Питер Пауль Рубенс.

Портрет камеристки инфанты Изабеллы. 1623—1626 гг. Дерево, масло. 63,5 × 47,8 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портрет изображает одну из придворных дам испанской инфанты Изабеллы Клары Евгении. Датируется приблизительно 1623—1626 годами. С 1772 года картина находится в экспозиции Эрмитажа. Картина является нехарактерным для творчества Рубенса обращением к жанру психологического портрета.
Картина не подписана и не датирована. Её авторство вызывает разногласия у западных искусствоведов, хотя в том, что она принадлежит рубенсовской школе (мастерской), сомнений нет. Советское и российское искусствоведение однозначно признаёт авторство Рубенса. Идентификация модели также неоднозначна. В западной искусствоведческой литературе нет устоявшегося названия картины. На ней, возможно, изображена старшая дочь художника Клара Серена, умершая ко времени создания полотна.
Достоверно история его создания не известна, существуют лишь общие соображения искусствоведов. Картина написана в поздний период творчества художника — состоявшегося мастера монументальных полотен, руководителя большой художественной мастерской. Производство картин тогда было поставлено на поток: мастер делал набросок картины, а заканчивали её уже ученики. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца.
Рубенсу сопутствовала слава; в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Рубенс был востребован не только как живописец, но и как высокопоставленный дипломат при дворе инфанты. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией.
21 марта 1611 года в семье Питера Пауля Рубенса и Изабеллы Брант появилась перворождённая дочь Клара Серена. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель Старший. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Рубенс тяжело переживал эти утраты.
Судя по названию, на эрмитажной картине изображена придворная дама брюссельской инфанты, однако эту версию труднее всего обосновать. Безвестная камеристка вряд ли могла заказать дорогостоящий портрет у придворного живописца. По наиболее распространённой трактовке, на портрете — посмертный образ Клары Серены в свободной интерпретации художника, изобразившего её уже сформировавшейся девушкой.
Не осталось работ Рубенса, позволяющих однозначно идентифицировать внешность его дочери.
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике первой супруги художника. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске. Валентин Янин высказал предположение о том, что на портрете — идеализированное изображение Изабеллы Брант в молодости. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Герман Кнакфус). Указывая на то, что Рубенс вновь и вновь возвращался к этому образу, историки делали вывод о связи семейного или личного характера. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения...
Википедия

Питер Пауль Рубенс. - 915101021083

Комментарии

  • 23 авг 2021 14:35

    Смотрю на портрет камеристки

    Она молода и строга.

    Смотрю без надежды и риска

    Меж нами века и века.

    Глядит она гордо и грустно.

    И думает что-то своё.

    Но словно бы все мои чувства

    В глазах отразились её.

    И что-то её беспокоит

    И мучает, видно, давно.

    Как будто бы видит такое,

    Что нам увидать не дано.

    1994

    Андрей Дементьев