Комментарии
- 6 апр 2017 11:46Спасибо за такои очерк о нашеи истории села но сам начал жить в этом селе с 1975 года
- 6 апр 2017 13:03Интересные факты, спасибо! Мои дедушка-Иван и бабушка-Люба, дяди Михаил и Григорий были известными в Кундравах. жителями.Сейчас они покоятся в печальной роще Кундравинского кладбища. В Кундравах живёт мой двоюродный брат Александр с семьёй. Красивые места с прекрасной историей.
- 7 апр 2017 06:17В Кундравах мы все живём, о селе своём поем. Обойди хоть целый Свет, места лучше нет!
- 8 апр 2017 16:4917 лет прожила в Кундравах и лишь спустя много лет увидела фантастическю красоту этого села! Удивляюсь, как же раньше для меня это было простой обыденностью.
- 13 апр 2017 19:22У меня тоже в Бутырках жили бабушка с дедушкой . Большой привет кундравинцам . Очень люблю эти места .
- 17 апр 2017 19:24Какая интересная история Кундравов, а, есть ли среди жителей предки казаков Прутовых?
- 15 апр 2018 11:05Подскажите, пожалуйста. А сейчас музей Герасимова открыт? Как можно туда попасть? Спасибо.
- 15 апр 2018 16:16Я была там прошлой зимой, он был закрыт. Как сейчас не знаю.
- 2 апр 2019 16:24Оля, спасибо тебе за историю моей малой Родины, прочитала с интересом, к своему стыду ничего не знала , но дома узнала в одном был сельский совет и книжный магазин, в другом больница- хирургия. Спасибо за познание. Моего дома теперь тоже нет, но стоит тополь. Когда бываем проездом всегда отдыхаем возле него. Вспоминаем обо всем.
- 5 ноя 2019 11:35Не было и нет такого у башкирцев имени Кундряс. О том, КТО и КОГДА действительно основал Кундравинскую деревню, - здесь: http://sukharev-y.ru/1748-где-они-за-годность-к-селению-призн/
- 27 авг 2021 10:32Музей--работает.Были в этом году на экскурсии---очень понравилась---рекомендую всем(приехали из Челябинска---созвонились--заранее----билет стоит всего 100р с человека
- 16 мар 2023 20:11А известно ли что стало с золотодобытчиками Фамбуловыми после революции?
- 19 окт 2024 20:12Уважаемые земляки, помогите мне найти брата Колодкина Александра Перфильевича. Он трудился в средней школе с. Кундравы преподавателем биологии. Я потерял его номер мобильника. Буду благодарен вам. Мой тел.тел.8-991-616-73-96. Эл. почта:vla19116794@maiL.ru
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Ездили мы...
:Ольга Старкова
КУНДРАВЫ.
ЧЕБАРКУЛЬСКИЙ РАЙОН ЧЕЛЯБИНСКОЙ
ОБЛАСТИ.
Кундравинское
Б.Еланчик
виднеется хребет Игиш, вот прямо за домами
месте раскинулось село Кундравы. Историю своего села Кундравинцы отсчитывают с
1701 года, и даже в 2001 году отпраздновали 300-летие села. Официальные
источники говорят, что все-таки надо считать со средины 18-го века, когда уже
образовалась слобода. Но сельчане с этим не согласны, и правильно делают. Я,
вот насчитала несколько дат, которую называют как дату образования села и 1725,
и 1736 и т.д. Ну, раз историки краеведы не могут определиться с точной датой,
надо это дело брать в свои руки. Вот кундравинцы и определились. Почему же 1701
год? А в это время на берегу озера Кундрас ( так называлось тогда Кундравинское)
жил башкир по имени тоже Кундрас. Не один, наверное, жил. А было тут не большое башкирское поселение. Вот с
него-то и ведут счет селу Кундравы.
В связи с государственной
программой заселения земель, в начале 18 века на Кундравинские земли переселили
70 душ казаков с женами и детьми. Ехали,
надо сказать, переселенцы без особого энтузиазма. Но, увидев, что земли куда их
привезли не голая степь, а совсем наоборот( земли плодородные, леса богатые
дичью, озера рыбой), обустроились и обжились. А к 1750 году здесь уже было
настоящее поселение с торговыми лавками, мастерскими и т.д. Что же больше всего
способствовало развитию села, ну, кроме земли, лесов и озер? Конечно же,
дорога.
Кундравам повезло. Через село шел скотопрогонный путь в Среднюю Азию. Башкиры-
Табынцы ( их переселили в село после Пугачевского восстания) дружили с
ханами-чингизами и пропускали огромные табуны через свои территории. За прогон
брали натурой ( за потравленные луга). Кроме того совсем рядом проходил Великий
Сибирский кандальный путь(через Сыростан), а по старой Казанской дороге везли
товары и грузы. Позже была построена Бирская торговая дорога. Вся эта «движуха»
выработала в кундравинцах особое отношение к путникам, особое гостеприимство и
традиции. Но, и конечно, эта близость к дорогам не смогла оставить Кундравы в
стороне от всех событий, которые сотрясали Урал.
Пугачев и
его вольная армия вдоволь полютовала на Уральской земле. Когда 3 января 1774
года Пугачевский полковник Грязнов подошел с отрядом, который был создан из
работных людей Златоуста, кундравинцы не сопротивлялись, встретили с хлебом
солью. Многие тогда присоединились к вольному войску. И все бы было хорошо, но
набравшиеся по уши пугачевцы разошлись не на шутку. Они сожгли церковь, а священника
отца Ивана Мухина убили, дьякона Мамина повесили. Но правительственные войска
тоже не дремали. Корпус подполковника Мехельсона появился около села. Завязался
бой у д.Лягушино. Той деревни уже не существует. Вот примерно это место, где
разгорелся бой.
здесь надо было хоть камень памятный какой-нибудь поставить, реконструкцию сделать.
Пугачевцы
были разбиты на голову. Они отступили в сторону г. Сатки. 600 человек было
убито, 1000 было взято в плен. Екатерина II не простила нашим казакам поддержку
смутьяна Пугачева. В Уральских крепостях у казаков забрали пушки и
огнестрельные ружья. Им разрешили только холодное оружие. Но и невооруженные
казаки были надзором властей ещё долгие годы. После восстания в Кундравинскую
слободу, понесшей большие людские потери, переселили Табынских казаков из
Башкирии. Тогда же в слободу переселилось ещё 375 душ из разных губерний
России.
Жили, не
тужили, занимались земледелием, коневодством и скотоводством. Была своя
гончарная мастерская. Изготовляли «звенящий или веселящий фарфор», а глину
брали не далеко от озера Мисяш. Там было найдено месторождение , глину из
которого поставляли в Императорскую фарфоровую мануфактуру в Петербурге «…
Чебаркульская белая глина в Исетской провинции подле озера Б.Мисяш за самую
лучшую признана и в дело фарфора оказалась весьма способною…» Так, что
кундравинцы делали фарфор не хуже столичного, а может лучше? Ведь не зря в селе
проходили такие богатые ярмарки. Сюда съезжались купцы из Н.Новгорода, Сибири, Казахстана
и Башкирии, Средней Азии. Да, и своих купцов хватало. До наших дней сохранился
купеческий дом, купца Судишникова
конкретно торговал я не нашла, есть воспоминания старожилов. Они о Судишникове
и его семье отзываются очень тепло. Его уважали в селе, считали человеком
справедливым. Сыновья его были врачами, они и лечили кундравинцев.
Церковь
Параскевы Пятницы в Кундравах выглядит довольно скромно
точная копия первой деревянной, построенной в 1754 году, т.к. строилась она по
чертежам и документам, сохранившимся с 18 века. Построена она в 2002 году.
Первый раз
церковь Параскевы Пятницы сжег Пугачев, второй в 1806 году сами кундравинцы, а
именно церковные сторожа, оба раза пришлось отстраивать с нуля. По
воспоминаниям старожилов, церковь спасла село от эпидемии холеры в 1853 году.
Холеру занесли из Миасского завода, она здорово покосила там жителей, и когда в
Кундравах появились первые случаи заболевания, жители села здорово испугались.
И обратились с горячей молитвой к Святой Великомученице Праскеве . Икону носили
крестным ходом вокруг селения и служили молебен. Болезнь отступила. Такова
легенда.
Жители
Кундравов близко к сердцу приняли покушение на Императора Александра II. Они написали письмо Императору, и
пришел ответ «… повелеть изволил благодарить жителей Кундравинской станицы за
выражение верноподданнических чувств и за намерение соорудить в приходском
храме предел во имя Святого Александра Невского с иконой Святого Иосифа.» Да,
действительно, в честь счастливого избавления от смерти Александра II, казаки решили строить каменный
предел к старой церкви. Строительство было решено вести за счет пожертвований.
Купец Мотовилов выделил 3000 руб. серебром. Но во время строительства произошла
авария. Каменная колокольня упала и пробила своды старой церкви. Она была
завалена строительным мусором, иконостас поврежден. Разрушения были очень
сильными, церковь пришлось закрыть. Жители долго молились в старой
кладбищенской часовне. Храм потихоньку ветшал, и только в 1875 году кундравинцы
все-таки обратились в Консисторию о восстановлении храма. Его восстановили ,и
простоял храм до 1937 года.
что в разрушении храма( при строительстве предела), кундравинцы увидели божий
гнев. Дело вот в чем. Житель станицы
Степной Степан Лазарев тогда же в 19 веке сделал фигуру Иисуса и назвал её «Иисус
в темнице». Священник станицы Степной отказался поместить её в своей церкви.
Отказался из –за того, что скульптура очень похожа на католические скульптуры.
приглядеться, то и правда, похожа. Агафья Андреевна Дмитриева, жительница
Кундравов привезла её в село. Местный священник, не углядев крамолы, поместил
её в храме. Но после как колокольня
рухнула, кундравинцы, посчитав это плохим знаком, спрятали её в подвале. А после разрушения
церкви в 1937 году, большевики нашли её, и слава богу, не уничтожили, а отдали
её в музей. Сначала она хранилась в Миассе, а затем перенесена в в областной
краеведческий музей в Челябинске.
Примерно в
1840 году в Кундравах произошло два события. Во-первых, из-за укрепления
оборонительной линии Оренбургского казачьего войска всех крестьян, в том числе
и в Кундравах было решено перевести в казачье сословие. И вроде бы у казаков и
льгот было больше, но крестьяне не хотели таких изменений в жизни. У них были
свои резоны. Для усмирения несговорчивых крестьян даже прислали воинскую
команду ( никаких кровопролитий не было). Парадокс, но спустя время, уже после
революции казакам Кундравинской станицы будет предложено забыть навеки вечные,
что такое казачество, и для этого пришлют расстрельную команду.
А второе
событие, около Кундравов будет найдено золото. В западной части села были
основаны Елизаветинский и Надежденский прииски. А если уж откровенно, то добыча
золота велась почти у каждой деревни. В Кундравинской станице до 1917 года
золото добывали в 167 приисках, из них 9 были рудными. Елизаветинский и
Надеждинский прииски принадлежали двум замечательным женщинам. Один Елизавете
Федоровне Фамбуловой, другой Надежде Никитичне Фамбуловой, а был и еще один, он
принадлежал Н.Н. Фамбулову. Конечно, эти Фамбуловы были родственниками. И
когда мужчины этих женщин были на царевой службе, они не
сидели сложа руки, а добывали золото.
только золото. Гранат по праву считается самым красивым самоцветом. Его еще
называют альмандин. Вы скажете, а при чем тут альмандин? Дело в том, что
гранаты тоже составляют богатство Кундравинской земли. Ещё в 1786 году они были
обнаружены и описаны П.С. Палласом в окрестностях села Кундравы.
За 80 лет в
Кундравах выросло 4-5 поколений настоящих уральских казаков
всякому, но вместе. А вот после революции, в гражданскую войну они разделились
раз и навсегда. Разделились на белых и красных. Одна часть жителей, возвратившись
с полей Первой Мировой войны по нахваталась большевистских идей, другая яростно
не принимали новую власть. Столкновение было неизбежно. В станице были
сформированы добровольческие полки для борьбы с советской властью. Казаки-
кундравинцы поддержали и Дутова и Колчака.
июля 1919 года бригада Златоустовской стрелковой дивизии Красной Армии начала
наступление на Кундравы. Белогвардейцы под командованием генерала В.О.Каппеля
Сахарова расположились на возвышенности. Окопы, кстати, сохранились до сих пор.
Красные предприняли обходной маневр через Болотово и неожиданно напали с тыла.
Пришлось отступать через Сарафаново.В 1921 году в селе была сформирована
коммуна «Восточная звезда».
В 1929 году
организован колхоз «Пахарь»
В 1930
колхоз «Южный Урал»
В 1962 году
усадьба совхоз Кундравинский, сейчас, как я поняла в селе межсовхозное лесничество.
Конечно, нельзя не упомянуть еще об одной
достопримечательности села, могиле Петра Исаева, порученца Чапаева. По одной из
многочисленных версий Петр Семенович Исаев, ординарец Чапаева, не погиб в бою
вместе со своим героическим командиром, а был только тяжело ранен. Лежал в
больнице в г. Челябинске, но, не долечившись, сбежал в Кундравы, где на то
время жила его семья
Кундравах он и умер в 1921 году. Его могилу кундравинцы берегут, это одна из
достопримечательностей села.
одна- это музей известного советского режиссера С.Герасимова. Он был закрыт,
поэтому про музей ничего сказать не могу.
годы вода озера Кундравинское активно отступает от берегов. И на открывшихся
местах стали появляться интереснейшие вещи. Интересные прежде всего для
археологов и искателей кладов. Один раз местные мальчишки наткнулись на
шкатулку с монетами. Там были старинные монеты и монеты советских времен. Часть,
особенно интересных, выкупили у них для местного музея. Вот радости то было у
пацанов.
продолжается.
#села #деревни