песни и танцы, малыши катаются на карусели, играют… Трелью рассыпается звонок, приглашая зрителей занять свои места. Постепенно стихает шум. Начинается концерт. Русский танец в исполнении Тани Христенко сменяет мелодия «Неаполитанской песни» Чайковского, которую исполняет на скрипке Аля Балабанян. Долго аплодируют зрители юным баянистам Коле Мартышину и Володе Киселеву. Потом любимец ребят дядя Дима – Дмитрий Аркадьевич – показывает веселую мультипликацию. Все довольны, скучающих нет. Уже совсем стемнело. В небе одна за другой зажглись звезды. Давно разошлись по дворам ребята. Закончился день на детской площадке «Светлячок». Но в доме супругов Цинбал еще долго будет гореть свет. А завтра опять гостеприимно распахнутся его двери. Добро пожаловать, юные ростовчане! «Светлячок» всегда рад вам! А. Рысев. Газета «Вечерний Ростов» №174 (2165). Понедельник, 26 июля 1965 года
РЕБЯТА НЕ СКУЧАЮТ Идет пионерское лето с его ярким солнцем, щедрой зеленью, ослепительным блеском воды, далекими туристскими походами, веселыми лагерными кострами, задорными песнями, белозубыми улыбками дочерна загоревших ребят. Сейчас в нашем городе работает 90 детских площадок, 58 городских пионерских и более 50 передвижных туристских и спортивно-трудовых лагерей. Здесь проводят летние каникулы свыше 30 тысяч ростовских школьников. И, честное слово, они не скучают. Всему городу известна дворовая детская площадка «Светлячок», созданная супругами Дмитрием Аркадьевичем и Еленой Степановной Цимбал. Сюда с радостью идут десятки малышей. У них тоже немало игр, им тоже не приходится скучать. Нередко эта площадка превращается в большой зрительный зал. Вот и сейчас малыши смотрят мультипликационные фильмы (на снимке). Идет пионерское лето. И каждый день оно дарит ростовским ребятам большую радость. Фото А. Рысева. Текст В. Семенова. Газета «Вечерний Ростов». Лето 1965 года.
Валентина Толкунова - Кабы Небыло Зимы
Валентина Толкунова - Я - деревенская
Аудиозапись недоступна
1965-1966 учебный год ОТДЫХ ПОЛЕЗНЫЙ, УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ… Закончилось пионерское лето. Десятки тысяч юных ростовчан сели за школьные парты. Многие из них в своих первых сочинениях с удовольствием вспомнят замечательную пору летнего отдыха – туристские походы и экскурсии, спортивные соревнования и игры, жаркое пламя костров, строгие лагерные «линейки», задорные пионерские песни…Но вряд ли ребята представляют, какую огромную работу проделали партийные, профсоюзные, общественные организации нашего города для того, чтобы их отдых был интересным и содержательным. Недавно состоялось заседание городского совета пионерской организации имени В.И. Ленина и президиума городского совета родительской общественности, на котором были подведены итоги смотра воспитательной работы в пионерских лагерях и на детских площадках Ростова. …Сколько у нас общественников, отдающих все свое свободное время, весь жар своего сердца детям! Нельзя не вспомнить супругов Цинбал (ул. Курганная, 54), которые вот уже 14 лет отдают свой досуг ростовским малышам. В их небольшом дворике (они живут в частном доме) всегда звенят ребячьи голоса. На этой детской площадке можно посмотреть кинофильм, концерт, послушать интересную лекцию. Не удивительно, что ее охотно посещают не только дети, но и взрослые. Нелегко было создавать десятки пионерских лагерей. И нужно отдать должное работникам Дворца пионеров, педагогическим коллективам школ №8,12,14,15,54,57,77 и многих других, которые приняли самое активное участие в организации летнего отдыха ребят. А. Косарева, инспектор по внеклассной работе городского отдела народного образования. Газета «Вечерний Ростов» №206 (2197). Среда, 1 сентября 1965 года
К НОВЫМ РУБЕЖАМ Заметки с 3 пленума городского комитета ДОСААФ Городская организация ДОСААФ в нынешнем году успешно справляется со своими задачами по подготовке специалистов массовых технических профессий. В первом полугодии подготовлено свыше 4500 специалистов и 13500 спортсменов-разрядников по техническим и военно-прикладным видам спорта. Успехи, достигнутые ростовской организацией ДОСААФ, есть результат улучшения работы многих первичных организаций города. Значительно улучшилась деятельность первичных организаций ДОСААФ в школах. Оживить ее помог проведенный смотр-конкурс оборонно-массовой работы и военно-политического воспитания молодежи. Большинство школьных организаций активно участвовало в соревнованиях 3 Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта, в ходе которых юношеские нормы выполнило около трех тысяч школьников, многие юноши выполнили нормы третьего и второго разрядов. В числе передовых коллективов – школы №57, 33, 32, 52 и другие. Но стоит отметить и слабые стороны деятельности школьных организаций. Так, недостаточно развертывается работа по авиа- и морскому моделизму, умению водить автомобиль, мотоцикл. В решении больших задач, стоящих перед городской организацией общества, необходимо добиваться не только количественных, но, главным образом, качественных показателей. Газета «Вечерний Ростов» №250 (2241), пятница, 22 октября 1965 года
ПРЕКРАСНОЕ ВОКРУГ НАС Чувство прекрасного воспитывается у детей не только на уроках литературы или рисования, не только на фильмах, концертах, выставках. Эстетика должна окружать ребенка всюду – в библиотеке, классе, пионерской комнате… В прошлом учебном году в 57-й школе была применена кабинетная система работы: занятия теперь здесь проходят в специально оборудованных классах, оформление которых соответствует содержанию учебного предмета и теме урока. В чем преимущество этой системы? Прежде всего в более четкой организации труда. Ну и, конечно, значительно улучшилось оформление учебных комнат. Разумеется красиво оформленные кабинеты еще не решают проблемы эстетического воспитания. В школе работают «Клуб интересных дел», «Клуб почемучек», кружки художественной самодеятельности. Часто проводятся разнообразные вечера, концерты, диспуты, интересные встречи. Здесь создана атмосфера постоянного общения детей с новым, красивым, увлекательным и полезным. В дни, когда отмечалось 70-летие со дня рождения русского поэта Сергея Есенина, старшеклассники под руководством учителя математики З. Барчуловой провели есенинский вечер. Со сцены звучали стихи поэта, его любимые песни. Затем с этим концертом ребята выступили у своих шефов – рабочих кирпичного завода №2. Особенно гордятся школьники своей художественной самодеятельностью. Они часто выступают на родительских собраниях, у рабочих литейно-механического завода №11. Интересно прошла встреча с участниками Великой Отечественной войны. Из рассказов А.С. Михайличенко, П.К. Гагая, Д.В. Дьяченко ребята узнали о делах и подвигах советского народа в годы войны. Так растет наша детвора. Сейчас мы видим, что ребята стали больше читать, повысился их интерес к искусству. А это положительно сказывается и на формировании морального облика и на успеваемости школьников. В. Бондаревский, рабочий завода Ростсельмаш. Газета «Вечерний Ростов» №296 (2287), четверг, 16 декабря 1965 года
ЮНЫЕ АТЕИСТЫ В школе №57 по инициативе учителя истории А.А. Желудкова организован кружок атеистов. Его члены готовят доклады на научно-популярные темы. По приглашению рабочих кирпичного завода №2 юные атеисты выступили у них в клубе с докладами «Чудеса без чудес» и «Русские художники о религии» А. Стасюк Газета «Вечерний Ростов» №305 (2296), понедельник 27 декабря 1965 года
РОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ Все учащиеся и педагогический коллектив школы №57 заняты сейчас увлекательной работой. В ноябре 1967 года в школе откроется музей имени 50-летия Советской власти. В нем будет девять разделов – «Ленин и ленинская гвардия», «Революционное прошлое Ростова», «Искусство и литература Дона», «Интернациональная дружба» и другие. В дни зимних каникул ребята собрали интересный материал для раздела «Они учились в нашей школе». Старшеклассники побывали в Ленинграде и Москве, где встретились с Василием Ивановичем Давиденко. В годы Великой Отечественной войны он был однополчанином Андрея Бельгина, бывшего воспитанника 57-й школы, имя которого занесено на мемориальную доску памятника героям, погибшим на Курской дуге. В ноябре учащиеся съездили в Белгородскую область, присутствовали на открытии этого памятника, встречались с героями памятных боев. Все собранные ими материалы школьники передали музею. С. Конов. Газета «Вечерний Ростов» №13 (2313), понедельник 17 января 1966 года.
ПАМЯТИ ГЕРОЯ «Красные следопыты» школы №57 разыскали родителей Героя Советского Союза А.А. Бельгина. Ребята выяснили, что до войны он учился в их школе. Гвардии капитан Бельгин летом 1943 года сражался на Курской дуге. В ожесточенном бою на Прохоровском направлении батальон, которым он командовал, сжег и подбил 39 фашистских машин, уничтожил до тысячи гитлеровцев. Бешеная атака врага была остановлена, но командир батальона в этом сражении пал смертью храбрых. Посмертно А.А. Бельгин был удостоен звания Героя Советского Союза. Он похоронен вместе с другими воинами в селе Никольском Белгородской области. Пионеры этого села пригласили «красных следопытов» школы приехать в Никольское на открытие памятника герою. Юные ростовчане возложили цветы на могилу А.А. Бельгина. На здании школы установлена мемориальная доска с именем Героя Советского Союза А.А. Бельгина. В школьном уголке боевой славы ребята бережно хранят материалы о советских воинах – героях Великой Отечественной войны. А. Стасюк, учитель. Газета «Вечерний Ростов» № 22 (2322) четверг,27 января 1966 года.
ГЕРОИ НЕ УМИРАЮТ Все началось с открытия на улице Павленко летней площадки имени Героя Советского Союза ростовчанина А.А. Бельгина. Тогда же пионеры школы №57 задались целью собрать материалы о жизни и героическом подвиге нашего земляка, отдавшего жизнь За свободу и независимость Родины. Немногим более года прошло с тех пор. За это время ребята связались с родителями А.А. Бельгина, с теми, кто его лично знал и плечом к плечу шел трудными фронтовыми дорогами. Полученные многочисленные письма, фотографии, вырезки из газет и журналов красноречиво рассказывают о мужестве и героизме не только А.А. Бельгина, но и многих других советских воинов. Но не довольствовались «красные следопыты» полученными материалами. Они решили создать в школе комнату боевой славы, чтобы на примерах своих отцов и братьев учиться жить и трудиться. … Комната боевой славы. Привлекает внимание стенд «Герои гражданской войны». На нем фотографии и краткие описания ратных подвигов И.И. Уборевича, П.П. Постышева, И.Э. Якира, А.М. Егорова, Е.И. Ковтюха, М.И. Тухачевского, А.А. Бубнова и многих других известных военачальников. А рядом – стенд героев Великой Отечественной войны. На нем портреты радиста Федора Лузанова, матроса Кафур Мамедова, летчика Я. Иванова, который дважды совершил таран, и многих других. Интересен по своему содержанию альбом, в котором собраны материалы о героях-комсомольцах Александре Матросове, Зое Космодемьянской, Олеге Кошевом, Николае Гастелло… Школьники и посетители подолгу задерживаются у макета «Две армии – две морали». Многие документы рассказывают о Советской Армии, об армиях стран социализма. Фотомонтажи, альбомы, журналы… Много их в комнате боевой славы. И все они содержат интересные материалы о мужестве и героизме советских воинов. Один альбом посвящен бывшим ученикам школы, павшим смертью храбрых в годы войны. В подарок пионерам за их полезное и нужное дело бывшие участники войны шлют книги, добрые пожелания. В комнате боевой славы проводятся пионерские сборы, встречи с участниками войны и ветеранами труда. Сейчас «красные следопыты» задались целью собрать материалы о героях Дона, разыскать воинов, которые находились на излечении в госпитале, располагавшемся в помещении их школы в годы войны. Л. Васильченко. Газета «Вечерний Ростов» №115 (2415) Четверг, 19 мая 1966 года.
СВЕТИ, «СВЕТЛЯЧОК»! В западной части Рабочего городка, на улице Курганной, 54а, снова широко распахнулись двери гостеприимного хозяина Дмитрия Аркадьевича Цимбала. Уютный двор. У входа бюсты А.С. Пушкина, А.М. Горького. Большой плакат. Надпись гласит: «Добро пожаловать!» Для ребятишек здесь есть настольные игры, шахматы и шашки, детское кино, карусель. Да, самая настоящая карусель, украшенная рисунками по мотивам народных сказок. Два раза в неделю для детей демонстрируются кинокартины. Старшеклассницы 57-й школы Лиля Курганова и Света Зайнединова проводят с ребятами игры, читают занимательные рассказы и сказки. В конце июня состоялось торжественное открытие детской площадки «Светлячок». Более 200 человек пришли на этот праздник. А на улице Павленко, в доме №32, открыта детская площадка «Малышка». Шумно и оживленно здесь днем. Студентки педагогического института Аня Слонская и Люба Лесная щедры на выдумки. Им помогает учительница школы №57 В.Л. Короткова. Ребята любят свой пионерский городок. Они часто приходят и на Курганную. «Светлячок» с радостью принимает гостей. А. Стасюк, учитель. (Газета «Вечерний Ростов» №157 (2457). Четверг, 7 июля 1966 года)
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО (ОБЗОР ПИСЕМ) Идет пионерское лето. Оно щедро дарит ребятам безмятежную синеву высокого неба, горячую ласку солнечных лучей, яркую зелень садов и парков, освежающую прохладу речной воды. Поют серебряные горны в далеких и близких лагерях. Звенят тугие мячи на спортивных площадках. Как в песне, взвиваются кострами синие ночи. И высоко в небо взлетают песни, рождающиеся у тревожных и веселых пионерских костров. Идет деловитое, неистощимое на выдумки лето. Лето мечтателей и романтиков. И тысячи ребят, послушных властному зову ветра, моря и гор, отправляются в далекие походы… Учитель А. Стасюк рассказывает о пионерском лагере «Космос», созданном при школе №57. Сюда тоже закрыт вход скуке. Досуг ребят заполнен увлекательными играми, экскурсиями по родному краю… Газета «Вечерний Ростов» №162 (2462) Среда, 13 июля1966 года.
Музей имени Героя Советского Союза А.А. Бельгина
ЛЕТОПИСЬ ШКОЛЫ
Заметки о школе в прессе
1963-1964 учебный год
В ПОХОДЕ ПО КАРЕЛИИ
Туристы из 70, 72 и 57-й школ побывали в дни зимних каникул в походе по Карельскому перешейку. Леса Карелии, Репино, Разлив и, конечно, колыбель революции – Ленинград…
Тщательная подготовка к походу закончена к сроку. Ее возглавлял организатор и руководитель похода, учитель физкультуры, мастер спорта Н.Л. Лавренко. И вот 29 декабря нас уже мчал поезд к Ленинграду.
Поход был совершен по местам, связанным с революционной деятельностью В.И. Ленина. Это селения Ильичево, Ленинское и Разлив. Кроме этого, мы посетили знаменитые в истории русской культуры Пенаты, где провел последние тридцать лет своей жизни великий русский художник Илья Ефимович Репин. Мы осмотрели усадьбу, где жил, работал и похоронен художник-реалист.
60 километров прошли за 4 дня. Да, многое мы узнали во время похода. А сколько впечатлений оставил сам Ленинград, где после похода отдыхали! Автоэкскурсия по городу, Эрмитаж, Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, «Аврора», Русский музей, Домик Петра I – вот довольно не полный перечень того, что мы осмотрели в Ленинграде. В городе-герое мы посетили Л.П. Парвиайнен, ныне персональную пенсионерку, которая в тревожные дни 1917 года скрывала В.И. Ленина. Она рассказала нам очень много интересного об Ильиче.
Довольные, окрепшие и полные впечатлений вернулись туристы домой.
В. Немцев, участник похода
СТРЕЛЯЛИ УЧИТЕЛЯ…
Эти стрелковые состязания были несколько необычными по составу участников: на линии огня в тире Ленинского райкома ДОСААФ вышли сборные команды учителей всех районов города. В программе – одно упражнение: стрельба из малокалиберной винтовки на 25 метров («МВ-1»).
Сухо щелкают выстрелы. Слышен голос корректировщика: «Восьмерка»! «Девятка», «Десятка!»…
И вот главный судья Н.С. Фетисов объявил итоги стрельб. Первое место завоевала команда учителей Ленинского района, выбившая 481 очко из 500 возможных. На втором месте команда Октябрьского района – 452 очка.
Победители выступали в таком составе: В. Русанов, К. Москаленко, Н. Гавриленко, Л. Кузьмин и С. Заводнов.
В личном зачете лучшими оказались стрелки Ленинского района: В. Русанов выбил 99 очков из 100, а среди женщин отличилась К. Москаленко – 97 очков. Н. Кожухов»
(Из газет «Вечерний Ростов» 1963-1964 гг.)
ШКОЛА, ДЕТИ, ИСКУССТВО
Об эстетическом воспитании пишут давно и много. И это понятно, так как именно в школе может быть решена эта нелегкая задача. Многое зависит от учителя, от его эстетического вкуса, его знаний и умения использовать находящиеся в его распоряжении возможности. А таких возможностей много.
В городе работает сильнейший коллектив художников, есть музей изобразительных искусств, и они ведут специальную работу со школами. К сожалению, многие школы не всегда помнят об этом. Так, ученики лишь десяти школ (№2, 4, 21, 25, 33, 43, 44, 47, 51, 55) регулярно посещают музей и его лекторий. Всего две школы (№52 и 57) использовали в 963 году такую действенную форму эстетического воспитания, как тематические пионерские сборы в залах музея.
Четыре раза в месяц специально для школьников в музее читаются лекции. Тематика их разнообразна и построена так, чтобы не только познакомить ребят с шедеврами мирового искусства, но и учесть особенности школьной программы…
Н. Ерифриади, Е. Лукьянова, научные сотрудники музея изобразительных искусств
Газета «Вечерний Ростов». Понедельник,9 марта 1964 года
ЗАБОТЯСЬ О ДЕТЯХ…
В Ленинском районе при домовых и уличных комитетах созданы советы общественности по работе с детьми и подростками. Инициативой отличается деятельность совета общественности уличного комитета №1. Он работает в тесной связи с родительским комитетом школы №57.
Совет оказал помощь школе в выполнении закона о всеобуче, укреплении дисциплины и повышении успеваемости. Большое внимание уделяется педагогической пропаганде. Для родителей читаются лекции на темы воспитания. Общественники взяли шефство над трудновоспитуемыми детьми, что дает хорошие результаты. Они также организовали детскую самодеятельность. Кружком руководит на общественных началах Т. Островская. Дети выступают с концертами в рабочих клубах заводов.
Сейчас общественники заняты подготовкой к летней оздоровительной кампании. На территории микрорайона уличного комитета №1 будут работать пионерский лагерь и две площадки.
Л. Борисова,
инструктор исполкома Ленинского райсовета
(Газета «Вечерний Ростов» №100 (1782). Понедельник, 27 апреля 1964 г.)
В ЭТОМ ЛИ ГВОЗДЬ ПОЛИТЕХНИЗАЦИИ?
- Никто не знает, как организовать производительный труд учащихся 5-8-х классов в школьной мастерской, - такими словами встретил нас учитель труда В.Н. Цагараев, когда мы стали знакомиться с постановкой трудового обучения в средней школе №57. Это, конечно, не так. В наших школах накоплен немалый опыт этой работы. Недавно, например, в «Учительской газете» была опубликована статья «В этом гвоздь политехнизации». Автор горячо отстаивал принцип соединения обучения с производительным трудом, принцип, против которого теперь вряд ли кто станет возражать, так как он положен в основу закона «Об укреплении связи школы с жизнью».
В школе №57 еще за два года до принятия этого закона была установлена связь с литейно-механическим и кирпичным заводами, трестом Промсвязьмонтаж, заводом стиральных машин. Школьные мастерские за эти годы изготовили для предприятий десятки тысяч различных деталей и накопили большой опыт, требующий самого внимательного изучения и обобщения. Поэтому крайне странно было слышать такое заявление от организатора этой важной и интересной работы.
Однако после посещения нескольких уроков стало ясно, что у В.Н. Цагараева действительно четкого представления о целях и задачах трудового обучения в восьмилетней школе.
Школьная мастерская имеет все необходимое оборудование для выполнения учебной программы и несложных производственных заказов, но ее нельзя превращать в подсобные слесарные мастерские промышленного предприятия. Нельзя считать нормальным, когда государственная программа трудового обучения не выполняется в 5-8-х классах из-за того, что учащиеся заняты работой над заводским заданием, которое часто не соответствует изучаемой теме.
Где же здесь гвоздь политехнизации? Налицо случай, когда политехнизация в трудовом обучении сводится к чисто механическому производительному труду, без связи с основными принципами всех процессов современного производства, достижениями науки и техники. Можем ли мы чувство ответственности учащихся за выполнение задания, дух соревнования и материальную заинтересованность считать главным в трудовом обучении учеников 5-8-х классов? Эти факторы начинают играть большую роль в производственном обучении учащихся позже, в 9-11-х классах.
Большинство наших учителей труда в работе с учащимися обращает внимание не на коммерческую сторону дела. Они обучают детей на основе производительного и общественно полезного труда, развивающего техническое мышление и конструкторские способности ребят. В этом году работают две городские школы передового опыта для учителей труда, связанных с педагогическим институтом. Здесь всегда можно обменяться мнениями и получить квалифицированную консультацию. Однако многие еще продолжают «вариться в собственном соку».
Никто не помог и учителю Цагараеву правильно спланировать учебную работу на заказах предприятий, увязать выполнение заказов с учебной программой. Это привело к тому, что в школьных мастерских не стало уроков труда в их истинном понимании.
В работе Цагараева есть много интересного и полезного. Взять хотя бы организацию учебных производственных бригад из школьников 8-х классов, которые выполняют заказы предприятий во внеурочное и каникулярное время. Ученикам одной из таких бригад объявлена благодарность в приказе по управлению Промсвязьмонтаж за выполнение срочного заказа в дни осенних каникул, и бригада награждена вымпелом «За хороший общественно полезный труд». Очень тепло отозвался о работе школьников начальник участка этой организации А.А. Сухинин. Он особенно подчеркнул воспитательное значение участия ребят в выполнении производственного плана. При такой связи с производством школе гораздо легче решать вопросы оборудования мастерской и обеспечения ее инструментами и материалами.
Производительный труд в школе не помеха, если его правильно организовать, тщательно подбирать изделия в количестве, обеспечивающем проведение урока на высоком методическом и научно-техническом уровне. Для выполнения срочных заказов и в большом объеме можно использовать часы общественно полезного труда, отведенные программой для учащихся 7-8-х классов.
Вопрос организации производительного труда в условиях школьной мастерской непростой, но ответ на него уже дали многие передовые педагогические коллективы страны. Слово теперь за учителями нашего города.
В. Цветков, инспектор городского отдела народного образования
Газета «Вечерний Ростов» №34 (1716). Понедельник, 10 февраля 1964 года
ДРУЖБА
Валя Коробейникова взяла дело в свои руки. И хотя не просто оказалось вот так, вдруг, отыскать человека, хорошо знающего греческий язык, письмо было переведено, и наэлектризованные нетерпением девчонки и мальчишки 9 «Б» прочитали: «Дорогие мои юные друзья! От моего друга П. Дзавелласа я узнал о вас, о вашем интересе к Греции. Я очень рад вашим успехам в учебе и поведении. Желаю, чтоб вы всегда и во всем были первыми. Мой привет и поздравления вашей учительнице. Дружески ваш Манолис Глезос».
Ошибки быть не могло. Подпись национального героя Греции Манолиса Глезоса стояла в конце письма.
А вскоре и Пано дал знать о себе. «Вы были очень добры ко мне, и этого я никогда не забуду, - написал он ребятам. – Самые счастливые и радостные минуты для меня были те, которые я провел с вами…». «Я о вас, о ваших успехах в учении и о вашем отличном поведении рассказал Манолису Глезосу. Манолис слушал меня внимательно и был очень рад вашим успехам. Хотя он занят по горло, он отправил вам письмо».
Дружба. Это по-русски. По гречески дружба – philia. Но те, что писали письма ребятам из Греции, и те, что читали их в Ростове, прекрасно понимают друг друга. «Я разбился на две части. Одна осталась там, среди вас, вторая здесь, со мною», - пишет Пано Дзавеллас. У настоящей дружбы один язык.
…Это произошло два года назад, когда нынешний 9 «Б» был еще седьмым. Как-то перед уроками в класс стрелой влетел Володя Рунович.
- Ребята, а что я знаю! В городе живет один удивительный человек: Я уже познакомился…Понимаете, он из Греции.
Света Зайцева, живущая по соседству, солидно подтвердила: да, действительно, из Греции. И, действительно, удивительный. Очень большой, у него что-то с ногами, а как ребят увидит – улыбается.
Однажды не выдержали. Все вместе, тридцать человек, отправились знакомиться. Все тридцать втиснулись в небольшую комнату, все невероятно смущались и не могли толком объяснить, зачем пришли.
Знакомство состоялось. Высокий, темноволосый мужчина с красивыми чертами лица сразу понравился всем: и девочкам, и ребятам. Вопросов задавали много. Бестолковых и по существу. Очень не хотелось уходить. А прощаясь, обрадовались, когда Дзавеллас пригласил непременно заходить еще.
Прошло несколько месяцев. Пано Дзавеллас за это время стал совсем «своим» у ребят. Ему рассказывали обо всех школьных делах, без утайки выкладывали классные секреты. Из его рассказов узнали многое о Греции: о природе этой солнечной страны, о ее чудесном народе. О дружбе Пано с замечательным человеком – Манолисом Глезосом. Теперь приехал в Советский Союз.
Когда ребята удивлялись тому, что Пано хорошо говорит по-русски, что свободно читает Толстого, Тургенева и допытывались, как он успел всему этому научиться, тот отвечал неизменно: «Нужно очень захотеть».
Валентина Григорьевна, классная руководительница, узнав о дружбе ребят с гостем из Греции, предложила пригласить его на коллективный день рождения. И тут оказалось, что у Пано много всяких других удивительных талантов. Он сыграл сочиненный им самим вальс, а когда взял в руки гитару, у всех рты растянулись в улыбку: «Пусть всегда будет солнце», подхваченное ребятами, понеслось по школе. А потом «Комсомольцы-добровольцы», а потом «Текстильный городок»… И улыбка у него такая, какая может только у очень хорошего человека.
Пано всегда улыбался, когда видел ребят. И когда утверждал, что профиль у Тани Выходцевой греческий, классический, и когда рассказывал эпизоды из своего детства, и когда учил ребят греческой песенке «Дети Пиреней».
В день Советской Армии, в прошлом году, Дзавеллас тоже пришел в школу. Ребята приготовили для него сюрприз – приняли в почетные комсомольцы. Пано очень разволновался. «Я не забуду этот день, ребята, - сказал он. – Расскажу о вас непременно вашим сверстникам у себя на родине».
Родина. Не было ни одной минуты, чтобы Пано не думал о ней. Ребята помнят, как однажды утром, когда они пришли к нему в больницу, Пано вышел к ним с красными от бессонницы глазами:
- Я не спал всю ночь. Слушал в последних известиях о результатах выборов у нас в Греции.
Помнят, как однажды он подарил Володе Трубицыну в день рождения искусно сделанную крошечную амфору.
- Это сделали искусные мастера. Там, в Греции.
Весной Пано уезжал в Москву. Он зашел попрощаться. Шел урок. Но бывают ведь в жизни такие моменты, которые совершенно невозможно подчинить школьному звонку. Валентина Григорьевна, на что строгая, и то не стала никому делать замечаний. Ребята окружили Пано.
- Уезжаю, ребята. Но половину себя оставляю здесь…
Больше ребята не видели Пано Дзавелласа. Зато регулярно приходят поздравления, письма от него. Из Москвы, сейчас из Греции.
Друг уехал. Но уехал не один. Он увез с собой частицы ребячьих сердец, увез их дружбу и любовь к себе, к своему народу.
И. Рыбина.
На снимке: девятиклассники Виктор Попов, Наташа Назарова, Володя Трубицын, Вера Майданникова, Инна Зайцева читают письмо Манолиса Глезоса.
Газета «Молот» №52 (12888) 4 марта 1965 года
ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ
Сегодня «страна пионерия» торжественно отмечает свой праздник – день рождения пионерской организации имени В.И. Ленина. Наша детвора подводит итоги своих славных дел, дает клятву и впредь быть верным помощником партии и комсомола.
В 1967 году исполняется 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Пионеры со всем народом уже сейчас готовятся встретить эту знаменательную дату.
Все пионеры включились в Ленинский смотр пионерских дружин. Первый год смотра посвящался 95-летию со дня рождения В.И. Ленина. Были проведены «ленинская вахта труда», «поход боевой славы», «пионерский марш мира», экспедиция по ленинским заветам», «рейд непримиримых», «малая олимпиада».
Значительно улучшилась работа «красных следопытов» и экспедиционных отрядов, которые принимают деятельное участие в «походе боевой славы». Особенно хорошо работают «красные следопыты» школ №57, 81, 82 и ряда других. Ими собраны интересные материалы об узниках фашистских лагерей смерти, о партизанах, Героях Советского Союза – бывших воспитанниках этих школ.
На счету городской пионерской организации немало интересных трудовых дел. Ребята собирают макулатуру, металлолом на строительство Саяно-Шушенской ГЭС имени В.И. Ленина. Ими собрано около 2000 тонн металлолома, 150 тонн макулатуры, высажено 70 тысяч кустарников и деревьев. Особое внимание уделено озеленению школьных дворов.
Городской совет пионерской организации добивается, чтобы каждый пионер рос активным общественником, был любознательным, прилежным. Советы пионерских отрядов стараются вовлекать ребят в различные кружки, создают клубы интернациональной дружбы и союзы разноцветных галстуков, проводят тематические сборы, вечера, посвященные борьбе народов за мир, праздники для родителей, жителей улиц, организуют выставки, выпускают стенные газеты.
Заботятся советы дружин и о том, чтобы как можно больше ребят занималось спортом. Спортклубы некоторых школ, например, проводят соревнования, создают стенды спортивных трофеев.
Нет счета замечательным делам пионерии. Юные ленинцы! Пусть пионерские дела станут частицей великих свершений нашего народа, строящего коммунизм по заветам В.И. Ленина. Ваши старшие друзья – комсомольцы города – желают вам больших успехов в учебе, труде и отдыхе.
А. Калачева, секретарь Ростовского горкома ВЛКСМ.
Газета «Вечерний Ростов» №116 (2107). Среда, 19 мая 1965 года.
ШТАБ ГОСТЕПРИИМСТВА
Очень прошу Вашу газету рассказать о замечательных людях с нашей улицы – супругах Дмитрии Аркадьевиче и Елене Степановне Цинбал. В 1950 году в своем дворе они организовали детскую оздоровительную площадку. Двери их дома всегда широко открыты для всех. Люди идут сюда не только прослушать интересную беседу или лекцию, посмотреть фильм или концерт художественной самодеятельности, а и за советом и помощью. Ведь Дмитрий Аркадьевич несколько лет был председателем товарищеского суда, а его супруга Елена Степановна – председателем уличного комитета.
Я и мой брат выросли на этой детской площадке.
Я сама мать, осенью пойдет в первый класс мой сын Сережа. Спросите его, где он вырос? Все на той же детской площадке! От себя лично и от имени моих родственников, бывших воспитанников площадки, я сердечно благодарю супругов Цинбал за все, что они сделали и делают для нас и наших детей. Л.Бигма.
Улица Курганная встретила нас деревенской утренней тишиной, густой тенью фруктовых деревьев чистым, наполненным ароматом цветов воздухом. Вот и дом, где живут супруги Цинбал. На воротах плакат: «Кинолекторий», а рядом – другой, поменьше: «Детская площадка «Светлячок».
Первое, на что обращаешь внимание, входя в небольшой, но уютный дворик, - это свидетельства трогательной заботы о детях: любовно оформленная небольшая карусель, удобные невысокие скамейки в тени абрикосовых деревьев.
Сегодня у Дмитрия Аркадьевича, как обычно, много забот. Надо смазать механизм карусели, укрепить расшатавшиеся столбики, навести порядок в уголке аттракционов… Быстро справляются с этим делом его привыкшие к труду руки.
- В 1950 году, рассказывает Дмитрий Аркадьевич, - приобрел я случайно старенький проекционный фонарь, научил сыновей им пользоваться. Однажды, возвратясь с женой с работы, мы увидели в своем дворе много детей. Это сыновья решили показать друзьям и соседям «кино». С того и началось. Разломал я во дворе старый сарайчик, а на его месте построил сцену. И все остальное своими руками вместе с ребятами сделали… Купил новую звуковую киноаппаратуру, связался с агитационным отделом Добровольного пожарного общества и с обществом «Знание». Товарищи откликнулись на нашу просьбу, стали давать фильмы, присылать лекторов. Так начал работать у нас кинолекторий. До центра города далековато, не каждый поедет, а тут – свой, рядом. Образовали и свою лекторскую группу из местных активистов. Сейчас она уже большая. Врач А.Т. Христенко не только читает лекции на медицинские темы, но и помогает нам правильно организовать летний отдых детей. Много у нас помощников: это и учитель географии А.Т. Косарева, и офицер запаса В.С. Гогалинский, и бывший директор школы №57, ныне пенсионер Н.М. Лебедев.
Во двор все чаще заглядывают ребята. Площадка начинает работать с девяти часов утра, а самые нетерпеливые приходят значительно раньше.
- Ну, вот я вас, - шутливо грозит пальцем ребятам Дмитрий Аркадьевич. Но глаза, чуть прищуренные, с лучиками добрых морщинок вокруг них, выдают его. Ребята, смеясь, убегают.
- Однако, пора, - говорит хозяин, посмотрев на часы, - знают свое время.
Он поднимается и, не торопясь, идет в дом. Из репродуктора, что висит на веранде, раздается мелодия задорной пионерской песни. Это своего рода сигнал: площадка открыта, добро пожаловать!
Через несколько минут красно-галстучная пионерия и малыши-октябрята заполняют двор. Сразу становится тесно, шумно, весело. Четко отдает команды Света Зайнетдинова, ученица 7-го класса школы №57, - сегодня она дежурная вожатая. Ребята выстраиваются на линейку. Торжественная минута – поднятие флага. Площадка начинает новый день, полный интересных, увлекательных дел.
Официально здесь записано 54 человека, но детей значительно больше. И каждому найдется дело по душе. Вот склонились над листами юные художники. Это студентка пединститута Надя Чернявская проводит с ребятами конкурс на лучший рисунок. А чуть в стороне ведут жаркие схватки будущие Смысловы, Петросяны, Ботвинники.
Время летит быстро. Уже час дня. Жарко. По распорядку сейчас должен быть перерыв. Ребята пообедают, отдохнут. Но некогда отдыхать самодеятельным артистам, у них свои заботы: вечером концерт! Более шести лет руководит детской самодеятельностью на этой площадке Люба Седова.
К пяти часам двор вновь заполняется детворой. Пока старшие вместе с пионервожатой школы №57 В.Н. Боенко разучивают новые песни и танцы, малыши катаются на карусели, играют…
Трелью рассыпается звонок, приглашая зрителей занять свои места. Постепенно стихает шум. Начинается концерт. Русский танец в исполнении Тани Христенко сменяет мелодия «Неаполитанской песни» Чайковского, которую исполняет на скрипке Аля Балабанян. Долго аплодируют зрители юным баянистам Коле Мартышину и Володе Киселеву. Потом любимец ребят дядя Дима – Дмитрий Аркадьевич – показывает веселую мультипликацию. Все довольны, скучающих нет.
Уже совсем стемнело. В небе одна за другой зажглись звезды. Давно разошлись по дворам ребята. Закончился день на детской площадке «Светлячок». Но в доме супругов Цинбал еще долго будет гореть свет. А завтра опять гостеприимно распахнутся его двери. Добро пожаловать, юные ростовчане! «Светлячок» всегда рад вам!
А. Рысев.
Газета «Вечерний Ростов» №174 (2165). Понедельник, 26 июля 1965 года
РЕБЯТА НЕ СКУЧАЮТ
Идет пионерское лето с его ярким солнцем, щедрой зеленью, ослепительным блеском воды, далекими туристскими походами, веселыми лагерными кострами, задорными песнями, белозубыми улыбками дочерна загоревших ребят.
Сейчас в нашем городе работает 90 детских площадок, 58 городских пионерских и более 50 передвижных туристских и спортивно-трудовых лагерей. Здесь проводят летние каникулы свыше 30 тысяч ростовских школьников. И, честное слово, они не скучают.
Всему городу известна дворовая детская площадка «Светлячок», созданная супругами Дмитрием Аркадьевичем и Еленой Степановной Цимбал. Сюда с радостью идут десятки малышей. У них тоже немало игр, им тоже не приходится скучать. Нередко эта площадка превращается в большой зрительный зал. Вот и сейчас малыши смотрят мультипликационные фильмы (на снимке).
Идет пионерское лето. И каждый день оно дарит ростовским ребятам большую радость.
Фото А. Рысева. Текст В. Семенова.
Газета «Вечерний Ростов». Лето 1965 года.
ОТДЫХ ПОЛЕЗНЫЙ, УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ…
Закончилось пионерское лето. Десятки тысяч юных ростовчан сели за школьные парты. Многие из них в своих первых сочинениях с удовольствием вспомнят замечательную пору летнего отдыха – туристские походы и экскурсии, спортивные соревнования и игры, жаркое пламя костров, строгие лагерные «линейки», задорные пионерские песни…Но вряд ли ребята представляют, какую огромную работу проделали партийные, профсоюзные, общественные организации нашего города для того, чтобы их отдых был интересным и содержательным.
Недавно состоялось заседание городского совета пионерской организации имени В.И. Ленина и президиума городского совета родительской общественности, на котором были подведены итоги смотра воспитательной работы в пионерских лагерях и на детских площадках Ростова.
…Сколько у нас общественников, отдающих все свое свободное время, весь жар своего сердца детям! Нельзя не вспомнить супругов Цинбал (ул. Курганная, 54), которые вот уже 14 лет отдают свой досуг ростовским малышам. В их небольшом дворике (они живут в частном доме) всегда звенят ребячьи голоса. На этой детской площадке можно посмотреть кинофильм, концерт, послушать интересную лекцию. Не удивительно, что ее охотно посещают не только дети, но и взрослые.
Нелегко было создавать десятки пионерских лагерей. И нужно отдать должное работникам Дворца пионеров, педагогическим коллективам школ №8,12,14,15,54,57,77 и многих других, которые приняли самое активное участие в организации летнего отдыха ребят.
А. Косарева, инспектор по внеклассной работе городского отдела народного образования.
Газета «Вечерний Ростов» №206 (2197). Среда, 1 сентября 1965 года
К НОВЫМ РУБЕЖАМ
Заметки с 3 пленума городского комитета ДОСААФ
Городская организация ДОСААФ в нынешнем году успешно справляется со своими задачами по подготовке специалистов массовых технических профессий. В первом полугодии подготовлено свыше 4500 специалистов и 13500 спортсменов-разрядников по техническим и военно-прикладным видам спорта.
Успехи, достигнутые ростовской организацией ДОСААФ, есть результат улучшения работы многих первичных организаций города.
Значительно улучшилась деятельность первичных организаций ДОСААФ в школах. Оживить ее помог проведенный смотр-конкурс оборонно-массовой работы и военно-политического воспитания молодежи. Большинство школьных организаций активно участвовало в соревнованиях 3 Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта, в ходе которых юношеские нормы выполнило около трех тысяч школьников, многие юноши выполнили нормы третьего и второго разрядов. В числе передовых коллективов – школы №57, 33, 32, 52 и другие. Но стоит отметить и слабые стороны деятельности школьных организаций. Так, недостаточно развертывается работа по авиа- и морскому моделизму, умению водить автомобиль, мотоцикл.
В решении больших задач, стоящих перед городской организацией общества, необходимо добиваться не только количественных, но, главным образом, качественных показателей.
Газета «Вечерний Ростов» №250 (2241), пятница, 22 октября 1965 года
ПРЕКРАСНОЕ ВОКРУГ НАС
Чувство прекрасного воспитывается у детей не только на уроках литературы или рисования, не только на фильмах, концертах, выставках. Эстетика должна окружать ребенка всюду – в библиотеке, классе, пионерской комнате…
В прошлом учебном году в 57-й школе была применена кабинетная система работы: занятия теперь здесь проходят в специально оборудованных классах, оформление которых соответствует содержанию учебного предмета и теме урока. В чем преимущество этой системы? Прежде всего в более четкой организации труда. Ну и, конечно, значительно улучшилось оформление учебных комнат.
Разумеется красиво оформленные кабинеты еще не решают проблемы эстетического воспитания. В школе работают «Клуб интересных дел», «Клуб почемучек», кружки художественной самодеятельности. Часто проводятся разнообразные вечера, концерты, диспуты, интересные встречи. Здесь создана атмосфера постоянного общения детей с новым, красивым, увлекательным и полезным. В дни, когда отмечалось 70-летие со дня рождения русского поэта Сергея Есенина, старшеклассники под руководством учителя математики З. Барчуловой провели есенинский вечер. Со сцены звучали стихи поэта, его любимые песни. Затем с этим концертом ребята выступили у своих шефов – рабочих кирпичного завода №2.
Особенно гордятся школьники своей художественной самодеятельностью. Они часто выступают на родительских собраниях, у рабочих литейно-механического завода №11.
Интересно прошла встреча с участниками Великой Отечественной войны. Из рассказов А.С. Михайличенко, П.К. Гагая, Д.В. Дьяченко ребята узнали о делах и подвигах советского народа в годы войны.
Так растет наша детвора. Сейчас мы видим, что ребята стали больше читать, повысился их интерес к искусству. А это положительно сказывается и на формировании морального облика и на успеваемости школьников.
В. Бондаревский, рабочий завода Ростсельмаш.
Газета «Вечерний Ростов» №296 (2287), четверг, 16 декабря 1965 года
ЮНЫЕ АТЕИСТЫ
В школе №57 по инициативе учителя истории А.А. Желудкова организован кружок атеистов. Его члены готовят доклады на научно-популярные темы. По приглашению рабочих кирпичного завода №2 юные атеисты выступили у них в клубе с докладами «Чудеса без чудес» и «Русские художники о религии»
А. Стасюк
Газета «Вечерний Ростов» №305 (2296), понедельник 27 декабря 1965 года
РОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ
Все учащиеся и педагогический коллектив школы №57 заняты сейчас увлекательной работой. В ноябре 1967 года в школе откроется музей имени 50-летия Советской власти. В нем будет девять разделов – «Ленин и ленинская гвардия», «Революционное прошлое Ростова», «Искусство и литература Дона», «Интернациональная дружба» и другие.
В дни зимних каникул ребята собрали интересный материал для раздела «Они учились в нашей школе». Старшеклассники побывали в Ленинграде и Москве, где встретились с Василием Ивановичем Давиденко. В годы Великой Отечественной войны он был однополчанином Андрея Бельгина, бывшего воспитанника 57-й школы, имя которого занесено на мемориальную доску памятника героям, погибшим на Курской дуге.
В ноябре учащиеся съездили в Белгородскую область, присутствовали на открытии этого памятника, встречались с героями памятных боев. Все собранные ими материалы школьники передали музею.
С. Конов.
Газета «Вечерний Ростов» №13 (2313), понедельник 17 января 1966 года.
ПАМЯТИ ГЕРОЯ
«Красные следопыты» школы №57 разыскали родителей Героя Советского Союза А.А. Бельгина. Ребята выяснили, что до войны он учился в их школе.
Гвардии капитан Бельгин летом 1943 года сражался на Курской дуге. В ожесточенном бою на Прохоровском направлении батальон, которым он командовал, сжег и подбил 39 фашистских машин, уничтожил до тысячи гитлеровцев. Бешеная атака врага была остановлена, но командир батальона в этом сражении пал смертью храбрых. Посмертно А.А. Бельгин был удостоен звания Героя Советского Союза. Он похоронен вместе с другими воинами в селе Никольском Белгородской области.
Пионеры этого села пригласили «красных следопытов» школы приехать в Никольское на открытие памятника герою. Юные ростовчане возложили цветы на могилу А.А. Бельгина. На здании школы установлена мемориальная доска с именем Героя Советского Союза А.А. Бельгина.
В школьном уголке боевой славы ребята бережно хранят материалы о советских воинах – героях Великой Отечественной войны.
А. Стасюк, учитель.
Газета «Вечерний Ростов» № 22 (2322) четверг,27 января 1966 года.
ГЕРОИ НЕ УМИРАЮТ
Все началось с открытия на улице Павленко летней площадки имени Героя Советского Союза ростовчанина А.А. Бельгина. Тогда же пионеры школы №57 задались целью собрать материалы о жизни и героическом подвиге нашего земляка, отдавшего жизнь
За свободу и независимость Родины.
Немногим более года прошло с тех пор. За это время ребята связались с родителями А.А. Бельгина, с теми, кто его лично знал и плечом к плечу шел трудными фронтовыми дорогами. Полученные многочисленные письма, фотографии, вырезки из газет и журналов красноречиво рассказывают о мужестве и героизме не только А.А. Бельгина, но и многих других советских воинов.
Но не довольствовались «красные следопыты» полученными материалами. Они решили создать в школе комнату боевой славы, чтобы на примерах своих отцов и братьев учиться жить и трудиться.
… Комната боевой славы. Привлекает внимание стенд «Герои гражданской войны». На нем фотографии и краткие описания ратных подвигов И.И. Уборевича, П.П. Постышева, И.Э. Якира, А.М. Егорова, Е.И. Ковтюха, М.И. Тухачевского, А.А. Бубнова и многих других известных военачальников. А рядом – стенд героев Великой Отечественной войны. На нем портреты радиста Федора Лузанова, матроса Кафур Мамедова, летчика Я. Иванова, который дважды совершил таран, и многих других.
Интересен по своему содержанию альбом, в котором собраны материалы о героях-комсомольцах Александре Матросове, Зое Космодемьянской, Олеге Кошевом, Николае Гастелло…
Школьники и посетители подолгу задерживаются у макета «Две армии – две морали». Многие документы рассказывают о Советской Армии, об армиях стран социализма.
Фотомонтажи, альбомы, журналы… Много их в комнате боевой славы. И все они содержат интересные материалы о мужестве и героизме советских воинов. Один альбом посвящен бывшим ученикам школы, павшим смертью храбрых в годы войны. В подарок пионерам за их полезное и нужное дело бывшие участники войны шлют книги, добрые пожелания.
В комнате боевой славы проводятся пионерские сборы, встречи с участниками войны и ветеранами труда. Сейчас «красные следопыты» задались целью собрать материалы о героях Дона, разыскать воинов, которые находились на излечении в госпитале, располагавшемся в помещении их школы в годы войны.
Л. Васильченко.
Газета «Вечерний Ростов» №115 (2415) Четверг, 19 мая 1966 года.
СВЕТИ, «СВЕТЛЯЧОК»!
В западной части Рабочего городка, на улице Курганной, 54а, снова широко распахнулись двери гостеприимного хозяина Дмитрия Аркадьевича Цимбала. Уютный двор. У входа бюсты А.С. Пушкина, А.М. Горького. Большой плакат. Надпись гласит: «Добро пожаловать!» Для ребятишек здесь есть настольные игры, шахматы и шашки, детское кино, карусель. Да, самая настоящая карусель, украшенная рисунками по мотивам народных сказок.
Два раза в неделю для детей демонстрируются кинокартины.
Старшеклассницы 57-й школы Лиля Курганова и Света Зайнединова проводят с ребятами игры, читают занимательные рассказы и сказки.
В конце июня состоялось торжественное открытие детской площадки «Светлячок». Более 200 человек пришли на этот праздник.
А на улице Павленко, в доме №32, открыта детская площадка «Малышка». Шумно и оживленно здесь днем. Студентки педагогического института Аня Слонская и Люба Лесная щедры на выдумки. Им помогает учительница школы №57 В.Л. Короткова. Ребята любят свой пионерский городок. Они часто приходят и на Курганную. «Светлячок» с радостью принимает гостей.
А. Стасюк, учитель.
(Газета «Вечерний Ростов» №157 (2457). Четверг, 7 июля 1966 года)
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО (ОБЗОР ПИСЕМ)
Идет пионерское лето. Оно щедро дарит ребятам безмятежную синеву высокого неба, горячую ласку солнечных лучей, яркую зелень садов и парков, освежающую прохладу речной воды.
Поют серебряные горны в далеких и близких лагерях. Звенят тугие мячи на спортивных площадках. Как в песне, взвиваются кострами синие ночи. И высоко в небо взлетают песни, рождающиеся у тревожных и веселых пионерских костров.
Идет деловитое, неистощимое на выдумки лето. Лето мечтателей и романтиков. И тысячи ребят, послушных властному зову ветра, моря и гор, отправляются в далекие походы…
Учитель А. Стасюк рассказывает о пионерском лагере «Космос», созданном при школе №57. Сюда тоже закрыт вход скуке. Досуг ребят заполнен увлекательными играми, экскурсиями по родному краю…
Газета «Вечерний Ростов» №162 (2462) Среда, 13 июля1966 года.