КАНОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА О ПОКЛОНАХ. «Разумно же буди и о сем, яко от Христова Рождества и до святых Богоявлений, никакоже пост, ни коленопоклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях» (Типикон, гл. 48, 25 декабря, 4-е «зри») Согласно каноническим правилам Православной Церкви, земные поклоны (коленопреклонения) во время богослужения нельзя совершать по воскресеньям, в период с Рождества до Крещения (святки) и в период от Пасхи до Пятидесятницы. Также они запрещены в дни больших праздников, которых насчитывается двенадцать в церковном календаре (потому их называют «двунадесятыми»): Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, День Святой Троицы, Преображение, Успение Богородицы. Правило, запрещающее коленопреклонение в эти дни было утверждено еще на заре христианства – на Первом Никейском Вселенском соборе, в IV веке. Этот собор, созванный по инициативе императора Константина в городе Никее, выработал основные канонические правила христианской Церкви. В том числе, здесь впервые рекомендуется в «день Господень» (воскресение) и от Пасхи до Пятидесятницы не преклонять колен на молитве. Позже это правило было дополнено положениями Шестого Вселенского собора (VII век). Можно сказать, что подобный запрет обоснован этически. Земной поклон – это, прежде всего, выражение глубокого покаянного чувства человека, скорбящего о своём грехе. Так молились ещё праведники Ветхого завета, так молятся в Церкви и теперь в дни особой скорби – во время Великого поста. Человек в земном поклоне по сути являет собой образ «раба», вымаливающего прощение и ожидающего милости. В дни же великих праздников христианину, по мнению святых отцов, надлежит особо вспомнить, что он, по выражению апостола Павла, «уже не раб, но сын», и вместо скорби – возрадоваться о возможности спасения и прощения. Ведь Христос Своей жизнью, крестной смертью и воскресением вновь возвел естество падшего человека к Образу Божьему. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» - написано в Евангелии от Иоанна. Поэтому земные поклоны в праздничные дни неуместны, так как являются, в каком-то смысле, символом отказа от этой радости. ПРАВИЛО 20 Святаго Первого Вселенского Собора, Никейского Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу. Это правило предписывает по воскресным дням и во все дни пятидесятницы молиться Богу стоя, т.е. не преклонять колен. В 91-м правиле Василия Великого объяснено, почему именно нужно поступать так. ПРАВИЛО 90 Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго (иначе Пято-Шестого Собора) От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение. В этом правиле повторяются изданные в прежние века правила о том, что в храме не следует становиться на колена по воскресеньям, и с какого часа субботы по какой час вскресенья надлежит молиться стоя. ПРАВИЛО 91 Святаго Василия из 27 главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию: «Такожде, стоя молитвы творим во едину от суббот, но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горняго, стоянием во время молитв, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемаго века... И так основательно церковь научает питомцев своих бывающия в оный день молитвы в стоянии совершати: дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставляли в небрежении напутствия к оному прославлению. Но и вся пятидесятница есть напоминание воскресения, ожидаемаго в будущем веке. Ибо единый оный и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятидесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы преселяямысль нашу от настоящаго в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко, человеколюбием создавшаго нас, паки воззваны на небо» ПРАВИЛО святаго Петра архиепископа Александрийскаго и мученика, из слова его о покаянии 15. (Его же, из слова на Пасху): Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые дни благословно заповедано нам поститися, по преданию. В среду, по причине составленнаго иудеями совета, о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас. Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли. ТИПИКОН, гл. 2. «Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго и утрени воскресныя, в нейже и чин о панагии»: «И приходит предстоятель един, и творит поклоны два, таже целует Евангелие, и паки творит поклон един: [не до земли творит поклоны, но малыя, приклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и Владычний праздник, и в Пятдесятницу всю, колена не приклоняют.]»;
Дмитрий Смирнов (ВИДЕО)
ПОЧЕМУ НА СВЯТКАХ НЕ СОВЕРШАЮТСЯ ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ?
КАНОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА О ПОКЛОНАХ.
«Разумно же буди и о сем, яко от Христова Рождества и до святых Богоявлений, никакоже пост, ни коленопоклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях» (Типикон, гл. 48, 25 декабря, 4-е «зри»)
Согласно каноническим правилам Православной Церкви, земные поклоны (коленопреклонения) во время богослужения нельзя совершать по воскресеньям, в период с Рождества до Крещения (святки) и в период от Пасхи до Пятидесятницы. Также они запрещены в дни больших праздников, которых насчитывается двенадцать в церковном календаре (потому их называют «двунадесятыми»): Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, День Святой Троицы, Преображение, Успение Богородицы.
Правило, запрещающее коленопреклонение в эти дни было утверждено еще на заре христианства – на Первом Никейском Вселенском соборе, в IV веке. Этот собор, созванный по инициативе императора Константина в городе Никее, выработал основные канонические правила христианской Церкви. В том числе, здесь впервые рекомендуется в «день Господень» (воскресение) и от Пасхи до Пятидесятницы не преклонять колен на молитве. Позже это правило было дополнено положениями Шестого Вселенского собора (VII век). Можно сказать, что подобный запрет обоснован этически. Земной поклон – это, прежде всего, выражение глубокого покаянного чувства человека, скорбящего о своём грехе. Так молились ещё праведники Ветхого завета, так молятся в Церкви и теперь в дни особой скорби – во время Великого поста. Человек в земном поклоне по сути являет собой образ «раба», вымаливающего прощение и ожидающего милости. В дни же великих праздников христианину, по мнению святых отцов, надлежит особо вспомнить, что он, по выражению апостола Павла, «уже не раб, но сын», и вместо скорби – возрадоваться о возможности спасения и прощения. Ведь Христос Своей жизнью, крестной смертью и воскресением вновь возвел естество падшего человека к Образу Божьему. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» - написано в Евангелии от Иоанна. Поэтому земные поклоны в праздничные дни неуместны, так как являются, в каком-то смысле, символом отказа от этой радости.
ПРАВИЛО 20 Святаго Первого Вселенского Собора, Никейского
Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу.
Это правило предписывает по воскресным дням и во все дни пятидесятницы молиться Богу стоя, т.е. не преклонять колен. В 91-м правиле Василия Великого объяснено, почему именно нужно поступать так.
ПРАВИЛО 90 Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго (иначе Пято-Шестого Собора)
От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение.
В этом правиле повторяются изданные в прежние века правила о том, что в храме не следует становиться на колена по воскресеньям, и с какого часа субботы по какой час вскресенья надлежит молиться стоя.
ПРАВИЛО 91 Святаго Василия из 27 главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию:
«Такожде, стоя молитвы творим во едину от суббот, но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горняго, стоянием во время молитв, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемаго века... И так основательно церковь научает питомцев своих бывающия в оный день молитвы в стоянии совершати: дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставляли в небрежении напутствия к оному прославлению. Но и вся пятидесятница есть напоминание воскресения, ожидаемаго в будущем веке. Ибо единый оный и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятидесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы преселяямысль нашу от настоящаго в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко, человеколюбием создавшаго нас, паки воззваны на небо»
ПРАВИЛО святаго Петра архиепископа Александрийскаго и мученика, из слова его о покаянии
15. (Его же, из слова на Пасху): Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые дни благословно заповедано нам поститися, по преданию. В среду, по причине составленнаго иудеями совета, о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас. Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли.
ТИПИКОН, гл. 2. «Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго и утрени воскресныя, в нейже и чин о панагии»: «И приходит предстоятель един, и творит поклоны два, таже целует Евангелие, и паки творит поклон един: [не до земли творит поклоны, но малыя, приклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и Владычний праздник, и в Пятдесятницу всю, колена не приклоняют.]»;