Макошино Полетье. Ой, ты Осень-чаровница! Чаровница щедрая: Напоила всласть живицей Спелые соцветия. Приласкала Мать-землицу, Растрепала ветрами Да одела в багряницы Макоши полетие. В золочёны половицы Травы безмятежные Заплетены мастерицей, Рученьками нежными. Над студёною криницей Всё туман серебряный Навязала кружевница С облаков да северных. С перелесною зарницей Да зарёй рассветною Прилетала Жарой-Птицей, Птицей заповедною. Макошино Полетье — «старое бабье лето», череда Святодней, посвящённых Богине Макоши-Прародительнице, последние тёплые дни лета, отмечаемые с 1 по 7 сентября. Мокошь (Макоша, Могущ, в некоторых источниках – Велесыня) – древнеславянская богиня судьбы, плодородия и семейного очага (семейного счастья). В ее руках сосредоточены нити жизней всех живых существ (в том числе и богов). Она держит в руках полотно мира, на котором из нитей-жизней она сплетает замысловатые узоры. Макошь знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых воплощений. Она требует, чтобы человек следовал предначертанному пути. Макошь также почиталась как богиня гаданий и волшебства, покровительница священных колодцев и точек силы. Она – апофеоз женственности, материнства. Это образ Матери Сырой Земли. Как мать она рождает, но по окончании земного пути – поглощает в себя. В ведении Макоши также находится покровительство женскому плодородию и материнству, урожайности, достатку в доме, и всяческим женским работам – особенно прядению, рукоделию, ведь она – защитница и покровительница хозяек и жен. Начинается бабье лето. На этот день приходится удивительный славянский языческий обряд - похороны мух и тараканов. Традиция, надо сказать, важная с точки зрения гигиены. Потешные похороны устраивали девушки. Для этого вырезали из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. И сажали в гробики горсть пойманных мух, закрывали их крышечками и «торжественно» (а иногда с плачем и причитаниями) выносили из избы, чтобы предать земле, дабы насекомые оцепенели на время зимы. В ритуал входил выгон мух из избы – размахивали полотенцем и приговаривали: «Муха по мухе, летите мух хоронить» или: «Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь». Обычай хоронить мух и тараканов охватывал весь север России и был похож, как две капли воды. И только в некоторых местах вместо полотенца изгоняли мух, размахивая штанами, в полной уверенности, что это средство гораздо сильней, поскольку у мухи, выгнанной мужскими портками, навсегда отбивается охота возвращаться обратно в избу. В народе говорили: «Убить муху до Сёмина дня – народится семь мух; убить после Сёмина дня – умрет семь мух». Смысл обряда заключается ещё и в том, что во время похорон мух девушкам устраивали смотрины. Так как приближалась осенняя пора свадеб, называется она свадебная неделя, начинается с Семёнова дня, заканчивается в конце ноября. Смотрины проходили под песни. Например, в Тверской области пели: Таракан дрова рубил, Комар водушку носил, В грязи ножки увязил. Вошка парилася Да ударилася Ненароком – Правым боком: Ребро вывихнула. Клопы подымали, Живот надорвали. Простенький рецепт, чтобы в домах не водились тараканы. Не жужжали мухи. Не скакали блохи. До наших дней дошли народные пословицы и народные приметы, посвящённые сему дню: "Семен-день - севалка с плеч!", "Семен-день - и семена долой!", На Семен-день до обеда сей-паши, а после обеда на пахаря вальком маши!", "Счастливое новоселье - сухая осень, коли на Семена сухо!", "Бабье лето ненастное - осень сухая". По старому традиционному календарю, этот день приходился на 1 сентября (по-новому приходится на 14 сентября) и был началом нового периода жизни. С этот дня начинались первые холода. Это день запашек (заделка в почву органических удобрений (навоз, торф, компост, зеленые удобрения и т. п.) и семян культурных растений) – опахивания полей для ограждения от нечисти. Если луга в этот день опутаны тенетником, если гуси гуляют стадами, если скворцы не летят – то вся осень будет сподручной для деревенский работ. Начинали мять и трепать пеньку, молотить лён и начинали ткать, которые обыкновенно производятся женщинами на открытом воздухе, затевали супрядки – посиделки, на которых и пряли. В пору двоеверия на Руси 1 сентября отмечали день Симеона Летопроводца. В народе о сём говорили: «Семён лето провожает, бабье лето начинает».
Семейная мастерская Ольги Торсуновой
:Ольга Торсунова
1-7 сентября.
Макошино Полетье.
Ой, ты Осень-чаровница!
Чаровница щедрая:
Напоила всласть живицей
Спелые соцветия.
Приласкала Мать-землицу,
Растрепала ветрами
Да одела в багряницы
Макоши полетие.
В золочёны половицы
Травы безмятежные
Заплетены мастерицей,
Рученьками нежными.
Над студёною криницей
Всё туман серебряный
Навязала кружевница
С облаков да северных.
С перелесною зарницей
Да зарёй рассветною
Прилетала Жарой-Птицей,
Птицей заповедною.
Макошино Полетье — «старое бабье лето», череда Святодней,
посвящённых Богине Макоши-Прародительнице, последние тёплые дни лета,
отмечаемые с 1 по 7 сентября.
Мокошь (Макоша, Могущ, в некоторых источниках – Велесыня) –
древнеславянская богиня судьбы, плодородия и семейного очага (семейного
счастья). В ее руках сосредоточены нити жизней всех живых существ (в том числе
и богов). Она держит в руках полотно мира, на котором из нитей-жизней она
сплетает замысловатые узоры.
Макошь знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых
воплощений. Она требует, чтобы человек следовал предначертанному пути.
Макошь также почиталась как богиня гаданий и волшебства,
покровительница священных колодцев и точек силы. Она – апофеоз женственности,
материнства. Это образ Матери Сырой Земли. Как мать она рождает, но по
окончании земного пути – поглощает в себя.
В ведении Макоши также находится покровительство женскому
плодородию и материнству, урожайности, достатку в доме, и всяческим женским
работам – особенно прядению, рукоделию, ведь она – защитница и покровительница
хозяек и жен.
Начинается бабье лето. На этот день приходится удивительный
славянский языческий обряд - похороны мух и тараканов. Традиция, надо сказать,
важная с точки зрения гигиены.
Потешные похороны устраивали девушки. Для этого вырезали из
репы, брюквы или моркови маленькие гробики. И сажали в гробики горсть пойманных
мух, закрывали их крышечками и «торжественно» (а иногда с плачем и
причитаниями) выносили из избы, чтобы предать земле, дабы насекомые оцепенели
на время зимы.
В ритуал входил выгон мух из избы – размахивали полотенцем и
приговаривали: «Муха по мухе, летите мух хоронить» или: «Мухи вы мухи, Комаровы
подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь».
Обычай хоронить мух и тараканов охватывал весь север России
и был похож, как две капли воды. И только в некоторых местах вместо полотенца
изгоняли мух, размахивая штанами, в полной уверенности, что это средство
гораздо сильней, поскольку у мухи, выгнанной мужскими портками, навсегда отбивается
охота возвращаться обратно в избу. В народе говорили: «Убить муху до Сёмина дня
– народится семь мух; убить после Сёмина дня – умрет семь мух».
Смысл обряда заключается ещё и в том, что во время похорон
мух девушкам устраивали смотрины. Так как приближалась осенняя пора свадеб,
называется она свадебная неделя, начинается с Семёнова дня, заканчивается в
конце ноября. Смотрины проходили под песни. Например, в Тверской области пели:
Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком –
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали.
Простенький рецепт, чтобы в домах не водились тараканы. Не
жужжали мухи. Не скакали блохи.
До наших дней дошли народные пословицы и народные приметы,
посвящённые сему дню: "Семен-день - севалка с плеч!",
"Семен-день - и семена долой!", На Семен-день до обеда сей-паши, а
после обеда на пахаря вальком маши!", "Счастливое новоселье - сухая
осень, коли на Семена сухо!", "Бабье лето ненастное - осень
сухая".
По старому традиционному календарю, этот день приходился на
1 сентября (по-новому приходится на 14 сентября) и был началом нового периода
жизни. С этот дня начинались первые холода. Это день запашек (заделка в почву
органических удобрений (навоз, торф, компост, зеленые удобрения и т. п.) и
семян культурных растений) – опахивания полей для ограждения от нечисти.
Если луга в этот день опутаны тенетником, если гуси гуляют
стадами, если скворцы не летят – то вся осень будет сподручной для деревенский
работ.
Начинали мять и трепать пеньку, молотить лён и начинали
ткать, которые обыкновенно производятся женщинами на открытом воздухе, затевали
супрядки – посиделки, на которых и пряли.
В пору двоеверия на Руси 1 сентября отмечали день Симеона
Летопроводца. В народе о сём говорили: «Семён лето провожает, бабье лето
начинает».