Среда, 2025 год Седмица 5-я по Пятидесятнице. #ЕвангельскиеЧтения
Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 38-45
Глава 12. 38 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.
42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;
45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.
Комментирует священник Антоний Борисов
Иностранное слово «банкрот» уже давно стало частью русского языка. И используется не только в отношении бизнеса, но и для описания более отвлечённых вещей. Например, люди художественного склада, утратив вдохновение, горюют — ах, я самый настоящий творческий банкрот. В отрывке из двенадцатой главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром во время богослужения, тоже речь идёт о банкротстве.
Несмотря на широкий диапазон смысловых значений, понятие «банкрот» всё же изначально относится к области бизнеса. Произошло данное понятие от итальянского выражения «банка ротта». В переводе на русский язык — «сломанная лавка». В середине прошлого тысячелетия эмоциональные итальянцы довольно сурово разбирались с разорившимися торговцами и кредиторами. Их лавки — то есть магазины и конторы — громили, а самих незадачливых предпринимателей гоняли по городу, требуя денежной компенсации.
Сегодня такого, конечно, не увидишь. Но даже без каких-то внешних воздействий и физических наказаний банкротство — вещь очень неприятная. Ведь кому хочется остаться без средств к существованию? А если говорить о банкротстве в расширительном значении, как об отсутствии идей, вдохновения, смысла, то всё выглядит ещё более печально. Потраченные впустую деньги (не без труда), но можно вернуть, а вот испарившееся стремление творить, созидать, попробуй найди.
Прозвучавшее евангельское чтение, как уже было отмечено выше, тоже посвящено теме банкротства — банкротства духовного. Именно такой диагноз ставит Христос Своим противникам. Те изо всех сил старались уличить Спасителя в богохульстве, ереси, а затем — в служении захватчикам и безнравственном поведении. Но все сплетни, заговоры и интриги оказались разрушены Божественной мудростью Спасителя.
И вот теперь Христос, смотря на репутационное поражение вождей израильских, которое они сами себе и организовали, говорит им — вы уже несколько раз просили от Меня знамения, то есть доказательства, что Я и есть обещанный ещё прародителям Спаситель-Мессия? Так вот, не получите вы ничего, кроме знамения Ионы пророка. Слова Спасителя сначала вводят Его лукавых критиков в полнейшее недоумение, но затем приходит осознание, а вместе с ним и холодная испарина страха на лбах. Страха от того, что Христос выявил абсолютную религиозную несостоятельность Своих оппонентов. И продемонстрировал всем собравшимся, что перед ними самые настоящие духовные банкроты.
Знамение Ионы пророка — ярчайший библейский эпизод, который отсылает нас к проповеди этого святого за пределами древнего Израиля. Благодаря Ионе язычники из Ниневии покаялись и получили прощение от Бога. Христос, вспоминая эти ветхозаветные события, фактически говорит законникам — жители Ниневии ничего не знали об истинном Боге, но прислушались к голосу пророка и спаслись. Вы же наизусть знаете священные книги, скрупулёзно соблюдаете обычаи, традиции, предания, но противитесь Сыну Божьему, Который значительно важнее любого из пророков. И получается, что лучше бы вы ничего не знали и не читали. Потому что тогда бы, возможно, пошли путём покаяния жителей Ниневии, а не путём богоборчества и греховного лукавства.
Сегодняшнее евангельское чтение побуждает нас внимательно всмотреться внутрь себя и задать себе один, но очень важный вопрос. А не случилось ли со мной ровно той же печальной метаморфозы, которая произошла с противниками Христа — когда внешнее соблюдалось, а внутри всё было мертво? Не превратился ли я сам в духовного банкрота? Не подлежит ли моя лавка разгрому, потому что вывеска теперь не соответствует содержанию? Господь не терпит показухи и лжи. Его нельзя обмануть или ввести в заблуждение. Постараемся же поступать так, чтобы основой нашей духовной жизни было доброе сердце, чистая совесть, искренняя вера, а всё остальное обязательно приложится и станет выражением нашего желания служить Богу.
Дмитрий Смирнов (ВИДЕО)
09 июля
Среда, 2025 год
Седмица 5-я по Пятидесятнице.
#ЕвангельскиеЧтения
Глава 12, стихи 38-45
Глава 12.
38
Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
39
Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
40
ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
41
Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.
42
Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
43
Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
44
тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;
45
тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.
Комментирует священник Антоний Борисов
Иностранное слово «банкрот» уже давно стало частью русского языка. И используется не только в отношении бизнеса, но и для описания более отвлечённых вещей. Например, люди художественного склада, утратив вдохновение, горюют — ах, я самый настоящий творческий банкрот. В отрывке из двенадцатой главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром во время богослужения, тоже речь идёт о банкротстве.
Несмотря на широкий диапазон смысловых значений, понятие «банкрот» всё же изначально относится к области бизнеса. Произошло данное понятие от итальянского выражения «банка ротта». В переводе на русский язык — «сломанная лавка». В середине прошлого тысячелетия эмоциональные итальянцы довольно сурово разбирались с разорившимися торговцами и кредиторами. Их лавки — то есть магазины и конторы — громили, а самих незадачливых предпринимателей гоняли по городу, требуя денежной компенсации.
Сегодня такого, конечно, не увидишь. Но даже без каких-то внешних воздействий и физических наказаний банкротство — вещь очень неприятная. Ведь кому хочется остаться без средств к существованию? А если говорить о банкротстве в расширительном значении, как об отсутствии идей, вдохновения, смысла, то всё выглядит ещё более печально. Потраченные впустую деньги (не без труда), но можно вернуть, а вот испарившееся стремление творить, созидать, попробуй найди.
Прозвучавшее евангельское чтение, как уже было отмечено выше, тоже посвящено теме банкротства — банкротства духовного. Именно такой диагноз ставит Христос Своим противникам. Те изо всех сил старались уличить Спасителя в богохульстве, ереси, а затем — в служении захватчикам и безнравственном поведении. Но все сплетни, заговоры и интриги оказались разрушены Божественной мудростью Спасителя.
И вот теперь Христос, смотря на репутационное поражение вождей израильских, которое они сами себе и организовали, говорит им — вы уже несколько раз просили от Меня знамения, то есть доказательства, что Я и есть обещанный ещё прародителям Спаситель-Мессия? Так вот, не получите вы ничего, кроме знамения Ионы пророка. Слова Спасителя сначала вводят Его лукавых критиков в полнейшее недоумение, но затем приходит осознание, а вместе с ним и холодная испарина страха на лбах. Страха от того, что Христос выявил абсолютную религиозную несостоятельность Своих оппонентов. И продемонстрировал всем собравшимся, что перед ними самые настоящие духовные банкроты.
Знамение Ионы пророка — ярчайший библейский эпизод, который отсылает нас к проповеди этого святого за пределами древнего Израиля. Благодаря Ионе язычники из Ниневии покаялись и получили прощение от Бога. Христос, вспоминая эти ветхозаветные события, фактически говорит законникам — жители Ниневии ничего не знали об истинном Боге, но прислушались к голосу пророка и спаслись. Вы же наизусть знаете священные книги, скрупулёзно соблюдаете обычаи, традиции, предания, но противитесь Сыну Божьему, Который значительно важнее любого из пророков. И получается, что лучше бы вы ничего не знали и не читали. Потому что тогда бы, возможно, пошли путём покаяния жителей Ниневии, а не путём богоборчества и греховного лукавства.
Сегодняшнее евангельское чтение побуждает нас внимательно всмотреться внутрь себя и задать себе один, но очень важный вопрос. А не случилось ли со мной ровно той же печальной метаморфозы, которая произошла с противниками Христа — когда внешнее соблюдалось, а внутри всё было мертво? Не превратился ли я сам в духовного банкрота? Не подлежит ли моя лавка разгрому, потому что вывеска теперь не соответствует содержанию? Господь не терпит показухи и лжи. Его нельзя обмануть или ввести в заблуждение. Постараемся же поступать так, чтобы основой нашей духовной жизни было доброе сердце, чистая совесть, искренняя вера, а всё остальное обязательно приложится и станет выражением нашего желания служить Богу.