Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики.
Существуют также — село Гжель, железнодорожная станция Гжель и посёлок городского типа Гжель. Более широкое название «Гжель», которое является правильным с исторической и культурной точки зрения это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединенных в «Гжельский куст».
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572—1578 годов.
Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская(…), которой нигде не видал я белизною превосходнее».
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности «Гжель». Выросший при станции посёлок городского типа также называется «Гжель». Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых: посёлок «Известкового завода» или «Известковый» (по имени находившегося здесь и снесённого Известкового завода) и «Посёлок Кирпичного завода» или «Труженик».
Что такое современная Гжель. Многие знают, что гжельский промысел известен с 14 века. В разное время производилась майолика, фаянс, полуфаянс. С Гжелью тесно связано имя изобретателя русского фарфора, соратника М.Ломоносова – Дмитрия Виноградова. Первый фарфор был получен при опытах с гжельской глиной, которая считалась самой чистой и качественной.
Гжель 21 века внешне похожа на изделия 18-19 веков. Остаются те же формы, узор, даже техника росписи. Техника была восстановлена энтузиастами в 20 веке.Но не стоит забывать, что появляются новые технологии, новые красители.
Научно-технический прогресс помогает промыслу двигаться и создавать все новые изумительные вещи. На сегодняшний день, Гжелью называют подмосковный район. В гжели действуют несколько основных фабрик, которые производят керамику и фарфор высокого качества. У керамических изделий – плотные, толстые стенки, грубоватая фактура.
Как сувенир, керамическая кружка, кувшин, фигурка – просто бесподобны. Преимущество керамики состоит в ее близости к оригинальному гжельскому промыслу. Ведь первые изделия Гжели были именно керамическими.
К тому же, керамика стоит дешевле фарфора.
Фарфоровые изделия выглядят более изящность, поверхность гладкая, безупречная. Часто, фарфоровые изделия декорируются золотом, что придает посуде и сувенирам роскошный, праздничный вид.
Современная Гжель расписывается, как и раньше, окисью кобальта. Также обжигается, покрывается глазурью. Несомненно, качество современных изделий намного выше, чем в 19 веке. Лучше качество фарфора, фаянса.
Преимущество Гжели перед другими народными промыслами очевидно. Гжель издавна используется в практических целях. Знаменитая гжельская посуда поражает и восхищает. Чайные пары – это не только красивые предметы интерьера, их можно использовать по прямому назначению. Материалы, из которых делается посуда, совершенно экологически безопасны.
Где купить Гжель сегодня? Купить Гжельские изделия можно почти в любом магазине сувениров и подарков. Широкий ассортимент предметов поможет подобрать подарок для любого человека – мужчины или женщины, ребенка, коллеги, родственника.
Для женщины-модницы можно подобрать оригинальную керамическую шкатулку, хозяйку порадует авторская супница или блинница. Для мужчин Вы найдете веселые подарки-сувениры, например, пивную кружку, штрафничок.
На что нужно обращать внимание при приобретении Гжели?
В первую очередь, помните, на настоящем гжельском изделии всегда должно стоять клеймо Гжельского производства. На авторских предметах есть подпись художника или инициалы. Браком считаются сколы и трещины на поверхности керамики.
Случайные мазки кобальта или золотом, которые не портят общий эстетический вид посуды не считаются браком. Наоборот, для иностранных гостей и коллекционеров это лишнее подтверждение, что роспись была сделана вручную художником.
От чего зависит цена на современную Гжель? Цена зависит от материалов, используемых при изготовлении того или иного предмета. Фарфор стоит дороже керамики – фаянса или полуфаянса.
Гжель с золотой надглазурной росписью всегда стоит дороже, чем обычные изделия без золотого декора, не на много, примерно 100-400 рублей, в зависимости от размера посуды или сувенира.
Современная Гжель – как отличить подделку от оригинала. Русские промыслы сегодня, как никогда популярны и востребованы. Мода на русский стиль жива до сих пор, с той лишь разницей, что место популярной Хохломы, постепенно занимает зимняя Гжель. Купить гжель, заказать вам предложат специализирующиеся на гжели интернет магазины и посудные лавки Сочетание белого и голубого цветов завораживает и смотрится очень эффектно. Гжельская керамика отдаленно напоминает изделия из Делфта, но русские цветы выглядят роскошнее и богаче. У гжельской посуды масса преимуществ: ее можно использовать по прямому назначению – хранить продукты, пить чай, готовить. Также, это великолепное украшение интерьера кухни или столовой. Гжель коллекционируют, дарят, выставляют на показ. Что же так привлекает в этой керамике? В первую очередь, профессиональная работа гончаров и талантливых художников. Высокий уровень мастерства, отточенность линий, умение работать с полутонами – все это позволяет создавать настоящие шедевры, которые не перестают восхищать и удивлять. Основной вопрос, который волнует покупателей – как отличить настоящую Гжель от подделок? Сегодня, на рынке появляется масса подделок из Китая. Отличить подлинную Гжель от подделки очень просто. Следует обратить внимание – присутствует ли на изделии фирменное клеймо Гжели и подпись художника. Сейчас, в Раменском районе, Гжель работают несколько основных предприятий – заводов, специализирующихся на производстве керамической, фарфоровой посуды и сувениров. У каждого предприятия своё фирменное клеймо, которое ставится на каждое изделие. Художники подписывают ту посуду, которая расписывается вручную. Необходимо, также, учесть, что есть ряд поточных изделий, которые украшает простой узор. Такие изделия не подписываются. Еще одно отличие – знаменитая гжельская роза. Рисовать этот роскошный цветок могут только гжельские художники. Широкие лепестки, изящные завитки – легко узнаваемы и очень популярны. Китайские мастера воспроизводят только простые, примитивные орнаменты, поэтому среди подделок чаще всего оказываются обычные сувениры – статуэтки, без изысканного, русского узора. Помимо заводов, в Гжели успешно работают некоторые мастерские, возглавляемые известными художниками. Это мастерская Галунова и Исаева, Алёхина и многих других. Изделия из мастерских зачастую стоят дороже, так как обычно делаются в единственном экземпляре, это настоящие, авторские работы. Такие керамические изделия особенно высоко ценятся среди коллекционеров и знатоков промысла. Авторская Гжель – особый аспект промысла. Дизайн изделия создается художником – форма, размер, орнамент – все тщательно продумывается. Обычно, авторские предметы интерьера или посуда создаются в ограниченном количестве. Подобные изделия можно увидеть в частных коллекциях или музеях. Многие полагают, что традиционная Гжель – это белоснежный фон и кобальтовый рисунок. На самом деле, Гжель – многоцветна. Встречаются редкие экземпляры, расписанные в желтых, зеленых, фиолетовых цветах. Кобальтовая Гжель – эффектная, яркая, также, редко распространена. Темно-синий фон с белыми цветами и тонким золотым узором никого не оставит равнодушным. Такая многогранная Гжель, такая разная – является отражением русской народной культуры и результатом труда талантливых, русских мастеров. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/11/04/issledovatelskaya-rabota-gzhel-istoriya-i-sovremennost #россия
♥КакღАСЬКАღ™
Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики.
Существуют также — село Гжель, железнодорожная станция Гжель и посёлок городского типа Гжель. Более широкое название «Гжель», которое является правильным с исторической и культурной точки зрения это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединенных в «Гжельский куст».
Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская(…), которой нигде не видал я белизною превосходнее».
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности «Гжель». Выросший при станции посёлок городского типа также называется «Гжель». Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых: посёлок «Известкового завода» или «Известковый» (по имени находившегося здесь и снесённого Известкового завода) и «Посёлок Кирпичного завода» или «Труженик».
Источник статьи - http://ru.wikipedia.org/wiki/Гжель
Многие знают, что гжельский промысел известен с 14 века. В разное время производилась майолика, фаянс, полуфаянс. С Гжелью тесно связано имя изобретателя русского фарфора, соратника М.Ломоносова – Дмитрия Виноградова. Первый фарфор был получен при опытах с гжельской глиной, которая считалась самой чистой и качественной.
Гжель 21 века внешне похожа на изделия 18-19 веков. Остаются те же формы, узор, даже техника росписи. Техника была восстановлена энтузиастами в 20 веке.Но не стоит забывать, что появляются новые технологии, новые красители.
Научно-технический прогресс помогает промыслу двигаться и создавать все новые изумительные вещи. На сегодняшний день, Гжелью называют подмосковный район. В гжели действуют несколько основных фабрик, которые производят керамику и фарфор высокого качества. У керамических изделий – плотные, толстые стенки, грубоватая фактура.
Как сувенир, керамическая кружка, кувшин, фигурка – просто бесподобны. Преимущество керамики состоит в ее близости к оригинальному гжельскому промыслу. Ведь первые изделия Гжели были именно керамическими.
К тому же, керамика стоит дешевле фарфора.
Фарфоровые изделия выглядят более изящность, поверхность гладкая, безупречная. Часто, фарфоровые изделия декорируются золотом, что придает посуде и сувенирам роскошный, праздничный вид.
Фарфоровая посуда Гжель превосходно подойдет как подарок коллекционеру, украсит интерьер кухни, столовой.
Современная Гжель расписывается, как и раньше, окисью кобальта. Также обжигается, покрывается глазурью. Несомненно, качество современных изделий намного выше, чем в 19 веке. Лучше качество фарфора, фаянса.
Преимущество Гжели перед другими народными промыслами очевидно. Гжель издавна используется в практических целях. Знаменитая гжельская посуда поражает и восхищает. Чайные пары – это не только красивые предметы интерьера, их можно использовать по прямому назначению. Материалы, из которых делается посуда, совершенно экологически безопасны.
Где купить Гжель сегодня?
Купить Гжельские изделия можно почти в любом магазине сувениров и подарков. Широкий ассортимент предметов поможет подобрать подарок для любого человека – мужчины или женщины, ребенка, коллеги, родственника.
Для женщины-модницы можно подобрать оригинальную керамическую шкатулку, хозяйку порадует авторская супница или блинница. Для мужчин Вы найдете веселые подарки-сувениры, например, пивную кружку, штрафничок.
На что нужно обращать внимание при приобретении Гжели?
В первую очередь, помните, на настоящем гжельском изделии всегда должно стоять клеймо Гжельского производства. На авторских предметах есть подпись художника или инициалы. Браком считаются сколы и трещины на поверхности керамики.
Случайные мазки кобальта или золотом, которые не портят общий эстетический вид посуды не считаются браком. Наоборот, для иностранных гостей и коллекционеров это лишнее подтверждение, что роспись была сделана вручную художником.
От чего зависит цена на современную Гжель?
Цена зависит от материалов, используемых при изготовлении того или иного предмета. Фарфор стоит дороже керамики – фаянса или полуфаянса.
Гжель с золотой надглазурной росписью всегда стоит дороже, чем обычные изделия без золотого декора, не на много, примерно 100-400 рублей, в зависимости от размера посуды или сувенира.
Современная Гжель – как отличить подделку от оригинала.
Русские промыслы сегодня, как никогда популярны и востребованы.
Мода на русский стиль жива до сих пор, с той лишь разницей, что место популярной Хохломы, постепенно занимает зимняя Гжель.
Купить гжель, заказать вам предложат специализирующиеся на гжели интернет магазины и посудные лавки
Сочетание белого и голубого цветов завораживает и смотрится очень эффектно.
Гжельская керамика отдаленно напоминает изделия из Делфта, но русские цветы выглядят роскошнее и богаче.
У гжельской посуды масса преимуществ: ее можно использовать по прямому назначению – хранить продукты, пить чай, готовить. Также, это великолепное украшение интерьера кухни или столовой.
Гжель коллекционируют, дарят, выставляют на показ.
Что же так привлекает в этой керамике?
В первую очередь, профессиональная работа гончаров и талантливых художников. Высокий уровень мастерства, отточенность линий, умение работать с полутонами – все это позволяет создавать настоящие шедевры, которые не перестают восхищать и удивлять.
Основной вопрос, который волнует покупателей – как отличить настоящую Гжель от подделок?
Сегодня, на рынке появляется масса подделок из Китая. Отличить подлинную Гжель от подделки очень просто. Следует обратить внимание – присутствует ли на изделии фирменное клеймо Гжели и подпись художника.
Сейчас, в Раменском районе, Гжель работают несколько основных предприятий – заводов, специализирующихся на производстве керамической, фарфоровой посуды и сувениров. У каждого предприятия своё фирменное клеймо, которое ставится на каждое изделие.
Художники подписывают ту посуду, которая расписывается вручную.
Необходимо, также, учесть, что есть ряд поточных изделий, которые украшает простой узор. Такие изделия не подписываются.
Еще одно отличие – знаменитая гжельская роза. Рисовать этот роскошный цветок могут только гжельские художники. Широкие лепестки, изящные завитки – легко узнаваемы и очень популярны. Китайские мастера воспроизводят только простые, примитивные орнаменты, поэтому среди подделок чаще всего оказываются обычные сувениры – статуэтки, без изысканного, русского узора.
Помимо заводов, в Гжели успешно работают некоторые мастерские, возглавляемые известными художниками. Это мастерская Галунова и Исаева, Алёхина и многих других. Изделия из мастерских зачастую стоят дороже, так как обычно делаются в единственном экземпляре, это настоящие, авторские работы. Такие керамические изделия особенно высоко ценятся среди коллекционеров и знатоков промысла.
Авторская Гжель – особый аспект промысла. Дизайн изделия создается художником – форма, размер, орнамент – все тщательно продумывается. Обычно, авторские предметы интерьера или посуда создаются в ограниченном количестве. Подобные изделия можно увидеть в частных коллекциях или музеях.
Многие полагают, что традиционная Гжель – это белоснежный фон и кобальтовый рисунок.
На самом деле, Гжель – многоцветна. Встречаются редкие экземпляры, расписанные в желтых, зеленых, фиолетовых цветах.
Кобальтовая Гжель – эффектная, яркая, также, редко распространена. Темно-синий фон с белыми цветами и тонким золотым узором никого не оставит равнодушным.
Такая многогранная Гжель, такая разная – является отражением русской народной культуры и результатом труда талантливых, русских мастеров.
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/11/04/issledovatelskaya-rabota-gzhel-istoriya-i-sovremennost
#россия