Существует 25 правил судьбы. Кто их придумал — неизвестно. Но те, кто с ними ознакомился, во многом соглашаются и в дальнейшем стараются придерживаться их. Это даже не правила, а психотерапевтическая техника. В её задачу входит переубеждение. Процесс этот долгий. Он требует целеустремлённости и настойчивости. Поэтому к правилам нужно относиться серьёзно и вдумчиво, а читать их следует каждый день. Если же прочитать один раз и выбросить, то толку не будет. Лучше всего повесить их в комнате, чтобы они постоянно попадались на глаза. Попробуйте, и очень скоро убедитесь, что жить Вам стало значительно легче. 1. Начало всему пустота, но она должна быть заполнена. 2. Чтобы достичь желаемого, одного желания мало — нужно принять решение. Только в этом случае появятся возможности. 3. Чтобы изменить свой путь, нужно остановиться, а уже после этого начать движение в другую сторону. 4. В жизни приходится расплачиваться за всё. Но дороже всего стоит бездействие. Иногда это становится очевидным лишь в конце жизненного пути. 5. Если человек всё время боится сделать что-то не так, совершить ошибку, то он, даже не подозревая об этом, делает самую большую ошибку в своей жизни. 6. Подобное всегда притягивается только подобным. В жизни нет ничего случайного. Мы притягиваем к себе вовсе не тех людей, которых хотели бы видеть возле себя, а тех, кто полностью подобен нам. 7. Если Вы видите, что поставленная цель недостижима, то сконцентрируйтесь на других целях. Достигнув их, попытайтесь вернуться к достижению первой. 8. Если у жизни ничего не просить, то она ничего и не даст. Если просить что-то неопределённое, то и дар будет носить такой же характер. Необходимо всегда чётко формулировать желания. 9. В жизни не бывает абсолютного удовольствия. Оно всегда ограничивается нашим восприятием мира. 10. Вы стремитесь к переменам? Тогда забудьте о пассивности. Именно, благодаря ей, упускается тот шанс, который предоставляет судьба. Наметьте маршрут и конечный пункт. Но чтобы до него добраться, нужно отправиться в путь. 11. Жизнь всегда заставляет решать те задачи, которые человек избегает решать. От них невозможно спрятаться, так как, не решив какую-то задачу сейчас, её придётся решать на другом жизненном этапе. Но заплатить за решение придётся гораздо больше. 12. Выбор в жизни есть всегда. Иногда он заключается в отсутствии выбора. В мире много возможностей. Но, приобретая одно, всегда теряешь что-то другое. Поэтому потери неизбежны. Но их всегда можно рассматривать как новое приобретение. 13. Новое всегда подразумевает разрушение старого. Но нужно не только разрушить, но и расчистить место. А для этого требуются силы, время и знания. Ведь нужно знать, что строить и как. Если таких знаний нет, то лучше не разрушать. Иначе можно построить что-то ужасное. 14. Человек пытается изменить жизнь, но ему мешают старые стереотипы и привычки. Они всё время стараются вернуть его к привычному времяпровождению. Поэтому изменения всегда идут очень медленно и требуют больших душевных затрат. 15. Любой из нас притягивает к себе именно то, что он больше всего любит, ждёт или боится, так как именно на этом фокусируется сознание. Судьба никогда не даёт лишнего. Она щедра, но только в рамках желаемого. Раздвиньте рамки и получите больше. 16. Вся жизнь — это сплошные противоположности. Кого-то мы любим, а кого-то ненавидим. С кем-то дружим, а с кем-то соперничаем. Приобретаем и теряем, встречаемся и расстаёмся. Человек стремится к стабильности и в то же время испытывает неудовлетворённость от размеренного течения жизни. Невозможно что-то понять, не зная его противоположность. 17. Люди стремятся к гармонии. Но чтобы её достичь, нужна гармония внутри себя. Это принятие своих достоинств и недостатков, осознание своего несовершенства и внутренняя умиротворённость. Необходимо, чтобы разум, поступки и чувства действовали согласованно. 18. Надо понимать, что мир вовсе не создан для одних лишь удовольствий. Очень часто он не соответствует нашим ожиданиям и представлениям о нём. Но нужно всегда стремиться делать добро. Тот, кто не способен на это, никогда не сможет оценить добро, полученное от других. 19. Человека всегда раздражает в людях то, что сидит в нём самом. Другие люди могут стать для нас зеркалами. Нужно только внимательно вглядываться в них. Тогда мы сможем лучше узнать себя. 20. Если Вас охватывает сильное желание чем-то обладать, то это означает, что Вы не признаёте своих способностей и достоинств. Вглядитесь в себя, может Вы обладаете гораздо большим, чем желаете. 21. Очень сложно противостоять негативным мыслям. Они заставляют страдать, мучиться, волноваться. Из этого негативного роя выделите одну мысль и подавите её. Тогда Вы разорвёте вредоносную цепочку, и она уже не будет так сильно досаждать Вам. 22. Примите себя таким, какой Вы есть. Тогда тревоги, волнения, комплексы исчезнут, и Вы сможете начать полноценную жизнь. 23. Мир, окружающий нас, абсолютно нейтральный. Это мы сами делаем его плохим или хорошим. Старайтесь воспринимать реальность позитивно, и тогда она станет счастливой и радостной. 24. Никогда не относитесь к мнению окружающих как к истине в последней инстанции. Быть для всех хорошим нельзя. Всегда найдутся недоброжелатели. Не позволяйте им брать над Вами верх. 25. Все мы приходим в этот мир из ниоткуда и уходим в никуда. Так может быть смысл нашего существования и есть сама жизнь во всех ее проявлениях? Простые правила не правда ли? Но тем не менее они очень благотворно влияют на мировосприятие. Соблюдать их не сложно, а пользу они приносят неоценимую!
Мозг любит
1. Конкретная цель. Как только вы сформулируете для себя конкретную цель, задачу – тут же начнутся чудеса. Найдутся средства, возможности и время для ее осуществления.
А если вы, поставив главную цель, сумеете раздробить ее на составляющие, и спокойно, постепенно, постоянно, шаг за шагом будете их выполнять – ни одна проблема перед вами не устоит.
2. Положительные эмоции. Эмоции – это кратковременные субъективные реакции человека на окружающий мир (радость, гнев, стыд и т.д.). Чувства – устойчивое эмоциональное отношение к другим людям, явлениям. Чувства связаны с сознанием и могут развиваться и совершенствоваться.
Эмоции бывают возбуждающими – повышающие жизнедеятельность человека, и угнетающие – то есть подавляющие жизненные процессы. Положительные эмоции побуждают человека к действию. Они возникают при удовлетворенности. Начните искать простые радости жизни – и начнется в мозге стимуляция – выделение в организм больших доз эндорфинов, гормонов удовольствия, а значит удовлетворения, а значит положительных эмоций, которые возбуждают и повышают вашу жизнедеятельность, и позволяют спокойно протекать мыслительным процессам, рождают хорошее настроение и позитивное настроение к миру. Человеку свойственно искать радость – это не названный инстинкт самосохранения.
3. Движение и свежий воздух. На свежем воздухе кровь активнее насыщается кислородом, быстрее несет кислород и питание к клеткам мозга, усиливаются процессы окисления, обмена веществ, высвобождается так необходимая нам энергия, рождаются новые биохимические соединения. Мозг заставляет нас двигаться, чтобы сохранить себя и нас, конечно. Дать наслаждение мыслить, творить, решать сложные задачи, иметь воспоминания.
Нет движения свежего воздуха, кровь закисает – мозги «прокисают».
4. Простая еда в умеренном количестве. Простую пищу проще добыть, приготовить, и переварить. Мозг говорит (если ты захочешь его услышать): дружище, 50% всей энергии, получаемой организмом, тратится на зрение, 40% на пищеварение и обеззараживание пищевых токсинов, и только 10% остается на движение, работу умственной и нервных систем, борьбу с миллиардами микробов. Если все время жрать, когда думать будем?!
Полезно есть супы – они улучшают пищеварение, обмен веществ, быстрее наполняют желудок, что дает ощущение сытости при меньшем объеме пищи.
5. Сон, отдых. Мозгу, как и всему организму человека, необходим отдых. При физической нагрузке отдых – умственное занятие, при интеллектуальной – физические упражнения, от моральной усталости – перемена мест.
Полноценный отдых – сон. Сон – самое загадочное состояние человека, без сна человек не может жить, хотя сон называют «маленькой смертью».
Во сне сознание отключается, но человек продолжает мыслить, его мышление меняется и подчиняется другим законам. Это связано с тем, что во сне на первый план выходит подсознание. Мозг анализирует произошедшее за минувший день, по новому его структурирует и выдает наиболее вероятный исход. Этот результат, возможно, давно был спрогнозирован, но сознание его не приняло, он был вытеснен в подсознание и извлечен оттуда во сне.
Предполагается, что мозгу на ночь можно дать установку: сделать прогноз, решение, выход, вывод, на просто приятный сон. Ненужные впечатления, навязчивое состояние «смываются ночной защитной волной» мозга. Люди, постоянно видящие вещие сны, скорее всего хорошие аналитики.
6. Привыкание. Мозг не может мгновенно приспособиться к резко измененным чуждым обстоятельствам: новые условия жизни, новая работа учеба место жительства, компания, пища, новые люди. В любую деятельность входите постепенно, спокойно, привыкая к ней. Каждый день, делая максимум возможного, добьетесь невозможного. Привычка учиться, работать вырабатывается постепенно и постоянно. Внезапное понимание и озарение всегда предполагает знание, может быть не всегда полностью осознаваемое.
Часто родители, учителя, начальники, любимые (да и мы сами порой), не понимая всей сложности привыкания, требуют от нас (а мы от других) мгновенного результата. Так не бывает. Лучше всего не заводиться, успокоиться, добродушно сказать себе или другим — не все сразу, «погодите детки, дайте только срок, будет вам и белка, будет и свисток». И медленно начать движение, ускоряясь по мере привыкания.
Мозг сам создает стереотипы (привычки, навыки, условные рефлексы). Стереотипное мышление существенно помогает жить – не надо заново решать стандартные задачи. Каждый день, совершая одни и те же действия, мы превращаем их в привычку, навык умение, условный рефлекс. Не включая мозг выделять слюну при виде лимона, закрывать входную дверь, кран, мыть посуду, вздрагивать от резкого гудка автомобиля, щелкать крестик, когда надо закрыть окно программы.
Инстинкт и небольшой жизненный опыт заставляют нас с детства создавать стереотипы друзей, недругов, возлюбленных. Это помогает в «море человеков» все-таки кого-то выбрать, собрать свою команду и на том остановиться, высвобождая время и энергию для других жизненных целей. Стереотипы помогают общаться с чужими людьми, ладить с родителями, воспитывать своих детей.
6. Свобода. Пусть и ограниченная инстинктом самосохранения и социальными правилами, полезными в первую очередь нам самим. Свобода – это независимость от страхов и стереотипов. Конечно, стереотипы в виде безусловных и условных рефлексов нам нужны – мы не будем, обжегшись, второй раз совать руку в огонь – больно! Но если потребуют обстоятельства показать свое презрение к боли и смерти – сжечь свою правую руку, как римский «военный» Муций Сцевола. И не бояться мыслить по-своему и по-новому; отстаивать свой образ мысли, свою жизнь, свой внешний вид, своих близких. И не винить весь мир в непонимании и непризнании тебя «всего такого необыкновенного». И позволять другим быть непохожими на тебя, иметь свой образ мыслей, взгляд на жизнь.
7. Творчество – способность мозга, используя и опираясь на старое, создать новое, свое, непохожее. Творчество – любимая работа мозга, роднящая нас с богом, делающая нас богами. Творчество в виде науки изучает, описывает, объясняет окружающий мир и человека, выдвигает идеи, находит пути и средства воплощения их в жизнь, заглядывает в будущее и готово изменить его в лучшую сторону.
Творчество в виде искусства – соединив труд и эмоции отображает действительность художественными образами. Искусство объединяет людей: писатель, делясь своей жизнью, чувствами, описывая других людей, показывает, что мы не одиноки в своих переживаниях. Художник предлагает посмотреть как окружающее, мы сами могут быть прекрасны или безобразны. Музыкант звуками своего сердца заставляет камертоном отзываться нашу душу.
Искусство будит наше воображение, обогащает наш внутренний мир, помогает увидеть мир в другом свете. Искусство создает идеалы.
8. Деление, сидирование, общение, объятия. Жизнь – это постоянное деление клеток, постоянный обмен веществ и раздача информации. Работа нервных клеток мозга нейронов – «любовь». Они постоянно «обнимаются», касаясь дендритами (отростками, «руками») друг друга, постоянно передают энергию (нервные импульсы) информацию обо всем (биохимические соединения). Вредно не делиться, нельзя требовать, это сбивает с толку. С головой надо дружить, с людьми надо дружить.
Это сущность мозга – ему постоянно необходимо получать информацию и отдавать ее.
Мозг не любит
1. Страх. Угнетающая, подавляющая жизненные процессы эмоция. Когда мы чувствуем страх, берет верх инстинкт самосохранения, зоны мозга, группы нервных клеток не могут включиться в мыслительную деятельность. Человек лишается творческой мысли.
Мы постоянно беспокоимся о пропитании, о близких, о боли (болезнь, измена, смерть) о жизни (война, цунами, дурак-начальник, революции, курс доллара, встреча с терминатором) – т.е. находимся в состоянии стресса. Как с этим бороться: Боль и смерть надо презирать. Трудности, если их не избежать, должны закалять. В преодолении трудностей что-то теряешь, но что-то обязательно приобретаешь. Воспитывать в себе мужество, гордость и стойкость. Надо смело признаться себе, что проблемы и неприятности – неизбежные спутники человеческой жизни. Они не первые и не последние, которые придется решать. Верь в себя и в свое светлое будущее, ты проблему, а не она тебя!
Страх опасен для психического здоровья и для жизни. Но одна адаптивная форма страха нам необходима – осторожность!
2. Сильные эмоции любого свойства. Сильные эмоции резко тормозят мыслительную способность мозга. Большая радость и большое горе могут на время лишить способности думать. Длительное такое состояние приводит к болезненной беспомощности мозга.
Девчонки, это к вам. Когда вы «истерите» (чересчур эмоциональны), ваш мозг отключается. Это и дало возможность сказать «Бабы – дуры!» А ведь уже доказано, что женский и мужской мозг одинаково способны к образованию, социальной адаптации, политике.
Разные гормоны влияют на неврологию – у мужчин чаще бывает дислексия, шизофрения, аутизм. А представители прекрасного пола страдают от тревоги, депрессии, пищевых расстройств. Поэтому не навязывайте это состояние своим мужчинам – это в прямом смысле делает их дураками.
У мужчин логическое мышление, не включая участки мозга, отвечающие за эмоции, мужчины достаточно спокойно решают проблему. У женщин наоборот, кататимность мышления, т.е. они решают проблему через призму противоречивых эмоций. Это их физиология, они по-другому не могут. Мужики, вас тоже это достало? Выход есть: помогите им успокоиться: «чмоки-чмоки», «держи мороженку», «давай чаек согрею», «да успокойся ты! решу я твою проблему, пойдем, погуляем, подумаем» и т.д. и т.п. Основная мысль: «Я тебя люблю, но проблему будем решать, когда ты успокоишься». И вы удивитесь, как женщина прекрасно со всем справится.
Механизм эмоций – сначала понимание (ситуации, явления), потом эмоции. А всегда ли мы правильно понимаем ситуацию, другого человека, если в трех соснах плутаем, себя толком не понимаем. Сначала стоит спокойно разобраться, а уж потом «эмоционировать».
3. Темнота, одиночество. Такие условия включают инстинкт самосохранения. Обычные источники мозгового тонуса уменьшаются и «темные силы» отрицательных эмоций свободнее гуляют по незащищенному мозгу (в темноте притаился враг; человек – стадное существо, одному ему опасно и страшно).
Одиночество – тяжелое психическое состояние, связанное с отрицательными эмоциями и дискомфортом. Но одиночество будет благотворно действовать на человека, если воспринимать его как добровольное уединение. Дефицит общения не может быть бедой, если у человека хоть с кем-то есть контакт, понимание. Возможно в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.
4. Стереотипы. Мозг создает стереотипы, но и «скучает» от них. Мозг борется со стереотипами за самосохранение «Хочу мыслить!» Мозг реагирует на каждое изменение во внешней и внутренней среде.
Есть люди, которые, потратив какое-то время на выработку основных жизненных или профессиональных навыков (идеально все их получить в детстве и юности), доводят их до автоматизма, могут осуществлять их, позволяя мозгу в это время решать более сложные или творческие задачи (повар – кулинар, водитель – ас, рисовальщик – художник, инженер – изобретатель, верстальщик — дизайнер)
Стереотипы разрушают наши отношения с людьми: с друзьями, с коллегами, с детьми, родителями, возлюбленными, когда они ведут себя вопреки нашим стереотипам. Не надо бояться отказаться от старых представлениях о людях. Создавайте новые стереотипы с учетом новых данных («не упорствуйте в глупости!»). Позволяйте людям меняться, быть разными. И спокойно и твердо не позволяйте навязывать вам чужие стереотипы о вас, если вам это не нужно.
Никогда ничего не бойтесь, с вами ваше сокровище, ваш самый надежный друг – ваш мозг!
Берегите свое сокровище, изучайте его, помните, у мозга есть резервы – но это резервы. Можно заставить мозг работать в экстремальном режиме, но адаптационные возможности будут исчерпаны. Этим же объясняется чрезмерно раннее и интенсивное развитие детей и их последующие проблемы с адаптацией в обществе.
Управление сотрудниками
Как научиться управлять любым сотрудником? Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор центра онлайн-обучения «Нетология-групп» предлагает несколько методов:
1. Психотипы по Афанасьеву
Этим методом меня увлёк мой хороший друг и предприниматель Сергей Котырев — на ютьюбе есть его отличная лекция про психотипы личности по Афанасьеву. Объясню кратко: существует четыре фактора (или функции), которые лежат в основе наших взглядов на мир и поступков. Это воля (В), физика (Ф), эмоция (Э) и логика (Л). Психотип человека определяется сочетанием этих факторов: некоторые из перечисленных сил превалируют, какие-то развиты слабо, а другие отваливаются при первой возможности. Иерархия функций такова: первая всегда гипертрофирована, вторая — это лучшее в нас, третья — это наша главная слабость, а четвёртая — «хвост ящерицы», отваливающийся в критических ситуациях.
Всего получается 24 сочетания и 24 психотипа. Каждый получил имя в честь какой-либо исторической фигуры. Например, Наполеон — ВФЛЭ, это сильный волевой человек действия (В), глубоко практичный и материалистичный (Ф), скептик (Л) и человек с почти атрофированными эмоциями (Э). Наполеон скорее склонен принимать решения и идти напролом, чем анализировать и сочувствовать. Для руководителя сильная воля — значительный плюс. Но непробиваемая уверенность в себе и отстранённое отношение к окружающим могут обернуться проблемой.
Нет плохих типов: есть пазлы людей с разными личностными качествами. В зависимости от того, насколько они смогут гармонировать, настолько смогут и эффективно работать. Например, я управленец с волей на первом месте, поэтому стараюсь не брать в непосредственное подчинение менеджеров, у которых воля также в первой позиции. Рано или поздно наши воли начнут сталкиваться и «искрить»: споры будут проходить не в режиме достижения истины, а по принципу, кто кого перебодает. Гармония наступает тогда, когда позиции перекрещены — первая и четвёртая, а главное, вторая и третья. То есть люди со второй волей хорошо сочетаются с людьми с третьей волей. Вторая логика хорошо работает с третьей логикой.
Прелесть метода Афанасьева в том, что его можно использовать сразу после ознакомления с ним, достаточно внимательности и практики наблюдения за людьми. Постепенно привыкаешь определять, какие функции находятся в сильных, а какие — в слабых позициях.
2. Типы руководителей по Адизесу
Эксперт по эффективности бизнеса Ицхак Адизес создал метод, который помогает выявить качества руководящих работников и принять соответствующие кадровые решения. Он считает, что в бизнесе существует четыре типа менеджмента (и менеджеров). Для каждого этапа в жизни компании и для каждого направления работ доминирует свой тип руководителя, а вместе они создают идеальную команду:
1. Предприниматель способен придумывать и успешно внедрять новое, у него всегда много планов и идей. Предприниматели нужны на старте, они обеспечивают прорывы. Также они пригодятся, когда понадобится вести за собой команду в сложные времена. Но в корпорациях они могут быть деструктивны, потому что предпринимателю нужны эксперименты, а в большой компании ценится процессность. 2. Администратор — это тот, кого у нас обычно называют «крепкий хозяйственник». Он ориентирован на организацию процессов, поэтому без него никуда: кто-то должен вести операционку, договариваться с контрагентами, руководить секретарём. В стартапе такой человек может быть отличным замом предпринимателя. 3. Производственник увлечён исключительно созданием товаров и услуг, поэтому ему надо дать возможность спокойно пилить продукт, творить практически в вакууме. 4. Интегратор наводит мосты: он формирует единые ценности, объединяет команду и помогает всем договориться. Когда компания вырастает до 100–150 человек, как наша «Нетология-групп», эта функция очень важна. Особенно когда часть коллектива вошла в компанию единовременно — при слиянии, например.
Конечно, в каждом управленце есть задатки всех четырёх типов, вопрос — какой из них развит больше. Человек может быть на 10% предприниматель, на 5% администратор, на 10% производственник и на 75% интегратор. Полезно знать, как эти четыре функции распределяются в вас и в ваших управленцах. Порой анализ по Адизесу даёт возможность понять, что недостатки, с которыми вы бились в том или ином менеджере, — не недостатки вовсе, а яркое доминирование в нём одной из функций. И при некоторой коррекции должностных обязанностей или смене профиля работы этот менеджер покажет драматический рост эффективности: так, одном из проектов я перевёл директора по маркетингу в руководителя HR, и он показал себя лучшим интегратором, чем предпринимателем.
Пригодится этот метод и для постановки задач самому себе. Я прежде всего предприниматель и интегратор, довольно средний производственник и из рук вон плохой администратор. Разумеется, свои слабые стороны я стараюсь восполнить компетенциями коллег.
3. Модель спиральной динамики
В этой системе каждый этап личностного роста человека характеризуется определённым набором ценностей, убеждений, приоритетов. Это напоминает пирамиду Маслоу, только применительно к практической психологии. Уровни спиральной динамики таковы:
1. Бежевый — уровень каменного века, приоритет — выживание любой ценой. 2. Фиолетовый — человек полностью подчиняется интересам группы, приоритет — интересы сообщества. 3. Красный — жёсткий авторитаризм, «закон джунглей», приоритет — сильная личность как мерило всего. 4. Синий — подчинение власти и порядок, приоритет — система во всём. 5. Оранжевый — рационализм, частное предпринимательство, приоритет — собственное благо. 6. Зелёный — акцент на рациональном гуманизме, толерантности, стабильности, приоритет — прагматичный win-win. 7. Жёлтый — переосмысление жизни, сомнение в ценностях мира потребления, приоритеты — внутренняя гармония и гармония с миром. 8. Бирюзовый — уровень просветления до уровня Ганди и тибетских мудрецов. Встречается крайне и крайне редко.
Если понимать, на каком уровне находится собеседник, проще найти с ним общий язык, выявить способы мотивации сотрудников или людей за пределами компании. Например, большинство молодых линейных сотрудников — «фиолетовые» и «красные», они воспринимают язык силы. Часто и продажники первого уровня «красные». Но это не значит, что таких людей нельзя брать в команду, с возрастом они могут перейти на «синий» уровень восприятия мира и выше.
Управленцы и предприниматели часто начинают с «красного», особенно в малом бизнесе. Дальше они эволюционируют до «оранжевого», «зелёного» и «жёлтого» — кого насколько хватит. К слову, с точки зрения предпринимательства «жёлтый» уровень проблемный: при росте до него у человека возникает вопрос о смысле жизни и ценности предпринимательства, именно на этом витке спирали бизнесмены порой уходят в дауншифтинг.
4. Психотипы по мотивам славянских практик
Этот метод я встретил в книге Дмитрия Агарунова «Бизнес в стиле Ж». Суть его предельно проста. Все люди по их отношению к работе делятся на четыре типа — «овцы», «волки», «паразиты», «хозяева».
«Овцы» боятся ответственности и вообще работы, считают, что всему виной обстоятельства и другие люди, но не они. Единого решения для управления «овцами» нет. На кого-то надо будет накричать, а кого-то похвалить.
«Волки» неспособны к созидательной работе, они всегда только за себя. Их влияние в некоторых случаях может быть опасным для компании, поэтому за ними надо следить.
5. «Паразиты» — нытики и имитаторы работы. От них нужно срочно избавляться.
Лучший психотип командного игрока — это «хозяин». «Хозяин», даже будучи наёмным сотрудником, считает дело, которым занимается, по-настоящему своим. Он не тяготится мыслью о том, что «работает на дядю», он искренне увлечён тем, что делает. Но таких людей немного, и найти их — большая удача. При этом психотипы могут меняться, «овцы» могут вырасти в «хозяев», а «хозяева» — загрустить и трансформироваться в «паразитов».
6. Пять языков любви
Консультант по взаимоотношениям Гэри Чепмен учит, что каждый человек отдаёт наибольшее предпочтение одному из пяти «языков любви»: словам одобрения, уделённому времени, получению подарков, служению делами, физическим прикосновениям. Понимание «языка любви» человека полезно для повышения психологического комфорта в коллективе и эмоционального комфорта особо ценных сотрудников. Если выяснить, что сотрудник любит больше, он почувствует любовь компании: это добавит лояльности и скажется на производительности.
Я знаю об одном практическом внедрении метода Чепмена в российской компании. Сотрудники Gameland Дмитрия Агарунова ходят в офисе с беджами с указанием предпочитаемого «языка любви». Бедж как бы говорит: «Лучший способ договориться со мной — это …» По словам Агарунова, тем, кто хочет улучшить отношения, становится намного легче взаимодействовать.
7. Идеальная команда
Если представить себе команду мечты, то это будет выглядеть так. Люди на управленческих позициях чётко распределены в соответствии с концепцией Адизеса — предприниматель, администратор, производственник и интегратор. У всех психология «хозяев» по Агарунову, и они хорошо совпадают по психотипам Афанасьева — как пазлы, пересекаются вторая и третья или первая и четвёртая позиции. А по спиральной динамике все находятся на высоком уровне — «оранжевый» и «зелёный». И вы или ваш HR знаете, как вознаградить каждого одним из «языков любви».
Методов типизации личностей очень много, и я наверняка знаком не со всеми. Но мне не это нужно. Простота, практическая применимость в бизнес-ситуациях — пожалуй, этому критерию отвечает лишь небольшое число методик, которые я выбрал и использую. Теперь их знаете и вы.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ копилочка
Правила судьбы счастливого человека
Существует 25 правил судьбы. Кто их придумал — неизвестно. Но те, кто с ними ознакомился, во многом соглашаются и в дальнейшем стараются придерживаться их. Это даже не правила, а психотерапевтическая техника. В её задачу входит переубеждение. Процесс этот долгий. Он требует целеустремлённости и настойчивости. Поэтому к правилам нужно относиться серьёзно и вдумчиво, а читать их следует каждый день. Если же прочитать один раз и выбросить, то толку не будет. Лучше всего повесить их в комнате, чтобы они постоянно попадались на глаза. Попробуйте, и очень скоро убедитесь, что жить Вам стало значительно легче.
1. Начало всему пустота, но она должна быть заполнена.
2. Чтобы достичь желаемого, одного желания мало — нужно принять решение. Только в этом случае появятся возможности.
3. Чтобы изменить свой путь, нужно остановиться, а уже после этого начать движение в другую сторону.
4. В жизни приходится расплачиваться за всё. Но дороже всего стоит бездействие. Иногда это становится очевидным лишь в конце жизненного пути.
5. Если человек всё время боится сделать что-то не так, совершить ошибку, то он, даже не подозревая об этом, делает самую большую ошибку в своей жизни.
6. Подобное всегда притягивается только подобным. В жизни нет ничего случайного. Мы притягиваем к себе вовсе не тех людей, которых хотели бы видеть возле себя, а тех, кто полностью подобен нам.
7. Если Вы видите, что поставленная цель недостижима, то сконцентрируйтесь на других целях. Достигнув их, попытайтесь вернуться к достижению первой.
8. Если у жизни ничего не просить, то она ничего и не даст. Если просить что-то неопределённое, то и дар будет носить такой же характер. Необходимо всегда чётко формулировать желания.
9. В жизни не бывает абсолютного удовольствия. Оно всегда ограничивается нашим восприятием мира.
10. Вы стремитесь к переменам? Тогда забудьте о пассивности. Именно, благодаря ей, упускается тот шанс, который предоставляет судьба. Наметьте маршрут и конечный пункт. Но чтобы до него добраться, нужно отправиться в путь.
11. Жизнь всегда заставляет решать те задачи, которые человек избегает решать. От них невозможно спрятаться, так как, не решив какую-то задачу сейчас, её придётся решать на другом жизненном этапе. Но заплатить за решение придётся гораздо больше.
12. Выбор в жизни есть всегда. Иногда он заключается в отсутствии выбора. В мире много возможностей. Но, приобретая одно, всегда теряешь что-то другое. Поэтому потери неизбежны. Но их всегда можно рассматривать как новое приобретение.
13. Новое всегда подразумевает разрушение старого. Но нужно не только разрушить, но и расчистить место. А для этого требуются силы, время и знания. Ведь нужно знать, что строить и как. Если таких знаний нет, то лучше не разрушать. Иначе можно построить что-то ужасное.
14. Человек пытается изменить жизнь, но ему мешают старые стереотипы и привычки. Они всё время стараются вернуть его к привычному времяпровождению. Поэтому изменения всегда идут очень медленно и требуют больших душевных затрат.
15. Любой из нас притягивает к себе именно то, что он больше всего любит, ждёт или боится, так как именно на этом фокусируется сознание. Судьба никогда не даёт лишнего. Она щедра, но только в рамках желаемого. Раздвиньте рамки и получите больше.
16. Вся жизнь — это сплошные противоположности. Кого-то мы любим, а кого-то ненавидим. С кем-то дружим, а с кем-то соперничаем. Приобретаем и теряем, встречаемся и расстаёмся. Человек стремится к стабильности и в то же время испытывает неудовлетворённость от размеренного течения жизни. Невозможно что-то понять, не зная его противоположность.
17. Люди стремятся к гармонии. Но чтобы её достичь, нужна гармония внутри себя. Это принятие своих достоинств и недостатков, осознание своего несовершенства и внутренняя умиротворённость. Необходимо, чтобы разум, поступки и чувства действовали согласованно.
18. Надо понимать, что мир вовсе не создан для одних лишь удовольствий. Очень часто он не соответствует нашим ожиданиям и представлениям о нём. Но нужно всегда стремиться делать добро. Тот, кто не способен на это, никогда не сможет оценить добро, полученное от других.
19. Человека всегда раздражает в людях то, что сидит в нём самом. Другие люди могут стать для нас зеркалами. Нужно только внимательно вглядываться в них. Тогда мы сможем лучше узнать себя.
20. Если Вас охватывает сильное желание чем-то обладать, то это означает, что Вы не признаёте своих способностей и достоинств. Вглядитесь в себя, может Вы обладаете гораздо большим, чем желаете.
21. Очень сложно противостоять негативным мыслям. Они заставляют страдать, мучиться, волноваться. Из этого негативного роя выделите одну мысль и подавите её. Тогда Вы разорвёте вредоносную цепочку, и она уже не будет так сильно досаждать Вам.
22. Примите себя таким, какой Вы есть. Тогда тревоги, волнения, комплексы исчезнут, и Вы сможете начать полноценную жизнь.
23. Мир, окружающий нас, абсолютно нейтральный. Это мы сами делаем его плохим или хорошим. Старайтесь воспринимать реальность позитивно, и тогда она станет счастливой и радостной.
24. Никогда не относитесь к мнению окружающих как к истине в последней инстанции. Быть для всех хорошим нельзя. Всегда найдутся недоброжелатели. Не позволяйте им брать над Вами верх.
25. Все мы приходим в этот мир из ниоткуда и уходим в никуда. Так может быть смысл нашего существования и есть сама жизнь во всех ее проявлениях?
Простые правила не правда ли? Но тем не менее они очень благотворно влияют на мировосприятие. Соблюдать их не сложно, а пользу они приносят неоценимую!
1. Конкретная цель. Как только вы сформулируете для себя конкретную цель, задачу – тут же начнутся чудеса. Найдутся средства, возможности и время для ее осуществления.
А если вы, поставив главную цель, сумеете раздробить ее на составляющие, и спокойно, постепенно, постоянно, шаг за шагом будете их выполнять – ни одна проблема перед вами не устоит.
2. Положительные эмоции. Эмоции – это кратковременные субъективные реакции человека на окружающий мир (радость, гнев, стыд и т.д.). Чувства – устойчивое эмоциональное отношение к другим людям, явлениям. Чувства связаны с сознанием и могут развиваться и совершенствоваться.
Эмоции бывают возбуждающими – повышающие жизнедеятельность человека, и угнетающие – то есть подавляющие жизненные процессы. Положительные эмоции побуждают человека к действию. Они возникают при удовлетворенности. Начните искать простые радости жизни – и начнется в мозге стимуляция – выделение в организм больших доз эндорфинов, гормонов удовольствия, а значит удовлетворения, а значит положительных эмоций, которые возбуждают и повышают вашу жизнедеятельность, и позволяют спокойно протекать мыслительным процессам, рождают хорошее настроение и позитивное настроение к миру. Человеку свойственно искать радость – это не названный инстинкт самосохранения.
3. Движение и свежий воздух. На свежем воздухе кровь активнее насыщается кислородом, быстрее несет кислород и питание к клеткам мозга, усиливаются процессы окисления, обмена веществ, высвобождается так необходимая нам энергия, рождаются новые биохимические соединения. Мозг заставляет нас двигаться, чтобы сохранить себя и нас, конечно. Дать наслаждение мыслить, творить, решать сложные задачи, иметь воспоминания.
Нет движения свежего воздуха, кровь закисает – мозги «прокисают».
4. Простая еда в умеренном количестве. Простую пищу проще добыть, приготовить, и переварить. Мозг говорит (если ты захочешь его услышать): дружище, 50% всей энергии, получаемой организмом, тратится на зрение, 40% на пищеварение и обеззараживание пищевых токсинов, и только 10% остается на движение, работу умственной и нервных систем, борьбу с миллиардами микробов. Если все время жрать, когда думать будем?!
Полезно есть супы – они улучшают пищеварение, обмен веществ, быстрее наполняют желудок, что дает ощущение сытости при меньшем объеме пищи.
5. Сон, отдых. Мозгу, как и всему организму человека, необходим отдых. При физической нагрузке отдых – умственное занятие, при интеллектуальной – физические упражнения, от моральной усталости – перемена мест.
Полноценный отдых – сон. Сон – самое загадочное состояние человека, без сна человек не может жить, хотя сон называют «маленькой смертью».
Во сне сознание отключается, но человек продолжает мыслить, его мышление меняется и подчиняется другим законам. Это связано с тем, что во сне на первый план выходит подсознание. Мозг анализирует произошедшее за минувший день, по новому его структурирует и выдает наиболее вероятный исход. Этот результат, возможно, давно был спрогнозирован, но сознание его не приняло, он был вытеснен в подсознание и извлечен оттуда во сне.
Предполагается, что мозгу на ночь можно дать установку: сделать прогноз, решение, выход, вывод, на просто приятный сон. Ненужные впечатления, навязчивое состояние «смываются ночной защитной волной» мозга. Люди, постоянно видящие вещие сны, скорее всего хорошие аналитики.
6. Привыкание. Мозг не может мгновенно приспособиться к резко измененным чуждым обстоятельствам: новые условия жизни, новая работа учеба место жительства, компания, пища, новые люди. В любую деятельность входите постепенно, спокойно, привыкая к ней. Каждый день, делая максимум возможного, добьетесь невозможного. Привычка учиться, работать вырабатывается постепенно и постоянно. Внезапное понимание и озарение всегда предполагает знание, может быть не всегда полностью осознаваемое.
Часто родители, учителя, начальники, любимые (да и мы сами порой), не понимая всей сложности привыкания, требуют от нас (а мы от других) мгновенного результата. Так не бывает. Лучше всего не заводиться, успокоиться, добродушно сказать себе или другим — не все сразу, «погодите детки, дайте только срок, будет вам и белка, будет и свисток». И медленно начать движение, ускоряясь по мере привыкания.
Мозг сам создает стереотипы (привычки, навыки, условные рефлексы). Стереотипное мышление существенно помогает жить – не надо заново решать стандартные задачи. Каждый день, совершая одни и те же действия, мы превращаем их в привычку, навык умение, условный рефлекс. Не включая мозг выделять слюну при виде лимона, закрывать входную дверь, кран, мыть посуду, вздрагивать от резкого гудка автомобиля, щелкать крестик, когда надо закрыть окно программы.
Инстинкт и небольшой жизненный опыт заставляют нас с детства создавать стереотипы друзей, недругов, возлюбленных. Это помогает в «море человеков» все-таки кого-то выбрать, собрать свою команду и на том остановиться, высвобождая время и энергию для других жизненных целей. Стереотипы помогают общаться с чужими людьми, ладить с родителями, воспитывать своих детей.
6. Свобода. Пусть и ограниченная инстинктом самосохранения и социальными правилами, полезными в первую очередь нам самим. Свобода – это независимость от страхов и стереотипов. Конечно, стереотипы в виде безусловных и условных рефлексов нам нужны – мы не будем, обжегшись, второй раз совать руку в огонь – больно! Но если потребуют обстоятельства показать свое презрение к боли и смерти – сжечь свою правую руку, как римский «военный» Муций Сцевола. И не бояться мыслить по-своему и по-новому; отстаивать свой образ мысли, свою жизнь, свой внешний вид, своих близких. И не винить весь мир в непонимании и непризнании тебя «всего такого необыкновенного». И позволять другим быть непохожими на тебя, иметь свой образ мыслей, взгляд на жизнь.
7. Творчество – способность мозга, используя и опираясь на старое, создать новое, свое, непохожее. Творчество – любимая работа мозга, роднящая нас с богом, делающая нас богами. Творчество в виде науки изучает, описывает, объясняет окружающий мир и человека, выдвигает идеи, находит пути и средства воплощения их в жизнь, заглядывает в будущее и готово изменить его в лучшую сторону.
Творчество в виде искусства – соединив труд и эмоции отображает действительность художественными образами. Искусство объединяет людей: писатель, делясь своей жизнью, чувствами, описывая других людей, показывает, что мы не одиноки в своих переживаниях. Художник предлагает посмотреть как окружающее, мы сами могут быть прекрасны или безобразны. Музыкант звуками своего сердца заставляет камертоном отзываться нашу душу.
Искусство будит наше воображение, обогащает наш внутренний мир, помогает увидеть мир в другом свете. Искусство создает идеалы.
8. Деление, сидирование, общение, объятия. Жизнь – это постоянное деление клеток, постоянный обмен веществ и раздача информации. Работа нервных клеток мозга нейронов – «любовь». Они постоянно «обнимаются», касаясь дендритами (отростками, «руками») друг друга, постоянно передают энергию (нервные импульсы) информацию обо всем (биохимические соединения). Вредно не делиться, нельзя требовать, это сбивает с толку. С головой надо дружить, с людьми надо дружить.
Это сущность мозга – ему постоянно необходимо получать информацию и отдавать ее.
Мозг не любит
1. Страх. Угнетающая, подавляющая жизненные процессы эмоция. Когда мы чувствуем страх, берет верх инстинкт самосохранения, зоны мозга, группы нервных клеток не могут включиться в мыслительную деятельность. Человек лишается творческой мысли.
Мы постоянно беспокоимся о пропитании, о близких, о боли (болезнь, измена, смерть) о жизни (война, цунами, дурак-начальник, революции, курс доллара, встреча с терминатором) – т.е. находимся в состоянии стресса. Как с этим бороться:
Боль и смерть надо презирать.
Трудности, если их не избежать, должны закалять. В преодолении трудностей что-то теряешь, но что-то обязательно приобретаешь.
Воспитывать в себе мужество, гордость и стойкость.
Надо смело признаться себе, что проблемы и неприятности – неизбежные спутники человеческой жизни. Они не первые и не последние, которые придется решать.
Верь в себя и в свое светлое будущее, ты проблему, а не она тебя!
Страх опасен для психического здоровья и для жизни. Но одна адаптивная форма страха нам необходима – осторожность!
2. Сильные эмоции любого свойства. Сильные эмоции резко тормозят мыслительную способность мозга. Большая радость и большое горе могут на время лишить способности думать. Длительное такое состояние приводит к болезненной беспомощности мозга.
Девчонки, это к вам. Когда вы «истерите» (чересчур эмоциональны), ваш мозг отключается. Это и дало возможность сказать «Бабы – дуры!» А ведь уже доказано, что женский и мужской мозг одинаково способны к образованию, социальной адаптации, политике.
Разные гормоны влияют на неврологию – у мужчин чаще бывает дислексия, шизофрения, аутизм. А представители прекрасного пола страдают от тревоги, депрессии, пищевых расстройств. Поэтому не навязывайте это состояние своим мужчинам – это в прямом смысле делает их дураками.
У мужчин логическое мышление, не включая участки мозга, отвечающие за эмоции, мужчины достаточно спокойно решают проблему. У женщин наоборот, кататимность мышления, т.е. они решают проблему через призму противоречивых эмоций. Это их физиология, они по-другому не могут. Мужики, вас тоже это достало? Выход есть: помогите им успокоиться: «чмоки-чмоки», «держи мороженку», «давай чаек согрею», «да успокойся ты! решу я твою проблему, пойдем, погуляем, подумаем» и т.д. и т.п. Основная мысль: «Я тебя люблю, но проблему будем решать, когда ты успокоишься». И вы удивитесь, как женщина прекрасно со всем справится.
Механизм эмоций – сначала понимание (ситуации, явления), потом эмоции. А всегда ли мы правильно понимаем ситуацию, другого человека, если в трех соснах плутаем, себя толком не понимаем. Сначала стоит спокойно разобраться, а уж потом «эмоционировать».
3. Темнота, одиночество. Такие условия включают инстинкт самосохранения. Обычные источники мозгового тонуса уменьшаются и «темные силы» отрицательных эмоций свободнее гуляют по незащищенному мозгу (в темноте притаился враг; человек – стадное существо, одному ему опасно и страшно).
Одиночество – тяжелое психическое состояние, связанное с отрицательными эмоциями и дискомфортом. Но одиночество будет благотворно действовать на человека, если воспринимать его как добровольное уединение. Дефицит общения не может быть бедой, если у человека хоть с кем-то есть контакт, понимание. Возможно в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.
Отбросьте ненужные стереотипы, давайте любым своим состояниям правильные названия, поддерживающие вас, успокаивающие, несущие нужную вам энергетику.
4. Стереотипы. Мозг создает стереотипы, но и «скучает» от них. Мозг борется со стереотипами за самосохранение «Хочу мыслить!» Мозг реагирует на каждое изменение во внешней и внутренней среде.
Есть люди, которые, потратив какое-то время на выработку основных жизненных или профессиональных навыков (идеально все их получить в детстве и юности), доводят их до автоматизма, могут осуществлять их, позволяя мозгу в это время решать более сложные или творческие задачи (повар – кулинар, водитель – ас, рисовальщик – художник, инженер – изобретатель, верстальщик — дизайнер)
Стереотипы разрушают наши отношения с людьми: с друзьями, с коллегами, с детьми, родителями, возлюбленными, когда они ведут себя вопреки нашим стереотипам. Не надо бояться отказаться от старых представлениях о людях. Создавайте новые стереотипы с учетом новых данных («не упорствуйте в глупости!»). Позволяйте людям меняться, быть разными. И спокойно и твердо не позволяйте навязывать вам чужие стереотипы о вас, если вам это не нужно.
Никогда ничего не бойтесь, с вами ваше сокровище, ваш самый надежный друг – ваш мозг!
Берегите свое сокровище, изучайте его, помните, у мозга есть резервы – но это резервы. Можно заставить мозг работать в экстремальном режиме, но адаптационные возможности будут исчерпаны. Этим же объясняется чрезмерно раннее и интенсивное развитие детей и их последующие проблемы с адаптацией в обществе.
Как научиться управлять любым сотрудником? Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор центра онлайн-обучения «Нетология-групп» предлагает несколько методов:
1. Психотипы по Афанасьеву
Этим методом меня увлёк мой хороший друг и предприниматель Сергей Котырев — на ютьюбе есть его отличная лекция про психотипы личности по Афанасьеву. Объясню кратко: существует четыре фактора (или функции), которые лежат в основе наших взглядов на мир и поступков. Это воля (В), физика (Ф), эмоция (Э) и логика (Л). Психотип человека определяется сочетанием этих факторов: некоторые из перечисленных сил превалируют, какие-то развиты слабо, а другие отваливаются при первой возможности. Иерархия функций такова: первая всегда гипертрофирована, вторая — это лучшее в нас, третья — это наша главная слабость, а четвёртая — «хвост ящерицы», отваливающийся в критических ситуациях.
Всего получается 24 сочетания и 24 психотипа. Каждый получил имя в честь какой-либо исторической фигуры. Например, Наполеон — ВФЛЭ, это сильный волевой человек действия (В), глубоко практичный и материалистичный (Ф), скептик (Л) и человек с почти атрофированными эмоциями (Э). Наполеон скорее склонен принимать решения и идти напролом, чем анализировать и сочувствовать. Для руководителя сильная воля — значительный плюс. Но непробиваемая уверенность в себе и отстранённое отношение к окружающим могут обернуться проблемой.
Нет плохих типов: есть пазлы людей с разными личностными качествами. В зависимости от того, насколько они смогут гармонировать, настолько смогут и эффективно работать. Например, я управленец с волей на первом месте, поэтому стараюсь не брать в непосредственное подчинение менеджеров, у которых воля также в первой позиции. Рано или поздно наши воли начнут сталкиваться и «искрить»: споры будут проходить не в режиме достижения истины, а по принципу, кто кого перебодает. Гармония наступает тогда, когда позиции перекрещены — первая и четвёртая, а главное, вторая и третья. То есть люди со второй волей хорошо сочетаются с людьми с третьей волей. Вторая логика хорошо работает с третьей логикой.
Прелесть метода Афанасьева в том, что его можно использовать сразу после ознакомления с ним, достаточно внимательности и практики наблюдения за людьми. Постепенно привыкаешь определять, какие функции находятся в сильных, а какие — в слабых позициях.
2. Типы руководителей по Адизесу
Эксперт по эффективности бизнеса Ицхак Адизес создал метод, который помогает выявить качества руководящих работников и принять соответствующие кадровые решения. Он считает, что в бизнесе существует четыре типа менеджмента (и менеджеров). Для каждого этапа в жизни компании и для каждого направления работ доминирует свой тип руководителя, а вместе они создают идеальную команду:
1. Предприниматель способен придумывать и успешно внедрять новое, у него всегда много планов и идей. Предприниматели нужны на старте, они обеспечивают прорывы. Также они пригодятся, когда понадобится вести за собой команду в сложные времена. Но в корпорациях они могут быть деструктивны, потому что предпринимателю нужны эксперименты, а в большой компании ценится процессность.
2. Администратор — это тот, кого у нас обычно называют «крепкий хозяйственник». Он ориентирован на организацию процессов, поэтому без него никуда: кто-то должен вести операционку, договариваться с контрагентами, руководить секретарём. В стартапе такой человек может быть отличным замом предпринимателя.
3. Производственник увлечён исключительно созданием товаров и услуг, поэтому ему надо дать возможность спокойно пилить продукт, творить практически в вакууме.
4. Интегратор наводит мосты: он формирует единые ценности, объединяет команду и помогает всем договориться. Когда компания вырастает до 100–150 человек, как наша «Нетология-групп», эта функция очень важна. Особенно когда часть коллектива вошла в компанию единовременно — при слиянии, например.
Конечно, в каждом управленце есть задатки всех четырёх типов, вопрос — какой из них развит больше. Человек может быть на 10% предприниматель, на 5% администратор, на 10% производственник и на 75% интегратор. Полезно знать, как эти четыре функции распределяются в вас и в ваших управленцах. Порой анализ по Адизесу даёт возможность понять, что недостатки, с которыми вы бились в том или ином менеджере, — не недостатки вовсе, а яркое доминирование в нём одной из функций. И при некоторой коррекции должностных обязанностей или смене профиля работы этот менеджер покажет драматический рост эффективности: так, одном из проектов я перевёл директора по маркетингу в руководителя HR, и он показал себя лучшим интегратором, чем предпринимателем.
Пригодится этот метод и для постановки задач самому себе. Я прежде всего предприниматель и интегратор, довольно средний производственник и из рук вон плохой администратор. Разумеется, свои слабые стороны я стараюсь восполнить компетенциями коллег.
3. Модель спиральной динамики
В этой системе каждый этап личностного роста человека характеризуется определённым набором ценностей, убеждений, приоритетов. Это напоминает пирамиду Маслоу, только применительно к практической психологии. Уровни спиральной динамики таковы:
1. Бежевый — уровень каменного века, приоритет — выживание любой ценой.
2. Фиолетовый — человек полностью подчиняется интересам группы, приоритет — интересы сообщества.
3. Красный — жёсткий авторитаризм, «закон джунглей», приоритет — сильная личность как мерило всего.
4. Синий — подчинение власти и порядок, приоритет — система во всём.
5. Оранжевый — рационализм, частное предпринимательство, приоритет — собственное благо.
6. Зелёный — акцент на рациональном гуманизме, толерантности, стабильности, приоритет — прагматичный win-win.
7. Жёлтый — переосмысление жизни, сомнение в ценностях мира потребления, приоритеты — внутренняя гармония и гармония с миром.
8. Бирюзовый — уровень просветления до уровня Ганди и тибетских мудрецов. Встречается крайне и крайне редко.
Если понимать, на каком уровне находится собеседник, проще найти с ним общий язык, выявить способы мотивации сотрудников или людей за пределами компании. Например, большинство молодых линейных сотрудников — «фиолетовые» и «красные», они воспринимают язык силы. Часто и продажники первого уровня «красные». Но это не значит, что таких людей нельзя брать в команду, с возрастом они могут перейти на «синий» уровень восприятия мира и выше.
Управленцы и предприниматели часто начинают с «красного», особенно в малом бизнесе. Дальше они эволюционируют до «оранжевого», «зелёного» и «жёлтого» — кого насколько хватит. К слову, с точки зрения предпринимательства «жёлтый» уровень проблемный: при росте до него у человека возникает вопрос о смысле жизни и ценности предпринимательства, именно на этом витке спирали бизнесмены порой уходят в дауншифтинг.
4. Психотипы по мотивам славянских практик
Этот метод я встретил в книге Дмитрия Агарунова «Бизнес в стиле Ж». Суть его предельно проста. Все люди по их отношению к работе делятся на четыре типа — «овцы», «волки», «паразиты», «хозяева».
«Овцы» боятся ответственности и вообще работы, считают, что всему виной обстоятельства и другие люди, но не они. Единого решения для управления «овцами» нет. На кого-то надо будет накричать, а кого-то похвалить.
«Волки» неспособны к созидательной работе, они всегда только за себя. Их влияние в некоторых случаях может быть опасным для компании, поэтому за ними надо следить.
5. «Паразиты» — нытики и имитаторы работы. От них нужно срочно избавляться.
Лучший психотип командного игрока — это «хозяин». «Хозяин», даже будучи наёмным сотрудником, считает дело, которым занимается, по-настоящему своим. Он не тяготится мыслью о том, что «работает на дядю», он искренне увлечён тем, что делает. Но таких людей немного, и найти их — большая удача. При этом психотипы могут меняться, «овцы» могут вырасти в «хозяев», а «хозяева» — загрустить и трансформироваться в «паразитов».
6. Пять языков любви
Консультант по взаимоотношениям Гэри Чепмен учит, что каждый человек отдаёт наибольшее предпочтение одному из пяти «языков любви»: словам одобрения, уделённому времени, получению подарков, служению делами, физическим прикосновениям. Понимание «языка любви» человека полезно для повышения психологического комфорта в коллективе и эмоционального комфорта особо ценных сотрудников. Если выяснить, что сотрудник любит больше, он почувствует любовь компании: это добавит лояльности и скажется на производительности.
Я знаю об одном практическом внедрении метода Чепмена в российской компании. Сотрудники Gameland Дмитрия Агарунова ходят в офисе с беджами с указанием предпочитаемого «языка любви». Бедж как бы говорит: «Лучший способ договориться со мной — это …» По словам Агарунова, тем, кто хочет улучшить отношения, становится намного легче взаимодействовать.
7. Идеальная команда
Если представить себе команду мечты, то это будет выглядеть так. Люди на управленческих позициях чётко распределены в соответствии с концепцией Адизеса — предприниматель, администратор, производственник и интегратор. У всех психология «хозяев» по Агарунову, и они хорошо совпадают по психотипам Афанасьева — как пазлы, пересекаются вторая и третья или первая и четвёртая позиции. А по спиральной динамике все находятся на высоком уровне — «оранжевый» и «зелёный». И вы или ваш HR знаете, как вознаградить каждого одним из «языков любви».
Методов типизации личностей очень много, и я наверняка знаком не со всеми. Но мне не это нужно. Простота, практическая применимость в бизнес-ситуациях — пожалуй, этому критерию отвечает лишь небольшое число методик, которые я выбрал и использую. Теперь их знаете и вы.