Мусор как искусство

Шесть художников, которые используют промышленные и бытовые отходы.
«В хозяйстве все пригодится» — фраза, которую мы иногда произносим, когда не желаем выбрасывать старые вещи. Но одно дело хозяйство и совсем другое — искусство.
Впрочем, современное искусство дает огромную свободу как в плане форм, так и в плане материалов, а значит, trash art (от англ. trash — хлам, мусор и art-искусство) появился вполне своевременно. Во Франции, кстати, более распространено название poubellisme, что подразумевает под собой искусство из poubelles (т.е. мусорных баков). Большая часть художников, архитекторов и дизайнеров, которые используют мусор как главную составляющую своих работ, преследуют самую благородную цель — привлечь внимание к проблемам экологии. Мы спросили шестерых мастеров trash art из разных уголков света, с чем именно они работают и как пришли к этому.
Лео Сиуэлл
Американский архитектор Лео Сиуэлл родился на востоке США, в штате Мэриленд. Степень магистра истории искусств он получил, чтобы его признали в профессиональных кругах, а настоящую славу ему принесли скульптуры, сделанные из мусора. Материал для своих работ (куски металла, дерева и пластика) Лео собирает на блошиных рынках, дворовых распродажах и свалках. Соединяя все эти вещи с помощью гвоздей, болтов или сварочного аппарата, он таким образом стремится быть ближе к окружающей среде: «Я вырос около свалки и слишком увлекся игрой с найденными там вещами. С годами я стал собирать их вместе, в единое целое. Почти все мои скульптуры — это формы, взятые непосредственно в природе».
Скульптура свиньи
© Лео Сиуэл
Джейн Перкинс
«Я люблю искусство с элементами веселья и неожиданности, и надеюсь, что мои работы заставят вас улыбнуться!» — говорит британская художница Джейн Перкинс. Материалом для ее полотен становится пластик, причем предпочтение Джейн отдает пуговицам, а вдохновением служат картины известных художников — от да Винчи и Вермеера до Уорхолла. Эти картины Джейн называет «пластиковая классика». Она начинала работать с брошами, которые украшала кусочками пластика, чтобы сделать их необычными, а когда мусора накопилось слишком много — перешла к более масштабным проектам. По собственному признанию, ей удается черпать вдохновение в ненужных вещах: «Я ищу материалы везде — в собственном доме и у друзей, на блошиных рынках и гаражных распродажах. Это не просто мусор — он имеет свою историю: чьи-то переживания, опыт, воспоминания из детства. И все это добавляет моим работам еще одно измерение».
Каждый мешочек уникален и неповторим
© Ана Кардим
Среди многочисленных проектов дизайнера Аны Кардим мусорному мешочку (в оригинале garbage pin) суждено было стать самым известным. Это минималистичное украшение состоит из серебряного кольца и небольшого полиэтиленового пакета с размерами 4,5х2х3 см. В пакетик дизайнер предлагает складывать мусор, что копится в течение дня, — и так призывает всех сочетать моду с заботой об окружающей среде. Интересно то, что при всей своей простоте украшение получается эксклюзивным: вряд ли кому-то удастся дважды собрать абсолютно одинаковое. Когда проект был только запущен, в нем приняли участие 90 художников, а весь эксперимент длился пять дней. В итоге вышла целая книга, где рядом с фотографией художника и его историей помещается пять мешочков. «Garbage Pin Project был моим первым ребенком, — шутит Ана, которая временно оставила дизайн, занимаясь воспитанием десятимесячного малыша. — Работа над ним длилась в течение трех лет, но тем не менее это было просто потрясающе!»
Портрет Мэрилин Монро из пластика, игрушек и проводов
© Том Дейнинжер
Художник Том Дейнинджер родился и вырос в Бостоне, с отличием окончил университет. Первые деньги, которые Том потратил на путешествие по Европе, он получил за две большие художественные работы для местной церкви. Сейчас Дейнинджер признанный мастер trash art, работы которого можно найти как в частных коллекциях по всему миру, так и в его собственной студии. В основном это портреты (известных и случайных людей, а также самого художника), которые сделаны из кусков пластика разных видов и форм, включая старые детские игрушки, компьютерные клавиатуры и телефонные провода. Позиция Тома в отличие от его картин предельно проста: «Наша потребительская культура создала меня и все, что я делаю». А еще он признается, что очень любит русских импрессионистов: «Мне нравится смотреть на их картины: это то, что я бы хотел делать. Создается впечатление, что это не картины, а куски мусора, вывешенные на двери старого холодильника».
Полуювелирные украшения из промышленных отходов
© Валерий и Екатерина Кузнецова
Студия Decorkuznetsov — результат работы украинских дизайнеров Валерия и Екатерины Кузнецовых. Творческий и семейный союз преимущественно специализируется на дизайне интерьеров, однако этот факт не помешал дизайнерам обратиться к промышленным отходам, чтобы дать им вторую жизнь и выпустить коллекцию украшений. Ее можно назвать полуювелирной: наряду с частями сантехнического оборудования, пенорезины, проводами, зажимами и многим другим Decorkuznetsov используют золото и бриллианты. О своем отношении к искусству из мусора Валерий Кузнецов рассуждает философски: «У нас дом сделан из кирпича XIX века, потому неудивительно, что наша цель – беречь ресурсы. Ресурсы природные, жизненные, внутренние и внешние. Беречь прошлое и будущее. Не стоит бояться ненужных вещей: в них особая энергетика, особый мир. Это только на первый взгляд они нефункциональные. Достаточно лишь посмотреть на то, что нас окружает, под другим углом».
Коллаж из металлических отходов
© Игорь Иванов
Несмотря на сравнительно небольшую популярность искусства из мусора в России, у нас тоже есть свои герои. Один из них — свободный художник, декоратор и архитектор из Санкт-Петербурга Игорь Иванов. Он создает картины из деталей сломанных компьютеров и старой бытовой техники и замечает, что использует частички металла так, как художники используют краску. Идея работать с нетрадиционным материалом пришла к Игорю путем проб и экспериментов, а удачные опыты позволили стать желанным гостем в галереях Санкт-Петербурга, участником выставки «Коллаж в России. XX век» Русского музея. Проблема экологии для Игоря, как и для многих trash art художников, стоит на первом месте: «Моя основная идея — делать работы только из отслуживших свой век предметов, уменьшая таким образом количество мусора на планете. И я призываю всех творческих личностей искать свой путь, свой материал, чтобы использовать его не только для решения художественных задач, но и экологических проблем. В Европе и Америке с этим направлением художники работают уже с 60-х годов XX века, а у нас это относительно молодой вид творчества, который, впрочем, начинает набирать обороты».

Мусор как искусство - 802201515486
Мусор как искусство - 802201514718
Мусор как искусство - 802201515742
Мусор как искусство - 802201515230
Мусор как искусство - 802201514974
Мусор как искусство - 802201515998

Комментарии

Комментариев нет.