Описание проблемы и аудитории В настоящее время в агроусадьбе работает мини-зоопарк, в котором живет более 200 животных более 20 видов. Опыт работы показал, что многие посетители мини-зоопарка после общения с животными заметно улучшают свое здоровье (психофизическое состояние). Кроме того, у детей, живущих в городских условиях, в абсолютном большинстве не сформированы элементарные представления о животных. Например, 28 октября 2014 года прихожане храма Александра Невского и воспитанники из приюта г. Барановичи смогли пообщаться с животными. Посетители агроусадьбы получили положительные эмоции, что, по мнению родителей и воспитателей, надолго сохранило хорошее настроение у детей (смотрите ссылку http://alexandrnevski.prihod.ru/news/guid/1163125 ). Наблюдение за посетившими мини-зоопарк учениками Полонковской средней школы также подтвердило такие изменения ( http://polonka.baranovichi.edu.by/ru/main.aspx?guid=17433 ). Существующие условия содержания животных обеспечивают их комфортное обитание, приближенное к естественным условиям, но не позволяющее организовать общение с детьми. Набор животных, живущих в агроусадьбе, позволяет организовать зоотерапевтическое общение как индивидуалов, так и малых групп. Здесь можно свободно общаться с животными, а не только наблюдать их из-за ограды или клетки. Можно их кормить, гладить, трогать. Подружившись с нашими питомцами, дети могут провести целый день в непосредственном контакте с природой и милыми пушистиками. Контактные зоопарки задумывались изначально, чтобы были совсем не похожи друг на друга, другая стилистика, интерьер, направление. Отличается и разнообразием животных. Фотографии не передают истинную красоту наших питомцев, поэтому побывав лично, вы получите немалое удовольствие, пообщавшись не только с животными, но и получив разнообразную информацию. У нас также имеется зона отдыха с беседкой, где можно отдохнуть, и почувствовать неповторимую атмосферу окружающей среды. Приглашая в наш зоопарк, мы очень хотим, чтобы городские дети (и взрослые тоже) научились любить животных и дружить с ними, научились культуре общения с четвероногими и пернатыми. Поэтому во время экскурсии с Вами работают грамотные и опытные специалисты, которые подскажут, как знакомиться и общаться с тем или иным животным, и что недопустимо в общении с ним. Наш зоопарк находится под контролем ветеринара, поэтому наши питомцы всегда здоровы, привиты, ухожены и правильно накормлены. Мы хотим подавать хороший пример заботы о тех, кого приручили. И верим, что это у нас получится! Аудитория Решение проблемы Главная задача – активизация восприятия и познавательной сферы, стимулирование положительных эмоциональных реакций в общении с животными. Дети на таких занятиях в первую очередь учатся преодолевать свои страхи перед общением с животными. Это сложный и длительный процесс, требующий времени и большого количества занятий.К характеристике животного добавляется существенный элемент: оказывается, каждая птица, каждый зверь умеют издавать определенные, специфические звуки. Детей просят имитировать, как “разговаривает” то, или иное животное. Кроме того, можно ввести в речь (по крайней мере, на уровне пассивного словаря) некоторые понятия: например, “животное-хищник”, “травоядное животное”; познакомить детей с классификацией животного мира: “млекопитающие” (т.е., что вскармливают детенышей молоком), птицы, земноводные, пресмыкающиеся. Педагог пытается включить детей в диалог и обсуждает с ними основные признаки каждой группы животных на уровне простейших сопоставлений (похож – не похож, как передвигается, умеет летать – не умеет летать и т.п.). Ребенку предлагается выбрать из всех животных того, кто ему больше всех понравился, и объяснить свой выбор, используя слова-характеристики: “самый хитрый”, “самый безобидный”, “самый опасный” и др. В заключение занятия можно предложить детям изобразить различных животных при помощи жестов, мимики, голоса. Большая часть занятия уделяется именно тактильному знакомству дошкольников с животным, так как они, как правило, испытывают страх перед животными и избегают прикосновений. Если кто-то из детей отказывается погладить животное, не следует на этом настаивать. Нужно только обратить внимание ребенка на то, что его сосед не боится животного и трогает его. Взрослый должен постараться вызвать у детей если не интерес, то хотя бы какое-то эмоциональное оживление при виде животного. Желание ребенка потрогать перышки птицы или погладить кота (кролика, свинку) можно считать очень хорошим результатом занятия. Важно обратить внимание воспитанников на эмоциональное состояние животного, добиться того, чтобы дети угадали в животном собственные чувства. Ведь главной задачей занятия является преодоление детских страхов и стимулирование положительной эмоциональной реакции на общение с животными. Для закрепления знаний, полученных на зоотерапевтических занятиях, можно предложить детям нарисовать или слепить увиденных животных. Полезно играть в сюжетно-ролевые игры, где ребята будут исполнять роли различных животных, изображать ситуации из их жизни. Богатые возможности для имитации повадок и голосов животных открываются при инсценировании таких известных детям сказок, как “Колобок”, “Репка”, “Теремок”. Для каждой группы воспитанников, в зависимости от возраста и патологии, педагог подбирает сюжеты, доступные для понимания и адекватные с точки зрения личностных проблем детей. Так, для дошкольников предпочтительней играть в сказку “Теремок” – причем использовать тот вариант, который заканчивается “бескровно”. А сказку “Колобок”, в которой животные все время угрожают главному герою и пытаются его съесть, лучше не использовать.Наш проект показывает, что общение с животными зачастую является самым ярким и запоминающимся эпизодом для детей.Мы поставили перед собой следующие задачи: 1) выяснить, какие животные больше нравятся детям, с какими животными они стараются общаться в периоды плохого самочувствия или пониженного настроения; 2) изучить, зависит ли личностная особенность, проявляющаяся, в эмоциональной неустойчивости, тревоге, низкой самооценкой и продолжительность острых заболеваний от наличия домашних животных; 3) выяснить, есть ли у детей, страдающих определенным заболеванием, склонность к общению с определенными животными; 4) определить, какие хронические заболевания чаще встречаются у дошкольников; Анализируя состояние здоровья детей, уровень самочувствия детей, имеющих дома животных, оказался выше, чем у детей, не содержащих дома животных. Это может быть связано с более стабильным состоянием их нервной системы. Не исключено также, что они более оптимистично оценивают своё здоровье, что само по себе немаловажно. Были отмечены животные, с которыми хотят общаться и иметь дома дети, страдающие разными заболеваниями. Частая встречаемость кошек, собак, хомяков и крыс как собеседников у детей, страдающих хроническими заболеваниями, видимо, связана с наиболее частой встречаемостью этих животных в семьях детей. В результате проведенной работы было выяснено, что: больше всего воспитанникам нравятся собаки, кошки и крупные кошки (лев, тигр, гепард и т.п.); дети, имеющие домашних животных, имеют более низкий уровень нейротизма; средняя продолжительность острых заболеваний ниже у ребят имеющих дома животных; у детей, страдающих хроническими заболеваниями, есть склонность к общению с определенными животными; у дошкольников чаще всего встречаются следующие заболевания: нарушение осанки и плоскостопие, заболевания пищеварительной и сердечнососудистой, дыхательной системы, органов зрения и хронический аалергоз; имеется достоверная положительная связь между уровнем нейротизма и уровнем субъективного отношения ребенка к животным. Жизнь детей в современном мире наполнена стрессами, и они часто страдают от их последствий, как эмоциональных, так и физических. Ежегодно тысячи из них переживают развод родителей, а миллионы растут в атмосфере семейных битв, в которых нет победителей. И если нет возможности погладить кошку, поговорить с собакой, повозиться с хомячком, забыв на это время о школьных неприятностях, ощущая домашний покой и уют, то может развиться серьёзный невроз, ухудшиться состояние здоровья. Общение с животными доставляет детям удовольствие, вызывает положительные эмоции, которыми в обычной жизни их воспитанники не очень избалованы. Положительные эмоции не только приятны, но и полезны. При их переживании в организме человека продуцируются эндорфины и энкефалины, которые воздействуют на “рецепторы удовольствия” в головном мозге – и заодно налаживают гомеостаз, регулируют жизнедеятельность организма. Многие врачи советуют своим пациентам завести собаку хотя бы потому, что это гарантирует такие необходимые для здоровья вещи, как пребывание на свежем воздухе и движение. Возня с домашними животными поможет восполнить ребенку дефицит человеческих контактов, в том числе и телесных. Ласковое, теплое, да еще и пушистое, приятное на ощупь существо, которое любит тебя безо всяких условий и заслуг с твоей стороны – что может быть лучше для ребенка. И дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим друзьям-животным человеческие черты. Они общаются с ними как со своими сверстниками, разговаривают с ними, поверяют свои тайны. Ведь кошка или собачка всегда выслушают и поймут. Они никогда не сплетничают и не ябедничают. Главная задача таких мероприятий – развитие сенсорной и эмоциональной сферы ребенка. Общение с животными открывает новые возможности для получения тактильных и зрительных ощущений, причем ощущений, вызывающих у детей положительные переживания. Во взаимодействии с преподавателями и студентами Барановичского университета будут организованы бесплатные зоотерапевтические занятия, для организации и проведения которых необходимо дополнительное инфраструктурное оснащение, а именно – «контактных площадок», совмещенных с вольерами, и позволяющими безопасно находится там детям.
Зоосад
:Агроусадьба Агроусадьба NatUrlich
Зоотерапия в Деколах
Описание проблемы и аудитории
В настоящее время в агроусадьбе работает мини-зоопарк, в котором живет более 200 животных более 20 видов. Опыт работы показал, что многие посетители мини-зоопарка после общения с животными заметно улучшают свое здоровье (психофизическое состояние). Кроме того, у детей, живущих в городских условиях, в абсолютном большинстве не сформированы элементарные представления о животных.
Например, 28 октября 2014 года прихожане храма Александра Невского и воспитанники из приюта г. Барановичи смогли пообщаться с животными. Посетители агроусадьбы получили положительные эмоции, что, по мнению родителей и воспитателей, надолго сохранило хорошее настроение у детей (смотрите ссылку http://alexandrnevski.prihod.ru/news/guid/1163125 ). Наблюдение за посетившими мини-зоопарк учениками Полонковской средней школы также подтвердило такие изменения ( http://polonka.baranovichi.edu.by/ru/main.aspx?guid=17433 ).
Существующие условия содержания животных обеспечивают их комфортное обитание, приближенное к естественным условиям, но не позволяющее организовать общение с детьми.
Набор животных, живущих в агроусадьбе, позволяет организовать зоотерапевтическое общение как индивидуалов, так и малых групп.
Здесь можно свободно общаться с животными, а не только наблюдать их из-за ограды или клетки. Можно их кормить, гладить, трогать. Подружившись с нашими питомцами, дети могут провести целый день в непосредственном контакте с природой и милыми пушистиками.
Контактные зоопарки задумывались изначально, чтобы были совсем не похожи друг на друга, другая стилистика, интерьер, направление. Отличается и разнообразием животных. Фотографии не передают истинную красоту наших питомцев, поэтому побывав лично, вы получите немалое удовольствие, пообщавшись не только с животными, но и получив разнообразную информацию. У нас также имеется зона отдыха с беседкой, где можно отдохнуть, и почувствовать неповторимую атмосферу окружающей среды. Приглашая в наш зоопарк, мы очень хотим, чтобы городские дети (и взрослые тоже) научились любить животных и дружить с ними, научились культуре общения с четвероногими и пернатыми. Поэтому во время экскурсии с Вами работают грамотные и опытные специалисты, которые подскажут, как знакомиться и общаться с тем или иным животным, и что недопустимо в общении с ним. Наш зоопарк находится под контролем ветеринара, поэтому наши питомцы всегда здоровы, привиты, ухожены и правильно накормлены. Мы хотим подавать хороший пример заботы о тех, кого приручили. И верим, что это у нас получится!
Аудитория
Решение проблемы
Главная задача – активизация восприятия и познавательной сферы, стимулирование положительных эмоциональных реакций в общении с животными.
Дети на таких занятиях в первую очередь учатся преодолевать свои страхи перед общением с животными. Это сложный и длительный процесс, требующий времени и большого количества занятий.К характеристике животного добавляется существенный элемент: оказывается, каждая птица, каждый зверь умеют издавать определенные, специфические звуки. Детей просят имитировать, как “разговаривает” то, или иное животное.
Кроме того, можно ввести в речь (по крайней мере, на уровне пассивного словаря) некоторые понятия: например, “животное-хищник”, “травоядное животное”; познакомить детей с классификацией животного мира: “млекопитающие” (т.е., что вскармливают детенышей молоком), птицы, земноводные, пресмыкающиеся. Педагог пытается включить детей в диалог и обсуждает с ними основные признаки каждой группы животных на уровне простейших сопоставлений (похож – не похож, как передвигается, умеет летать – не умеет летать и т.п.).
Ребенку предлагается выбрать из всех животных того, кто ему больше всех понравился, и объяснить свой выбор, используя слова-характеристики: “самый хитрый”, “самый безобидный”, “самый опасный” и др. В заключение занятия можно предложить детям изобразить различных животных при помощи жестов, мимики, голоса.
Большая часть занятия уделяется именно тактильному знакомству дошкольников с животным, так как они, как правило, испытывают страх перед животными и избегают прикосновений.
Если кто-то из детей отказывается погладить животное, не следует на этом настаивать. Нужно только обратить внимание ребенка на то, что его сосед не боится животного и трогает его. Взрослый должен постараться вызвать у детей если не интерес, то хотя бы какое-то эмоциональное оживление при виде животного. Желание ребенка потрогать перышки птицы или погладить кота (кролика, свинку) можно считать очень хорошим результатом занятия.
Важно обратить внимание воспитанников на эмоциональное состояние животного, добиться того, чтобы дети угадали в животном собственные чувства. Ведь главной задачей занятия является преодоление детских страхов и стимулирование положительной эмоциональной реакции на общение с животными.
Для закрепления знаний, полученных на зоотерапевтических занятиях, можно предложить детям нарисовать или слепить увиденных животных. Полезно играть в сюжетно-ролевые игры, где ребята будут исполнять роли различных животных, изображать ситуации из их жизни. Богатые возможности для имитации повадок и голосов животных открываются при инсценировании таких известных детям сказок, как “Колобок”, “Репка”, “Теремок”.
Для каждой группы воспитанников, в зависимости от возраста и патологии, педагог подбирает сюжеты, доступные для понимания и адекватные с точки зрения личностных проблем детей. Так, для дошкольников предпочтительней играть в сказку “Теремок” – причем использовать тот вариант, который заканчивается “бескровно”. А сказку “Колобок”, в которой животные все время угрожают главному герою и пытаются его съесть, лучше не использовать.Наш проект показывает, что общение с животными зачастую является самым ярким и запоминающимся эпизодом для детей.Мы поставили перед собой следующие задачи:
1) выяснить, какие животные больше нравятся детям, с какими животными они стараются общаться в периоды плохого самочувствия или пониженного настроения;
2) изучить, зависит ли личностная особенность, проявляющаяся, в эмоциональной неустойчивости, тревоге, низкой самооценкой и продолжительность острых заболеваний от наличия домашних животных;
3) выяснить, есть ли у детей, страдающих определенным заболеванием, склонность к общению с определенными животными;
4) определить, какие хронические заболевания чаще встречаются у дошкольников;
Анализируя состояние здоровья детей, уровень самочувствия детей, имеющих дома животных, оказался выше, чем у детей, не содержащих дома животных. Это может быть связано с более стабильным состоянием их нервной системы. Не исключено также, что они более оптимистично оценивают своё здоровье, что само по себе немаловажно.
Были отмечены животные, с которыми хотят общаться и иметь дома дети, страдающие разными заболеваниями. Частая встречаемость кошек, собак, хомяков и крыс как собеседников у детей, страдающих хроническими заболеваниями, видимо, связана с наиболее частой встречаемостью этих животных в семьях детей.
В результате проведенной работы было выяснено, что: больше всего воспитанникам нравятся собаки, кошки и крупные кошки (лев, тигр, гепард и т.п.); дети, имеющие домашних животных, имеют более низкий уровень нейротизма; средняя продолжительность острых заболеваний ниже у ребят имеющих дома животных; у детей, страдающих хроническими заболеваниями, есть склонность к общению с определенными животными; у дошкольников чаще всего встречаются следующие заболевания: нарушение осанки и плоскостопие, заболевания пищеварительной и сердечнососудистой, дыхательной системы, органов зрения и хронический аалергоз; имеется достоверная положительная связь между уровнем нейротизма и уровнем субъективного отношения ребенка к животным.
Жизнь детей в современном мире наполнена стрессами, и они часто страдают от их последствий, как эмоциональных, так и физических. Ежегодно тысячи из них переживают развод родителей, а миллионы растут в атмосфере семейных битв, в которых нет победителей. И если нет возможности погладить кошку, поговорить с собакой, повозиться с хомячком, забыв на это время о школьных неприятностях, ощущая домашний покой и уют, то может развиться серьёзный невроз, ухудшиться состояние здоровья.
Общение с животными доставляет детям удовольствие, вызывает положительные эмоции, которыми в обычной жизни их воспитанники не очень избалованы.
Положительные эмоции не только приятны, но и полезны. При их переживании в организме человека продуцируются эндорфины и энкефалины, которые воздействуют на “рецепторы удовольствия” в головном мозге – и заодно налаживают гомеостаз, регулируют жизнедеятельность организма. Многие врачи советуют своим пациентам завести собаку хотя бы потому, что это гарантирует такие необходимые для здоровья вещи, как пребывание на свежем воздухе и движение.
Возня с домашними животными поможет восполнить ребенку дефицит человеческих контактов, в том числе и телесных. Ласковое, теплое, да еще и пушистое, приятное на ощупь существо, которое любит тебя безо всяких условий и заслуг с твоей стороны – что может быть лучше для ребенка. И дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим друзьям-животным человеческие черты. Они общаются с ними как со своими сверстниками, разговаривают с ними, поверяют свои тайны. Ведь кошка или собачка всегда выслушают и поймут. Они никогда не сплетничают и не ябедничают.
Главная задача таких мероприятий – развитие сенсорной и эмоциональной сферы ребенка. Общение с животными открывает новые возможности для получения тактильных и зрительных ощущений, причем ощущений, вызывающих у детей положительные переживания.
Во взаимодействии с преподавателями и студентами Барановичского университета будут организованы бесплатные зоотерапевтические занятия, для организации и проведения которых необходимо дополнительное инфраструктурное оснащение, а именно – «контактных площадок», совмещенных с вольерами, и позволяющими безопасно находится там детям.