У славян за месяц декабрь отвечает Божич – зимнее молодое Солнце, рожденное Матушкой Ладой.

Он начинает Круг Сварожий, новый астрономический год. Воспевая молодого Божича, славяне утверждают победу Света и вечное верховенство мира Прави, победу добра над злом.
Перед приходом Божича в каждое жилище на Святой ужин русичи ставили в воду украшенную иву или вишню (теперь эту роль исполняет елка) – символ Древа Рода.
Родовые обрядовые праздники славян в декабреБольшой праздник Рождества молодого Божича – Солнца отмечается в то время, когда зимнее Солнце начинает возвращаться к лету, а день прибывает.
Вечером, накануне Рождества (Святвечер), когда всходит первая звезда, хозяин осуществляет обряд внесения в дом Дидуха (последнего снопа ржи или пшеницы) и начинает праздник колядованием (рождественскими песнями).
В эту ночь в дом к каждому православному родноверу приходят три желанных гостя: «Первый гость – Красное Солнышко (Божич), второй гость – Светлый Месяц, третий гость – Ясные Зореньки». Они символизируют Хозяина, Хозяйку и их Деток (Сварога, Ладу и Сварожичей), которыми в этот день являются родители и дети каждой семьи.
На столе обязательно должно быть 12 блюд: кутья, борщ, вареники, сметана, грибы, голубцы, пряники – вергунцы, гречаники, капуста, сыр, хрен, взвар.
От хаты к хате ходят колядники, желают всевозможных благ хозяевам и собирают пожертвование в общий мешок, а потом вместе потребляют наколядованное.
В пожертвование Божичу приносят кутью, деньги, зерно, мед, муку, соль, масло, сало, хлеб, печенье, блины, яблоки, баранки, сливы, вишни, взвар.
Молитва–славление Божича
Батько Божич! Ты стоишь в началах всего сущего в Яви, Ты есть рождение и радость познания мира, прииди и будь с нами, ибо мы первые из рода своего и собрались здесь во имя Твое.
Благослови родноверов православных добрым началом каждого дня, чтобы все наши начинания были благими, чтобы творили мы с Богами воедино, и так действуя, утверждали вечность душ своих. Слава Божичу!
6 декабря
Встреча Велеса Зимнего. Велес – Мороз.
Родовые обрядовые праздники славян в декабре
День почитания Велеса как повелителя зимних морозов, посему его зовут Дед Мороз.
Отмечается Встреча Велеса-Мороза (Велеса Зимнего) – святодень, когда встречают Велеса в его зимнем обличии – в образе Деда Мороза. Праздник Мороза, Зимы, снега и холода. Мороз так же покровитель всех зимних занятий, которые проходят вне дома.
Это праздник, когда дети показывают свои знания и умения, и те, кто действительно достиг достойных успехов, получают подарки от Мороза. Считалось, что нерадивых детей Дед Мороз накажет, а может и насмерть заморозить.
Вот почему и сейчас Дед Мороз на новогодних утренниках всегда просит детей спеть, сплясать, стишок рассказать.
В этот день принято проводить игры и гуляния для детей, накрывать праздничные столы, провозглашать Славу Велесу и одаривать подарками. Вечером устраивают пиры, на которых проходят замирения рассорившихся. Праздничная еда – брага, квас, пироги.
14 декабря
Начало строгого девятидневного очищения души и тела.
Полный переход на растительное питание.
Особенно рекомендована всем, у кого проблемные взаимоотношения с родителями, партнерами, родственниками, есть какие-то обиды на родителей, претензии к партнерам и любимым, непонимание и сложности с детьми, не складывается реализация в профессиональном и социальном планах.

У славян за месяц декабрь отвечает Божич – зимнее молодое Солнце, рожденное Матушкой Ладой. - 918884630595

21 декабря
Карачун (Корочун). Зимнее солнцестояние.
День почитания Карачуна приходится на день зимнего солнцеворота, – отмечаемого в зависимости от года с 19 по 22 декабря, – самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. 
Считалось, что в этот день берет свою власть грозный Карачун – божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злой дух. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток. Карачун – второе имя Чернобога.
Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. 
Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз – просто повелитель зимних холодов.
В этот день не проводятся никакие особые обряды. Считается необходимым защитить себя и свой дом от тайных сил Нави, которые гуляют свою последнюю ночь в Яви. 
Эти знания отобразил Н. В. Гоголь в своей повести «Вечера на хуторе близ Диканьки», показав, как вся нечисть пытается навредить человеку. Все свободное время уделяется изучению колядок и подготовке к Рождеству Божича.
На три дня и три ночи застывает мир в преддверии праздника святочного. И вместе с ростом дня («прибавляется денёк на воробьиный скок») приходит Коляда на землю.

23 декабря
Святвечер. Сочельник. Богатая кутья.
Это день почитания творца Вселенной – Отца Сварога, ему проводятся Славбы и обряды, символизирующие творение Всемирья. Таким обрядом является символическое опахивание плугом снега или пространства вокруг родового дома.
Родовые обрядовые праздники славян в декабреВечером весь род садится за праздничный стол, старейшина читает молитву Сварогу и прославляет Всемирье. 
После полуночи начинаются колядования – обрядовые славления народившегося зимнего Солнца – Божича. Колядников приглашают в дом, одаривают яствами и деньгами.

Семья накрывает праздничный стол из 12 блюд, главным из которых должна быть богатая кутья. Каждое блюдо символизирует собой один месяц, который проявляет какую-то часть Бога.

Горшок с кутьей ставят в гнездо, которое делают из самого душистого сена. Горшок прикрывают хлебом и щепоткой соли. 
После праздника часть сена отдают скоту, а остальное держат для гнезд, где должны нестись куры или высиживаться цыплята. За святой вечерний стол первым, как и положено, садится хозяин, а за ним другие члены семьи.

Во время праздничного ужина пытаются не выходить из-за стола, разговаривают тихо. Встав, отец семейства предлагает помянуть предков и пригласить их на Сочельник. 
Именно в это время все предки приходят в дом, поэтому для них освобождают места на лавах, кроватях, стульчиках, ставят на ночь кушанья и ложки. Вслед за хозяином все произносят молитву, обращенную к тем, кто заблудился в лесу, утонул в море или не вернулся из дальнего пути или войны.
Хозяин называет имена покойников, приговаривая: «Кто умер, тот в Нави, а кто жив, тот с нами. Пусть им легко ведется, а нам легко живется!»

Следующую молитву произносят всем ныне живущим членам семьи. Им желают здоровья и счастья, вместе и в согласии дождаться следующего Рождества. 
После этого хозяин берет свечу и тарелку с кутьей и, поклонившись четырем углам, передает кушанье жене. Каждый из собравшихся должен съесть по три ложки кутьи.

Приготовление кутьи и взвара
1 кг очищенных пшеничных зерен
0,5 стакана меда
0,5 стакана сахара
1 стакан измельченных ядер грецкого ореха
1 стакан изюма

По желанию можно добавить немного кураги, чернослива, груши из взвара.
Крупу тщательно промыть, всыпать в кастрюлю или горшочек, залить холодной водой, покрыв пшеницу на два пальца, и поставить на огонь. После закипания переставить горшок с пшеницей в печь или духовку на среднюю температуру. Готовить примерно час.
Пока каша преет, растереть запаренный заранее мак, истолочь орехи, промыть и просушить изюм.
Готовую кутью выложить в глубокую миску или глиняную чашку, добавить мак, орехи, изюм, влить разведенный кипяченой водой мед, все перемешать.
Украсить черносливом, грушами.
Взвар – неизменный спутник кутьи на праздничном рождественском столе.
Для приготовления взвара в древние времена еще с осени на печи засушивали очищенные от семян и хвостиков, нарезанные кусочками груши и яблоки – сухофрукты. В городских квартирах сейчас с этим совсем плохо, поэтому все составляющие взвара можно купить.
Ингредиенты:
груши, сливы – по 60 грамм
вишни, яблоки, изюм – по 30 г
мёд – 120 г
800 мл воды
Перебранные и хорошо промытые сушеные фрукты закладывают в кипяток и варят до мягкости под крышкой (яблоки и груши варят отдельно). Отваренные фрукты смешивают, заправляют медом, доводят до кипения и ставят в холодное место для настаивания.

После Святвечера начинаются Рождественские святки, которые длятся 12 дней.

24 декабря
Коляда. Рождество зимнего Солнца – Божича.
Для славян каждая смена года была важна и несла за собой жизненный смысл. Встречали весну – Масленицей–Комоедицей, лето – праздником Купалы, осень – праздником Таусеня–Овсеня.
В декабре же – встречали зиму и Солнце, вновь рожденное! Новое, сильное, молодое!
На Русском Севере всегда ценили этот праздник, зажигающий людей светом в темные и холодные декабрьские дни и ночи.
Праздновали так.
Ряженые толпой вваливались в избы, в окне которых горели свечи – особый знак. Вся эта толпа кричит, смеётся, пляшет. Участники веселья рассказывают истории, сказки, кто-то начинает гадать, кто-то просить угощенья.
Исследователи замечали, что пляски ряженых отличались от тех парных или коллективных плясок, которые исполнялись на обычных праздниках. Парни и девушки изображали «странные движения», «прыжки и гарцевание», «удивительные и преотчетливые движения ногами», «всевозможные вихляния, верчения и кувыркания». 
Всё сопровождалось звоном, шумом, грохотом, треском, лязгом печных заслонок, железных вёдер, ложек, палок, сковородок и т. п.
Святочные развлечения были насыщены сексуальной символикой, а также соответствующей жестикуляцией и нецензурной лексикой, что в обычное время было категорически запрещено нравственным кодексом.



Три совета, как почувствовать настоящий праздник
Первое: дарите круглые калачи.
На зеленые и красные святки (Комоедицу и Овсень) пекли блины – символ единения земли и солнца. На желтые святки (Купала) выпекались «жаворонки» – булочки в виде каральки, связанной в узел и уложенной как сидящий жаворонок.
А на белые святки – на Коляду – пекли именно круглые калачи. Русские ели преимущественно ржаной хлеб, иногда примешивали муку ячную. Пшеничная мука употреблялась на калачи, которые были лакомством в праздник.
Известна поговорка «калачом не заманишь». Лучшие калачи пеклись в виде колец, другой сорт – круглыми булками. Именно калачи и были прекрасным подарком на этот праздник, украшением стола.

Второе: сделайте натуральные личины (маски) и сходите на прогулку.
Славяне переодевались в разных животных и т. д. Надо надеть на себя страшную до смешного личину. 
Не рассчитывайте, что «и так сойдет». Самым правильным будет сделать костюм из натуральных материалов. Маску делайте грубой работы из кусков меха, мочалки, дерюги, бересты, из любого подручного материала.
В итоге – зверь какой-нибудь или чудище отправится гулять по улице. 
Не пугайте прохожих, не для них эти «страшилки», а для тех существ, которым не место в этом мире. Веселитесь так же светло и радостно, как делали это наши предки. Пусть праздник этой жизни, праздник молодого солнца разгонит темные силы, которых немало накопилось за это время.

Третье: помните о наследии предков.
Коляда – это старинный праздник, природный праздник, завещанный нам предками.



25 декабря
Почитание Великой Матери Лады.
День прославления Матери Лады, великой жены Сварога, Небесной Богородицы, Матери Родных Богов.
Девушки и женщины проводят Славбу Богине Ладе, прославляя ее любовь и лад. На капищах кладут требы к кумирам Великой Матери, замужние женщины молятся о рождении здоровых детей. Также проводятся поминальные обеды и поминки в храмах.

В день торжества Великой матери в красном углу избы женщины ставили букеты из сухих цветов и листьев, раскладывали венки и яблоки зимних сортов. В специально сделанную прорубь бросали как жертву Ладе зерно, оладьи и пироги, края проруби поливали отварами трав и украшали лентами и пестрыми лоскутками.

В отличие от Коляды, на Ладин день праздничные песни исполнялись только девушками, так называемыми ладовицами, а их ритуальные хороводы именовались ладиновыми коло. Лада могла принести мир и гармонию в каждую семью, избавить людей от раздоров, и потому её почитали все члены славянской общины от мала до велика.

На Богородицу молодежь проводит большие ужины из продуктов, заработанных колядованием, а деньги отдают для общины и храма.
После дня матушки Лады коловорот новой жизни считался запущенным. Наши предки начинали готовиться к весеннему возрождению природы, хотя им предстояло пережить ещё два месяца тёмной холодной зимы.

31 декабря (по новому стилю в ночь с 13 на 14 января)
Щедрый вечер. Новый год.
В этот день утром начинают готовить вторую обрядовую кутью – щедрую. 
В отличие от постной (на Коляду), её можно заправлять скоромниной (мясом и салом). На щедрый вечер кутью ставят в красный угол. Кроме того, хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с творогом, чтобы отблагодарить щедрующих и посевающих.
Вечером и до полуночи щедрующие обходят дома. 
По давней традиции, новогодние обходы посевающих, как и рождественских колядующих, происходят после заката Солнца, то есть тогда, когда владычествует всякая нечистая сила. 
Девочки-подростки в одиночку или вместе оббегают соседей, чтобы пощедровать.
Народное название праздника – Маланка. В отличие от колядований, в которых принимают участие только парни, Маланка – обряд также и девичий. В этот вечер девушки ходят щедровать. Они, как правило, не заходят в дом, а поют песни – щедровки под окнами.
Парни в этот день выбирают между собой лучшего затейника, переодевают его в женскую одежду – и он исполняет роль Маланки. Выбирают еще и других персонажей.
Выйдя на улицу, начинают с шуток: «Медведь» приглашает на танец, «Коза» играет на скрипке, а «Журавль» выбивает на бубене. Немного позабавившись, группа идет в дома, где есть девушки.
Входя в дом, парни устраивают беспорядок. 
Особенной проворностью отмечается Маланка: она разбрасывает мусор, заглядывает в горшки, чтобы отыскать посуду с молоком и измазать им печь, поэтому хозяева предварительно прячут всякую утварь от вредной Маланки.
Парни в это время припевают: «Наша Маланка селезня пасла, Пока вечерняя заря не погасла. А как вечерняя заря погасла, Наша Маланка селезня напасла».
После одаривают того, кто носит мешок, всех приглашают к столу.
Кроме парней, Маланок в этот вечер водят и девушки. Среди действующих лиц есть две персоны: «Маланка», одетая в свадебную одежду невесты, и «Василий» – одетая юношей девушка в жупане, шароварах, шапке, сапогах. В отличие от парней, девчата не заходят в дом, а щедруют под окнами:
Ой, да вчера вечером
Пасла Маланка два качура.
Пасла, пасла, потеряла,
Пошла домой - заплутала.
Ой, приблудила в чисто поле,
А там Василий конем пашет.
Ой Василий, Василечек,
Выведи меня на тропиночку.
Буду тебя почитать,
Каждое воскресенье украшать.
Хозяева выходят и одаривают казначея деньгами – «Маланке на венок».

Верования и гадания
Родовые обрядовые праздники славян в декабреС щедрой кутьей связано много бытовых обрядов. Так, чтобы уладить какой-то конфликт, соседи шли друг к другу мириться, чтобы «Новый год встретить в мире и согласии». Ребята, которые перед этим «получили тыквы» (отказ), во второй раз посылали сватов с надеждой на согласие. Вечером в этот день девушки гадают.

По старым обычаям, когда девушки начинали гадать, парни воровали у них дома двери или калитки, как бы ни сопротивлялись хозяева. Чтобы вернуть украденное, отец девушки должен был выставить магарыч.

Существует много видов гадания. Вот некоторые из них:
Выходят на улицу, и какое животное встретится первым – таким и будет суженым: если пес, то плохим, а жизнь собачья, овца – тихим и послушным, и тому подобное.
У ворот насыпают три кучки зерна, а утром проверяют: если нетронутое, то семейная жизнь будет счастливой, и наоборот.
Кладут под подушку гребешок и, ложась спать, говорят: «Суджений-ряджений, расчеши мне голову!». Кто приснится, за того и придется выйти замуж.
Перед сном кладут в тарелку с водой несколько обломков из веника, приговаривая: «Суджений-ряджений, перевези через мостик». Если утром обломки приставлены к венцу, то девушка обручится с тем, кто ей приснился.
Девичьи щедрования прекращаются в полночь.

Комментарии

Комментариев нет.