Вторник, 2025 год Седмица 5-я по Пасхе. #ЕвангельскиеЧтения
Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 51-59
Глава 8. 51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.
52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.
53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?
54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.
55 И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.
56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет,- и Ты видел Авраама?
58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
59 Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Ровно месяц назад Церковь праздновала Светлое Христово Воскресение, и мы неоднократно повторяли слова пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав!» Это древнее церковное песнопение выражает нашу веру в то, что, во-первых, Христос воскрес, во-вторых, что Своей смертью Он уничтожил смерть, и в-третьих, что ранее умершие люди обрели жизнь. Если же мы соотнесём слова пасхального тропаря с реальностью, то у нас не могут не возникнуть вопросы. Вопросы к словам Христа возникали, как мы знаем, и у Его современников, им тоже было очень непросто соотнести то, что говорил Господь, с окружающей их действительностью. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 8-й главы Евангелия от Иоанна.
В этом отрывке Христос отвечает и Своим современникам, и нам, ведь он начался с утверждения, что верующий во Христа человек «не увидит смерти вовек». Вполне предсказуемо, что собеседники Спасителя — иудеи — пришли от этих слов в недоумение: как такое может быть? Как вера во Христа может избавить от смерти? Разве существует хоть что-то, что может спасти от предначертанного каждому человеку финала? Для иудеев эти вопросы обострялись примерами праведников прошлого, особенно же праотца Авраама, безукоризненного праведника, собеседника Бога, который тем не менее умер.
Христос в ответ не стал разъяснять Свою мысль, Он лишь указал на то, что Он был прежде Авраама, причём выразил Господь эту мысль в тех словах, которые предельно близки к личному имени Бога, то есть, по сути, Христос назвал Себя Богом. Здесь мы вновь видим предсказуемую реакцию иудеев: они взяли камни, чтобы убить Спасителя, ведь именно так им повелевал делать закон — убивать тех, кто называет себя Богом. Однако время ещё не пришло, и потому Господь от них скрылся.
Но как быть с тем вопросом, который вызывает недоумение и у оппонентов Спасителя, и у нас: что же означают слова Христа: «Кто соблюдёт слово Моё, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8:51)?
На этот вопрос даёт ответ Церковь Христова устами и опытом жизни своих святых, которые заметили, что между схожими выражениями «не умрёт» и «не увидит смерти» есть существенная разница. Физическая смерть по-прежнему продолжает господствовать в мире, и отрицать этот факт невозможно, Христос его не отрицал ни до, ни после Своего Воскресения. Не отрицали смерть и апостолы, вместе с этим уже в апостольскую эпоху сложилось представления о двух смертях: первой — телесной и временной, и второй — вечной, которая может наступить после Второго Христова Пришествия. К примеру, раннехристианскому мученику Ипполиту Римскому принадлежат такие размышления об услышанных нами сегодня словах Христа: «Нужно иметь в виду и следующее, что он не сказал: „не умрёт“, но — „не увидит смерти во век“, ибо то, чем является вечно пылающая кара, тем же является смерть вечная, которая никогда не прекращается. Поскольку на сегодняшний день смерть существует, то всем людям должно умирать. Из этого следует, что не об этой смерти говорил Господь, но о будущей».
Дмитрий Смирнов (ВИДЕО)
20 мая
Вторник, 2025 год
Седмица 5-я по Пасхе.
#ЕвангельскиеЧтения
Глава 8, стихи 51-59
Глава 8.
51
Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.
52
Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.
53
Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?
54
Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.
55
И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.
56
Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
57
На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет,- и Ты видел Авраама?
58
Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
59
Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Ровно месяц назад Церковь праздновала Светлое Христово Воскресение, и мы неоднократно повторяли слова пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав!» Это древнее церковное песнопение выражает нашу веру в то, что, во-первых, Христос воскрес, во-вторых, что Своей смертью Он уничтожил смерть, и в-третьих, что ранее умершие люди обрели жизнь. Если же мы соотнесём слова пасхального тропаря с реальностью, то у нас не могут не возникнуть вопросы. Вопросы к словам Христа возникали, как мы знаем, и у Его современников, им тоже было очень непросто соотнести то, что говорил Господь, с окружающей их действительностью. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 8-й главы Евангелия от Иоанна.
В этом отрывке Христос отвечает и Своим современникам, и нам, ведь он начался с утверждения, что верующий во Христа человек «не увидит смерти вовек». Вполне предсказуемо, что собеседники Спасителя — иудеи — пришли от этих слов в недоумение: как такое может быть? Как вера во Христа может избавить от смерти? Разве существует хоть что-то, что может спасти от предначертанного каждому человеку финала? Для иудеев эти вопросы обострялись примерами праведников прошлого, особенно же праотца Авраама, безукоризненного праведника, собеседника Бога, который тем не менее умер.
Христос в ответ не стал разъяснять Свою мысль, Он лишь указал на то, что Он был прежде Авраама, причём выразил Господь эту мысль в тех словах, которые предельно близки к личному имени Бога, то есть, по сути, Христос назвал Себя Богом. Здесь мы вновь видим предсказуемую реакцию иудеев: они взяли камни, чтобы убить Спасителя, ведь именно так им повелевал делать закон — убивать тех, кто называет себя Богом. Однако время ещё не пришло, и потому Господь от них скрылся.
Но как быть с тем вопросом, который вызывает недоумение и у оппонентов Спасителя, и у нас: что же означают слова Христа: «Кто соблюдёт слово Моё, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8:51)?
На этот вопрос даёт ответ Церковь Христова устами и опытом жизни своих святых, которые заметили, что между схожими выражениями «не умрёт» и «не увидит смерти» есть существенная разница. Физическая смерть по-прежнему продолжает господствовать в мире, и отрицать этот факт невозможно, Христос его не отрицал ни до, ни после Своего Воскресения. Не отрицали смерть и апостолы, вместе с этим уже в апостольскую эпоху сложилось представления о двух смертях: первой — телесной и временной, и второй — вечной, которая может наступить после Второго Христова Пришествия. К примеру, раннехристианскому мученику Ипполиту Римскому принадлежат такие размышления об услышанных нами сегодня словах Христа: «Нужно иметь в виду и следующее, что он не сказал: „не умрёт“, но — „не увидит смерти во век“, ибо то, чем является вечно пылающая кара, тем же является смерть вечная, которая никогда не прекращается. Поскольку на сегодняшний день смерть существует, то всем людям должно умирать. Из этого следует, что не об этой смерти говорил Господь, но о будущей».