ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ

ЖИЛКОМБИНАТ СЕВМОРЗАВОДА
В 1930 году в Севастополе на участке площадью в 14,2 тыс. м2 приступили к строительству жилого дома, состоящего «из пяти отдельных корпусов разной этажности (от 4 до 5 этажей) вызванной неправильностью рельефа участка».

ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ - 894596513982
Корпуса «А» и «Г» жилищного комбината № 1 Севастопольского морзавода.
Большая Морская улица, 50  Дата: 1931

                                Архитектор Жилкомбината Севморзавода
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ - 894596578750
                                            Врангель Михаил Александрович

Общая площадь застройки составляла 6250 м2, жилая площадь 
                            во всех корпусах – 11838, 89 м2. 

В 137 квартирах и 209 отдельных комнатах жилкомбината должны были поселиться от 1315 (при норме 9 м2 на человека) до 1972 (при норме 6 м2 на человека) рабочих Севастопольского морского завода, ответственных                            партийных работников, военнослужащих Черноморского флота. 
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ - 894596972478
Корпус «Б» [Жилкомбинат Севморзавода], улица Очаковцев, 39
После войны полностью перестроено

Во всех корпусах было предусмотрено централизованное пароводяное отопление от котельной, размещенной в центральном корпусе. Подача пара 
от четырёх паровых котлов низкого давления подводилась к бойлерам 
                                     в подвале каждого корпуса.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ - 894596746942
Корпус «В» [Жилкомбинат Севморзавода], Большая Морская улица, 52
Дата: 1931

В центральном корпусе размещались ясли на 60 детей в возрасте от шести месяцев до четырёх лет, столовая с кухней, библиотека, читальный зал, красный уголок, центральная котельная со складом топлива и цейхгаузом. 

Для яслей предусмотрели два отдельных входа, полную изоляцию от других блоков здания, террасу для сна на свежем воздухе в самой спокойной 
                                        части жилого массива. 
Столовая на 3000 человек одновременно обедающих имела три самостоятельных входа, вестибюль, помещение для верхней одежды, причем живущие в центральном корпусе жилкомбината могли попадать туда, не выходя из здания.  К столовой непосредственно примыкал читальный зал, 
                                       библиотека, красный уголок. 

Частично в цокольном и первом этажах, но, в основном на 2, 3, 4 этажах центрального корпуса согласно заданию располагались жилые комнаты площадью в среднем 18 м2. Для каждой группы комнат (от 8 до 23) были оборудованы «мужские и женские уборные, примусные помещения, 
помещения для верхней одежды, комнаты дежурных и общие комнаты.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ - 894596889278
Корпус «Г» [Жилкомбинат Севморзавода], улица Адмирала Октябрьского, 1

В так называемых уличных корпусах были спроектированы трёх-четырёхкомнатные квартиры с отдельными кухнями и уборными, с отдельным выходом на лестничную площадку (по 2 квартиры на 1 площадку).

В здании дворового корпуса размещались 32 душевые кабины, баня на 25 одновременно моющихся, прачечные ручная и механическая. 

Производительность механической прачечной, в которой были предусмотрены дезинфекционная камера, приемная для приемки грязного белья с лифтом на первый этаж в замоченную, сушильня, штопальная, гладильная, разборочная комнаты, помещения для хранения и выдачи белья, составляла 400 кг белья 
в день из расчета по 3 кг на человека. 

Рядом с механической прачечной была запроектирована и большая прачечная для индивидуального обслуживания с четырьмя кабинками, оборудованными стиральными машинами, сушильней и гладильней.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ - 894597094334
Корпус «Д» [Жилкомбинат Севморзавода], улица Шмидта, 4
После войны полностью перестроено

Для обеспечения циркуляции воздуха в данном жилом массиве предусмотрели разрыв между корпусами по ул. Шмидта (около 24 м) и по ул. Карла Маркса (около 48 м). 

Предусмотрел архитектор и большую вероятность, в силу острой нехватки жилья, заселения в одну квартиру нескольких семей, и особое внимание 
уделил конструкции «переборок, которые по возможности, должны быть наименее звукопроводимы».

СПРАВКА:  Михаил Александрович Врангель ввиду острой нехватки лесоматериалов предложил строить их из гипсолита с двухсторонней штукатуркой.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ - 894597190846
Фрагмент немецкой аэрофотосъёмки 1941 г.

В годы Великой Отечественной войны все здания, расположенные 
        на территории квартала жилкомбината, были разрушены.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ - 894597269950
Вид на Севастополь после Великой Отечественной войны. 
    В центре – разрушенные корпуса жилкомбината СМЗ.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ - 894597290174
Корпус «Г» [Жилкомбинат Севморзавода], 1941 год.

В 1946-1947 гг. архитекторы Ленинградского отделения Всесоюзного треста «Горстройпроект» А. С. Уразов и А. М. Хабенский по заказу Севастопольского морского завода им. С. Орджоникидзе разработали проект «восстановления Жилкомбината № 1 завода № 497 в г. Севастополе по ул. Б. Морская № 50/60».
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ - 894597314494
Корпус «В» [Жилкомбинат Севморзавода], Большая Морская улица, 52
Дата: 1944 год

Изначально было принято условие, что «планировка кварталов в значительной своей части предопределена существующей, подлежащей восстановлению, застройкой».
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ - 894597387966
На момент разработки проекта в 1947 году на участке площадью около 4 га 
с перепадами высоты над уровнем моря от 26 до 42 метров, «на месте 4-х и 5-ти этажных домов Жилкомбината и 2-3-этажных домов по ул. Восставших и Очаковцев», как здания, «пригодные к восстановлению», указываются «корпуса «А», «Б», «В», «Г», «Д», котельная, баня прачечная и трансформаторный киоск».
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ - 894597396158
Проектным заданием было предусмотрено восстановление «корпусов «В» и «Г» в прежних кубатурах, корпуса «А» с уменьшением боковых крыльев, корпуса «Д» с уменьшением длины за счет разрушенных частей здания, корпуса «Б» 
с пристройкой трехэтажной части по Очаковской улице и трансформаторного киоска».
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ - 894597432254
реконструкция Корпуса «А»  Большая Морская улица, 50
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ - 894597468094
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ - 894597471678
Источник: М. Г. Соловьёва, «Севастополь я знаю, люблю и отдал ему все свое лучшее время – труд» (К вопросу о севастопольском наследии гражданского инженера – архитектора М. А. Врангеля).

#ТурПоСевастополю

Комментарии